Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Аппроксимация потребителя

Гиде мой пасан

Вышла моя очередная статья в "Процессе": "Не указывай мне, алмазному, на свое золотое дно!" Писателя́ и издателя́ опять обидятся. Злая я, недобрая.

Как мне нравятся некоторые маркетинговые идиотизмы, внедрившиеся в рекламу! Например, связь рекламы с художественным текстом на странице сайта. Читаешь ты, скажем, историю о том, как сериальный бибисишный Шерлок Холмс страдал мигренями и эпилепсией - и всю дорогу тебе подсовывают рекламу о лечении детской эпилепсии. Младенцы в проводах смотрят с картинок глазами страдающих животных. Камбербетч примерно так же смотрел бы, ага. Или упомянут в тексте худобу-стройность-истощенность главгероя - сразу ррраз! - "Центр снижения веса г-жи Бабайковой ждет вас". Бабайку увидишь - похудеешь как миленький. На полтора кило за пять секунд. И нидайбох читателю открыть сказочку про зайчика, любившего капусту! В сайдбаре немедля нарисуются сиськи, которые можно увеличить капустой. Уж они-то малолетнему читателю будут куда интересней зайчика.

Есть в науке такой метод, как аппроксимация. Состоит он в замене одних объектов другими, в каком-то смысле близкими к исходным, но более простыми. Главное, чтобы объекты замены реагировали аналогичным образом в исследуемом отношении. Если, скажем, в генетическом эксперименте можно заменить человека мухой дрозофилой, то в социологии эта замена не катит.

Однако маркетинг не понимает: а почему, собственно? Почему бы не использовать формальный подход и не произвести вместо аппроксимации - самую банальную подмену? Подмена нарушает логику? А не по хрену ли логика в таком деле, как предложение товара вместо нуждающегося в нем потребителя кому попало? Если человек читает про персонажа-эпилептика, у него наверняка имеется потребность в лечении эпилепсии. Не у него, так у его деточки.

Мозг маркетолога работает так. Отсюда и его удивительные кунштюки с назначением категорий населения целевой аудиторией чего-либо или с позиционированием товара на полке.

Почему бы не шлепнуть на диск с психодрамой ярлык "Комедия"? Почему бы не поставить качественный нон-фикшн на полку глянцевой муры, наполненной советами в духе "Космо"? Это же более популярные ниши потребления! А что в тех нишах потребителя данного товара не водится - ну и чо? Есть же в маркетах прием, когда человеку в отделе одних товаров внезапно предлагают другой. Среди пельменей - освежитель дыхания. Среди йогуртов - жирненький бекончик. Среди тапочек - холодильник с пивом. И периодически срабатывает. Особенно на мужиках, всегда готовых заглянуть в холодильник с пивом.

И как этим мастерам художественного наёба объяснить прокол их мето́ды? Если тапочки и пиво определенно связаны между собой, да к тому же нерушимой ментальной связью, то книжка "про умное", например, про соцадаптацию наркоманов, и покетбук "Как сосать, оставаясь Богиней разбудить в себе Истинную Женственность" имеют между собой меньше общего, чем даже бекончик и обезжиренный йогурт. По крайней мере последние два - еда, а первые два даже к одной категории товара не относятся. Одно - носитель информации о реабилитации зависимости, второе - бумажная наркота, вызывающая иллюзию контроля.

Но ведь покупатель может хапнуть и то, и это! - возражают они (они еще смеют возражать, срань господня). Ничайно так хапнуть! Маркетолог не привык думать о неслучайном, осознанном выборе. Он постоянно ищет везухи для дураков, точно дерьмовый игрок, неспособный запомнить карты. Плюс надежда на свой охеренный покерфейс, харизму, а когда те увянут - на паппи-айз, бровки домиком.

Согласно тем же правилам азартной, но абсолютно дебильной игры в случа́й, почему бы не предложить совершенно разным, не объединенным в ЦА людям книжко, где упоминается их профессия или хобби? Ведь люди же должны захотеть прочесть "об себе"? При этом не учитывается, что люди, занятые чем-либо профессионально (а тем паче по велению сердца), могут знать тему куда лучше автора. Тем более - аффтара.

Помню, дочь одного военного летчика рассказывала мне о его возмущении книгой Бориса Полевого: "Он же встречался с нами, мы ему рассказывали, где он ошибся... Почему он не исправил? Как можно было все оставить как есть?"

Правда, это история советских времен. В наши дни специалист и спрашивать не будет, почему аффтар не исправил ляпов - никто же не спрашивает букероносных коляди́н, отчего те не поправят хню в своем писеве, не имеющую никакого отношения к заявленному авторицей "бурлеску" (о Пан и все его бляди нимфы!). Вроде неправильных фраз "по-древнерусски", "хмельной сулемы", секса со становой жилой и прочего как бы комически-юмористического говна. Ну что вы, это же придает сему опусу своеобразный колорит! Стиль такой у них, у коляди́н, рассчитан вызывать у специалистов отвращение, а у ширнармасс - любопытство.

Итак, писать о летчиках (вариант: о байкерах, счетоводах, священниках, хипстерах, ролевиках) вовсе не значит потрафить представителям данной профессии/субкультуры. Скорее наоборот. Это далекие от самолетов и алтарей люди могут с интересом прочесть про незнакомое им житье-бытье - если, конечно, написано хорошо. Сама по себе профессия мечника-лучника-кузнеца тому же ролевику известна лучше всех, кто несет пургу про попаданца, освоившего все три специальности за семьдесят два часа пребывания в незнакомом мире.

Помню, меня как-то упрекали, что я не пишу о простых людях - всё какие-то интеллектуалы, простихосспаде. Причем упрекали на материале книги, в которой действовали (кроме одной-разъединственной журналистки):
- палачи,
- киллеры,
- солдатня,
- повар (прообраз Дамело),
- продавщица мелочной лавочки,
- полные маргиналы.
Как видите, упрек был из числа ритуальных.

Сейчас этот ритуал повторяет маркетолог за издателем и издатель за маркетологом: надо, надо любой ценой перевести стрелки на писателя, сняв с себя всякую ответственность за продажи книг. Обвинить автора в том, что тот не использует маркетингово выгодные позиции, потребовать воплотить проект, изобретенный человечком настолько далеким от темы, насколько это вообще возможно, да так, чтобы публика поверила в несомую маркетологом бню квадратную.

Приведу в пример идиота по фамилии Дышев из детективной редакции "Эксмо" и начальство его, мелкого маркетолога Женюрку-как-его-там. Четыре, блядь, часа эти двое нам с БМ заливали, что герой их проекта должо́н быть всем социопатам социопат, пикапер и злодей. Или даже зЫлодей, шоб читающим теткам мало не показалось. А потом Дышев открывает рот и выдает: "но такой, знаете ли, тонко чувствующий, духовный... пусть он, например, будет нервно снимать и протирать очки, - навязчивый жест, след страданий по первой жене, умершей много лет назад... пусть он от стремления всем помочь будет не успевать стирать и его рубашки будут выглядеть несвежими..." А чтоб я здох, старый ты импотент в завонявшемся белье, с себя, небось, пикапера-социопата лепить удумал? Да из помоечного кота социопат получше, чем из всей вашей редакции.

И это был, надо сказать, издательский проект не просто психологического - психоаналитического детектива. Придумавшие его даже в википедию не заглянули, чтобы уточнить: кто ж такой этот социопат, которого они намереваются впиндюрить в главгерои? Глядишь, и поняли бы: они не социопата выдумали, а социофоба. Тип, который всем за годы описания маленького невротика человека осточертел.

Или другой пример: френд недавно принес ссылку на главреда "Астрели", предлагающего (под знаменем междужанровости) совать во все книги подряд кровищу. А вдруг это окажется козырной картой? Сильно напоминает нытье сетекритиков, пересмотревших аниме и перечитавших фиков, о необходимости "секса выше колена" (с) в любых произведениях. Тетеньки требуют секаса, их мужчинки - войнушки. Смею намекнуть, в их семьях все очччень неблагополучно. Так что нечего на литературу свои проблемы с супругами и детьми проецировать.

Причем мне-то, как автору, пишущему о подсознании (именно поэтому мои книги не знают недостатка ни в насилии, ни в либидо с разными, кхм, отклонениями), проще простого было бы примкнуть к требованиям такого рода. Я их удовлетворяю по всем статьям. Но как писателю мне подобные требования кажутся глубоким, запущенным скотством. Дело не в "потакании низменным инстинктам" (не люблю трескучих фраз), а в прогибании литературы под глупейшую азартную игру с литературным маркетингом: вдруг гомоебля прокатит? или кровькишкираспидорасило? или ярлык "ржака"? или обложка в стиле "голым вальехо на драконе"? или засовывание сто́ящей книги в один ряд с книгошнягой? Давайте пробовать все, что поможет продать нечитающей публике ну хоть что-то.

А с нормальной, читающей публикой вы работать не пробовали, застрельщики? Или решили, будто такая публика ничего, кроме классики, не читает? Конечно, если книгу в руки брать противно, если анонс и оформление не говорит - визжит: "МЕНЯ ПИСАЛ ДЕБИЛ ДЛЯ ДЕБИЛОВ!!!" - поневоле отшатнешься и пойдешь в раздел доброй старой классики.

Вдобавок пишущая братия в последние годы полюбила сливаться в экстазе с теми, чьи интересы явно противоречат ее собственным. Например, с издателем, играющим в свои игры на их, писателей, бабло. Это было бы смешно, не будь оно так узнаваемо. Когда-то подобное называлось соцзаказом и велением времени, производственным романом и прочими эвфемизмами, неумело огибающими страшное слово "конъюнктура". И ладно бы конъюнктура продавалась, как из пушки! Отнюдь нет. Ее было проще пропихнуть через рогатки цензуры. Но публика как принимала "парторга в цехах и общий бал" без интереса, так и принимает.

Особенно если нет в предлагаемых опусах ничего нового. А издатель, при всем его азартном утрамбовывании в текст оживляжа, нового страсть как боится. Ему подай что-нибудь, что он уже смотрел, читал, мацал на книжных ярмарках и видел: оно недурственно продается (после харрроших таких вложений в пиар). Вот и заказывают писателям текстик:
- то под картинку (у нас много картинок с единорогами, нет ли у вас хорошеньких книжек про единорогов?),
- то под сериальчик (а напиши-ка мне серию книг про разнонациональную команду ментов, то есть полицанеров, которые с хиханьками и хаханьками раскрывают убийства),
- то под якобы хорошо известный им "народный интерес" (люди любят войнушку, политику, промискуитет и попаданцев).
И всегда опаздывают на пяток лет за пресловутым интересом. Опаздуны.

Однако не умирает надежда въехать к обедне на успехе "Сумерек с вампиром", "Поттерианы с юмором", "БДСМ-напевов". Очень живучее чувство. Вот и получается, что за аппроксимацию издательскую и за бредни маркетологов расплачиваться должны писатели - и, разумеется, читатели.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, ловушки психики, монументы на колесиках, пытки логикой и орфографией, сетеразм, уголок гуманиста, фигак!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 236 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →