Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Дао писателя. Часть шестнадцатая: охота на простодушного

tablica-vyrazhenij

— Да, думаю, мы с ним поладим. К какой расе он относится?
— Это павший ангел.

Недавно прочла — ну как прочла? просмотрела — фикерскую повесть о большом критике (как его себе представляет аффтар), награжденную за грамотность. А что вы себе думаете, в фанфикшене тоже премируют за грамотность! Аффтар гордится тщательным бетингом настолько, что прямо в шапке пишет: "Я не включаю ПБ (публичную бету — предложения читателей поправить ту или иную ошибку) не потому что мне наплевать на ошибки, просто не хочу вас вводить в заблуждение, таким образом я правки все равно не вношу. Не нужно мне писать в личку и грозить всеми карами небесными, чтобы я покаялась за найденные вами опечатки. И огромная просьба уважайте работу моих бет, я понимаю вы можете считать себя умнее и грамотнее меня, их, господина Розенталя или даже Господа Бога, но вряд ли своими подкатами вы вызовете у меня позитивные эмоции". Особенно последняя фраза умиляет, с не проставленными где надо запятыми. Чувствуется, что аффтар-то невеликий грамотей, но на бет надеется, как на господа бога (и да, я пишу "бог" и "господь" со строчной намеренно).

Целый коллектив бет, награда за грамотность, гордый аффтар, который презирает "публичную бету"... А результат — тройка по русскому языку, троечка. И то с натяжкой.

Грамотность, как я не раз говорила, имеет разные уровни. Тот, за который дают награды на фикерских сайтах — школьный, класса эдак восьмого. В девятом уже было бы неловко писать "симпатизировал к", "обнародовал ему", "скучал за их ужинами", "кто бы не учил", "все также недоволен", "посмеялся с нелепого вида" ("я с вас смеюсь"), ну и, само собой, "(не)лицеприятный" в смысле "(не)приятный", а не в смысле "объективный/субъективный". Пунктуация — отдельный пункт, извините за каламбур: "внутри шел отсчет новой недели и новой порции адреналина впрыснутого в кровь", "от этого, желание увидеть настоящие эмоции на твоем лице, просто убивает меня", "нежелание впустить еще кого-то в свою жизнь, продолжает делать его нелюдимым", "ноги дрожали как желе". Без запятой перед "как" выражение получает знание "в качестве". "Нас использовали как щит". А здесь ноги в качестве желе, причастный оборот без запятой и запятые, выделяющие непонятно что в качестве вводного слова/оборота.

В программу публичной проверки правописания сыплется множество предложений поправить слова, фикридерам, по их невежеству, незнакомых: вместо "споро" — "скоро", вместо "чалый" — "алый" и тому подобное. Эффект Даннинга-Крюгера и ворда, подчеркивающего красным все слова, незнакомые ему (опять-таки по невежеству). Кто бы подсказал и аффтару, и его бетам правила орфографии и пунктуации, которые они нарушают (пусть не в каждом предложении, а пару раз на одну машинописную страницу)? По моему мнению, для писателя, пусть и самодеятельного, ошибок в повестушке многовато. Награждать тут нечего, что бы аффтар о себе ни возомнил. Замечу, что фикеры и самиздатыши написали бы эту фразу как "награждать тут не чего, чтобы аффтар о себе не возомнил", превратив вполне осмысленное высказывание в бессмыслицу. И не увидели бы различия, хоть заставь их сто раз перечитать правильно и неправильно написанное — ворд же ничего не подчеркивает? Значит, усё намана, намана усё.

Как, скажите, с такой выученной беспомощностью натягиваться на требования литературного языка и художественного уровня?

Итак, простодушный автор верит, что его "группу поддержки" есть за что уважать: они же его друзья и бескорыстные помощники! Он не задается вопросом, отчего мы, читатели, глядя на усыпанные ошибками строки, должны уважать его друзей и помощников, впендюривших на сайт плохо вычитанный текстик. Увы, простодушие и вера в дружбу не заменит дотошности, профессионализма и пресловутой грамотности, о которой я столько пишу (и которая, признаем этот факт, умирает). Тот, кто безнадежно глуп, верит, будто ему поможет программа проверки правописания и виртуальные курсы повышения грамотности. Кто глуп не безнадежно, рассчитывает на бету, не понимая: бета такой же сетевой графоман, как и он сам. С тройкой по русскому языку.

Понимаю, мое трепетное отношение к грамотности писателей и критиков тяжело выносить людям, плохо знающим эту дисциплину. Послушайте меня, любители рассказывать, какая фигня согласование слов в предложении, а главное, запятые, которые "опытный редактор расставит за полчаса". Редакторы и корректоры стоят денег — и, как правило, немалых. Не они ли вам на этапе заманухи вещают, сколь восхищены вашим писевом и готовы работать над ним бесплатно? Не обольщайтесь, в конце концов вам такой счет выкатят, что останется только описаться от изумления. Или жениться на благодетеле.

Я не раз писала о том, что уважения к писательскому инструментарию от младоаффтаров не дождешься. Именно из неуважения к литературному языку вышли орды шнягоделов, лабающих корявописево с пасхалками из компьютерных игр. Эти дикие орды пейсателей искренне верят (до первых пиздюлей), что легко заставят грамотного, толкового специалиста читать и править их муйню, доводя полное говно до полного совершенства. Их заблуждение поддерживают людишки, у которых в головах вместо мозгов сахарная вата с вкраплениями благостного вранья. Правда, среди этих людишек попадаются и засадные хищники. И охотятся они на людей простодушных.

Вы что думаете, пейсатели, коли вас вымело на информационное поле в количестве сотен тысяч амбициозных, но беспомощных и беззащитных, никто не задумается, каким бы способом вас поиметь? Не надейтесь, вы — дичь с того самого момента, как ваше поголовье стало расти и умножаться, а ваша готовность заполучить себе личную бету достигла уровня "могу и заплатить".

Но вначале поговорим о простодушии. Психолог М.Е. Бурно так описывает этот характер: "Это распространенный в России тип органического акцентуанта, по-своему интеллигентного и благородного. Огрубелость души в отношении этих людей — слишком резкое слово. Уместней говорить об опрощенности, духовной ограниченности, простодушии. При этом нельзя однозначно сказать, что эта опрощенность хуже рафинированной духовной тонкости. Скорее, речь идет об ином качестве души.

Простодушие проявляется как искренность, доверчивость, бесхитростность, душевность, доброжелательность, скромность, своеобразная душевная чистота. С простодушием малосовместимо коварство, мстительность, фальшь, искусственность, извращенность. Как интересно заметил про простодушных один из участников моего семинара по характерологии: «Может быть, им чего-то и не хватает, но в них нет ничего лишнего».

Этот характер имеет свое отражение в образе Иванушки-дурачка русских народных сказок. В отличие от своих старших братьев он не напряжен корыстью, живет легко и просто, так, что жадные братья его считают дураком. Однако, когда нужно спасти царевну, он оказывается самым смекалистым, смелым и благородным, и никто его уже дураком не назовет. Обычно он всегда выходит победителем, и, как хочется того простому народу, все заканчивается для Иванушки счастливым концом (в жизни, увы, все часто для простодушного не так хорошо — отсюда и рождается потребность в сказке).

Простодушные люди часто бывают интуитивно практичными, смекалистыми, находчивыми. Смекалистость обычно противостоит аналитичности тем, что в ней много практичности и мало теоретичности. В аналитичности же наоборот. Часто аналитичный человек способен прочесть лекцию о природе электричества, но не может починить обычную розетку, в случае с простодушным — все наоборот
".

Милые люди, очень приятные в... реале. В вирте они невыносимы, потому что здесь царит слово, то бишь аналитичность, а не рукастая смекалка. Виртуальность жестока к простодушным. К тому же ни в вирте, ни в реальной жизни Ивана-дурака не спасают ни Василисы Премудрые, ни говорящие серые волки. Наоборот, Кощей или Баба-яга запросто берут дураков в оборот и заставляют петь со своего голоса. Примерно то же происходит в нашей многострадальной литературе.

Про издателей я столько всего писала, что повторяться лень. Скажу про сформировавшееся в Сети пищевое звено, угнездившееся аккурат между издателями, верхушкой пищевой пирамиды — и писателями, крилем и планктоном этой системы. Хищники они мелкие, а денег хотят больших. И платить бабло придется вам, МТА. Рано или поздно самые амбициозные графоманы придут на мастер-классы, на платную правку своей ахинеи. Сейчас вы пытаетесь развести на бесплатные отзывы таких, как я, надеясь, что из моей беспорядочной ругани удастся надоить лайфхаков для сетератора, а то и для полноценного литератора. Ага. Щас.

Вы думаете, как думают фикеры, пишущие посвящения читателям (цитаты, это всё цитаты): "надеюсь увидеть ваши отзывы, которые смогут дать мне силы писать дальше фанфик. Не слешь это наркотик, на который подсядешь и хрен соскочишь. Эх. Надеюсь слеешь меня не пленит. Я не против критики. Но мягкой. Иначе я очень долго буду приходить в себя от резкой критики. Первый раз приходила полгода и неважно, что это были стихи. Я хочу меняться в лучшую сторону. Бету найдем. У меня, к вам читатели большая просьба про мое умение грамотно писать не чего говорить не надо. Я и так знаю. Что у меня с этим все плохо. Я вас люблю. Но указывать на ошибки можете". Вы готовы меняться в лучшую сторону, но намерены обойтись без жесткой критики, а заодно без зубрежки скучной грамоты. Бету найдем — и хватит изменений. А несколько бет и вовсе обеспечат тонкое душевное устройство графомана всем необходимым.

Естественно, в Сети пока до фигища бесплатных бет, правящих кое-что и кое-как, их правки хватает, чтобы получить собачью розетку от родного фандома. Но учтите, дорогой сетевой криль, чем больше вас плавает в инете с вашим писевом, тем больше будет всплывать предложений в духе "Отбечу недорого". Профессиональный редактор, способный разобрать тщательным образом и фикопорево, и мейнстрим, вам, само собой, не по карману. Вам подойдет фармазон, который наскоро поправит "зыпитые", даже не объясняя, чем именно плох отбеченный текст.

Учтите: жулик, сколько бы он у вас ни забрал, заберет эти деньги ни за что. В лучшем случае наговорит общих слов, зная, что именно их вы и ждете, а отнюдь не четких указаний, где вы облажались как писатель. И тем более не даст вашему поголовью мастер-классов, после которых вы хоть чему-то научитесь. Вы же его пищевая база. Став грамотным, качественным писателем, вы перестанете доиться. А тех, кто планирует заработать репутацию хорошего учителя и получать все новых и новых учеников, среди фармазонов не бывает.

Все-таки следует различать кулинарные курсы и литературные. Даже на кулинарных курсах вас на собственном опыте научат нож держать, тесто месить, муку просеивать и белки взбивать. Однако вас не научат различать оттенки вкуса в блюде и прогнозировать, какие неожиданные сочетания продуктов выигрышные, а какие провальные. Всю эту красоту вы будете осваивать самостоятельно, методом тыка и последующих катастроф. Так почему, спрашиваю я вас, литература должна раскрыть вам все свои секреты с полпинка, без затрат моральных и интеллектуальных?

Впрочем, большинству из вас, дорогие МТА, следует задать себе неделикатный вопрос: может ли стать полноценным писателем нечто, пишущее фразами: "В общем ранение и пристреленный в ответ Максом абориген (скорее последнее — в отсутствии, за последние 50 лет серьезных столкновений, флот заплыл жирком и заразился избыточным либерализмом, так что подобные действия по своей самообороне, признал, хотя и соответствующими букве устава, но, излишне агрессивными, почему и было решено наградить избыточно инициативного капраза повышением, за спасение остальных членов группы высадки, но наказать почетной ссылкой на край вселенной) — привели его сюда"? Может, подсознание, сопротивляющееся повышению грамотности этого, лучше сознания знает: писателем данной особи не бывать, ходи она по мастер-классам хоть до морковкиных заговин?

UPD. Только что пошла в тот самый ррроман за скриншотом "награды", а ее нету! Сняли. Меня, что ли, прочли? Я думала, мои штудии фанфикшена фикоперам глубоко пофиг - уж сколько раз мне пытались объяснить, насколько фикерам пофиг "антислэшеры" вроде меня. Мол, "всех не раскритикуете", да еще в одиночку. Оказывается, и один в поле воин. Учтите на будущее мой опыт борьбы с графоманией, смертные!
Tags: авада кедавра сильно изменилась, дао писателя и критика, ловушки психики, пытки логикой и орфографией, сетеразм, уголок гуманиста, философское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 128 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →