В Риме сейчас 45 градусов жары... Какое счастье, что мы там были зимой. Так и тянет вспомнить вояж пятилетней давности.
Я уже писала, что Римский форум - Форо Романо - и сам немаленький, вполне тянет если не на город, то на квартал как минимум. Только ну очень запущенный.
А рядом еще одна дыра в земле - рынки Траяна, деловая зона...
...плавно переходящая в религиозную.
Этот переход от "купите, господин хороший, задешево отдам" к "господу богу помо-о-олимся" - и обратно - Риму хорошо знаком. И не только Риму. О том, как здесь умело совмещают клерикальные идеи с меркантильными, я как-нибудь отдельно расскажу.
Не надоело вам дырки в земле пересчитывать? Лично мне это занятие никогда не надоедало. Такое странное было ощущение - смотреть на современное человечество, как оно месится по верхней корочке этого земляного сэндвича на своих машинках-автобусиках-байках... Думая, что оно бессмертно.
Накидали, нахалята, в археологический раскоп бутылок-бумажек-пакетов от чипсов. Надеюсь, что никто не мочится туда со стены. Никакого почтения к отеческим гробам! Да и к иностранным туристам тоже. Особенно у мотоциклистов.
Сколько же в Риме мотоциклов! И ездят на них все - и стар, и млад, и беден, и богат. На светофоре первым с места срывается это моторизованное воронье - адской черной стаей. И если автомобили и даже автобусы притормаживают перед идущим пешеходом, то байкеры - любого возраста и социального статуса - не щадят никого.
Да что там - даже в Венеции, где практически никто и ничто не ездит по суше, на острове Лидо наткнулась на стоянку байков.
Но вернемся к обреченным на многовековое обозрение древностям Рима.
Про Колизей-то вы все знаете, а знаете ли вы про театр Марцелла? Он начал строиться по приказу Цезаря, а завершился при императоре Августе. Август посвятил театр своему племяннику и зятю Марцеллу, умершему раньше положенного срока (в смысле, молодым и красивым) в 23 году нашей эры. В XIII веке театр превратился в крепость семьи Савелли, а в эпоху Возрождения Перуцци перестроил его - слава богу, лишь частично - во дворец Орсини. Даже садик завел, выходивший к Тибру.
Во время Второй мировой войны римский народ спасался от гитлеровцев в лабиринте залов и коридоров. То-то гитлеровцы в спелеологии поднаторели!
Когда мы с БМ были в Риме, это сооружение оказалось закрыто на реставрацию. До морковкиных заговин, похоже. Одного я понять не в силах: почему там, в этом реставрируемом дряхлом лабиринте, пришипившись сверху и сбоку к историческому наследию, и сегодня КТО-ТО ЖИВЕТ?
В общем, прямо на наших глазах Рим уходил в землю, словно старое, корявое, опутанное молодым и сволочным плющом дерево.
Врастали в землю его дворцы и акведуки; бастионы замка-цитадели Сант-Анжело, наполовину погруженные в грунт, казались не выше табачных киосков - и было даже непонятно, какого лешего его построили таким низеньким? Чтобы защитники цитадели могли плеваться в осаждающую армию через все бойницы? Или давать противнику прикурить (буквально), не тратя времени и сил на личные встречи?
Подойдя ближе, видишь: Сант-Анжело стоит в такой же раскопанной археологами яме, что и рынки Траяна, и Форо Романо.
А заглянув сверху в каньон, в котором игриво пенится отнюдь не могучий Тибр, понимаешь: этот город - ВЕСЬ город, а не та его часть, по которой шляются туристы и рассекают мотоциклисты - стоит на берегах мелкой, слабосильной реки, неспособной прорыть себе личное ущелье.
Это люди подняли берега на изрядную высоту, построив Рим на Риме, а потом еще один Рим - на прежнем Риме, и еще один, и еще...
Смотришь и думаешь: интересно, а мы, нынешние, вольемся в такой земляной сэндвич своим собственным слоем? Сколько же землицы понадобится, чтобы спрятать наши небоскребы, наши амбиции, наши ноу-хау. Сколько усилий придется приложить природе и истории, чтобы ослабить нашу мертвую хватку, чтобы выиграть у нас битву за нашу, как нам кажется, а на самом деле абсолютно ничейную землю.