Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Они суть. Часть вторая

Штрафы за сквернословие

Ну-с, продолжу публиковать свою переписку с Марией Ровной, как образец того, что можно с человеком и не соглашаться - и холиваров не устраивать.

Мария:

Предсказать, когда социум придёт в точку бифуркации и куда двинется после неё? Нехило. :)

В какой-то статье (я крайне редко запоминаю авторов и названия) проанализировали прогнозы специалистов, политологов, социологов и футурологов, за XX век. Сбывшихся оказалось два процента. Два! Если б они кидали монетку, вышло бы в 25 раз больше.

И ещё где-то я читала, что есть в русской литературе тексты, в которых даны сбывшиеся предсказания. Но только тексты эти – не научная (или ненаучная) фантастика, а сатира или наглый стёб, то, что воспринималось как злобное искажение советской действительности. Выходит, общество наше (о других ничего не могу сказать), в котором сменяют друг друга не столько эволюция и революции, сколько застои и смуты, бунты и хунты, развивается, как писал Лотман о Достоевском, по логике скандала: из всех мыслимых исходов ситуации осуществляется самый невозможный и нелепый.

Не обязательно фантасты изблёвы... э-э... сублимируют в текст свои страхи. Могут и "по-научному": экстраполировать (получается, как у Марка Твена, Миссисипи длиной в миллион миль) или просто перевернуть сегодняшние реалии. Жестокий пример к теме – "Женский вопрос" Тэффи. Даже неловко за неё. А ведь какая была редкостная умница и прозорливица!

Стругацкие, впрочем, понимали тщетность попыток заглянуть за точки бифуркации, открывающие веер непредсказуемых путей, и заранее отмазались: мы не предсказываем, мы ставим вопросы.

В принципе, они правы. Нет ничего проще и бесполезнее, чем напридумывать грядущее счастье, наручные телевизоры, скатерти-самобранки, ковры-самолёты, кабины нуль-транспортировки и трёх рабов каждому. Вот предвидеть грядущие проблемы, порождённые именно новой фазой цивилизации...

И всё-таки провидцы были. Маркс в середине XIX века предсказал монополизм, глобализацию, создание иллюзорных потребностей и современную рекламу с её манипуляцией сознанием. Когда супруги Кюри ещё были уверены, что радиоактивные вещества – что-то вроде ловушки космических лучей, Андрей Белый написал: "Мир рвался в опытах Кюри атомной лопнувшею бомбой". Эренбург в начале двадцатых годов ("Хулио Хуренито") предсказал, что Германия в конце тридцатых начнёт новую мировую войну, и её союзником будет Япония. Правда, это касалось не менталитета, а технологий. Лем в начале шестидесятых ("Сумма технологии") предсказал виртуальную реальность и проанализировал проблемы духа-разума, которые она породит. Сейчас Переслегин и Еськов пишут совершенно безумные статьи о постиндустриальной цивилизации и о квантовой истории и о связанных с ними невероятных возможностях и проблемах общественного и личного сознания – но истинное вИдение того, чего ещё нет, что будет за барьером, неизбежно должно казаться безумием, разве нет?

Увы, человечество всегда норовило скрутить гениев, принимая их за опасных безумцев, зато голубило примитивных хитрых психопатов, видя в их изврате признаки гениальности. Органчики (органчик – это разум, не порождающий мысли, которые могут меняться, эволюционировать и деградировать, и число которых потенциально бесконечно, а наполненный готовыми мнениями, взглядами и вкусами; их может быть очень много, настолько, что органчик может производить впечатление человека умного, образованного и даже свободомыслящего; но число этих мнений конечно, они неизменяемы и никак не связаны друг с другом, не образуют систему; они могут противоречить друг другу – органчик этого не замечает) пытаются упихать твои тексты в готовые ячейки – это естественно: у них нет другого способа понимания мира, кроме раскладывания его реалий по уже имеющимся ячейкам.

Я:

Будущее осуществляется по логике скандала: из всех мыслимых исходов ситуации осуществляется самый невозможный и нелепый.

Да ведь проламывать стены возможно только одним способом - способом тарана, а значит, скандала. Даже в науке - вот уж где, казалось бы, все может развиваться своим чередом, путем углубления разработки теории - фигвам, миль пардон! Непременно революцию надо устроить, с взаимными оскорблениями на обсуждении диссеров и монографий, с казнями несогласных и делением на лагеря. Каковые лагеря десятилетиями закидывают друг друга калом и банановыми шкурками, а принадлежность к лагерю почитается большей ценностью, нежели публикация в солидном научном журнале. Неудивительно, что сфера общественных настроений так же напоминает попойку и брачный гон в стае бандар-логов.

А "Женский вопрос" Тэффи как раз демонстрирует то, к чему приходит общество, когда в нем один из полов допущен к общественной деятельности, а второй нет. Я согласна с тем, что матриархат мог выглядеть и так, будь у него за плечами несколько веков отношения к мужчинам как к игрушкам женской прихоти. Это неизбежный тупик, из которого выходят очередной революцией - сексуальной и феминистской/антифеминистской. Если не воспринимать это как предсказание, а как альтернативную историю, то все вполне правдоподобно. Рожа матриархата ничуть не приятней хари патриархата. :)

Придумывать грядущее счастье, наручные телевизоры, скатерти-самобранки, ковры-самолёты, кабины нуль-транспортировки и трёх рабов каждому - это хлеб фантаста и вода его. Особенно до изобретения микрочипов, когда ЭВМ представляет собой бадумбу размером с комнату и мигает лампочками вместо внятных ответов в наладоннике. Зато предвидеть грядущие проблемы, порожденные очередным витком цивилизации, можно, когда виток уже начался. Антиутописты же предсказывали эскапизм ширнармасс, не зная, что вместо сомы у нас будет вирт - и мы утонем в нем целыми социальными категориями. До появления гратуала казалось, что химический эскапизм рулит. Ан нет, веществам придется побороться за своего потребителя с интернетом.

Так что Лем оказался правее многих. И как в контексте нелинейного, скачкообразного развития технологий человеку будущего не показаться безумцем человеку современности?

Вспомнила смешной случай в очереди: какие-то девочки щебетали рядом со мной и БМ о том, что реклама конфет "Мерси" со слащавой песенкой уж такая трогательная, такая трогательная, они ее поют, когда слышат по телевизору - и прямо плачут! Мне немедленно вспомнился фильм "Разрушитель", в котором персонаж Сталлоне, грубый такой полицейский, попал в будущее, где все поют песни из рекламных роликов, за ругательства в любом месте, общественном или приватном, положен штраф, а мужчины ведут себя, как эти девочки из вполне реальной очереди - поют и плачут. И тут БМ говорит мне: "Так, мы уже в будущем. А где Слай?" - и мы начинаем хохотать. Потому что будущее настало, вот только Сталлоне рядом не видать.

Выходит, что и дурацкое кино в духе приключений Остина Пауэрса может предсказать будущее, если оно уже началось. И угадать, в частности, промывку мозгов потребителя до состояния тринадцатилетней девочки.

Нет более удобного способа понимания мира, чем раскладывание его реалий по уже имеющимся ячейкам. А человек существо ленивое, предпочитает рамки жанра, шаблоны песочницы, законы стаи одиночному выживанию в джунглях диких или каменных. Не будешь же на собственной шкуре проверять, что тут ядовитое, а что съедобное? Вот и срабатывает побочный эффект общественного, коллективного мышления: в моем племени это едят, это не едят, а это само кого хочешь съест. В быту работает. В творчестве - нет.

Но затратность и опасность экспериментального метода такова, что инстинкты орут, словно антивирь Касперского: не трогай это! оно тебя заразит, сожрет и на костях поваляется! И в сферу опасностей попадает буквально всё, для чего нужен личный опыт, от творческого подхода до личных отношений.

Когда ты в песочнице, в стае, в системе, ущерб от применения писаных или неписаных правил как бы разделяется на всех. А если ты раскачиваешь лодку, тебе прилетает и от врагов, и от соратников. Так не легче ли не высовываться? И начинаешь не с нуля (как я писала неоднократно про фикеров, их герои УЖЕ приняты публикой, осталось только придумать тем героям новые приключения, нехитрые, как порноролик); и публика благодушно настроена (даром что не различает тебя в толпе точно таких же); и единомышленников (сокинкеров, как фикеры называют тех, у кого аналогичный порнофетиш) у тебя гамак. Отчего бы не жить в таком Элизиуме, даром что он - песочница, в которой и ребенку тесно?

Мария:

Рожа матриархата ничуть не приятней хари патриархата. :)

Несомненно, обе рожи поганы.

Я не знаю, кто тут прав,
Пусть другие то решают,
Но раввин и капуцин
Одинаково воняют.

Кстати, украинский перевод насыщеннее смыслом:

Хто з них правий – не збагну,
Та оця доводить битва,
Що і рабин, і монах
Дуже зле смердять обидва.

"Женский вопрос" хорош как хлёсткий стёб над суфражистками, их воплями о превосходстве женского полу и мечтами о матриархате. Но, мне кажется, идея "хрен редьки не слаще", особенно в такой глобальной проблеме, как женщина в андро-ориентированном социуме, слишком мелка, слишком примитивна для таланта уровня Теффи.

"Так, мы уже в будущем. А где Слай?" - и мы начинаем хохотать. Потому что будущее настало, вот только Сталлоне рядом не видать.

Отдайте Слая, хоть на пару часов, сволочи! :)

Фильма я не видела. Но помню старый-престарый американский рассказ о будущем, в котором все виды искусства были поглощены рекламой, и о гениальном композиторе, чьему таланту было тесно в рамках песенок, рекламирующих мыло, прокладки и конфеты. В конце концов, он проломился сквозь барьер нерушимых стандартов, начал писать музыку – просто музыку, и произведения его вернули миру музыкальное наследие. Только имя его забылось, не повезло: фамилия у него была Бак. Потомки спутали, как сейчас почти всё, что написал Лейе, приписывают великому Люлли.

Когда ты в песочнице, в стае, в системе, ущерб от применения писаных или неписаных правил как бы разделяется на всех. А если ты раскачиваешь лодку, тебе прилетает и от врагов, и от соратников.

Дедал:
Своя вина не видна. Быть может, ты, мальчик, когда-нибудь убил муху и тем самым заставил голодать паука… Перед кем ты виновен – перед мухой или перед пауком? Трудно сказать, но судить тебя будут и те, и другие…
(Феликс Кривин. Дедал и Икар)

Ты знаешь, Инес, передо мной такая дилемма – высовываться или сидеть в песочнице – никогда не вставала. Вообще. То есть, в данном случае не только я не в курсе – в данном случае не было ситуации выбора, не участвовала моя свободная воля, а стало быть, нет моей заслуги в том, что я не сижу в песочнице, а брожу, где вздумается, плетя путаные тропы.

Из "Семейных сцен" (героиня пописывает стихи).

Попробуем печалям начала перейти.
Мы связь времён расчалим, – и путы, и пути,
И по траве радушной свернём куда-нибудь,
И ночью нас ракушкой укроет Млечный Путь.

Никто не обернётся: нас ловят по прямой.
Петляя, как придётся, запутав круг земной,
Мы на листе в линеечку, что расчертил нам рок,
Ехидное словечко напишем поперёк.

Я:

Но, мне кажется, идея "хрен редьки не слаще", особенно в такой глобальной проблеме, как женщина в андро-ориентированном социуме, слишком мелка, слишком примитивна для таланта уровня Теффи.

Это похоже на небольшую шутку, как у меня однажды случилась - как бы пиеса, которую Тата тут же раздраконила - а я чо? Я просто шутила на тему жежешных эриний. Эта тема и серьезных постов вызвала немало, но посмеяться-то можно? :)

Отдайте Слая, хоть на пару часов, сволочи! :)

Действительно. Особенно того, которого в том фильме, молодого и обольстительного, получавшего штрафы за сквернословие. Совсем как я. :)

Мы на листе в линеечку, что расчертил нам рок,
Ехидное словечко напишем поперёк.


И без разницы, делали мы выбор или не делали. Я, как человек, постоянно выбиравший и продолжающий выбирать, выбирать, выбирать, для того и затеяла "Двутелого андрогина", чтобы показать: вот они, в одном теле - выбирающий и не выбирающий. А ирония жизни в том, что тело у них на двоих - одно. Это ли не ехидство со стороны судьбы - и с моей стороны, со стороны вечно выбирающего?
Tags: декоративный пол, ловушки психики, философское
Subscribe

  • Ореховый торт с баварским кремом

    Очередной торт превратился в эпопею-эксперимент. И внезапно вырос в два раза, став двухслойным. А ведь ничто не предвещало! Все началось с того,…

  • Хлеб из полужидкого теста

    Я, оказывается, еще не ставила этот рецепт. Точнее, я ставила более сложный и долговременный его вариант, требующий первого расстаивания в течение…

  • Кура заливная

    Заливное из курицы соорудила. И вспомнила связанную с ним историю, покрытую тьмой веков. Потому как приключилась она в прошлом тысячелетии, дети…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 133 comments

  • Ореховый торт с баварским кремом

    Очередной торт превратился в эпопею-эксперимент. И внезапно вырос в два раза, став двухслойным. А ведь ничто не предвещало! Все началось с того,…

  • Хлеб из полужидкого теста

    Я, оказывается, еще не ставила этот рецепт. Точнее, я ставила более сложный и долговременный его вариант, требующий первого расстаивания в течение…

  • Кура заливная

    Заливное из курицы соорудила. И вспомнила связанную с ним историю, покрытую тьмой веков. Потому как приключилась она в прошлом тысячелетии, дети…