Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Дао писателя. Часть двенадцатая: о бедном герое замолвите слово

brom_264

Это Сатурний-отец увидал с высокой твердыни
И застонал и, стола Ликаонова гнусный припомнив
Пир, недавний еще, получить не успевший огласки,
Сильным в душе запылав и достойным Юпитера гневом,
Созвал богов на совет. И не медлили званые боги.
Публий Овидий Назон. Метаморфозы

Поговорим о теории искусства, области сложной, требующей больших знаний, но, как все неприкладные сферы знания, коммерчески невыгодной, а потому захиревшей. Я не раз говорила, что вместо полноценной теории искусства нам то и дело пытаются предоставить услуги то полуграмотных маркетологов, то столь же малообразованных технарей. Гордость этих особей хомо от того, что они "физмат кончали" (если у кого-то после подобных заявлений остается иллюзия, что он общается с человеком образованным — его проблемы), в гуманитаристике оборачивается самыми мракобесными и шизофреническими теорийками. Почему? Да потому, что точные науки абстрактны, а искусство конкретно, даже в теории. Бог гуманитаристики в деталях, а дьявол — в их отсутствии.

В силу этого расхождения формальный подход что физика, что маркетолога (заявления Фроловых: "В отличие от научной фантастики, фэнтези называется жанр художественной литературы, путём фантастического допущения моделирующий принципиально вымышленный мир, исключительно эмоционально воспринимаемый на уровне наглядно-образного или наглядно-действенного мышления, то есть в рамках самых примитивных типов мышления" или маркетологов, безымянных и безмозглых: "публика любит вампиров, значит, будет читать о вампирах и через стопицот хреновых книг после успеха очередного бестселлера" по сути одинаковы) ни на комариный чих не приблизит аффтара к столь вожделенному ему Успеху. Зато аффтар может годами читать и слушать сетегуро-мастерклассиков, подсев на их тренинги и статейки, словно на иглу.

Недавно наткнулась на опус аффтарши-похитительницы фрагментов чужих мемуаров для разбодяживания своего как бы исторического опуса. Вороватая аффтарша усердно наставляет начписов, пишет мануалы и пытается прикрыть свой главный "художественный прием" фиговым листком. По ходу дела эта дама цитирует неких Тами Коуден, Каро ЛаФевер и Сью Видерс, якобы написавших книгу "Герои и героини". Почему якобы? Да потому, что узнать, кто это, невозможно, а доверчивая Сеть цитирует исключительно данный фрагмент, опечатка в опечатку (я определенно первая, кто их поправит). Не уверена, что эти личности вообще существуют и что их зовут Тами, Каро и Сью. В цитате в качестве примеров приводится толпа персонажей русской литературы, хотя англичане или американцы вряд ли читали Ильфа и Петрова. Толстого — возможно, но Эл Толстого, а не А Толстого. Они, конечно, могли читать Лимонова, но не Васильева — у каждой страны своя инфосфера, свое культурное пространство. Итак, эта цитата либо фейк, либо беспощадно переиначена.

В ней перечисляются архетипы: "Мужские:

1) Начальник — все контролирует, требует повиновения и уважения. Цель для него оправдывает средства. В качестве примера можно привести дона Корлеоне из «Крестного отца» М. Пьюзо.

2) Плохиш — умен и харизматичен. В прошлом с ним приключилось несчастье и это серьезно повлияло на него. Общество обвиняет Плохиша во всех смертных грехах, но он никогда не оправдывается и никого не пускает в сердце. Плохиш рано становится мужчиной, постоянно бунтует, но его бунт — это средство самозащиты. В душе он добр и несколько сентиментален. Пример: Ретт Батлер из «Унесенных ветром» М. Митчелл.

3) Лучший друг — стабильный, миролюбивый, всегда готов прийти на помощь. Нередко он разрывается между долгом и собственными желаниями. Пример: Кристофер Робин в «Винни-Пухе» А. А. Милна.

4) Очаровашка — креативен, остроумен, постоянно манипулирует людьми. Он может найти ключ к любому сердцу и знает, как ублажить толпу. Очаровашка — актер, он постоянно играет в своем собственном театре. Пример: Остап Бендер в «12 стульях» И. Ильфа и Е. Петрова.

5) Потерянная душа — живет прошлыми ошибками. Ранимый, проницательный, он видит людей насквозь. Он одинок и нелюдим и зачастую не вписывается ни в какое общество. Пример: Эдичка из «Это я, Эдичка» Э. Лимонова.

6) Профессор — весь погружен в работу. Он эксперт — зачастую со странностями. Его кредо: логика и знания. Пример: Шерлок Холмс из рассказов А. Конан Дойла.

7) Искатель Приключений — не умеет сидеть на одном месте. Он бесстрашен, изобретателен и эгоистичен. Его любопытство ненасытно, он ненавидит теорию и всегда хочет докопаться до истины — даже если это сопряжено с опасностью. Он вдохновляет других и самостоятельно решает проблемы. Пример: Джеймс Бонд из «Казино Рояль» Яна Флеминга.

8) Воин — благородный, принципиальный и суровый. Он не знает пощады в погоне за справедливостью. Деньги и власть имеют для него второстепенное значение. Он честен и настойчив. Мстит врагам или спасает красоток. Пример: Эдмон Дантес из «Графа Монте-Кристо» А. Дюма.

Женские:

1) Начальница — требует к себе внимания и уважения. Она резкая, предприимчивая и высокомерная. Пример: царевна Софья из «Петра I» А. Толстого.

2) Соблазнительница — умна и красива, знает, как привлечь внимание мужчин. Она цинична и зачастую манипулирует людьми. Ценит друзей за то, что они могут ей дать. Использует свою привлекательность как оружие. Всегда играет роль. Пример: Лолита из одноименного романа В. Набокова.

3) Отважная девчонка — цельная натура, искренняя, добрая и дружелюбная. У нее отличное чувство юмора, на нее можно положиться. При этом она скептична и совершенно не умеет ценить себя. Ее все любят. В трудных ситуациях она всегда протянет руку помощи. Храбрая и стойкая. Пример: Наташа Ростова из «Войны и мира» Л. Толстого.

4) Безбашенная — эта дама эксцентрична, болтлива и импульсивна. Она склонна преувеличивать, легко отвлекается и верит любому вранью. Дисциплины никакой. К традициям равнодушна. Все хочет попробовать сама и зачастую принимает решения на основе эмоций. Пример: Алиса из «Алисы в Стране чудес» Л. Кэрролла.

5) Белая и пушистая — наивная, трогательная, чистая душа. Ее легко убедить и легко обидеть. Она пассивна и постоянно нуждается в принце на белом коне. Часто влюбляется не в того, защищает себя только в отчаянных ситуациях. Всех понимает и всех принимает. Пример: Золушка из одноименной сказки Ш. Перро.

6) Библиотекарша — умница, книгочей. Настойчивая, серьезная, на нее можно положиться. Она необщительна и старается прятать свои чувства от окружающих. Перфекционист. Считает себя некрасивой и даже не пытается никого соблазнить. Живет в собственном мире, любит учиться. Нередко в ее душе кипят нешуточные страсти. Пример: мисс Марпл из детективов Агаты Кристи.

7) Крестоносец — борется за правое дело. Смелая, решительная, упрямая. Быстро выходит из себя. Увлечена делом и часто забывает о близких. Она не пойдет на свидание, если на тот же день назначен марш протеста. Ее цель всегда важнее личных переживаний. Пример: мать Искры из романа «Завтра была война» Б. Васильева.

8) Утешительница — может справиться с любой задачей. Она утешит, поцелует и даст совет. У нее железные нервы, но она не выносит одиночества. Ей требуется, чтобы в ней нуждались. Лучше всего чувствует себя в семье и среди близких друзей. Легко идет на компромиссы. Часто незаслуженно страдает. Альтруист, идеалист и бытовой мудрец. Пример: Пелагея Ниловна из романа «Мать» М. Горького.

Архетип бывает чистым, а бывает смешанным, с какой-либо доминантой. Например, Оксана из «Ночи перед Рождеством» Н. Гоголя — начальница и соблазнительница. Бывает, что герой постепенно меняет свой архетип: Наташа Ростова начинает как отважная девчонка, а заканчивает в амплуа утешительницы. Архетип не стоит путать со штампами, когда вместо определенного типажа личности мы получаем готовый персонаж с абсолютно предсказуемым поведением".


Мало того, что большинство персонажей не соответствует описанию:
— что такое "стабильный друг" и почему Кристофер Робин весь из себя стабильный? он растет и меняется, как всякий маленький мальчик, а в финале уходит в школу, оставляя игрушки и прежнюю жизнь; обещание, что есть такое место, где "маленький мальчик всегда-всегда будет играть со своим медвежонком" — всего лишь аллюзия памяти о счастливом детстве;
— если вам удастся доказать, что мисс Марпл любит учиться и живет в собственном мире, а не бросила трахаться с женатым учиться в силу преклонного возраста, ибо без учебы знает про соседей больше, чем те сами о себе знают, я съем собственную шляпу в прямом эфире;
— Лолиту эти невиданые знатоки литературы представляют себе не по книге, а по экранизации 1997 года, где героиня показана как вполне половозрелая старлетка, умело кокетничающая с забитым Гумбертом, с преследующим ее педофилом Куилти, с остановившим машину Гумберта полицейским; к набоковской героине эта мелкая шлюха отношения не имеет;
— каких таких красоток спасал Дантес, одержимый исключительно местью? Валентину де Вильфор, попутно сведя с ума ее отца? Гайде, купленную им как вещь, и использованную как оружие? почему он не Потерянная душа и не Плохиш?
Так можно перебрать весь список и обнаружить, что художественные образы попросту не бывают архетипами. Они слишком многогранны, могут менять свой путь, развиваться по ходу повествования — и это не "смешанный архетип" (омайгад, ну что за идиоты...), а самое обычное для искусства развитие образа.

Следовательно, выдуманный непонятно кем и растиражированный малограмотными гуру псевдо-архетип, не обладающий фундаментальным целостным содержимым, но и не способный на развитие и изменение, одинаково плоский в любом произведении, равен штампу, что бы там ни щебетали по сайтикам гуро-мастерапера. Перед вами просто-напросто список штампов, которыми эти ребятки вовсю пользуются и вам предлагают. Не дай бог вы придумаете что-то получше — нафига им сильные конкуренты? Хорошие наставники, чо.

Более того, как человек, имеющий представление о том, что такое архетипы, скажу: постыдились бы, "писателя́". Хоть бы в википедию заглянули, если уж читать Юнга, Большакову и Аверинцева вам запрещает — о нет, не религия, а глупость, лень и невежество. Вы же себя позиционируете как наставников МТА, сообщества-сайтики контентом своим халтурным подкармливаете — а сами, как всегда, воруете черт-те что черт-те откуда. Притом, что загляни вы, повторяю, в википедию, нашли бы там статью "Архетип (литература)". Где сказано следующее: "Литературный архетип — часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в фольклорных и литературных произведениях. По определению Большаковой А. Ю., литературный архетип — это «сквозная», «порождающая модель», которая, несмотря на то, что она обладает способностью к внешним изменениям, таит в себе неизменное ценностно-смысловое ядро... Исследователи приходят к выводу, что термин «архетип» обозначает наиболее общие, фундаментальные и общечеловеческие мифологические мотивы, которые лежат в основе любых художественных и мифологических структур «уже без обязательной связи с юнгианством как таковым»". А также упомянуты так называемые "вечные герои" — Гамлет, Дон-Кихот, Дон Жуан. Не "Потерянная душа, перерастающая в Плохиша, а оттуда в Воина", каких на любом фикбуке тоннами греби, а Гамлет. Чувствуете разницу, начписы и дрочписы ученики мануалописов?

А.А.Фаустов пишет, что архетип может обозначать "универсальный образ или сюжетный элемент, или их устойчивые сочетания разной природы и разного масштаба (вплоть до авторских архетипов)" — и ключевое слово здесь "универсальный". Однако что это значит по отношению к герою, если не штамп, как МТА и их гуру привыкли?

Знаете, почему в начале поста в эпиграфе упомянут Сатурн? Потому что Сатурн — один из древнейших архетипов Отца-пожирателя собственных детей, чьи мотивации могут быть любыми, от родового проклятья до конкурентной политики, главное здесь не мотивы, главное — образ действий. Архетип не впускает в свое "Я" толпу "коллег", дабы разбавить мрачное целостное Эго приключениями и сменой ролей, он этого попросту не умеет. Это персонаж может совмещать в себе Сатурна-детоубийцу, Гермеса-трикстера (а где, кстати, трикстер в этом убогом списке?) и Дона Жуана-сексоголика; архетип этого не может, его дорога предопределена, меняется он только внешне. Архетип известен тем, как он действует, а не рефлексирует. Чтобы описать персонаж, сравнимый по силе с Сатурном, нужно взять в герои безумного тирана — Ивана Грозного, например. В обычном плохом отце может проявиться лишь толика архетипа, лишь его тень. Или Тень с большой буквы, если человек пытается сопротивляться овладевающему им Сатурну. Вот так работает архетип, и психологический, и литературный.

Ну а нам что пытаются подсунуть в качестве архетипа? Более чем средненькую штамповку, корявый перепев с Эверетта Шострома. Вот его типология манипуляторов (написанная, замечу, в 1967 году).

"Диктатор. Преувеличивает свою силу. Доминирует, приказывает, цитирует авторитеты и делает все, чтобы управлять своими жертвами. Его варианты: Настоятельница, Настоятель (Игумен), Начальник, Босс, Младшие боссы.

Тряпка (слабак). Обычно жертва Диктатора, его противоположность. Добивается немалого мастерства во взаимодействии с ним. Преувеличивает свою чувствительность; многое забывает, не слышит, молчит. Варианты: Мнительный, Глупый, Хамелеон, Конформист, Стеснительный, Уступающий.

Вычислитель. Преувеличивает свой контроль. Обманывает, преувеличивает, лжет, старается перехитрить и проверить других людей. Это Делец, Аферист, Игрок, Создатель рекламы, Шантажист, Рассчитывающий все наперед.

Прилипала. Полная противоположность Вычислителю. Преувеличивает свою зависимость. Это личность, жаждущая быть ведомой, дурачимой, предметом забот. Позволяет другим делать за него работу. Паразит, Нытик, Вечный ребенок, Ипохондрик, Иждивенец, Беспомощный.

Хулиган. Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Он Оскорбитель, Ненавистник, Гангстер, Угрожающий. Женская вариация — Сварливая баба.

Славный парень. Склонен преувеличить свою заботливость, любовь, убивает своей добротой. В некотором смысле столкновение с ним более вредно, чем с Хулиганом. Славный парень почти всегда выигрывает. Его варианты — Угодливый, Доброжелательный, Моралист, Человек организации.

Судья. Преувеличивает свою критичность. Никому не верит, преисполнен обвинений, негодования, с трудом прощает. Всезнающий, Обличитель, Собиратель улик, Судебный пристав, Позорящий, Оценщик, Мститель, Заставляющий признать вину.

Защитник. Противоположность Судье. Чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибкам. Он вредит другим, сочувствуя им сверх всякой меры и не давая своим подзащитным встать на ноги и расти самостоятельно. Вместо того чтобы заняться своим делом, готов заботиться о нуждах других. Варианты Защитника: Наседка, Утешитель, Покровитель, Ученик, Помощник, Самоотверженный
".

Теперь понятно, откуда полечку переперли? С типологии манипуляторов. Давай, начпис, описывай Тряпок и Хулиганов, нафига людя́м в душу лезть, нафига раскрывать истинную натуру героев?

Особенно веселит, что наставники начписов поголовно не в состоянии узнать источник заимствования — да что там, элементарного воровства — и, соответственно, не в силах разобраться, что им за системку подсунули. А это, оказывается, системка манипуляторов. Шостром верно говорит: "Манипулятор — личность, вставшая на путь самоуничтожения, которая использует или контролирует себя и других людей в качестве вещей. В некотором роде он присутствует в каждом из нас, поэтому важно знать его черты". Но инженеры душ у нас нынче недоученные, преподавать кидаются задолго до того, как поумнеют. Еще бы! Они же не мастерство преподают, а ободряют графоманов, говоря: мы-то пришли к Успеху — значит, и любой дурак сможет.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, дао писателя и критика, пытки логикой и орфографией, сетеразм, уголок гуманиста, философское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 245 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →