Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Магифрения ан-масс и уицраор по имени Жругр

joy_by_millertanya-d5guom0

Продолжаю развивать тему сугубо профессорской глупости, ибо несущая ахинею интеллигенция (подчас осененная степенями и регалиями) — это моя личная зона уязвимости. Наверное, поэтому осмысление ее кунштюков происходит в три этапа:
— сначала интуиция подает голос и советует навешать люлей за что угодно, лишь бы "диспутант" отвалил;
— потом приходит формальное раздражение нарушением правил дискуссии, попытками манипуляции, мелким троллингом и старческими поучениями;
— и лишь потом случается озарение: вононоче, Михалыч!
То есть разум включается в работу, складывает два и два, возводит двойку в степень — а это значит, что пришлецу-советчику не поздоровится.

Трудно объяснить несведущим людям (впрочем, для меня все, кому не довелось проходить идеологическую обработку в школах и вузах, относятся к категории несведущих), что именно так раздражает в приятных беседах на тему "Почему данный русский гений сдох под забором". Большинство людей привычно к подобным "светским темам" и не видит в них ничего плохого. А заодно не замечает, в каком снисходительном тоне очередное никто и ничто в своем "взгляде и нечто" пишет: да его с самого начала не больно-то читали... Зато меня наизнанку выворачивает и от благостного тона, и от интеллигентского вранья.

Благодаря им, родимым, целые научные школы превращаются в культ карго, он же культ Даров небесных. Происходит это не только потому, что идеология отвоевала в башке у каждого из нас островок и оттуда правит нашим мышлением и поведением, точно мозговой слизень. На деградацию гуманитарных наук также влияет их раздельное существование и развитие, не говоря уж об отчуждении гуманитарных наук от естественных. В результате поле зрения среднего гуманитария сужается до тоннельного синдрома, а исследования — до пересказа уже неоднократно сказанного своими словами или поиска фишечек, чаще всего надуманных. Использованная для этих кунштюков логика из прямой постепенно становится обратной, а там и до магифренического синдрома недалеко.

Впрочем, объясню схему последовательно. А то подозреваю, не все здесь в курсе, о чем речь. Просвещать и я могу, чего уж там. Просто стараюсь делать это, не прилипая к незнакомым людям в чужих ЖЖ, а на своей территории — кому надо, тот прочтет.

Итак, что такое карго-культ? Последний, меланезийский его вариант был основан на вере, что западные товары созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа, а белые люди нечестным путем заполучили это богатство себе. Некогда затянувшееся ожидание доставки грузов самолетами (которые больше не прилетали на покинутую военную базу) привело к тому, что туземцы сперва создали культ самолетопоклонников, а затем принялись возводить из кокосовых пальм и соломы взлетно-посадочные полосы, копии самолетов, а то и аэродромов, надеясь приманить исчезнувшее благополучие. Задолго до культа Даров небесных, в XIX веке, встречались аналогичные верования у американских индейцев, связанные не с самолетами, а с железной дорогой. На островах Папуа в 1922 году возник культ "Безумство Вайлала": здесь ожидали прибытия Призрачного парохода с грузом, а для связи с ним папуасы возводили тростниковые телеграфные вышки с антеннами. Самолетопоклонники по сию пору проводят ритуалы, внешне похожие на действия белых людей, чтобы иноземного добра стало больше и оно бы вернулось к меланезийцам.

Имитируя научное исследование точно так же, как папуасы и меланезийцы имитировали якобы симпатичные самолетам-пароходам вышки и пакгаузы, гуманитарии превращают свой карго-культ в самоцель. Они больше не работают на результат, предпочитая длить бессмысленный процесс — и старательно отвергают всё, что может дать исследователю выход из башни слоновой кости, храма Самой Главной Науки (о эта конкуренция наук!) и прочих священных рощ. Неудивительно, что за дикими установками, не имеющими ничего общего с действительностью, они не видят очевидного. Очевидного любому обывателю без всякой научной степени!

Намедни профессор-благодетель осчастливил меня информацией: "Кондратьев все же очень эзотеричен; у эзотериков изначально более узкий круг читателей, по определению (Скалдин еще вспомнился в этой связи)". Казалось бы, что с этим утверждением не так? Да всё не так, как некогда с принесенным этой же персоной двоичным деревом предков. Это утверждение беспочвенно и безграмотно.

Кондратьева можно считать или не считать эзотериком (многие гуманитарные термины настолько невнятно трактованы, что мне как естественнику их в руки брать боязно — сразу начинают трахать мозг; в итоге никакого дельного разговора, а тем паче научного исследования не проведешь, пока не оговоришь каждое понятие, пляц), но заявление про "по определению узкий круг читателей эзотериков" — это восхитительно. Особенно для меня, чья диссертация, к несчастью для меня, ее автора, содержала в себе дисциплины, смежные с историей искусства — в частности, методы социальной психологии и социальной психиатрии. Это отрасли науки, целью которых является изучение влияния факторов социальной среды на психическое здоровье. Кабы я не занималась социальной психологией, было бы легче пропускать мимо ушей откровенно безграмотные высказывания о том, что коллективное мышление привлекает, а что нет.

Думаю, про мою научную специализацию тоже надо пару слов сказать. А то остохерели попытки некоторых представителей профессорского поголовья общаться со мной, словно с очередной студенткой, голубицей сисястой.

Гуманитаристика обтекаемо называет специализацию, подобную моей, исторической антропологией. Существует направление исторической науки под названием "Новая историческая наука", основанное Люсьеном Февром и Марком Блоком, оно же школа "Анналов". Французский вариант исторической антропологии выделяется тем, что предметом исторической антропологии является история не столько дат, имен и фактов, сколько ментальностей. В России же, как водится, и с этим направлением жопа, и с исторической наукой жопа, не говоря уж об истории искусств, искусствоведения, литературоведения и прочего "ведения", где кого угодно можно представить кем угодно, а собственное невежество прикрыть степенью или званием.

Так вот, согласно социальной психологии и социальной психиатрии (о которых гуманитарии старательно не вспоминают), в коллективное сознание, а главное, в подсознание время от времени возвращается магическое мышление, а за ним и магифренический синдром. Магифрения — это психическое расстройство, при котором в мышлении начинают преобладать идеи и представления магического содержания, противоречащие научным представлениям. Несмотря на статус расстройства, магифрения является массовым явлением и широко распространена в обществе. Кстати, психиатры неоднократно выражали сомнение в правомерности классификации на основании содержания болезненных идей, а не клинико-психопатологических симптомов (короче, пусть воображают себя кем хотят, лишь бы с оружием на людей не бросались). Однако в социальной психиатрии выделение такого понятия необходимо: у возникновения, развития и распространения магифрении есть общие закономерности. Кто-то считает, что "пандемия оккультизма" вызывает массовую магифренизацию населения и надо бы получше следить за общественным здоровьем.

Думаю, с жертвами магифрении сталкивались все без исключения. На непатологическом (психологическом) уровне магическое мышление носит характер стойкого заблуждения. Как правило, это способ переработки стресса, неприятный для окружения, но не опасный. На клиническом уровне магифрения приобретает характер сверхценных или доминирующих идей. Они практически не поддаются коррекции — слишком высока их эмоциональная насыщенность и тесна связь с патологически измененной личностью. Болезнь определяет мышление и весь уклад жизни больного: он ходит по колдунам, экстрасенсам, астрологам, целителям, строит жизнь по их рекомендациям. От самоизнурения диетами, духовными практиками и прочими нагрузками многие переходят в мир иной эзотерических учений, попадают в секты и проч. Многие бросают семью, теряют работу, становятся соучастниками или жертвами преступления "гуру". Умереть без медицинской помощи для сектанта — норма.

Парочку таких повальных магифренических поветрий я пережила. Сама к экрану ладони не прикладывала и за пассами Кашпировского не наблюдала — зато наблюдала, как снесло башку большей половине моих знакомых и родственников. Матери моих близких подруг подавались в секты, в маги, в йоги, некоторые не опомнились до сих пор. Они и сейчас просят меня купить и прислать им чудодейственные книжонки, травки китайские, порошок из драконьих костей — к больной пояснице прикладывать. Я одной такой предложила плюнуть напалмом ей на спину — наверняка поможет, не то что порошок из костей дракона, известка известкой.

Представляете, сколько эзотерической литературы потребляют ширнармассы в период пандемии оккультизма? Думаю, представляете. Недаром Кастанеда, Коэльо и Кроули на слуху у тупейших представителей читательских масс. Кто хоть на самую малость более продвинут, уже тянет в свои произведения мученика Даниила Андреева и пытается применить его в своих целях.

Конечно, большинство людей не дошло до того, чтобы общаться с сатаной и уицраорами его. Даже если они, грешники, собираются в политику. Напоминаю: в "Розе мира" описано, что спрутоподобные уицраоры необходимы для нации на определенных этапах ее развития, иначе страна падет жертвой уицраоров других наций. Эта пакость сущность излучает энергию, которая бессознательно воспринимается людьми и побуждает их к действиям и мыслям, связанным с государством. Уицраор питается излучениями человеческой психики, причем не всем спектром излучений, а исключительно "государственными эмоциями": энергией человеческих масс во время демонстраций и массовых беспорядков гуляний волеизъявлений.

Не кажется ли вам, дорогие френды, что эта идея неоднократно воплощалась даже на вашей краткой памяти? Оранжевые революции, "болотники", демшиза и либерасты кормят уицраоров с рук, называя это информационной войной, манипуляциями общественным сознанием и кучей обтекаемых словес.

Впрочем, у нас студенистая хищная хрень называется иначе. Русских уицраоров, если верить Андрееву, зовут Жруграми. На Руси перебывало целых три. Первый был рожден в первой половине XIV столетия. Его победа над уицраором Монголии стала победой Дмитрия Донского в Куликовской битве и позволила отбить натиск монголов. Чтобы молодой уицраор вступил в силу, ему надо сожрать сердце своего отца, в нашем мире (Энрофе) этой трапезе соответствуют революции. Второй Жругр связан с династией Романовых, он сожрал сердце своего отца в начале XVII века. В нашем мире этому событию соответствовала смена династий и Смутное время. Третий Жругр связан с КПСС и СССР, он сожрал сердце своего отца в 1917 году. Даниил Андреев утверждал, что Сталин имел возможность личного общения со Жругром из своего кабинета, по крайней мере в послевоенные времена. Жругр взвыл от боли, когда Сталин умер.

Долго ли доверчивой публике вдохновиться подобными мифами, а людям циничным, на популярность ориентированным, написать адаптацию мифа для широкой публики? Вот только самые недавние примеры: рассказ В.Пелевина "Операция „Burning Bush“": "Как и положено всякому русскому духовидцу, Андреев-младший провел лучшую часть жизни в тюрьме. В ней он создал грандиозную духовную эпопею „Роза мира“, где переписал историю творения и грехопадения в терминах, более понятных современникам Штейнера и Троцкого. Кое-какие сентенции Андреева о Боге я помнил. Но все дело было, как оказалось, в том, что он писал о сатане, которого называл „Гагтунгр“" — и следом история, как после прочтения "Розы мира" Сталин приказывает устроить в Кремле тайную комнату для вступления в контакт с Гагтунгром ради получения поддержки уицраора. Д.Быков-Зильбертруд тоже не удержался, спер из "Розы Мира" в свой "Остромов, или ученик чародея" систему мироустройства, а личность Даниила Андреева перекрасил в главного героя. Ну, как смог, разумеется. То есть хреново. Так что современные писатели частенько ничего не придумывают — просто пользуются трудами эзотериков. У которых, по мнению пресловутого профессора, "изначально узкий круг читателей" — причем именно потому, что они эзотерики.

Вот вам и обратная логика. Не потому у писателя-мистика-эзотерика-сказителя круг читателей узок, что время написания его произведений может прийтись на смутную эпоху в жизни страны, когда половина населения эмигрирует, идет по этапу, гибнет в войнах, а вместе с людьми гибнут и культурные ценности. Не потому, что сохранившиеся крохи могут попросту не дойти до читателя в списках и "самиздате" (речь не о сайте, надеюсь, вы поняли). И не потому, что эмигрировавшего, неугодного большевикам писателя Софья Власьевна железной дланью забросит за шкаф, чтобы и потомки не нашли... Нет, всё дело в том, что у эзотерика изначально мало читателей!

Такое чувство, что некоторые профессора́ уроки у гэбни брали (когда та еще существовала). И отлично приспособились к замазыванию очевидных преступлений режима против культуры (не замечая, что, собственно, они делают). В частности, теориями про нелюбовь народа ко всякой мистике идеологи пользовались вовсю, с семнадцатого года по... по сей день. Сто лет прошло, а мы всё слушаем эту хню: народ любит в искусстве реалистов-бытописателей, книги "пражызнь" и простое-понятное... Мы слушаем, а издатели шлепают тоннами фэнтези для эскапистов, люди уходят в компьютерные миры с концами, путая явь и выдуманные сеттинги, по улицам бегают чокнутые эскаписты, глядя на мир сквозь смартфоны в поисках летающих уицраоров покемонов. Магифреническая пандемия на таком подъеме, какого с 90-х не упомнят. Но почему-то никто не говорит товарищам, рассуждающим о любви народа к реалистам и реализму: сориентируйся, олух! выйди из идеологического транса! Или кончай уже рассуждать о том, в чем давно ничего не понимаешь. А может, никогда не понимал.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, история солжет как всегда, ловушки психики, пытки логикой и орфографией, разорительная роскошь общения, сетеразм, уголок гуманиста, фигак!
Subscribe

  • Блестящий критик я

    Презентация сборника, в котором есть мои статьи, на Московской международной книжной выставке-ярмарке прошла довольно гладко. Я сижу в центре и мешаю…

  • Яблочно-абрикосовый пирог

    Этот пирог хорош тем, что его можно делать и не в сезон абрикосов. Абрикосы, превращенные в курагу, тоже подойдут. Их можно мелко порубить и…

  • День города без скрепок

    Пошли в День города гулять. Под дождь попали, но не удержались. Хотелось посмотреть на обновленную Стрелку и Балчуг. Мы надеялись, что основные…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 60 comments

  • Блестящий критик я

    Презентация сборника, в котором есть мои статьи, на Московской международной книжной выставке-ярмарке прошла довольно гладко. Я сижу в центре и мешаю…

  • Яблочно-абрикосовый пирог

    Этот пирог хорош тем, что его можно делать и не в сезон абрикосов. Абрикосы, превращенные в курагу, тоже подойдут. Их можно мелко порубить и…

  • День города без скрепок

    Пошли в День города гулять. Под дождь попали, но не удержались. Хотелось посмотреть на обновленную Стрелку и Балчуг. Мы надеялись, что основные…