Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

А я вас в прошлом посте обманула!



Причем нагло! Я буду писать не про Пьомби! А про Пьомби, Поцци и Карчери. Которые объединяет деи Соспири.

Теперь, когда я вас окончательно запутала, я могу вздохнуть с удовлетворением и все объяснить. Вся путаница из-за того, что в Венецию человек приезжает уже готовеньким, как пирог. Он уже готов восхищаться, упиваться, изумляться и очароваться. Он знает, что тут все всюду на лодках ездют, а на корме стоит мужик в канотье, гребет и поет, здесь маскарад и кинофестиваль, а из самой страшной местной тюрьмы сбежал Казанова. Которого в турму засадил сам дож, завидуя, конечно же, яйцам сексоголика Джакомо.

Вся эта окрошка из сомнительной полуправды греет душу. И создает впечатление, что все-то ты знаешь. Ну просто уже можешь экскурсии водить. По крайней мере, грести и петь - это как минимум.

И всего через несколько часов понимаешь, что этот город - страшенная каменная паутина, в которой ты не разберешься, даже если осядешь тут на несколько месяцев. Притом, что диаметр центральной части Венеции - всего-то пару километров.

Так же и венецианская история - самая настоящая паутина. А пиар ее только еще больше запутал.

В частности, на слуху у народа этот злосчастный побег злосчастного Джакомо с его злосчастными яйцами... Кстати, посадили-то его по обвинению в ереси. Казанова так хотел разбогатеть и обрести положение в обществе, что его так и тянуло к сношениям со всякими духами и демонами. Сношений традиционного плана ему было мало - что имеем, не храним, потерявши, плачем. Да и не жиголо он был ни разу. Он был авантюрист. Вот и доавантюрился - сел за ересь. А разврат как-то сам собой вписался.

И тут же откуда ни возьмись, понте деи Соспири, знаменитый Мост вздохов. Ну, конечно же, картинка нарисовалась отменная - вот по этому самому мосту, что вверху (Эк мне повезло - сфотать Мост вздохов в синей пластиковой упаковочке! Зато нормальный вид на него есть в любом путеводителе, а вот такой ужасный - только у меня. Кстати, этот уникальный вид можно раскрыть кликом - и он станет большой и красивый!) он шел, любовник всенародный, папаш незаконный, орошая слезами хладные полы и осыпая вздохами выщербленные стены! Вот прямо туточки.







Вон, с одной стороны - выход в залы Дворца дожей, с другой - прямо у турму. Бедный Казановушка!

Не-а. Не так прытко, господин турист.

Потому что Казанова бежал... из дворца. Вот из этого самого Дворца дожей (может, мне и про него написать как-нибудь?). Он же Пьомби и он же Поцци. Самые страшные казематы располагались там. Они старше тюрьмы Карчери, в которую из палаццо Дукале, сиречь Дворец дожей, ходят по понте деи Соспири. Карчери построили только тогда, когда в казематах дворца не осталось места.

И ни по какому мосту любовник и папаш не шел. Ни вздыхая, ни насвистывая.

Ужасные Пьомби - "свинцы" расположены под крышей палаццо Дукале. Казанова там сидел и от страстной натуры своей ковырял пол, который заодно являлся потолком зала делла Буссола - зала с потайной дверью. Там еще окошко для доносов есть. Называется "пасть льва"!

Впечатлительный народ эти венецианцы. И романтичный. Для всего на свете дивные названия придумали. Не то, что мы. УК, зэк, сизо, пересылка, выселки, пахан, малява, слушай, кореш, опусти маляву в пасть льва, не забуду республику родную, гаду-дожу пасть порву...

Итак, Дворец крыт свинцовой крышей - и те камеры, что под крышей, назывались Пьомби - Свинцы. И стояла там летом аццкая жара, а зимой - аццкий же холод. И был у той тюрьмы (да и сейчас еще есть) брат по духу - Архив экономики (РГАЭ) в Москве в переулке Хользунова. Аккурат возле Пироговки. Там такая же крыша - без всякого технического этажа и буферной зоны между верхней комнатой и свинцовыми листами. Так что архивисты летом поджариваются заживо, а зимой... Лучше не говорить, что со свинцовой крышей происходит зимой. В нашей заснеженной России.

Чиновники от градостроительства плачут крупными чиновными слезами - так же, как плакали когда-то тюремщики Пьомби, глядя на страдания осужденных.

В Венеции самая-то страда в Пьомби начиналась летом, когда температура в тени зашкаливает за 35, солнце нагревает крышу, словно гриль, а тремя этажами ниже плещет, сводя заключенных с ума, прохладная гниловатая водица каналов.

В любой стране ни в чем не повинному человеку, брошенному в Свинцы по воле судьбы, так тяжело, что его надзиратели знай себе плачут без отрыва от работы.

Думаю, при желании в Москве нетрудно отыскать и братца для второго дворцового каземата - Поцци. Это были камеры для любителей прохладной водицы. Ее там частенько набиралось по колено. А как же иначе? Это ж Венеция! Полуподвальные помещения неизбежно затапливает. Через окошечки для света... и сырости. В Поцци (что означает "Колодцы" - камеры, общим числом 19 штук, были глубокими и узкими, и держали там смертников), если ты не русалка и не бегемот, можно было только сидеть на отсыревшем лежаке и караулить момент, когда тебе бросят твою краюху хлеба. И хватать ее на лету, потому что того же момента караулят стаи ловких тюремных крыс. Даром, что это дворец. А крыс там было до фига.

Где-то рядом с этими симпатичными апартаментами сейчас кафе. Довольно плохое, как и все туристские кафе в Венеции. Обдирают как липку, а обслуживают кое-как. Лично проверяла.

Но, сами понимаете, чердака и полуподвала на управление свободной Венецией никак не хватало. Видать, львиная пасть поглощала сильно много доносов. Пришлось построить Карчери.

О ней везде пишут, что план тюрьмы - настоящий лабиринт, и в нем так страшно, так страшно заблудиться... У!

То ли мои навыки спелеолога, то ли недоверчивость к путеводителям не позволили испугаться. Ну да, тюрьма. Ну да, не гостиница.











Особенно забавляют указатели на расположение огнетушителей. Гореть там совершенно нечему, не считая экскурсоводов, горящих на работе. Все каменное.

Камеры, кстати, побольше комнат в малогабаритной квартире. Хотя интерьерчик пустоватый.

66.83 КБ

Может, кто из туристов по наивности рассчитывал выйти с черного хода из самой-пресамой страшной-престрашной тюрьмы на набережную Семи Мучеников? Я никаких таких глупых надежд не питала. И ни капельки не разволновалась, выйдя во внутренний двор из того, что казалось камерой, не закрытой по халатности нерадивых тюремщиков.

 







Стена, которой венецианские тюремщики прямо гордились - уж такая она гладкая да неприступная, не сбежишь - любителю паркура и скалолазания, я думаю, не показалась бы слишком сложной. Да вот незадача - не было в те времена паркура...

Поэтому арестантам оставалось только уныло глядеть из окошек - совсем как моя Боевая Мышь смотрит, позируя, без капли уважения к местным сидельцам, канувшим в Лету.

Но вот что удивительно! В Карчери, которая теперь называется музеем Соспири, было изрядно теплее, чем в залах Дворца дожей. Там в начале месяца февраля стоял такой холодина, что мы от души посочувствовали венецианским тиранам. Высидеть целое заседание и не схватить пневмонию - это была задача для крепкого, хорошо закаленного организма. Меховые одеяния, в которых правители предстают на стенах дворца - это тьфу, кисейные платьица! Я бы на те заседания приходила в мантии, пошитой из ватных одеял, подбитых медвежьим мехом. В три слоя, не меньше.

Все-таки Карчери, построенная без непосредственного выхода в заливаемое водой подвальное пространство, сильно выигрывала в микроклимате. Она была непритязательной по декору, но сухой и теплой. А дворец - сырым и промозглым.

По палаццо Дукале зимой долго не походишь. Ноги в утепленных ботинках, руки в перчатках, все тело в цыпках, что не в цыпках - то в мурашках. Недаром дож и его присные были злыми, как собаки. Провели бы во дворец центральное отопление, замуровали бы Поцци, осушили бы подвалы - глядишь, и жить в Венеции стало бы легче.

Если бы я была Тинторетто или Веронезе, я бы не потолки им расписывала, а по шеям бы надавала. И потребовала бы составить смету на утепление помещений, несовместимых с жизнедеятельностью организма.

Так что Джакомо можно пожалеть дважды: мало того, что в тюрьму попал, так еще и не в ту, в которой жилось комфортно. А посадили бы его в Карчери - так и отсидел бы весь срок, не рыпаясь.
Tags: Венеция, история солжет как всегда, ходите и кадите
Subscribe

  • Блестящий критик я

    Презентация сборника, в котором есть мои статьи, на Московской международной книжной выставке-ярмарке прошла довольно гладко. Я сижу в центре и мешаю…

  • Ихневмон, убийца крокодилов

    Небольшая справка, о ком вообще речь в названии. Египетский мангуст, или фараонова крыса, или ихневмон (лат. Herpestes ichneumon) — вид животных…

  • Поле, русское поле и хтонический борщевик

    Вот и снова моя статья в «Камертоне», которую вряд ли поймет та категория творческого населения, для которой она, собственно, и написана. Мои…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments

  • Блестящий критик я

    Презентация сборника, в котором есть мои статьи, на Московской международной книжной выставке-ярмарке прошла довольно гладко. Я сижу в центре и мешаю…

  • Ихневмон, убийца крокодилов

    Небольшая справка, о ком вообще речь в названии. Египетский мангуст, или фараонова крыса, или ихневмон (лат. Herpestes ichneumon) — вид животных…

  • Поле, русское поле и хтонический борщевик

    Вот и снова моя статья в «Камертоне», которую вряд ли поймет та категория творческого населения, для которой она, собственно, и написана. Мои…