Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Расчлененка под клюквенным соусом


Мне вчера e_movo сериал порекомендовала. "Декстер" называется. Так и сказала: "Изумительный совершенно - психологическая проработанность персонажей, достоверность мотиваций, развитие и личностный рост, происходящий на глазах - жалко только, что это фантастика немного". А если еще учесть, что я люблю фантастику... Кто б тут не соблазнился? Вот и я соблазнилась. И рванула качать первый сезон. А сегодня села смотреть.

Меня хватило на... 15 минут. А потом я и сама изумилась охватившему меня чувству раздражения. Такому, что я шваркнула пультом по дивану и ругалась черными словами вперемешку с психологическими терминами битых полтора часа. И вот вопрос: ЧТО СЛУЧИЛОСЬ, ЧЕРТ ВОЗЬМИ?

А щас объясню.

Этот сериал, действительно, фантастика. Причем в той самой сфере, в которой я фантастики не переношу. В сфере психологических мотиваций действий и стремлений человеческих.

Правда, когда главный герой, скажем:
а) таит в себе магические способности, живет с призраком из черепа и глушит монстров-убийц волшебным посохом, закамуфлированным под хоккейную клюшку, как в "Досье Дрездена";
б) ставит феерические медицинские диагнозы на основании феерической же симптоматики - как правило, ректальных и оральных кровотечений, коими в его присутствии страдают все, включая насморочных и коматозных, как в "Докторе Хаусе";
в) раскрывает преступления, вглядываясь в нервные тики свидетелей и преступников, врущих на словах, зато дико откровенных в мимике, как в "Обмани меня";
г) и выглядит, и ведет себя, мягко говоря, с ба-а-альшим отклонением от исторических источников, как в "Тюдорах"...

Так вот - я на это носик не морщу. Смотрю и наслаждаюсь. Мне вышеперечисленные сериалы нравятся. Притом, что недостатки их я прекрасно вижу и нередко над ними посмеиваюсь.

Да, невозможно сделать сценарий динамичным и захватывающим, свято соблюдая правило "как в жизни". Никакой человек не выдержит сериальной интенсивности бытия в реальном измерении: ребенок номер один потерялся, жена застрелилась, любовница завелась, потом - вот ужасти! - оказалась ребенком номер два - от первого брака, ужаснулась и тоже застрелилась, а ее ребенок - номер три - тоже потерялся, вернее, его украл предыдущий любовник покойной любовницы, объявилась якобы застрелившаяся жена и заявила, что все это она подстроила - из ревности, а еще она собирается испортить жизнь ребенку номер два, а укравший его приемный папочка грозит смертью ребенку номер раз... Ну можно это пережить???

Попавший в такой переплет сдохнет от стресса еще до начала второго сезона. В том смысле, что больше года не протянет. Но и никакой зритель не выдержит наблюдения за жизнью в обычном темпе он-лайн. Сдохнет от скуки до окончания первой серии.

Значит, нужен компромисс. Чтобы в кино было как в жизни, только быстрее, ярче, интенсивнее, выше, сильнее, далече и проч.

Поэтому всяческие допущения и погрешности против реалий меня не беспокоят. До того времени, как начинаются погрешности против законов психики. Вот такой вот я ригорист.

А возвращаясь к "Декстеру", скажу: главный герой - серийный убийца и борец за справедливость. Ему хочется убивать и он убивает. Педофилов, порноманьяков, кого-то еще нехорошего... Этакий мини-Ганнибал Лектор. Вроде бы идея неплохая... НО! Тут есть одно большое НО.

Таких серийный убийц не бывает.

Конечно, идея восстановления справедливости огнем, мечом и дисковой пилой банальна и распространена донельзя. Притом, что для ее осуществления нужны НЕ ТОЛЬКО серийные убийцы. Убийцы - низшее звено, плебс, цепные псы. Их держат на поводках унылые палачи, у которых собственно убийство никакого наслаждения не вызывает. Они просто выполняют план. А их отчеты идут наверх - Большому Брату, Великому Стратегу, который и составляет планы экстремистских мер, но личного участия в "акциях" не принимает и принимать не собирается. Не царское это дело.

Так вот, объединить все эти эшелоны - от исполнителей до стратегов - в одной личности невозможно. Даже если разбить ее на три-четыре альтер эго. Границы бессознательного ведь тоже не резиновые...

Дело в том, что жажда убийства подпитывается сексуальной энергией. Это - крайнее выражение садизма. И оно имеет четкую сексуальную направленность. Поэтому даже если убийца утверждает, что он ненавидит свои жертвы, НА САМОМ ДЕЛЕ он их хочет. Самым что ни на есть телесным образом. Хочет насладиться их чистотой и непорочностью - или хотя бы податливостью.

Вот почему жертвы серийных убийц всегда обладают высокой виктимностью - грубо говоря, жертвенностью. Это невинные дети. Это юные девы. Это беззащитные отроки. Это безнравственные распутницы. Это существа, которых легко сломить, обидеть, подвергнуть насилию, уничтожить морально и физически. Серийный убийца - охотник на мелкую дичь, а не на могучих копытных, и тем более не на хищников вроде себя самого.

И ему, чтобы переключиться с сексуальной подпитки, с унижения и уничтожения мелких и хилых на социальную подпитку, на восстановление справедливости, на борьбу с сильными, хищными и безжалостными - ему надо все свое Ид, свое не-Я, свое бессознательное перекроить. Мозг так не делает. Мозг подсовывает ложные мотивации. Прикрывает примитивное сексуальное желание якобы справедливым возмущением, необъяснимым отвращением, жаждой очищения душ через страдание, мистическими и философскими кунштюками.

Словом, такой вот кровавый праведник бывает двух сортов:
а) унылый палач, измученный обязательствами перед Большим Братом, - такой обычно тяготится собой и своей жизнью, тянет лямку по колено в грязи и крови и мечтает соскочить;
б) людоед, который пытается "справедливыми" жертвами прикрыть свои грехи в отношении невинных жертв. Вот, замочил девчонку в лесопарке, потом отыскал любителя детского порно и его покоцал. Счет 1:1. Вроде как оправдался.

Вот почему я не верю в Декстеров, прирожденных серийных убийц, которые, резвяся и играя, вымаривают исключительно нехороших дяденек. Ищут их, запятнавших себя перед законом божеским и человеческим, ловят и расчленяют по отработанной схеме хорошо вычищенными инструментами. Их просто не может существовать в извращенной, но логичной вселенной, которая называется человеческой психикой.

Это даже не фантастика. Это психологическая развесистая клюква.

Хотя я понимаю, до какой степени хочется верить в справедливость и возмездие, осуществляемое неуловимым мстителем с чистыми помыслами и грязными ручками.

Это одно из самых страшных разочарований - понимание того, что справедливости не существует. Не существует как опции. Ну не предусмотрена эта кнопичка в панели управления природой человека. Вот и бредят сценаристы-режиссеры образами маньяков-обаяшек, сублимировавших свое хищное сексуальное вожделение в социально полезную ассенизаторскую деятельность.

Увы.

Да! Этот пост, вообще-то, не совсем о сериале. Он - о психологической малограмотности. Распространенной так же, как надежда на неуловимого мстителя. Поэтому просьба: вы уж не пишите комментов типа "А я такого не смотрю вообще, мне лучше что-нибудь про птичек..." - убью.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, искусство для неграмотных, ловушки психики, пытки логикой и орфографией, сетеразм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments