Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Category:

Путь вахтеров и путь живых мертвецов. Часть четвертая

В жизни не видел ничего прекраснее

Снова предложу вернуться к нашим злодеусам злеям (если использовать имечко, данное бездарной переводчицей профессору Снейпу). Кстати, о змейках. Взять хоть того же Снейпа, промежуточно-злодейскую форму между манипуляторами вроде:
— доброго дедушки Дамблдора (который, конечно, должен был ради крипоты защиты засунуть бедного Гарри в дом мерзостных Дурслей, но кто мешал ему подкупить это семейство, чтобы они не обижали сироту, кормили получше и не пытались сделать племяшу десяток-другой заболеваний, последствий анемии?);
— окончательно лишенного души Тома Реддла (которого, замечу, воспитывали практически так же, как Гарри Поттера — без любви и родственного тепла, планомерно превращая мальчишку в звереныша, не столь доверчивого, как Гарри, но напротив, склонного задавать себе неприятные вопросы и находить на них столь же неприятные ответы).
Взять и посмотреть, какими именно фишками выкладывается образ законченного злодея? И чем эти фишки отличаются от реального зла, от живого мертвеца?

Первая из этих фишек, конечно же, детская психотравма. А также подростковая психотравма и взрослая психотравма. С годами их число неимоверно возросло — и всё продолжает расти. Такое ощущение, что не только дети и подростки, но и взрослые люди неспособны пережить никакое противодействие мира — они от этого впадают в кому какую-нибудь страшную болезнь, от психологического расстройства до шизофрении.

Известный психиатр и психотерапевт Рональд Лэйнг предложил в свое время термин "неподтверждение". Лэйнг и другие представители коммуникационного подхода в психиатрии считали, что любому человеку требуется "подтверждение" в широком смысле этого слова. Подтверждение того, что я существую, что я нужен, подтверждение адекватности моих высказываний, подтверждение нормальности моего восприятия. Мы периодически "сверяем часы" с другими людьми, проверяем свою систему координат. Лэйнг и его коллеги обнаружили, что в семьях пациентов с шизофренией широко распространена обратная ситуация — неподтверждение реальности. В книге "Sanity, Madness and the Family" (в русском переводе "Безумие: семейные корни") он приводит отрывки из бесед с семьями больных шизофренией. Описанные в книге взаимодействия довольно сложны, и в них нередко присутствует неподтверждение близкими не только фактов, но и даже способности больного мыслить самостоятельно ("Я знаю, что на самом деле ты так не думала. Тебе казалось, что ты так думала, но ты хотела другого").

Получается, если родаки или сестра/брат (которые никогда с тобой не согласятся, опция "согласие" в заводских настройках у сибсов отключена), а также ребята во дворе, в детсаду и в младших классах станут с тобой спорить, тебе светит прямая дорога в шизики?

Или вот, недавно набрела в Сети на описание нового вида психологического насилия: "Газлайтинг — вид психологического насилия; описывает манипулятивное поведение, цель которого — посеять у другого человека сомнения в реальности происходящего и собственном восприятии реальности, выставление человека сумасшедшим". Название этой психологической напасти пошло от фильма "Gaslight" (1944). Женщина становится свидетельницей странных повторяющихся явлений, в то время как ее муж, действиями которого эти явления вызваны, уверяет, что ей все мерещится, и чуть не доводит до психоза. Ну хорошо, у героини муж маньяк, он осуществляет над нею хитровыделанный план по сведению с ума, а у обычных-то людей что?

Нарциссы. К подобной тактике повышения своей самооценки за счет опускания чужой прибегают так называемые перверзные нарциссисты, которые постоянно апеллируют к мнимой сверхчувствительности своих жертв. Человек в общении с ним теряет свои права: право задавать вопросы и получать ответы, говорить о своих чувствах и сердиться. Гнев и недовольство оказываются "неразумными" или "иррациональными". Ведь чтобы получить над партнером полную власть и легитимизировать отсутствие человеческих чувств, перверзному нарциссисту необходимо деперсонализировать его, разрушив его "я".

Помните, что я писала о деперсонализации в прошлый раз? Вот она, фабрика по производству деперсонализированных Темных Властелинов — партнерство с неподходящим человеком! Кабы не происки Дамблдора, Том Реддл, возможно (невозможно!), вырос бы добрым мальчиком. Которого ничуть не испортило пребывание в детдоме и отказ от него родителей — что отца, которому на хрен не сдался мезальянс с какой-то замарашкой, что матери, которой было плевать на судьбу своего чада.

Но оставим Дамблдора, который маггловских книг по детской психологии не читал и возиться с каждым отдельно взятым засранцем не удосужился (только с теми, кто должен был исправлять его косяки). Представим это психологическое минное поле, в которое превращается мир, имеющий наглость с нами не соглашаться! Тем самым он деперсонализирует нас своим газлайтингом, намекая на нашу сверхчувствительность, метеочувствительность, плохое настроение и непонимание ситуации в целом!

Удивительно, как мы все еще не превратились в Темных Властелинов (это все-таки лучше, чем стать шизофрениками). Ну или в нарциссов — перверзных и не очень.

Нарциссы (они же нарциссисты), как и пациенты с психопатией, не испытывают эмоций в общепринятом понимании этого слова, однако отлично их имитируют. Они способны наблюдать за окружающими, вычисляя успешные механизмы влияния, но в необычных обстоятельствах могут проявить бесчувственность, жажду власти или еще что-нибудь, лежащее за рамками нормальных реакций. Им нравится наказывать обидчика (о май гад!), они не прочь остроумно кого-то использовать (омайгад!), им бывает интересно наблюдать за чужими страданиями (омайгадбля...). Так. Сеть переполнена этими самыми, перверзными. Но они еще не Темные Властелины.

Фишка вторая. В нечеловеческую категорию ТВ нарцисс попадает, когда его страх не быть хорошим испаряется и на смену ему приходит Безнравственность с большой буквы "бэ"! Или даже "бу". О чем ТВ и вещает в рассуждениях следующего типа:"Ты заражен моралью, а это хуже сифилиса. Мораль держит людей в ежовых рукавицах и делает их зависимыми. Не убей, не укради, не пожелай… Это так важно для тебя?" В искусстве в ответ на подобное положительный герой, скрежеща зубами, твердит себе: держаться, держаться, любой ценой держаться за христианские/гуманистические/гетеросексуальные ценности! Слабак.

Вам когда-нибудь говорили такое в открытую? Думаю, что нет. А почему? А потому, что в реальности ни один злодей, если ему приспичило заполучить вашу душу, не ставит человека перед прямым выбором между нравственными ценностями и безнравственным могуществом. Человек приходит к моральному/аморальному выбору самостоятельно. Ему нужен успех, продвижение по службе, повышение доходов, покровительство сильных мира сего...

Или просто хочется жить более яркой, необычной жизнью. Очень хорошо подобное стремление описано в книге Кристофера Мура "На подсосе".

"Почти всю жизнь Эбби надеялась, что с нею случится что-то необыкновенное. Где бы ни была она, более интересный мир всегда располагался где-то в другом месте. Эбби прогрессировала — сначала ей хотелось жить в фантастическом кавайно-пластиковом мире "Хелло-Киски", затем — неоново-космической девочки-леденца в кедах на платформе из японских манга, ну а пару лет назад она переселилась в мрачную готическую вселенную псевдовампиров, поэтов-самоубийц и романтического разочарования. То был темный соблазнительный мир, в котором по выходным ложишься спать очень поздно. И она была верна своей темной природе — старалась поддерживать себя в состоянии изможденной хандры, а любые восторги, что могли возникнуть по какому-либо поводу, преобразовывала в движитель неизбежного разочарования. А прежде всего — старалась подавлять в себе природную жизнерадостность, хотя ее подруга Лили и сказала, что от нее Эбби не избавится никогда. Случилось это, когда Эбби отказалась выбрасывать свой рюкзачок с "Хелло-Киской" и приканчивать виртуального щенка английской гончей, жившего у нее в приставке "Нинтендо".

Эбби было достаточно увидеть героя ее грез (пару дней назад обращенного вампирчика Томми, такого же, как она, неуемного дурачка, мечтавшего о темном соблазнительном мире), как она продемонстрировала девичьему дневничку всю силу своего байронизма.

"Я пришла в "Уолгринз" с Джередом — и там увидела его. ОЯЕ, он такой отпадный — но совсем тотально украдкой. Сперва я бы решила, что он тотально заурядный ботан или типа того, фланелевая рубашка и джинсы, но он у нас спросил, где купить шприцев, и я тотально заметила, как у него вылезли клыки. И я типа такая: "Могу вывести вас на моего сбытчика", — раз и все, он тут поглядел на мою футболку и увидел на ней портрет Байрона — и процитировал "Она идет во всей красе", а это типа мой любимый стих после того у Бодлера, где он пишет про свою подругу, что она просто пища для червей и ничего больше, вот только Лили ставит его на первое место, потому что Бодлер у нее любимый поэт, поэтому футболку она себе затарила с ним, хотя Байрон гораздо няшнее, с ним бы я возлегла даже на острый гравий, если бы получилось".

И замечу, никто девочку не соблазнял! Хотя "неподтверждение" (оно же несогласие со стороны подруги детства) имело место быть. Видимо, все мы потенциальная добыча Темных Властелинов и пополнение их рядов. Ввиду слабости нашей психики, готовой к деперсонализации и дереализации прямщас, от одной цитаты из Байрона. Или Бодлера.

Фишка третья. Темными Властелинами, судя по всему, становятся те, кто разгадал нашу слабость и представил переход на темную сторону в особо привлекательном виде. Или, что бывает гораздо чаще, мы сами, когда представляем данный переход единственным способом обрести Духовность.

Приведу в качестве примера комментарий френдессы — рассказчицы отменных историй из жизни.

"По мнению таких аффтаров когда-то существовало Прекрасное Прошлое. Время, когда все были здоровы, чисты морально и экологически, нравственны по самые помидоры... ну а потом взяли и испортились к настоящему моменту. От вседозволенности.

Честно, мне хотелось биться лицом о клавиатуру, когда я читала, например, про гарем. Про возвышенное духовное объединение жен и матерей на одной территории, про то, как с умилением и придыханием ухаживали нелюбимые жены за беременной любимой женой и как они хором ждали рождения первенца, про "отсутствие ревности и солидарность женщин, мечтающих стать Матерями". А, ну еще и про высокий уровень Марали, как я забыла! Это был такой розово-сопливый лютый бред, что даже здорового смеха не мог вызвать.

Уж лучше бы рояль в кустах какой торчал...

Аффтарша жутко обиделась и назвала меня бездушным циником. Она же про светлое и боброе!

А мне стало совсем непонятно: ну ладно, ты не знаешь матчасть — но берешься писать на тему. Бывает. У кого-то вон мушкетеры лихо щелкали гульфиками на балу... Но какого лешего у нас отменили здравый смысл? Неужели он настолько забит сентиментальным мимиканьем, что не в силах донести до обладательницы: люди, запертые вместе и помещенные в условия жесткой конкуренции, когда на кону стоит и выживание и шанс на более-менее пристойное существование... они вряд ли будут оказывать поддержку конкурентам. Тем более, что по ходу дела описывался век эдак пятнадцатый, а тогда от переизбытка гуманизма народ не страдал.

ГуманизЬм — это продукт более спокойных и сытых эпох.

А еще больше порадовали комментарии. "Нам есть чему поучиться у этих женщин!", "Насколько же Раньше люди были бахаче духовна!", "Сейчас уже не встретишь такие Отношения!", "Автор, вы молодец, вы так точно передали атмосферу"...

То есть отклик-то у умственно аналогичной аудитории был.

Следующим шедевром той же аффтарши стал сотворяш из жизни крестоносцев. Опять же — опустим милые женские неточности на тему оружия и быта. Не будем цепляться ни к "мелодичному звону доспехов", ни к факту таскания рыцарем с собой повсюду копья... "Зажав привычном жестом в руке копье Бертран поправил двуручный меч на поясе и вошел на пир". Порадуемся,что у Бертрана хотя бы ридикюля на шее не висело.

Но снова и снова герои захлебывались в собственных розовых соплях. И снова и снова восторженные читательницы пищали: "Ах! Как романтично! Как вы тонко передали суть! Какие раньше были люди и как жаль, что сейчас мы так духовно измельчали!"

Я снова попыталась спустить авторицу с небес на землю, на этот раз просто кинув ссылки. Ну, чтобы она хоть что-то знала за эпоху, которую взялась описывать.

Я снова оказалась жестоким циником, не верящим в Лучшее в Людях...

Но тему она таки сменила.

Следующим номером нас ожидала какая-то боярская проруха. С теми же розовыми соплями. А, еще мы успели порадоваться за семью египетских фараонов и их здоровый быт. Потом она и вовсе разочаровалась в описании "преданий старины глубокой", перешла на романтические бытоописания современников.

Вот казалось бы... Тут уже не надо учить матчасть, ты тут живешь сама, все знаешь, все видишь...

Не, снова посыпались какие-то Мамы, наставляющие почтительных дочерей, пожилые остепенившиеся богатые плейбои... сладкие слезы душевного покоя (не моя фраза, оно само так), бизнесмены в поисках Любви...

Начинаю думать, что аффтар проживает и не тут
".

Аффтар проживает в мире Эбби, возмечтавшей о няшных Темных Властелинах. При такой готовности увидеть гуманизм там, где его нет, или отречься от гуманизма там, где он есть, обидеться на весь свет за то, что в твоем детстве с тобой не соглашались, а еще (вот ужас-то!) заставляли учиться, работать и убираться в своей комнате — вперед, то есть назад, в прошлое! К здоровой боярской прорухе и Бертранам, не снимающим доспехи даже в ду́ше! В клевреты к вампирам и в гарем к султанам! ТВ, ты не отвертишься от толп сытых, обутых, одетых и готично накрашенных Эбби!

Ибо таковы нонешние референтные группы. Таковы любимые писательские фишки. Таков идеал, безнравственный и беспощадный. А если он не таков, мы его запросто таким сделаем. В попытке придать своей жизни смысл извне и самому стать Темным Властелином.

Словом, дорога на темную сторону выложена спрессованным разочарованием в пиздуховнасте и амаральнасте, царящей в окружающем мире. Мир ужасно плох, поэтому пошли-ка все на темную сторону. Там мы точно обретем значимость, власть и Тайное Знание, которое заключается главным образом в обесценивании всего, что нам может предложить социум и природа. Ну их нафиг, они ничего не понимают в запросах маленьких инфантильных Эбби.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, ловушки психики, пытки логикой и орфографией, сетеразм, уголок гуманиста, философское
Subscribe

  • Родовое проклятие подлости

    Рассказывают, Жучкова со своими говорящими глистами (какой-то Филипп Хорват, он же Гор Потоков, он же Прорыв Унитазов, он же Гнусный Ублюдок, он…

  • Вести из авгиевых конюшен

    Про меня давеча написали поэму. С каждой попыткой меня обличить я становлюсь все эпичнее и эпичнее. Нет, в романах меня уже выводили (один раз даже…

  • "Я была молода, мне нужны были деньги"

    Весна, апрель, день дурака всё не кончается. Наверно, поэтому критикесса Аннушка-чума Жучкова всё лезет и лезет ко мне во френды. И хоть бы декор…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 433 comments

  • Родовое проклятие подлости

    Рассказывают, Жучкова со своими говорящими глистами (какой-то Филипп Хорват, он же Гор Потоков, он же Прорыв Унитазов, он же Гнусный Ублюдок, он…

  • Вести из авгиевых конюшен

    Про меня давеча написали поэму. С каждой попыткой меня обличить я становлюсь все эпичнее и эпичнее. Нет, в романах меня уже выводили (один раз даже…

  • "Я была молода, мне нужны были деньги"

    Весна, апрель, день дурака всё не кончается. Наверно, поэтому критикесса Аннушка-чума Жучкова всё лезет и лезет ко мне во френды. И хоть бы декор…