Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Дао писателя. Часть четвертая: импринтинг МТА и ЦА

untitled_by_glooh-d8xxd0n

Френдесса на днях принесла запись с админом группы бета-ридеров, помещающейся в (на?) ВКонтакте. Позиционируют себя эти граждане как помощники сочинителей, через них идет немалый поток рукописей. Последний год все больше текстов уходит в "Альфу". Притом, что тексты, отданные в обработку, далеко не настолько плохи, как то писево, что получается после "улучшения" текста бета-ридером. Почитала я советы админа-беты и погрузилась в глубокую... оторопь.

Советы относительно женского образа и отношения к нему других персонажей (орфография, пунктуация, строй фраз, идеи и прочее дерьмо — админа группы).

Поведение юноши, не знающего дамы, это поведение несмышленыша. Иногда он делает поступки, на которые зрелый мужик не решится, например, очень прямодушен, часто он стеснителен. Мужчина где-то после 25 приобретает оценивающий взгляд на женщину, когда он смотри прямо. Наверняка ты не раз, как и все женщины, ловила на себе такие оценочные взгляды. Мне приходится работать с восемнадцатилетними юношами. Интересно, что природа снабжает их этим быстрым фотографирующим взглядом на женщину, так — скользь-скользь. — О горе мне, горе. Полжизни работаю со студентами, среди которых до фигища осмнадцатилетних юношей и мужчин за двадцать пять. И хоть бы один норовил осуществить пресловутое "скользь-скользь"! Все, суки, боятся моей саркастической реакции, вот и смотрят в глаза, а некоторые еще и паппи-айз делают: полюбите меня, тетенька, я хороший!

Хотя ты уверена, что он может воспринимать ее как мать? Ты ее разве не для эротизации вводишь? Увы, от эротизации избавлен только один женский типаж — комическая старушка. Это одна из фундаментальных проблем человечества. И еще никто ее не разрешил благополучно. Увы, эротический лейтмотив все рано будет ползти по сюжетной линии. Мы до пояса люди, а ниже пояса скоты. — Разувыкалась. Увы, но некоторые существа судят по себе все человечество: если я ниже пояса скотина, то и у всех так. Кентаврихи, блин. "Кому и кобыла невеста". Открою тайну админше: эротизации могут не подвергаться близкие родственники и друзья. Дружба/родство — такая вещь, которая мешает потрахушкам по-быстрому. Хотя что объяснишь скотине?

Как половых партнеров мы оцениваем друг друга в ближайшие 10 секунд. Иначе бы женщины не наряжались не красились, будь у них фора больше, чем 10 секунд. И это уже классический прием, когда м и ж не до того, чтобы сходиться, гормоны пробуждать, их отношения теплятся в зачаточном состоянии. На этом строятся целые сериалища вроде "Лунного света", "Секретных материалов", "Хроники Сары Коннор" — на м и ж, которые вместе берут барьер за барьером, ходят под смертью, им некогда романничать. Если они у тебя как в "Обыкновенном чуде" оба привлекательны, молоды, здоровы, то эротический подтекст все равно вылезет, хоть ты обоих их в монашеские рясы обряди. — А почему нельзя показать людей, которые заняты делом и не бегут в койку с каждым коллегой по работе? То есть обычных, нормальных людей. Вспомните, много ли вам встречалось личностей, постоянно трахающихся на работе и вместо работы. Или эта советчица работает в веселом доме, где работа состоит именно в том, чтобы за десять секунд увлечь кого-то в койку?

Женщина, которая должна так драться, должна быть мощной, как мужик. Боевики нас научили переоценивать силу женщины. Даже в средневековье, когда женщину учили драться (посильно), никто ее не учил давить людей платком. Она давно была бы трупом. Или должна выглядеть как борец сумо, что исключает сразу эротический подтекст. Потому, что именно он превращается в того бешеного зверя или психа, с которым не могут справиться два санитара. Знаешь, как себя ведет человек, когда его душат и через пару секунд он потеряет сознание? Да она его просто не удержит платком. Будет шум, дерганья, метания, грохот. Женщин никогда не учили этому. Это сейчас нам заморочили головы, и у женщин из-за этого большие проблемы. Должна тебя огорчить, но нет такого холодного оружия или оружия ближнего боя, которое женщина могла 100 применить по отношению к мужчине и остаться живой. Я имею в вид, поединок, а не зарезать во сне или пьяного подушкой удавить. — Это существо в курсе, что существуют курсы самообороны, женские силовые виды спорта и крупные женщины, не похожие на борцов сумо? Оно в курсе, что именно в средневековье появились туги-душители, использующие платок-румал с утяжелителем, позволяющий ломать шеи и противникам, превосходящим по силе — причем техника удушения румалом известна по сей день? Хотя о чем это я... Перед нами нечто, проведшее жизнь за шкафом, в компании мелких насекомых и хилых членов семьи, а оттого всеведущее.

Далее следовало столь же унылое заколачивание младоавтора в вафельный формат. Героиню упорно призывали сделать амазонкой-секси, то бишь навязнувшей в зубах, осточертевшей читателю мерисьёй, ее юного партнера — мелким сексуально озабоченным мудаком (молодой Кью из последних серий "Бондианы" смотрит на него, как на говно), а их деятельность — подобием стопицот раз описанного взаимодействия супермена и влюбленного в него помощника.

Вот так бета-ридеры, чьи мозги высосаны вафлеиздателями, пытаются выхолостить всё, что им приносят еще не зомбированные МТА. Причем работа идет в том самом направлении, которое нам, читателям, нафиг не нужно. В нем уже громоздятся тонны неразличимого писева, где тетки красятся даже отправляясь на выполнение заказа на убийство, для десяти секунд, когда по ним глазками "скользь-скользь", а отроки младые не хотят только комических старушек. Не комические, надо понимать, тоже сойдут "для вжик-вжик скользь-скользь эротизации".

О подобных группах можно сказать то же, что и о большинстве писательских тренингов, как бы мастер как бы классов: здесь всегда происходит подмена вопроса "Как писать?" вопросом "Как напечататься?" и если вам нужны писательские навыки, не стоит туда даже заходить. Кстати, такие предприятия по большей части платные — типичная разводка для лохов, поскольку вы не получите ни единого бита информации, не изложенного в большинстве пособий по литературоведению.

Куда проще (и дешевле) взять хоть "Основы литературоведения" Николаева А. И. — и ну читать с третьей цифры про свойства художественного образа: "парадоксальность является неотъемлемой частью художественности. Совершенно бессмысленно упрекать поэта в нелогичности, в нарушении принципа жизнеподобия. Делать это – значит не понимать самих основ художественного мышления. Другой вопрос, как и зачем реализован этот принцип. Порой за вычурностью и подчеркнутой оксюморонностью ничего не стоит, это просто лукавый прием, стремление создать видимость глубины на ровном месте. Но логика искусства не несет ответственности за неудачи бездарных экспериментаторов". Может, тогда вы из учебника поймете, что вправе вкладывать в образ не только типическое, но и парадоксальное? Что вам, как автору, попросту незачем коррелировать своих героев с представлениями кого-то, проведшего жизнь за шкафом в мечтах, чтобы по его тельцу скользили масляными глазками мущщины?

Откровенно говоря, я удивляюсь вам, ребятушки. Я-то росла-взрослела во времена, когда не только редкие, ценные книги, но и любые научные труды не болтались в пошаговой доступности от студента. За справочниками, пособиями, хрестоматиями (не говоря уж о монографиях и альбомах) надо было ездить в библиотеки, стоять там в очередях, ждать, пока тебе выдадут особо популярные или, наоборот, ни хрена не популярные труды, вечно пребывающие где-то на реставрации... Сейчас большую часть учебного списка литературы можно найти в Сети. Сесть и штудировать. Концентрации не хватает? Непременно надо, чтобы вам это пробормотал проф на лекциях или натурчала в аське бета-гамма-омега? А раз нет концентрации, нечего и в писатели лезть. Искусство не любит существ, неспособных сосредоточиться на задаче. Тонну муйни про амазонок с сиськами пятый номер и про их юных амантов без вас напишут. Да уже написали, на три века вперед хватит.

Конечно, кроме писательского неверия в себя, которое заставляет МТА обращаться к бетам-кастраторам, есть и не менее могучая сила — писательский импринтинг. И ладно бы к чему хорошему прикипали, так нет же, проявляется это качество задолго до того, как у человека формируется соображалка и накапливается опыт. Оттого и гуру, как правило, выбираются такие, что оторви да брось.

Обсуждали с френдессой (уже другой) такое явление, как плюшевое насилие: "Это когда главгероиня (именно героиня) делает подлости, гадости, подставы — и при этом подается автором как хорошенькая и милая.
Сестра рассказывала, как у некой Кузьминой недовыросшая принцесска подложила свою служанку (по книге — подругу детства) под ненавистного учителя, дабы его выгнали из замка, и ей можно было учиться магии (а не этикету и политике, как требует регент).
И вот так, раз за разом героиня делала мерзости, не считаясь даже с теми, кого друзьями называла. И ее ветреность, легкомыслие, лживость и глупость выдавались как "мелкие недостатки" — даже когда это разрушало семьи.
Еще примером "плюшевого насилия" можно считать то, что все ее "враги" (в кавычках из-за несовпадения названия и реальности) не причиняют героине вреда. И неважно, кто они: злой регент, постылый избранник, разбойники с большой дороги — все они либо медлят и нихрена не делают, либо вообще не вредят, а все их гадство в том, что они смеют не преклоняться перед такой МС
".

Надо сказать, Кузьмину я разбирала — здесь и здесь. Образ мышления ее героини ничем не отличается от менталитета полуразумного паразита, привыкшего решать свои проблемы за чужой счет. И если бы оно было одно, это кузьминское чучелко! Подобные безжалостные, безнравственные и бездарные существа гопом осваивают фантастику и фэнтези последние лет пятнадцать, так что никого из читателей постарше гнусные мерисьи не удивляют. А если заинтересуют кого, то именно молодняк с его мечтой решить все свои проблемы за счет доброго дяди с острыми ушами и полной казной золота.

Вот и формируется импринтинг у МТА и их ЦА:
— либо ты паразитируешь на ком-то, кто мстит за тебя, воюет за тебя, работает за тебя и за тебя решает все твои проблемы;
— либо ты неимоверно крута и всем от тебя прилетает так, что тебя и свои-то до усёру боятся, а враги просто предпочитают не высовываться. Убьет ведь, добро несущая Мэри.

Тут же припомнилась мне некая Баштовая, пишущая даже не фанфики, а рерайтинги по Громыко (отчего-то эта копипаста, пересказанная своими словами, печатается как авторский текст — я даже не знаю, как назвать подобную наглость). В ее опусе "Вариация на тему В. Редной" за несколько недобрых слов в свой адрес юное мерисьё обрекает однокашницу на верную смерть от пневмонии.

Как бы то ни было, заклинание подействовало: над вопящей и яростно подпрыгивающей Ринткой образовалось маленькое кучевое облачко, из которого незамедлительно пошел дождь. Десятикурсница дернулась вправо, влево, замахала руками над головой и, так и не отогнав настырное облачко и не уменьшив громкости воплей, скрылась за воротами. Облако плавно перелетело забор и скрылось из глаз. Алан покосился на меня, но промолчал.
В молчании мы проехали еще минуты две, когда до меня внезапно дошло, что означали для Ринтки эти вектора. Фыркнув, я перегнулась через луку седла и стараясь задавить рвущийся наружу хохот, уткнулась носом в гриву Лиса. Тут Алан уже не выдержал:
-В чем дело?
-Помнишь... облако?.. — спросила я через приступы смеха.
-Ну?
-В Школе есть места... где магия блокируется... Если на человека действует какое-то заклинание... и он войдет в такую зону... то заклинание уничтожается... это если его вектора рассеивающиеся... а если они замкнутые, то заклинание... после выхода из зоны блокировки... восстанавливается... А здесь вектор именно такой...
-Зато душ не надо будет принимать, — с каменным лицом вставил Алан.


Дохуя смешно. Если заклятие редкое и не каждому вахлаку известно, как его снять, то от постоянного пребывания под дождем девица получит пневмонию, а коли тут в академии все такие добрые и умелые, что сначала гадят, потом думают — Ринтка умрет. За несколько гневных или ядовитых фраз в адрес столь прекрасной ГГ.

Однако баштоватые книжки читатели характеризовали как "ироничные, но добрые". Меня удивило это "но": доброта, конечно, не монтируется с сатирой и сарказмом, однако юмор и ирония вполне могут быть добрыми. Вот только молодые люди и подростки, ЦА подобного писева, начитавшись Кузьминых и Баштовых, перестают этически оценивать поступки персонажей. Им кажется, что смерть от переохлаждения — неплохой урок за мелкие пакости (кому урок? трупу?); что и без особой нужды можно рисковать единственной подругой так, что в случае неудачи ей одна дорога — в петлю; что если писатель обозначил некое мурло как тонко чувствующее, духовное, нравственное и глубоко положительное, надо слушаться автора.

Импринтинг МТА и ЦА — сила, которую мы недооцениваем. Выросшие на этом ядовитом этическом назёме плоды еще дадут литературе просраться. Про общество и вовсе молчу. Большие катастрофы всегда начинаются с сущих пустяков.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, дао писателя и критика, пытки логикой и орфографией, разорительная роскошь общения, сетеразм, уголок гуманиста, фигак!
Subscribe

  • Салат из курицы с радиккьо

    К итальянскому цикорию радиккьо я пристрастилась в Риме. Он был мне в новинку, но его красные кочаны лежали везде - и на рынках, и в магазинах, на…

  • К разговору о "щах с горкой"

    На фейсбуке почему-то моя последняя статья вызвала вдумчивые и/или страстные обсуждения фразы из романа "Бывшая Ленина" Шамиля Идиатуллина про чью-то…

  • Вегетарианские бискотти без яиц

    О том, что такое бискотти, я писала неоднократно. Но как-то не довелось рассказать, какие именно сложности могут быть у тех, кто готовит это…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 196 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Салат из курицы с радиккьо

    К итальянскому цикорию радиккьо я пристрастилась в Риме. Он был мне в новинку, но его красные кочаны лежали везде - и на рынках, и в магазинах, на…

  • К разговору о "щах с горкой"

    На фейсбуке почему-то моя последняя статья вызвала вдумчивые и/или страстные обсуждения фразы из романа "Бывшая Ленина" Шамиля Идиатуллина про чью-то…

  • Вегетарианские бискотти без яиц

    О том, что такое бискотти, я писала неоднократно. Но как-то не довелось рассказать, какие именно сложности могут быть у тех, кто готовит это…