Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Сеанс эзотерической мастурбации

Сеансы эзотерической мастурбации

Опус, получивший "Русского Букера", вызвал в памяти одну передачу, которая, мне кажется, напрасно сперла название у Шеридана. На деле шоу стоило назвать "У Таньки и Дуньки" - уровень тот самый, танько-дуньковый. Сидело напротив светочей нашей телетилихенции существо неотчетливо выраженной половой принадлежности и блеяло: "Меня всегда интересовал комплекс кастрации. Я занимался русским скопчеством, его психологией, его духовными исканиями... Как же надо ненавидеть себя, чтобы решиться на такое... А еще меня всегда интересовали амулеты, обереги, я занимался нитками, которые повязывают на запястье..." И эти две клуши напротив, медитирующие с глубоко духовным видом: рот куриной жопкой, глаза навыкате и мелкие кивки в паузах.

Облядь, думаешь, от комплекса кастрации оно пришло к ниточкам. Скопчеством занималось, пытаясь выйти на панфрейдизм, как любят делать самые безграмотные из американских гуманитариев, постигающие "загадочную славянскую душу"- и почему-то всегда через дымоход. Рази ж в может наш интеллигент сесть на задницу и прочесть монографию? Нормальную такую научную работу, где бы четко была сказана всем известная вещь: у кастрации в скопчестве имелось две функции - идейная и утилитарная. Идейная заключалась в отказе от всего плотского, смущающего; утилитарная преследовала цель оставить денежки, заработанные скопцами, в секте, не пуская в распыл по наследству.

А коли интересует скопчество как часть сектантства, отчего бы не почитать Александра Ильича Клибанова, который полвека назад объяснил, да так, что понятно даже дураку: сектанство стало для России аналогом западной Реформации. И предъявляло к церкви примерно те же требования: отказ от роскоши, от пышных обрядов, удешевление ее, церкви, содержания, уменьшения имущественных притязаний. Но имущественные вопросы, аналоги с Реформацией, исторические реалии, грамотный анализ "духовнасте" - это так сло-ожно... Особенно для писателей-телеведущих с уклоном в блогерство. А рядовой интеллигент и вовсе за счастье почтет сидеть на ток-шоу с вдохновенным еблетом и нести такую пургу, что у человека неглупого уши вянут и скулы сводит. Зато телеведущим пох, у них все ответы в телесуфлере прописаны, они и не слушают, что там приглашенное лицо метет.

Поиск фрейдистских мотивов в дофрейдистских культурных традициях носит обвальный характер. Если учесть, что религиозный экстаз, пик-переживание по накалу эустресса (положительной формы стресса) превосходит эйфорию от опьянения и оргазма, но выглядит не в пример духовнее, то... Сами понимаете, отчего в 2000-е мы получили вполне сформировавшийся социальный пласт кликуш от фрейдизма - если только не субкультуру.

Я не раз писала о деградации интеллигенции как социальной группы (к коей не только не принадлежу, но и на попытки меня к ней отнести реагирую точь-в-точь, как Гумилев: "вашу мать боже меня упаси, я не интеллигент, у меня профессия есть"). А все равно не доходит: милые, это я про вашу деградацию говорю, а не про ошибки предков. Предки, знаете ли, свое отпели-отплясали в 90-е, сейчас настало ваше времечко, однолетки мои, сорока-пятидесятилетние. Глубже в молодежную среду заглядывать не берусь, хоть и подозреваю: тридцатилетние могут называть себя интеллигенцией по факту того, что научились пользоваться столовыми приборами. Этого левела им хватит по гроб жизни.

Итак, что такое интеллигент в наши дни? Если отрешиться от того, что я писала в тегах "монументы на колесиках" и "история солжет как всегда" - от голых фактов и рвущихся из души матерных ругательств, то...

В первую очередь интеллигент - записной виктим, не контролирующий ни-че-го. Он не прочь присуседиться к кормушке, найти покровителя, привязать к себе сильную личность и отдаться в хорошие руки. Притом, что вышеперечисленные задачи НЕ для интеллигента, а скорее для беспородной, но энергичной особи с высокой адаптивностью. Для крысы в образе человеческом. Интеллигент же, в отличие от крысы, больше похож на клопа постельного: упадет сверху что-то большое, вкусно пахнущее кровью - вот и ладушки, будем сыты, хрен нас выведешь. Тоже адаптивность высокая, но не у особи, а у вида. Сами, понимаете, природе пофигу, она не индивида сберегает, а вид. Зато личности в раздрае: а-а-а-а, мы все умрем!

Хотя насчет личности как таковой я бы поспорила. У большинства индивидуальное мышление дивно заменено коллективным - и даже не мышлением, а бессознательным. Над этим надо всем порхает конструкция из нескольких стереотипов, принятых в родной стае социальной группе. Они необсуждаемы, критике и анализу не подлежат и разрушить себя позволят только войне и сотоне. Во всей силе и славе коллективных архетипов и групповых стереотипов интеллигент снисходит к простому быдлу, практически спускается с Олимпа... Чтобы втоптать всех в говно укором и плачем: "КАКВЫМОЖЫТИ-И-И!"

Ну ладно, Сеть и есть Сеть, это наш коллективный психоаналитический курс без психоаналитика, свалка подавленных истинных мотиваций, долина юнговских Теней. Тут большинство присутствующих несет неструктурированный бред, дожидаясь, очевидно, диагноза по юпику и лечения электрошоком. Или хотя бы по-старинке - веслом. В смысле, пэддлом.

Однако же и современная литература, причем не масслит, а мейнстрим, предпочитает бессвязный поток сознания. В наши дни искусство похоже на свалку, по которой ходишь и пытаешься отыскать тематический уголок. Эдакая гигантская гуманитарная мусорка, одна на всю интеллигенцию, куда, словно в кормушку поросятам, навалены-накрошены цитаты из классиков, древности и античности (некогда драгоценные, а теперь обесцененные сайтами с цитатками). Так ли ценен тушкан, как его малюют? Так ли убедительна цитата, на которую всегда найдется опровергающая ее цитата - и тоже из классика-расклассика, мудрое чело, в три дня не обцелуешь? Так ли необходимо публике напоминание, что Вечный город стоит на Вечном городе, а нынешнее искусство - на искусстве минувшего?

Сколько можно получать в качестве призовых произведений современной боллитры то бурлески, то молитвы, то откровенную истерику, но каждый раз про богоискательство? Замечу: идеи поиска бога ни разу не интересны современной эпохе. Почему не интересны? Да потому что бог приглашенных к Тане и Дуне давно найден. И любители подрочить на скопчество и на ниточки на запястьях (вот интересно, он слово "кабала" забыл или просто не знал никогда, этот гость "Школы дураков с училками еще дурее"?) скучно и глупо выделываются.

Бог нашего времени - успех. И никого не надо искать, ничего никуда привязывать, даже камлать перед золотым тельцом не обязательно, принося в жертву контейнеры стволовых клеток и абортивный материал. Достаточно работать на успех, прокладывать маршрут именно к этой вершине, а не таскать свою задницу по тусовкам и капищам в поисках, кто бы тебя, интеллигента потомственного, на содержание взял.

Я невысокого мнения о людях, жаждущих славы, раскрутки, подъема личного рейтинга - но даже я вижу, какой херней они заняты в свете поставленных задач. Если ты добился того, что тебя взяли на пидарачу в тиливизер, тебе надо чем-то себя представить. Написанной книгой, снятым фильмом, защищенным диссером, кучкой статей в СМИ или в научных сборниках, сферой исследований, которую ты выбрал и планомерно окучиваешь. Потому что кто бы ты ни был: мальчик, девочка, боженочка - надо продемонстрировать аудитории свою индивидуальность. А то на кого из вас ни глянь, все вы журналисты, блогеры, ведущие, поэты, прозаики, певцы и модельеры. Причем одновременно. "В свободное время я еще немножечко шью".

Ну и где, спрашивается, продукт? Что вы сделали, чтобы предъявить на очередном этапе пиар-акции? Чему будет посвящено ток-шоу, над чем будет тупо зависать Дуня и нехорошо щуриться Таня? Ниточки кабалы, про которую вы ни полбельмеса не помните, и страх кастрации, сублимированный в беспорядочное чтение "хни пра скопчество", не тянут на ядро индивидуальности, comprenez?

Я и сама блогер, у меня даже сайт есть - но я не считаю это литературной продукцией. Так, перечень эмоциональных всплесков и спонтанные размышления о том, на что я наткнулась в ходе работы. Настоящей работы - над моими книгами, статьями и прочая. Это как обрезки пресловутого шитья: из чего-то можно и юбочку Барби спроворить, из чего-то - думочку сшить. Но взрослую, носибельную вещь из обрезков не соорудишь. Разве что намеренно нарезать подходящие друг к другу куски ткани и самовыразиться в технике пэчворк.

Однако родимая интеллигенция давным-давно вместо реального продукта - литературного и/или научного - выдает кое-как зафиксированный раздрай невротика. То есть богоискательство с попутным превращением в религию любой шопопалы.

Н.Бердяев писал о несходстве интеллигенции русского образца с теми, кого на Западе называют intellectuels: "Intellectuels - это люди интеллектуального труда и творчества, прежде всего ученые, писатели, художники, профессора, педагоги и др. Совершенно другое образование представляет собой русская интеллигенция, к которой могли принадлежать люди не занимающиеся интеллектуальным трудом и вообще не особенно интеллектуальные". Федор Степун сформулировал это понятие следующим образом: "Орден - сообщество людей, подчинивших себя определенному образу жизни, основанному на определенном мировоззрении. У ордена русской интеллигенции не было определенного религиозного взгляда, но он каждое мировоззрение превращал в религию".

Прошли времена, когда интеллигенция не считала себя "в тренде", а шла на общем основании в списке сословий. Сейчас интеллигенция в массе своей представляет собою класс накожных и внутренних паразитов, которые тихо обсасывают отведенный им участок и тихо умирают, если их вздумают вывести. Ну что тут скажешь? Они прекрасно адаптированы к среде как вид. Хотя и предпочитают считать себя сборищем индивидуалок и индивидуалов индивидуалистов.
Tags: искусство для неграмотных, история солжет как всегда, мир за вычетом меня, уголок гуманиста, философское
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Блестящий критик я

    Презентация сборника, в котором есть мои статьи, на Московской международной книжной выставке-ярмарке прошла довольно гладко. Я сижу в центре и мешаю…

  • Ихневмон, убийца крокодилов

    Небольшая справка, о ком вообще речь в названии. Египетский мангуст, или фараонова крыса, или ихневмон (лат. Herpestes ichneumon) — вид животных…

  • Цыпленок с виноградом

    Виноград можно использовать не только в кондитерских изделиях и в соленьях, но и в качестве гарнира. Особенно хорошо он подходит к птице. Если…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 66 comments

Recent Posts from This Journal

  • Блестящий критик я

    Презентация сборника, в котором есть мои статьи, на Московской международной книжной выставке-ярмарке прошла довольно гладко. Я сижу в центре и мешаю…

  • Ихневмон, убийца крокодилов

    Небольшая справка, о ком вообще речь в названии. Египетский мангуст, или фараонова крыса, или ихневмон (лат. Herpestes ichneumon) — вид животных…

  • Цыпленок с виноградом

    Виноград можно использовать не только в кондитерских изделиях и в соленьях, но и в качестве гарнира. Особенно хорошо он подходит к птице. Если…