Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Category:

Ты хочешь зрелых реакций от незрелых людей

Белянины отакуюд

Опять тема для сабжа приходит из комментов. Одна из френдесс посоветовала, строя выдуманную реальность, недостающую матчасть подлатать обычным житейским здравым смыслом, потому как люди всегда остаются людьми. А ее собеседница возразила: "в разных обществах, в разные эпохи, с разным менталитетом в него назначаются очень разные вещи, нередко — противоположные".

В соседнем треде тем временем речь зашла о трепетном отношении исландцев к эльфам: "Исландские защитники прав эльфов и экологи обратились в Комитет по дорожному строительству и контролю за использованием прибрежной зоны с просьбой остановить строительство шоссе, которое должно быть проложено с полуострова Аульфтанес, где находится дом президента страны, до города Гардабайр в окрестностях столицы.
Они боятся, что строительные работы потревожат покой эльфов, и утверждают, что эта местность имеет особенную важность, поскольку здесь находится эльфийская церковь.
Согласно опросу, проведенному в 2007 году Университетом Исландии, 62% респондентов были уверены в существовании эльфов. Профессора фольклористики Терри Гуннелла эти цифры не удивляют.
"Это земля, где твой дом может быть разрушен тем, что нельзя увидеть (землетрясением), где ветер может сбить тебя с ног, где запах серы из крана говорит о том, что у тебя под ногами бушует огонь, где северное сияние превращает небо в самый большой телеэкран в мире, где разговаривают горячие источники и ледники", — говорит профессор. — "Все понимают, что эта земля — живая. Можно сказать, что истории об эльфах и о необходимости бережного к ним отношения свидетельствуют о понимании того, что эта земля требует уважения
".

И подумала я: вот оно, столкновение менталитетов техногенного общества и мифологизированного сознания. Обществу нужны дороги и дураки умники, которые будут изобретать всё новые и новые средства передвижения, сплошным потоком идущие по дорогам. А мифологизированное сознание интуитивно просекает, что земля задыхается в паутине дорог. Что дороги пронизывают ее легкие-леса кавернами, протыкают ее кости-горы тоннелями, стискивают вены-реки тромбами мостов. Для современного человека задержка на несколько часов при перемещении из точки А в точку Б — огромный просчет мироздания. Для мифологизированного сознания уничтожение священной рощи — знак грядущей катастрофы. Землетрясения. Наводнения. Засухи. Огненного дождя с небес. Всё это природа может устроить — и устроит непременно. Просто потому, что мы ей мешаем.

Кто прав? Какой здравый смысл здесь окажется правым: вера викканина и Саймака, что "всё живое" — или вера промышленника, что "всё сырьё"? Здравый смысл и у соседей по квартире разный, что уж говорить про соседей по планете или по эпохе. Система ценностей у каждого своя. Возьмите религиозного человека и атеиста, энтузиаста и равнодушного, влюбленного и его окружение. Возьмите, наконец, меня и себя.

Если у вас нет никаких внутренних обязательств перед мировой культурой, вы совершенно спокойно будете писать плохие книжки и надеяться с гонорара поправить делишки. А всего, чем наполнен этот блог, попросту не воспримете. Скажете: какая-то старперская моралофагия, кому оно надо в наше динамичное, эгоцентричное время — и пойдете слушать других учителей. Их в наше время до фигища — любая, прости господи, шваль норовит открыть курсы какнадописания. Вот взять хоть предложение, рекламу которого я использовала в качестве иллюстрации альтернативного, гм, здравомыслия.

Разберем его с точки зрения моего здравого смысла.

Для начала — оформление, дивное шо пиздец. Розавинькое приглашение на мастер-класс с... встроенной опцией унижения младоаффтара. Кто эта пишбарышня с механическим гробом под нежными пальчиками? Неужто автор? А ничего, что дева устрашающе похожа на пустоголовую фанатку с мечтой о крепком мужском плече, свадьбе и брачной ночи со всеми онерами? Я бы не хотела, чтобы меня, писательницу, ассоциировали с этим небесным существом. И в молодости такой дурой не выглядела, а теперь-то, по выражению Тэффи, мне позориться-то уж поздно.

Или все-таки перед нами машинистка, которая с восторгом переносит авторские бредни шедевры на бумагу? А ничего, что в наши дни даже отъявленные луддиты пишут свои опусы на кампутерах и распечатывают их без помощи машинисток, так что образ, мягко говоря, не актуален? И кто эти два брындика с сальными ухмылками, мыльными пузырями парящие над глупой головой пишбарышни? Самые завидные женихи среди нонешних пейсателей, надо понимать. По крайней мере самые упитанные.

Будь эта визитка приглашением в салон свадебных платьев, я бы сказала, что оформление средненькое, но терпимое. Однако приглашать молодых авторов на мастер-класс к более чем средненьким немолодым авторам, подспудно давая МТА понять, что все вы, младоаффтары, не более чем глупые машинистки с недотрахом... Ладно, спишем дерьмовую концепцию на пиар-шестерок — сама с ними работала, они идиоты и бездари, все поголовно. Персонаж Мела Гибсона из фильма "Чего хотят женщины", придумывавший рекламу товаров для женщин, исходя из собственных сексистских фантазий, рядом с ними феминист и суфражист.

Вот пиарщики и малюют на приглашении для молодых фантастов соску с мечтательной рожей, замлевшую под портретами сивого есаула Белянина и редактора "Эксмо" Минакова. Это их здравый смысл, их представление о том, что такое современная фантастика и современный писатель-фантаст. Они не понимают, что и сексистские образы в их головах оскорбительны, и приглашение оформлено хреново. И ничто их не убедит: одно дело продать косметику именно такой девааачке с укладочкой; и совсем другое — продать девочкам и мальчикам, одержимым амбицией стать писателями, на хрен не нужный курс как бы писательского как бы мастерства. От двух, повторяю, ни разу не мастеров.

Белянин, как я уже писала (с обширными цитатами из последнего опуса), давно и радостно пишет ЖЮФ (даром что сам вроде бы мужчина). А значит, сгодится в наставники толпе бездарных "фантасто-юмористок" — особенно тем, кто, наскучив написанием фиков, перековал вибраторы на космолеты, перелицевал слэш на гет и почти стал почти настоящим писателем.

Остается надеяться, что Минаков не столь безнадежен. Потому что после серии про Иловайского я бы никому не советовала учиться подобным, гм, малохудожественным приемчикам. Минаков пишет несколько приличнее (по крайней мере, без шуток на тему педерастии в каждом абзаце). Хотя количество вещей, написанных в соавторстве, удивляет — и даже вызывает смутное подозрение. По своему опыту знаю, что редакторы больших издательств, выступающие в качестве соавторов, либо:
а) очень хорошие редакторы, которым приходится переписывать беспомощные рукописи своих подопечных;
б) очень жадные суки, предлагающие наиболее талантливым МТА альянс: издаем твой опус, меня ставим соавтором, гонорар пополам. Иначе ничего не получишь.

Сами подумайте, что встречается чаще. А я тем временем приведу цитату из одной книги Минакова, написанной, естественно, в соавторстве. Произведение более всего напоминает... фанфик. И сразу видно, по чему.

В Зоне этой ночью было жарко.

Так жарко, что битый час приходилось лежать на брюхе, не поднимая головы и закопавшись пальцами в замусоренный суглинок. Да, загадили округу знатно. То тут, то там – втоптанное в землю ржавье: гайки да болты. Вот груда тряпья, из-под которой тянется мумифицированная рука мертвеца. Прямо по курсу – фюзеляж «Апача», вертолет рухнул лет сорок назад, но выглядит так, словно крушение произошло вчера – ни пятнышка ржавчины, на ветровом стекле алеют потеки крови, и воняет от «Апача» горелой изоляцией, точно в его двигателе до сих пор что-то искрит и чадит.

А надо всем этим – паутина. Кружит, словно пытается нащупать.

Ищет, гадина. Ищет, знает, что они здесь.

Гризли чуть приподнял голову, шикнул Торопыге Плюмбуму. Торопыга встретился с Гризли взглядом – глаза у Торопыги были по пятьдесят центов, и читался в них с большим трудом сдерживаемый ужас. Толкни его сейчас неожиданно или обратись громким голосом, и ужас хлынет наружу, как кипяток из-под крышки кастрюли. Вскочит Торопыга Плюмбум на кривые свои ноги, и облепит его паутина с лысой макушки до мотни. Облепит и успокоится, насытившись жертвой.

Говорят, жил раньше в этих краях Стервятник Барбридж. Вот он прославился тем, что каждый раз брал с собой в Зону дурачка, которого не жаль было бросить в аномалию, чтобы разрядить на время гиблое место и проскочить невредимым самому. Нынешние сталкеры так не поступают: с годами сложился неписаный кодекс чести. Пока все живы – попытайся спасти шкуру каждого. Никаких овец на заклание. Хотя если же кто-то возжелает пожертвовать собой во имя остальных, то такой осознанный выбор не возбраняется.

В любом случае, Гризли не позволил бы Торопыге Плюмбуму гробануться. С кем попало Гризли в Зону не ходил, поэтому напарников берег, как самого себя.


И под занавес вопрос: зачем оно нужно — записываться на курсы к тем, кто пишет точь-в-точь как фикеры, тыря сюжеты и сеттинги у "старших товарищей" и передавая их вниз, молодняку, предварительно отжав досуха? Или толерантненько шуткуя насчет содомитов в рядах русской армии? Неужто в фанфикшене закончился запас плагиаторских ухищрений и пошлых шуток?

Сама я имею привычку обдумывать не предлагаемые призы (издание! вас! в "Эксмо"! бесплатно! — видимо, тонкий намек, что гонорара не будет, губу не раскатывайте, МТАшечки), а смысл всего предприятия. Чему могут научить подобные писатели? Что они сами умеют? И, наконец, чего я-то хочу: писать или издаваться? уметь или тусоваться? обмена опытом или приятного трепа в компании всех из себя литераторов? Впрочем, как говорит в таких случаях моя Боевая Мышь, ты хочешь зрелых реакций от незрелых людей.

Не говоря уж о таком явлении, как вечный студент — человек, способный растянуть подготовительный, учебный этап на десятилетия, лишь бы никогда и ничего не делать самому, ничего не создавать и ни за что не отвечать. Я и сама, признаться, училась битых пятнадцать лет, а в конечном итоге пошла работать совсем в другую отрасль, но у меня хоть имеется оправдание — незабвенные, всё сокрушившие 90-е, накрывшие медным тазом фундаментальные науки. А вот когда без всяких развалов стран и научных сфер молодые люди ищут себя десятилетиями и найти не могут... Тут поневоле возникает мысль: либо искать нечего, либо не там ищут.

Словом, здравый смысл — столь же размытое понятие, как и разумный подход. Здесь легче определить, как делать не надо (по последствиям, методом поротой задницы), нежели заранее узнать, как надо.

UPD. Ну и как живая иллюстрация того, что с вами будет, если с детства читать Белянина - бландинго с двенадцатью ошибками в одном комменте и двое пришедших после нее товарищей - Голодное трололо и Малинка-в-жопе. Оба с большими планами на мой счет - что мне прожигать, да в чем тонуть... Экшен - всё для защитников литературы от меня!

Их было больше, но я решила раскрыть и оставить только этих троих, как выразителей воли ширнарбиомасс.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, пытки логикой и орфографией, разорительная роскошь общения, сетеразм, уголок гуманиста, философское
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 337 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →