Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

"А заглянешь в душу - обыкновеннейший крокодил!" Часть вторая

Лучше бы это были мозги

Продолжу разбор произведения, чья обложка всех так повеселила. Итак, чем занимается среднестатистическая лжепопаданка в лжебогини? Меня ответ на этот вопрос, признаюсь, не интересует. Не думаю, что после глупой мельтешни первой части продолжение приключалок ГГ заинтересует также и читателя - по крайней мере такого, который тексты читает, а не проглатывает. Опус Валерии Черновановой настолько серый, что разбирать его ради него самого не имеет смысла: первой части хватило с лихвой, чтобы дать представление и о книге, и, что уж греха таить, об авторе. Но мои разборы давно уже касаются не собственно аффтара Имярек, а распространенных ошибок, которыми столь богато творчество МТА.

На данный момент перед нами лютое магическое хющо, кое аффтары и фикеры используют в качестве фабулы.

Меня мало интересует фабула произведения. Именно потому, что я читатель, а не глотатель текстов. Любой сюжет может быть изложен так, чтобы навести читателя на размышления (и не только о том, как такое напечатали), любая последовательность событий может заключать в себе идею. Все зависит от раскрытия этой последовательности, а не от фабулы как таковой. И поскольку в наше время не только читатель, но и писатель порой не видит разницы между фабулой и сюжетом, объясню ее вкратце.

Фабула есть фактическая сторона повествования, в нее входят все события, действия, состояния, которые компонуются автором в сюжете. Для формалистов фабула является лишь материалом, который используется для повышения динамики. В отличие от фабулы сюжет есть основа формы произведения, а также предмет изображения, в который включена последовательность сцен, актов, событий, происходящих в произведении. Автор выстраивает их для читателя или зрителя согласно определенным правилам демонстрации. Может идти по порядку, может все перемешать, может начать с конца, может закольцевать, может разветвить и растопырить на всех планах реальности - его, автора, выбор. Некогда в литературоведении возникло деление произведений на "сюжетные" и "фабульные" - о нем шло немало споров, его сторонников называли формалистами... Время доказало, кто прав. В последние полтора десятилетия сюжет деградировал до голой фабулы - и что мы имеем сейчас? Мы имеем орды фабульных читателей и фабульных писателей. Как Чернованова и тысячи ей подобных.

Средний младоаффтар (к которым подчас относятся и люди отнюдь не молодые, и авторы сомнительных бестселлеров, попадающих в градус банальности, что твои "Сумерки" и "Пятьдесят оттенков серого") перечисляет события, не деля их на первостепенные и второстепенные, называя достаточно объемистую повесть романом, множа сюжетные линии и забывая про них, заставляя их провисать. Герои отличаются безмотивным поведением, действуют, словно шизофреники, аффтар отбрыкивается от критики типичной для МТА демагогией: "Зачем все усложнять/объяснять/мотивировать, что, персонаж трусы не может себе купить по-простому, без рефлексий?"

Знаете, что это такое? Не более чем попытки выбиться из малодоходного и низкобюджетного искусства литературы туда, куда всю эту орду писеводелов не пустят. За кривые ручки, отсутствие профессиональных навыков и богатого воображения. Современный аффтар мечтает не книги писать, а компьютерные игры ваять. Или стать сценаристом, по чьим работам снимаются блокбастеры/сериалы, любимые народом. И эта мечта проглядывает в каждом ключевом событии, превращенном в корявенькое описание мизансцены.

Как и планировали маги, я приземлилась в тронном зале, прямо подле трона короля Моранта...
Его величество уставился на меня немигающим взглядом. Наверное, рад до смерти, что стал свидетелем такого эпохального события. Впрочем, как и добрая половина придворных.
Заметила на голове короля корону с кристаллом и заранее поздравила себя с победой. Все складывалось просто замечательно. Оставалось дождаться ночи. Надеюсь, в опочивальне его величество снимает свой головной убор.
Эффектно скинула шаль и приняла обольстительную позу (богиня любви как никак), которую накануне вечером честно репетировала перед зеркалом: одна ножка выставлена вперед, чтобы представить на обозрение публики изящную туфельку и не менее изящную лодыжку. Ну о-очень сексуально даже для нашего мира, чего уж говорить об их богами забытой дыре.
- Не прокатила ни ножка, ни лодыжка. В этом мире ждали другую - чем-то сильно не потрафившую пророкам Сиариль, которая якобы должна сильно испортить обстановку.

Интересно, как младоаффтары имена выбирают? Дезали от дезала - ну чо, "во-первых, это красиво", во-вторых, лечебно. А Сиариль от чего? От алкоксиарила, обладающего гипогликемической активностью? Тоже зашибись какое имечко. Жаль, что ополовиненное. Алкоксиарилью и эльфийское отродье не грех назвать. "О Алкокси! О Сиариль! Смотри, что ты тут натвориль!"

Большую часть текста занимают диалоги, поскольку ценность молчаливых переживаний аффтару непонятна, непонятно, что писать про все эти чувства персонажей, окружающий мир... А уж такие странные вещи, как отступления и размышления, для клипового мышления аффтара, фикера и гамера - скучища сурепковая. Вот он и гонит километрами встречи ГГ с кем попало: то в тюрьму король заглянет, поугрожает, потопочет ножками...

Стыдливо потупив взор, представилась:
- Богиня любви, покровительница Анрилина. Рада знакомству, - и неуклюже присела в реверансе.
Хотела добавить - прошу любить и жаловать - но, взглянув на кислую мину правителя, передумала.
- Психованный король, хозяин демонового замка, - в свою очередь своеобразно представился он.
Я покраснела до кончиков ушей.
А Морант тем временем спокойно продолжил:
- Глупо выдавать себя за нашу богиню. Ты даже отдаленно ее не напоминаешь. Мы уже давно ждем тебя, Сиариль. О твоем приходе и о бедах, что посыпятся на наши головы, нас предупредили еще предки. Обещаю тебе, очень скоро ты отправишься к праотцам...
- Больше не отрицаешь, что ты - Сиариль, древняя, проклятая богиня? Тебе не удастся меня одурачить, проклятая!..
- Вместо того чтобы изворачиваться и лгать, готовься лучше к смерти. Очень скоро ты окажешься в священном костре!
- Во-первых, не "в", а "на костре". Во-вторых, чего он приперся-то? Может, сказать чего хотел? Умного. Поскольку бегать в темницу и самолично троллить обреченных на казнь - несколько мелко для короля, вам так не кажется?

То забегут на огонек придворные дамы, на мужей-кобелей пожаловаться, а заодно забить болт на королевские планы избавления от древнего проклятья.

Еще одни жаждущие моей помощи! Ладно, посмотрим, что я с этого буду иметь.
- И какой мне резон вам помогать?
Алет потопталась на месте, видимо, не зная, с чего начать, а потом на одном дыхании проговорила:
- Мой брат - один из придворных магов. Это он составил заклятие, которое удерживает вас здесь. Я знаю, как его разрушить!..
- Не прошло и месяца после их свадьбы, как этот кобель начал ходить направо и налево. И что самое обидное: все осуждают не распутника-мужа, а бедняжку Мабель. Даже родители обвиняют ее в неумении удержать мужа в постели. Остальные прямо в глаза насмехаются. А этот урод ржет и несет что-то насчет мужской полигамности. Правда, мы даже не знаем, что это слово означает.
- Не берите в голову. Это мужчины придумали себе в оправдание...
- Опять-таки не "еще одни жаждущие", а "еще одна жаждущая".

И, разумеется, приворот мужа - столь важное дело, что ради него можно рисковать не только собой (можно представить, что сделает король с тем, кто выпустит древнюю-проклятую-страххсла-и-ужассла богиню из магических оков), но и всеми мужиками королевства.

- Вы только не ешьте его, ладно?
- Что значит не ешьте?!
- Неужели легенды врут? Разве не кровожадная Сиариль околдовывала земных мужчин, влюбляла их в себя, а потом питалась их плотью?..
- Перешла на вегетарианскую диету.
Не знаю, поняли ли они слово "вегетарианскую", но докапываться перестали.
- И ни малейшего беспокойства, что никакие прельщения-обещания злых богов не имеют силы подписанного договора. Работаем без предоплаты, как в 90-е. Как с подобной доверчивостью эти дамочки выжили при дворе?

Сколь хороши в литературном произведении все эти игровые примочки: пришел кто-то, объяснил, что тебя ждет; потом пришел другой, сказал: забей! - и вывел тебя из тюряги в обмен на смешные услуги; даешь ему просимое, левой ногой проходишь испытание и убегаешь. Или не убегаешь. Для игры совершенно неважно, выполнишь ты квест или пойдешь в обход - ресурсы-то твои. Твое дело, как ты их тратишь и какими путями ходишь. Игра есть игра. И пускай в литературе каждая длиннота, каждое провисание сюжета уменьшает интерес читателя (повторю: фикридеров и гамеров, не отличающих литературу от РПГ-пересказов и порнороликов, я читателями не считаю). Однако у современного МТА мышление не писателя, а игрока, то есть не сюжетное, а фабульное. Им ведь за объем платят - значит, надо тянуть и тянуть, пока на тридцать три продолжения не натянешься, словно Гай Юрий Никитин.

Словом, вышла из тюряги главгероиня - что из этого следует? Только то, что аффтар уверен: из тюряги выйти раз плюнуть, тюрьма - это проходной двор, даже если за тем, чтобы герой сидел, лично король/император приглядывает. У аффтара и муженек ГГ продолжает сидеть там, куда посадили, лишь потому, что в СИЗО тепло, светло, мухи не кусают и тюремщики собственной кровью поят, каждый раз свеженькой, с пряным душком от перенесенных заболеваний. ГГ выводят из камеры, потом ловят, потом тащат в храм для проведения какого-то ритуала (а ведь собирались сжечь - простенько и со вкусом!). Но во время ритуала все превращается в блошиный цирк в огнях:

И вдруг я почувствовала, как что-то внутри меня лопнуло. Словно оборвалась струна, удерживающая на привязи мою темную силу, которую я едва-едва научилась контролировать и подавлять. Сейчас она расправила крылья, вырвалась на свободу.
В глубине храма послышался грохот. Пальцы жрицы дрогнули, боль сразу же отступила.
Я заметила Ли, которая, так и не придумав, как мне помочь, начала в отчаянии крушить все вокруг. Гремели канделябры. Падали свечи. Кое-где заполыхали костры. Мечтали о кострах - получите!
Народ заметался, запричитал. Жрица исчезла первой вместе со своими подхалимами-магами. На какой-то миг даже почудилось, что обо мне забыли. Только обрадовалась неожиданной передышке, когда услышала противный голос Моранта:
- Нужно увести ее отсюда, пока она не сравняла храм с землей!
Правитель решил, что маленькое безобразие - моих рук дело. Впрочем, он был недалек от истины.


Честно говоря, подобные вещи вызывают у меня сложное чувство. Смесь брезгливости и торжества: а я предупреждала! Я предупреждала, что эти "Альфы-Вафли" приведут в литературу толпу идиотов.

Потому что только идиоты способны в тысячный раз писать осточертевший рояль в кустах насчет того, как в персонаже что-то лопнуло и он произвел непроизвольное мочесилоиспускание - и при этом игнорировать наличие реальной силы у своего драного ГГ. Где, спрашивается, была эта самая Ли, когда надо было предупредить хозяйку, что за дверью поджидает засада? Почему этот Каспера кусок не искал возможности спереть ключ или снять магические оковы со своего альтер-эго? Если оно может швыряться канделябрами, могло бы и шевельнуть своей бон-бон, пока героиня парилась на гнилой соломе в ночь перед казнью.

Только идиоты могут предполагать, что сущность, которая вот-вот сравняет храм с землей, нужно куда-то уводить (и лучше сразу к себе домой, в королевский дворец), чтобы она получила шанс сравнять с землей еще что-нибудь, кроме храма. Только идиоты, будучи по уровню развития жителями подвала (англ. basement-dweller - европеоидный вариант хикки, проводящий круглые сутки за компом), пытаются сделать протагониста наивней себя.

- У нас еще осталось немного времени, - собравшись с духом, проговорила я. - Будет совсем уж глупо, если я не попытаюсь помешать этим недоумкам разжечь мной костер.
- Но что ты можешь сделать? Ты ведь даже магией не способна воспользоваться.
- Прежняя я была неспособна. Но после того, что они сделали со мной в храме... Знаю, что что-то изменилось. Я это чувствую!
- Я тоже чувствую. И боюсь, - прошептала рийя. - Ты ведь не умеешь управлять своими способностями и не знаешь, куда они могут тебя завести и можно ли при необходимости их обуздать.
- Есть идея получше?
Идей у Ли не было. Но ей, как и мне, хотелось поскорее выбраться из треклятого замка. Даже если для этого придется прибегнуть к помощи самой темной стороны моей сущности.
- Боже, какая щепетильность со стороны обреченной на смерть, ложно обвиненной обитательницы иного мира: волноваться, насколько темная сторона ее сущности навредит тем, кто собирается ее убить с утра пораньше!

И только идиоты способны разводить сорок бочек арестантов нрявственного характера на пороге усекновения главы, сожжения заживо, священных ордалий, колесования и прочих удовольствий: ах, ты не умеешь пользоваться своим Даром, Силой, Хреном Лысым, как бы это не привело к чему-нибудь ужасному! Ужаснее костра, милочка? К чему, например? К доменной печи? Ах нет, в глобальном смысле? Тогда к завоеванию галактики Макдональдсом протоукрами темными силами на миллион лет? Ничего, не беспокойся, дорогая, галактика даже не заметит. Для нее это как высморкаться, выражаясь слогом главгероини, богини, демоницы и жены аристократа.

Недосожженной королем, который мечту намечтал избавиться от прОклятой, но в реале ниасилил. В результате дал он мнимой Сириали... Ах нет, сириал - это американская готовая каша из злаков, а наша героиня вещество! Итак, дал он Сиарили денег, одежку, лошадь и совет не возвращаться. Пущай едет и злодействует в другом месте. И пошла она, солнцем палима... То есть поскакала. Доскакала до харчевни, села, поела. Встретила эльфа (ну как же без них-то!), если судить по внешнему виду - королевскую кровиночку с тяжелым характером Ябывдула Трандуила.

Как и большинство соплеменников, он был строен и очень красив. Высокий лоб, голубые, чуть раскосые глаза с густыми ресницами, заостренный подбородок без намека на растительность. Длинные светлые волосы, отливающими серебром, были тщательно уложены, часть их собрана в хвост. Любая астархадская леди умерла бы от зависти, увидев подобную красоту, тем более платиновые блондинки у нас были на пике моды. Не знаю, распространялось ли это на мужской пол.
В отличие от большинства пестро разряженных постояльцев, эльф был одет довольно просто: темные брюки, заправленные в высокие сапоги, простой камзол синего цвета, со вкусом отделанный позументом, и белая шелковая сорочка с пеной кружев у горловины и на манжетах. Среди всего этого кружевного великолепия я разглядела кулон на тонкой золотой цепочке, отдаленно напоминавший расправившую крылья птицу.
- Маленький такой вопрос: в мире ГГ водятся эльфы? Откуда она знает про среднестатистический эльфооблик?

Затем из "Хоббита, часть очередная" мы окунаемся в мир "Лейны". Дева начинает хамить и демонстративно ненавидеть моднявую эльфосучку. Пересучить эльфа - задача всякой уважающей себя попаданки. Как исполнишь - можешь возвращаться и всю жизнь сожалеть о несбывшемся.

Кажется, я слишком долго пялилась на эльфову грудь. Потому как тот негромко кашлянул и зачем-то представился:
- Меня зовут Элиан.
- И что?
Но блондина, как выяснилось, не так-то просто было сбить с толку. Он вдруг оживился, перестал изображать из себя сосульку. Небось, решил, что я на него запала и почту за честь провести с ним ночь. Размечтался!..
Элиан тут же подался вперед и припечатался к моей кисти губами. Уставился мне в глаза, ожидая реакции. Наверное, думал, что я тут же растаю и лужицей растекусь у его ног.
Зря стараешься. Если меня даже демон-искуситель не смог искусить, чего уж говорить о каком-то смазливеньком эльфе.
- "Мы дружно ответили: "Нет!" - и нас немедленно поженили", как говорил граф Мюнхгаузен. Этих тоже поженили в качестве "самой подходящей пары" на местном празднике. И пошли они рука об руку. Связанные ленточкой.

Потом было дофига бессмысленных авантюр, убийство толпы магов, похищение разбойниками, мужчина с сиреневыми глазами-волосами и брутальным очарованием хищника, скупщица рабов, она же бордель-маман с синими волосами (может, на обложке был кто-то из этих двоих анимешных злодеев?). После чего все стало стремительно скатываться в слейв-фик, то есть в фанфик о рабстве. Аффтар буквально по пунктам пошла: мытье, депиляция, массаж, укладка, инструктаж, как невинной и неопытной (пока) героине стать максимально ебабельной; попытка предотвратить продажу героини с торгов герцогу-садисту - провалившаяся; попытка изнасилования с отягчающими - провалившаяся; встреча с эльфийкой, проводившей ритуал, - тоже, как вы помните, провалившийся...

Сага о лузерах во множестве частей. Читать которые в лом даже дотошному критику. Потому что игра, игра все это. Засейвился, вышел, пожрал, сел снова играть. Опасности ноль. Адреналина ноль. Приобретенного опыта ноль. Всего ноль, на что ни глянь. И вроде событий в фабуле дофига, а скучно, скучно. Где-то ты это читал. Сперва читал, а потом уже только скроллил.

Не прибавляют желания читать:
а) ни отвратительные словечки вроде "сиренеглазый", "сиреневолосый", "сталеглазый", "Дезаличечка" (уменьшительно-ласкательное от "Дезали" - не столько умильное, сколько тошнотворное),
б) ни дебильные фразы вроде "его светлость пробуждается с тяжелым похмельем и видит себя в главной роли судного дня" (в роли Бога-Отца? и почему Судный день со строчной буквы - в этом криво склепанном мирке он происходит регулярно и ни у кого не вызывает почтения?),
в) ни постоянные сетования насчет диеты, прописанной ГГ ее альтер-эго (дабы телесные округлости не проявились в облике бестелесного близнеца),
г) ни описания всех платьиц, штанишек и рубашек, попавшихся героине на глаза ("мой взор приковал шелковый муслин необычного амарантового цвета, настолько великолепного... Фасон был довольно простеньким: не слишком пышное, драпированное на спине, оно оканчивалось коротким шлейфом... ни ниток жемчуга, ни россыпей бриллиантов... полоска черного ажурного кружева на треугольном вырезе и приспущенных плечах... казалось, в моих зеленых глазах загорались лиловые всполохи, делая их манящими и колдовскими" - и такое бубубу пракрасату в каждой главе).

Что ж, перед нами очередной автор-пустышка, самиздатовка, лабающая валовое писево для вафельных издателей. Сама по себе такая пустышка не опасна, как не опасна, скажем, единичная бацилла чумы. Для начала болезни счет должен идти на тысячи - и организм не справится. Между тем на Самиздате счет идет на десятки тысяч, к одиозной "Альфе" примкнули, мечтая урвать свой кус, и "Эксмо", и "Астрели" всех мастей - уж они накормят молодых-неопытных читателей Дезаличечками в кружевах и сиренеглазыми мачами, мало не покажется. Да и советы редакторов отделов фантастики и фэнтези (не пора ли переименовать это в отделы фонтастеги, чтоб не срамить честный жанр?) настолько одинаковы, что и не поймешь, Малкин их дает, Палкин или Дофигакартонавалялкин.

Вывод делайте сами.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, литературная премия Дарвина, пытки логикой и орфографией, сетеразм, уголок гуманиста
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 232 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →