Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

"Доктор Ливингстон, я полагаю?"

crazy_by_james_face-d4td434

Сказать, что я часто задумываюсь о механизме освоения информации нами, визионерами, — все равно что сказать: в Африке жарковато. Я практически постоянно думаю о том, как это происходит. Конечно, можно назвать процесс неким словом — инсайт, сатори, просветление — и успокоиться. Да, содержание понятия неопределенно, зато "слово для меня найдено". Можно начинать действовать — например, пойти к Кнурову.

Приход озарения — это как... приход. Пик-переживание, момент, ради которого, собственно, и становишься писателем: перед тобой открывается уголок информационного пространства, который до тех пор был спрятан и затемнен, укрыт обессмысливающими его деталями или, наоборот, общими местами и словами. Не факт, что уголок покажется тебе райским, но радость первооткрывателя и уголок ада украсит радостью при мысли "Я нашел тебя!"

Для меня инсайт особенно важен еще и потому, что я пишу, как не раз рассказывала (хорошее место интернет, просто кладезь для стариков, по сто раз рассказывающих одно и то же, — здесь информацию забывают через пару дней после получения), способом, который наблюдала только у одного автора — у себя: я иду по инсайтам, как по вешкам. Начинаю писать, понятия не имея, что пишу — даже в плане жанра не определившись; продолжаю только когда очередное сатори дает мне понять, куда может свернуть ход событий; никогда не расписываю фабулу/сюжет заранее, ибо это бесполезно; если что и запланирую, озарением оно не просто изменится, но и вывернется наизнанку.

На днях мне сказали: в моих книгах всё не то, чем кажется, похоже, это их отличительная черта. А я задумалась, как объяснить: зато в них всё именно то, чем оно является. Шопаделать, если я не гегельянка, а кантианка. Признавая объективность сущности, так же полагаю: сущность принципиально не может быть познана человеком в ее самобытном существовании. Только в явлениях и символах. А поскольку художественный образ есть скопище символов, причем каждый можно расшифровать и найти в нем не только то, что заложено автором, автор должен очень и очень постараться, чтобы потенциал образа был побольше, побольше.

Оттого мне очень нравятся примечания и сноски, не раз проклятые торопливыми и неумными читателями: они выводят читателя более высокого качества именно на те связи, на которые хочу указать публике я. Помимо них, всякая вещь обладает своими собственными чертами в таком изобилии, что хрен поймешь, о какой речь.

Например, по неведомой причине в последней книге возникает слуги одной из антагонисток — туга-душителя. Туги (таги, тхаги, тхуги) — средневековые индийские бандиты и разбойники, посвятившие себя служению Кали как богине смерти и разрушения. Примерно с XII века банды тугов в центральной части Индии грабили караваны и убивали путешественников. Самую большую известность приобрели туги-душители, чьим орудием служил платок-румал с утяжелителем на конце. Существовали приемы для удушения неподготовленного человека, контрприемы — в случае столкновения с "коллегой", приемы самоудушения — в случае невозможности скрыться, так как сдаться считалось недопустимым. "Книга рекордов Гиннесса" относит на счет тугов два миллиона смертей. Туги пользовались особыми опознавательными знаками и жаргоном.

И тут же всплывает слово "пиндари". Пиндари — крестьяне-убийцы, которые, прикрываясь именем тугов, по окончании работ выходили на большую дорогу с целью прокормиться. Для тугов процесс убийства являлся ритуальным, а присвоение имущества жертвы — следствием исполнения ритуала; у тугов существовал ценз на количество убийств, необходимых для "хорошей" реинкарнации. В отличие от тугов пиндари убивали такое количество человек, какое могли ограбить — это был их кровавый приработок.

Не говоря о том, что о пиндари мало кто знает, а значит, читателю надо рассказать, кто это, мне кажется, противопоставление убийцы во имя Кали обычному, ни в бога, ни в черта не верящему грабителю имеет определенный символический потенциал. Который я обязана расшифровать, дать ему место в повествовании. Кому обязана? Литературе, очевидно. Так раздражающей графоманов "боллитре".

Если символ затесался в текст, значит, подсознание пытается что-то сообщить творцу. Мы готовы читать сообщения от всяких спамных сайтов, но ленимся разобраться, что пытается сказать нам наша собственная душа. Хорошие из нас креаторы, что и говорить.

Можно вывалить подсказку в эфир без обработки, "в снятом виде" — и получить поток сознания, мыльный пузырь, раздутый и расхваленный современными "ведами". В смысле "искусство-литературо-театроведами", а не священными писаниями индуизма. Хотя... похоже, идеи, согласно коим можно облить читателя мычанием из глубины души и это зачтется как самовыражение, давно приняли статус если не вед, то догм.

Помню, некогда мутные особы с Самиздата меня не то ругали, не то хвалили за "четко сконструированный бред" — так стадо поголовье читателей определенного толка воспринимает символику подсознания. Им образования не хватает, чтобы понять: не бывает случайного бреда. Всё, что видится человеку в снах и в глюках, указывает на некие обстоятельства его жизни и усвоенную им информацию. Символ дает знание в переработанном виде, но, как поется в песне, фарш невозможно прокрутить жизнь невозможно повернуть назад. И переработанную инфу тоже порой не восстановишь. Приходится угадывать по тем символам, которые из нее получились.

Это умение, которое осваивают психоаналитики, чтобы пользоваться им за сто долларов в час, как правило, жестко привязано к фрейдистским трактовкам. Достаточно однобоким, надо признать. Если от них отвязаться, из символа или иносказания, уловленного памятью во сне, можно извлечь довольно много. Особенно если в голове постоянно вертится, скажем, вопрос: что же там дальше в моей повести?

Помню, как мне приснился сон, что нахожусь я в женской бане. Бани, как и прочие места коллективной помывки, я ненавижу, хотя экспедиции, дальние поездки и всяческие путешествия дали мне шанс ознакомиться со всеми видами бань, кроме японской. Так далеко меня не заносило. Итак, сижу я в проклятой бане, жара адская, я все вокруг ненавижу лютой ненавистью, а рядом со мной моются несколько женщин, явно одна семья, один тип внешности: невысокие, толстенькие пепельные блондинки с роскошными косами до пояса. Типичный среднерусский типаж. Мелкие девчонки куксятся, шалят, молодые мамы их ловят по всей бане, бабы за сорок сосредоточенно полощут свои хаера, длинные, как у русалок, старухи ворчат, шушукаются, оглядывают всех с таким видом, будто не знают, кого первым "на карандаш" взять. Местное сарафанное радио.

И тут я, рыжая, стриженая, неместная, злая, как мантикора, разбуженная посреди зимней спячки. Ну все, думаю, сейчас у бабуль языки-то зачешутся. А бабки посмотрели сквозь меня прозрачными глазами (я сама такие делаю... временами) и синхронно отвели взгляд. Отчего-то это было ужасно смешно. Вроде предложения временного нейтралитета: мы тебя, мил человек, после обсудим, за спиной. В лицо тебе никто ничего не скажет, не кипиши.

Что тут извлечешь по герру Фрейду? Ну, роды: действие, связанное с водой, заход в воду или выход из нее. Мужской половой орган: все, из чего течет — краны, фонтаны, душ. Половой орган вообще: маленький ребенок, сынок или дочка. Женский, материнский символ: дерево, дрова, в том числе и вагонка, которой облицована баня. Какая-то унылая идея типа "Так вот откуда берутся дети". Спасибочки большое за столь новое для меня знание.

Однако что, по азбуке подсознания, значит оказаться без одежды на публике? Это значит лишиться маскировки со стороны Маски-Персоны и предстать в истинном свете, таким, какой ты есть, с Тенью, с не окончательно отринутыми, но все-таки неявными пристрастиями и потребностями. В зависимости от того, какая эмоция по этому поводу возникла в сновидении, трактовка может быть разной, вернее, противоположной. Но так или иначе, сон противопоставляет маскировку и содержание. Что-то где-то должно выйти из-под контроля и наконец-то стать достоянием общественности. Попробуй понять, что именно — и, возможно, следующая глава у тебя в руках.

Чье рождение, чье соитие, чье зачатие должно открыться в следующем повороте сюжета? К чему подводит сон о бане, облицованной вагонкой, с текущей из множества кранов водой и бегающими повсюду раздражающе одинаковыми детишками? Излагать свои догадки не стану, скажу лишь: подсознание всегда дает отменные, довольно логичные подсказки. Только с ними надо уметь работать, а не валить кучей сны, трипы и безмысленные, по сути, разговоры, которые я про себя называю "пиздалоги". Как одна из вышеупомянутых особ с СИ, навалявшая свою "Весперу" из трипов и пиздалогов и полезшая ко мне свататься за отзывом. В надежде, что я такая же бредоделка, уж я-то ее пойму и одобрю. А вот хуй.

Работа с символами, с вешками бессознательного, составляет немалую часть писательской деятельности. У каждого свои методы, да и один человек может применять сразу несколько методик.

Когда Холмсы (слишком часто этот образ стал всплывать в моих рассуждениях — не иначе, как еще один инсайт на очереди) рассказывают Ватсонам, как они дошли до жизни мысли такой, ассоциативная цепочка вызывает восхищение, сложная и яркая, словно цирковой аттракцион. Черная магия и ее разоблачение. Однако необходимость проделать нечто подобное самим вгоняет авторов в ступор: зачем? Можно же по накатанной живописать прынцесс в сиребриных платьицах и мерисьёв в полированных бронелифчиках, отвергающих первых на деревне парней вот с такими вот... раскосыми ушами.

И какими словами, помилуйте, убеждать эту публику: читателю не нужны написанные под копирку приключения картона на картонажной фабрике. Даже если вы, аффтар, настолько глупы и наивны, что надеетесь через героев и их квеста́ выразить себя, попытайтесь разобраться, что вы выражаете. Хоть по Юнгу, хоть по Фрейду, хоть по девице Ленорман. Привнесите в свою повесть толику своего, не заезженного. Хорош кормить читательские массы комбикормом из читанного вами, переваренного и извергнутого писева. Попробуйте найти своего внутреннего доктора Ливингстона в дебрях вашей же внутренней Африки.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, пытки логикой и орфографией, разорительная роскошь общения, сетеразм, уголок гуманиста, философское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 104 comments