?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая | Следующая

Веретено Ананке

Рыцарь, поторопись

Позвольте, я слегка подвину
Вот эту горную гряду.
Я катаклизм, я, извините,
Гряду.

Уже с неделю пытаюсь представить, как бы описать в "Андрогине" маленькие, маленькие причины грядущих бед. Не взмах крыла бабочки, отозвавшийся ураганом на другом краю света — эдакое и провидец-распровидец воедино не свяжет, а вещи более определенные. Смолкает музыка в бальной зале, злая шутка гения звучит во всеуслышанье, и в результате гения убивают на дуэли. В "минуту молчания" шутник уже мертв, только еще не знает об этом. Но кто знает, не случись этой минуты — и, может, Лермонтов дожил бы до глубокой старости.

Человек постоянно живет под дамокловым мечом случайностей, которые могут убить его сразу, а могут начать его движение к смерти, медленное или быстрое. Ну или не к смерти, а просто к катастрофе. А начало всегда такое неприметное, такое непафосное. Право, думаешь, уж лучше бы напророчили капитально, всему свету рассказали, что меня ждет. Например, укол веретеном и столетний сон в ожидании освободителя, который, разумеется, не придет.

Веретено поневоле наводит на мысль об Ананке: так звали персонификацию рока, судьбы и предопределенности свыше. Имя ее значило "неизбежность, судьба, нужда, необходимость". Платон писал, что между колен Ананке вращается веретено, ось которого — мировая ось, мойры же время от времени помогают вращению. Понимание Ананке в в древнегреческой культуре происходит через ее жертв — Прометея, Эдипа и других не столько вольных, сколько невольных преступников. Также, что любопытно, "ананке" — термин, введенный философом Демокритом для описания строения мира, состоящего из атомов и пустоты. В мире нет случайности, есть только вечное ананке — программа, которая задает ход всех событий, движение каждого атома.

С программы, подталкивающей атомы в нужном направлении, начинается движение мира — или человека в этом мире — туда, куда ему лично идти не требуется и даже нежелательно. Однако, как водится, умный сам идет, дурака судьба тащит. Человек может протестовать сколь угодно долго, отбиваться, пытаться прошибать лбом стены — или исправить ситуацию, прогибаясь и заискивая. Он может прибегать к услугам психоаналитиков и гадалок, может уговаривать себя и врать себе, но всё, что остается, — это принять то, что изменить не можешь.

То есть судьбу. Ананке. В моих книгах она фигурирует часто, может быть, даже слишком часто. Все потому, что ее явления изумляют меня до крайности. Это всегда крошечные, несуразные, ничтожные совпадения, на которые никто не обращает внимания. Как мы не обращаем внимания на светлячков в лесу — если, конечно, мы не дети и в ночном лесу у нас куда более важные задачи, нежели светляков считать. Однако Луи Повель и Жак Бержье писали в своем "Утре магов" (сомнительном, но местами небезынтересном): "совпадения носят светящиеся одежды — для умеющего видеть".

Я весьма трепетно отношусь к совпадениям. Они подсвечивают цельную картину мироздания, увидеть которую у нас не хватает ни широты взглядов, ни прозорливости, по крайней мере, в реальном мире. Зато в произведении искусства совпадение можно выделить, дать публике намек: это "ж-ж-ж" неспроста! Жаль, правда, что публика из всего пытается добыть две субстанции — любовь и золото. Не понимая, что ее попытки извлечь выгоду для себя из взаимодействия высших сил есть глупость преестественная, и будь персонаж так же глуп, как публика, про него бы и писать не стоило.

Снова вспомню Луи Повеля и Жак Бержье: "Принцип относительности и принцип неопределенности показывают, до какой степени наблюдаемые явления зависят от вмешательства наблюдателя. И вот секрет алхимии: существует такой способ преобразования материи и энергии, при котором возникает то, что современные ученые называют «силовым полем». Это силовое поле воздействует на наблюдателя и ставит его в привилегированное положение перед лицом мира. С этой привилегированной точки он имеет доступ к той действительности, которую время и пространство, материя и энергия обычно скрывают от нас. Это и есть то, что мы называем Великим Деланием. — Но философский камень? Получение золота? — Это только прикладные частные случаи. Суть дела не в превращении металлов, а в превращении самого экспериментатора".

Как правило, превратиться во что-то другое, отличное от себя нынешнего, хотят две категории экспериментаторов: шебутные подростки, которым еще нечего терять, и разочарованные в себе и в жизни старики, которым уже терять нечего. Биологический возраст притом значения не имеет, некоторые становятся стариками еще до окончания школы. Взрослые люди, однако, не хотят терять себя любимых и отдают свою личность на съедение сверхзадаче, поставленной Судьбой, по крупице, надеясь сохранить как можно больше индивидуальности. Как говорил Люк Вовенарг, "страх и надежда могут убедить человека в чем угодно".

Расширение сознания с последующим отмиранием здравомыслия (ну и шаблонов мышления заодно) представляется людям тем самым получением золота. Пусть многие и не замечают, как становятся обладателями золота мефистофельского, лепреконского, неуклонно превращающегося в мусор с первыми лучами солнца.

Такоже и сам экспериментатор может превратиться во что-то большее, чем человек, а может и во что-то меньшее, или даже во что-то иное. Сегодня субкультура Иных имеет на удивление идиотский вид. Иные (англ. otherkin) — люди, которые описывают себя как не-люди в каком-либо смысле. Термин "otherkin" появился в печати примерно в 1996 году, хотя к тому моменту он уже был широко распространен в определенных кругах. А именно в кругах людей, вообразивших себя эльфами. Затем появились сообщества людей, считавших, что они единороги, феи, сатиры, кицунэ и проч. Несмотря на скептические статьи и замечания в статьях и университетских курсах (например, "Безумие в Америке: Обман Иррационального", преподавался в колледже Вустера осенью 2002 года), мне кажется, Иных "разрешили". В том же смысле, что и трансгендеров: явление получило официальное право на существование, а со временем, глядишь, перестанет вызывать недоумение.

Остается лишь добавить, что любое превращение экспериментатора встанет объекту и одновременно субъекту эксперимента в баснословную цену. В цену человеческого общества.

Я порой с первого взгляда знаю о ком-то, быть ли ему всю жизнь одному или вечно вращаться в окружении заинтересованных лиц. И это никогда, никогда не связано с экстравертностью или интровертностью человека, с его благосостоянием, с его обаянием, с его потребностью в общении и прочими вещами, понятными в первом приближении.

Природа может создать тебя королевой/королем выпускного, у тебя может быть всё, чтобы шествовать по жизни налегке, не замечая преград — а судьба возьмет, да и снабдит тебя крестом, волочь который получается исключительно в одиночку, раздражаясь на людей, что те не видят, какая тяжесть у тебя на плечах. Мне кажется, человек рождается одиноким или компанейским. Не в плане характера, а в плане судьбы. "Ты царь: живи один. Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум". Впрочем, к таланту и происхождению судьба тоже отношения не имеет, она их не замечает, как не замечает человек, чем один атом водорода отличается от другого атома водорода. А ведь наверняка чем-нибудь да отличается, квантовая физика мне судья!

У судьбы, вернее, у Судьбы, у Ананке другие задачи: не различить, а обтесать под предназначение. Взять того, кто по формату подходит — и втиснуть в жестокие клещи требуемых функций. Тот будет детей делать, этот — их растить, а третий — горькую пить, на все вопросы отвечая: "Так уж жизнь сложилась". Не жизнь, а ты сам сложился, точно паззл.

Судьба поднаторела в отсечении от человека людей и дел, которые позволили бы ему уклониться от предназначения. Можно сколь угодно цепляться за эти якоря, но течение жизни все равно утащит тебя в открытое море и на глубину. Иногда и сам видишь, как лопаются якорные цепи, а сделать ничего не можешь. Как не может красавица, прошедшая все кризисы среднего и более чем среднего возраста, остановить собственного старения — а может лишь беспомощно наблюдать за превращением своего лица и тела, всегда бывших ее союзниками, в заклятых врагов своей хозяйки. Сомневаюсь, что участь бедняжки облегчат несколько лет даже не молодости, а моложавости, которые красавица отвоюет ножами хирургов, пыточными устройствами физиотерапевтов и ядами "мастеров ботокса". Вот он, пир под дамокловым мечом.

Не знаю, право, что лучше: видеть или не видеть. Порой завидуешь тем, кто был выращен или добровольно сделался манкуртом и со спокойной тупостью домашней скотины повинуется манипуляциям со стороны кого угодно — кто первым на его пути встал, того и тапки. Все там будем, в конце дороги, вымощенной добрыми намерениями, — так не лучше ли не видеть этого конца? Хоть прогуляемся напоследок. Однако неуемное любопытство заставляет заглядывать поверх голов и спин впереди идущих: что там, что? Счастье дармовое. От которого никто не уйдет обиженным. Других картин ты ведь не примешь, любопытное ты человечество?

И сколько ни рисуй авторы антиутопий пиздецы кризисы, через которые придется пройти, в финале (перед гибелью солнца, что ли?) всем видится образ рая на земле. Даже в седой древности люди не были настолько нахальны в своих фантазиях. Наоборот, представляли себе Фимбульвинтер и Кали-югу, но никак не те красоты технократии, какими мы закидываемся в твердой уверенности: наша жизнь с каждым десятилетием — да что там, с каждым годом будет все удобней и проще, пока этот уровень не достигнет самой настоящей МАГИИ, той самой, о которой пишут фэнтезиделы. Одно слово, брошенное в бесприютное пространство — и под каждым тебе кустом, как стрекозе, готов и стол, и дом. Вечное сытное лето.

Остается только намекать в своих книгах: совпадения уже водят хоровод, веретено Ананке вращается, человечество меняется, и, возможно, его образ рая на земле современному хомо сапиенсу не понравится, ой как не понравится. Как не нравится нам, сегодняшним, не то что Чужой или Иной, но и свой, такой же хомо сапиенс, пусть и с другой системой ценностей, с другим мироощущением. Как не нравится красавице та старуха, которой она неминуемо станет.

Комментарии

omega14z
17 мар, 2016 13:21 (UTC)
Да, бывает и так. Что бы он ни делал, куда бы ни шел - везде засада. Иногда объективно плохо, иногда на уровне субъективных ощущений. Почему так? Я не эксперт и уж точно за действия судьбы-индейки отчет давать не могу, но некие общие черты у таких людей есть...

Первое, что бросается в глаза - такие товарищи Очень Серьезны. Вне зависимости от возраста. Они и есть те самые "маленькие старики". Лет в 14 он или она точно знают: жизнь полна скорбей и ржать тут нечего! Пока на земле плакают дети - никто не имеет права жить в свое удовольствие. Все будет плохо, вокруг жулики-бандиты-маньяки.

Вторая составляющая - глубокая виктимность данных граждан.

Третий фактор - превентивно пораженческое настроение. Все будет плохо, и нечего дергаться. Вот смотрите, смотрите, я пробую и что?! Ничего не получилось, ничего и не могло получится!

Я не знаю уж, как объяснить красиво.. но им реально не прет. Причем иногда и объяснить непруху логически затруднительно.
Именно к нему прицепится как пиявка к заднице таможенник, до того уныло зевавший на толпу. Причем ежу понятно, что конкретный индивидуум сроду при себе ничего дороже дешевого мобильника не имел и ничего криминальнее пачки сигарет в кармане не держал.
Именно при виде нашего неудачника чиновника настигнет приступ лютого канцелярского перфекционизма и он начнет требовать справку на справку, что ему нужна справка...
Именно к нему приедет неотложка с мрачным похмельным доктором.
Это не забавные неуклюжие неудачники, герои комедий, вечно поскальзывающиеся на банановой кожуре и садящиеся на сломанный стул..но любимые и опекаемые друзьями... Это либо тихие, задавленные обстоятельствами Акакии Акакиевичи, либо озлобленные борцы с миром. Мир, впрочем, не замечает их усилий и даже не догадывается, что с ним идет такая лютая борьба.

А еще им постоянно больно. Они страдают и привыкли ловить от страданий кайф, и остановится не могут. Если вдруг на планете наступит эра всеобщего благоденствия, человечество забудет о поцелуях без любви, каждый получит по потребностям, на Марсе расцветут яблони, а каждая слеза ребенков станет поводом для уголовного расследования - они смогут вздохнуть спокойно. Но пока этого не произошло - будут себя накручивать. Что вредно для нервной системы.

В общем тут получается какая-то адская смесь из невроза и непрухи. И в таком случае уже не сильно важно, за какой пазл браться, важно как за него браться.
inesacipa
17 мар, 2016 13:47 (UTC)
О да, я знаю эту категорию несчастливцев! Кстати, время от времени я и сама в нее вписываюсь. Когда у меня ПМС. Да, у меня бывает ПМС (в моем возрасте это почти хвастовство, ага), я в эти дни необыкновенно виктимна, прям бери меня голыми руками, вечно ною, смотрю жалобно и не верю в себя.

Так то ж гормоны. Имеет организм право сказать мозгу свое фэ? Ну так он и говорит. Периодически. А всю жизнь так жить... Не-е-е, лучше сразу удавиться. Постоянное предощущение неудачи, занесшей над тобой свою катану, вакидзаси и еще парочку лезвий, чтоб даже ухом не дергал. Кошмар!
omega14z
17 мар, 2016 14:14 (UTC)
Это даже не ощущение неудачи...

Кстати я думаю, что тебе виктимность не светит, случись в этот момент нечто нехорошее и серьезное - и от злого умышленника только перья полетят. Вместе с мясом.

Так вот, эти люди воспринимают происходящее не как неудачу, то есть не как нечто преходящее и досадное. Они воспринимают свою непруху как... единственно верный порядок вещей. Если у тебя не так - ты преступник. Жулик, бандит, просто нигадяй.

Например одна мадам была твердо убеждена: поступить в институт можно только по блату. Иначе никак. И в связи с вышеизложенным сама она так и не попробовала подать документы, зато при каждом удобном случае сетовала, что в отличии от нас, имеющих Связи, ей никто не помог и она осталась за бортом жизни. Потому как человек она честный и блата не имеет.

а это пистолет ленивец
когда не хочет он стрелять
ствол размягчает и на ветке
курок расслабивши висит

Очень, очень кривая логика. Но откуда ноги растут - понятно. Никто не захочет..да и не наберется смелости сказать себе "Я обидчивое, неприспособленное к жизни чмо, я не хочу ничего с этим сделать, а хочу плыть по течению...и желательно не в канализацию". Будут сами себе втирать очки: так устроена жизнь, все плюшки гадам, а приличным людям - хрен редечный. Этим они сразу зачисляют себя в приличные люди.



inesacipa
17 мар, 2016 14:25 (UTC)
Не, виктимность для меня даже маской служить не может, бедненькая. У меня через нее шипы и рога торчат. Но поумирать три дня в месяц - это святое.

Оно и понятно, откуда ноги растут. И даже если в какой-либо сфере есть только один способ просквозить наверх - блат, все равно можно добыть и блат, и поднять нужные связи, и прочая. Если тебе действительно НАДО.

А не надо - плыви куда плыл.

Взять хотя бы ситуацию с изданием неформата. Да, большинство издателей именно такие рвачи и чмо, как я и пишу. Но всегда есть исключения, инди-проекты, всякие любители помочь начинающему и бла-бла-бла. Если до смерти хочется издаться на бумаге - издайся под заказ, в конце концов. Только с целями разберись сначала.

Кстати, об этом стоит написать отдельный пост. В нем и поговорим про страдальцев об скверно устроенном МРЗД.
kay_art
17 мар, 2016 14:08 (UTC)
Да, да, и не понятно, можно ли из этой кабалы выбраться. Мне кажется, что бывает какая-то точка не возврата, когда уже допрыгался и не попишешь. А бывают такие любители наворачивать круги в холостую, Судьба его приводит к повторяющимся событиям, а он наступает и наступает на те же грабли пусть и под другим углом, или даже с другой стороны, а то, что это почти идентичные сценарии проигрываются – не видит.
omega14z
17 мар, 2016 14:31 (UTC)
Наступает потому, что ему это кажется единственно верным способом.
Есть у меня такая знакомая.. Она все ужасается, зачем я вступаю в конфликтные ситуации и досматриваю каждое житейское кино до конца. Ведь самый верный способ - это убежать. Быстро - но не теряя достоинства. Отступить, извинится и уйти. Жизнь же ей подкидывает один конфликт за другим. Например: куда бы она ни устраивалась на работу - обязательно возникают трения. Придирки начальства, склоки с коллегами... Она немедленно увольняется - и на новом месте ситуация повторяется.
Я уже давно ее подкалываю: может все-таки стоит хоть раз досмотреть кино до конца, у тебя же только фамилии и рожи исполнителей меняются! А сюжет беззастенчиво однообразен.
kay_art
17 мар, 2016 14:42 (UTC)
У меня сестра такая.
Что либо говорить бесполезно, она старшая и по-этому "умнее и жизненный опыт больше". Да, сидеть в жопе безвылазно она действительно умеет лучше меня. Я не рвусь в такие глубины познания.
Правда моя не убегает, а, наоборот, гордо лезет в жопу, т.к. "значит так надо", а после застряв и поняв что ей там не нравится, пищит "Вытащите, вытащите меня отсюда! Мы ведь семья!" Да иди ты в пень, слава богу мы уже давно не семья.
И этот круг не прерывается, да, сюжет беззастенчиво однообразен.

Календарь

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Метки

Краткое содержание




Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner