Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Плач Неярославны над трупом диагностики


С одной стороны, мне надо этому радоваться. Ведь я же живу с этого. С другой стороны, как мне не злиться? Я же просто помираю с этого!

Речь, собственно, о вещах, которые портят жизнь исключительно специалистам. Ну, или тем, кому по роду деятельности приходится в чем-то разбираться на вполне приличном уровне, когда мнение специалиста уже не выглядит абракадаброй...

Я про "полузнание" говорю. Про широкую осведомленность и обильную начитанность, которую так и хочется принять за профессиональную подготовку. Хочется - и периодически получается. На беду профессионалам, которых полузнайки выживают отовсюда, откуда можно. А можно - откуда угодно, лишь бы с ЦУПом не было связано...

Я, можно сказать, в этой системе двойной агент - из тех, КТО выживает, - и заодно из тех, КОГО выжили. Ладно, сейчас все объясню тем, кто еще не бросил читать.

Когда-то в прошлом веке я получила образование историка искусства - второе и любимое. Первое было данью школьно-девическим амбициям. Второе я выбирала битых две недели. Две недели осмысливала свое предназначение на этом свете, не позволяя внешнему миру на себя влиять. Додумалась, называется. Поздравляю.

Итак, в дипломе у меня синим по фиолетовому написано - "историк искусства". Чтоб, не дай бог, не перепутали с искусствоведом, изготовленном в богом проклятом Кульке - там, где учат громко восхищаться "сюдеврами" и затейливо массовить во всякой обстановке, включая криминальную. Итак, мы не Кульком деланы, мы историки искусства. А значит, могем и теорию искусствознатства постичь. И закономерности разных там тенденций-формообразований вывести. На чистую воду - в грязных гуманитарных сварах, как оно среди мыслителей деется.

Получив диплом и вплотную подойдя к защите диссертации, я была скорее мертва, чем жива, и вполне готова поверить, что никакой истории искусства в истории человечества нет и не было никогда. Что все это сон - не то кошмарный, не то упоительный - причем упоительный на любителя. Потому как меня в этом сне ЗАТРАХАЛИ ЭРУДИТЫ!!!

Искусство, как известно, существует именно для них, для эрудитов, для любителей почитать экспликации в музеях, вводные статьи в альбомах, ахинею в альманахах и суесловие в пресс-релизах. Выучив сотню имен, они сами себя возводят в ранг экспертов. А выучив вторую сотню - в ранг гуру. И начинают учить нас, историков искусства (а заодно и недоделанных в Кульке искусствоведов), как НАДО ЭТО ДЕЛАТЬ. То есть как надо искусство любить. Возражения насчет того, что его не любить надо, а изучать, раз уж ты спец... иалист, отметаются как провокационные. И все чаще слышишь: вы не любите такого-то и сякого-то! Как же вы можете исследовать его творчество??? Ну, а также разъяснения относительно того, что шедевр рождается от того, кого боженька в лобик поцеловал. И посему науке надо либо искать способ отмониторить все достойные внимания лобики, либо пусть идет на хрен и не мешает торжеству любви.

Одним словом, избранная мною профессия тихо растворяется в эстетических дрочках. А я тем временем как-то ненароком, как говорится в умных компаниях, "междисциплинарно", осваиваю другую профессию. Называется исторический антрополог, а если пользоваться нашими, отечественными терминами, то социальный психолог. Так мне и надо, дуре.

Потому что я снова лезу в тот же капкан, кишащий эрудитами и осведомленцами-начитанцами. Ибо психология - особенно та, которая не требует знания Великого и Могучего Определителя Всея Деформаций Психики, Малыя и Великия - полным-полна разных начитанцев. Начитаются и друг другу диагнозы ставят.

А чего? Вон, Курпатову (или как там его, сына Остапа Бендера и внука лейтенанта Шмидта, прижитого им от турецкоподданного?) можно за 15 минут ни в чем не повинного гостя в студии продиагносцировать - а существу, прячущемуся за ником Kryshesnosik, нельзя? Чем Kryshesnosik хуже? Но я-то надеюсь, что Kryshesnosik, несмотря на аццкий ник, лучше Курпатова. Хотя бы тем, что не окончательно скурвился. И, может быть, однажды попытается представить себе: а ведь какая херня пойдет в организме болящего от неверно поставленного диагноза! Даже ежели речь не о раке, а о фобии какой-никакой. Про то, что будет, ежели рак не заметить, начитанцам и доктора Хауса спрашивать не придется - сами с ответом справятся. Ну, а фобия?

И тут я вступаю в область ругачек с хорошими друзьями, рассыпающими диагнозы, аки сеятель - облигации приснопамятного займа. Потому что друзья у меня "не как либо-что, а что-либо как", если воспользоваться любезно предложенным определением от Сидора Петровича Голохвасова. В том смысле, что друзья у меня тоже знают слова "стресс", "депрессия" и "фобия". И твердо уверены, что это - одно и то же. И лечится дружескими увещеваниями.

Так вот, заявляю ответственно: не-а.

Стресс с депрессией оставлю на другой случай ругачек, а про фобию все как есть объясню, ничего не потаю.

Фобия - это удобная такая дырочка, которую подсознание проело в сознании. Давно еще, в детстве. По следам пережитого стресса или даже шока (они, кстати, тоже не тождественны). И теперь, по прошествии всех этих лет, подсознание, Ид, Оно, как ни назовите, сует в эту дырочку страхи, придавая им определенную форму - чтоб в упомянутое отверстие пролезало. Чем выше тревожность, тем острее проявления фобии.

Человек, боящийся пауков, кукол, воды, темноты, высоты, громких звуков - да чего угодно, хоть благостных бабуль в розовых платочках! - на самом деле чихал на все эти глупые, совершенно безопасные вещи. Он ПО-НАСТОЯЩЕМУ боится куда более серьезных и близких проблем. Может быть, развода. Может быть, болезни. Может быть, нищеты. И уж наверняка он боится смерти. Потому что ее боится любой живой организм. Но тренирует себя на забывание инфы о том, что "все там будем". Ибо под прессингом этой инфы невозможно жить.

Словом, объяснять обладателю фобии, что предмет его страхов - чушь собачья, паучиная, водяная, бабульковая - тупое занятие. Но оно по сердцу всем, кто любит поднять самооценку за счет поучения ближнего своего. И чужого заодно. И вот такие вот любители могут превратить жизнь фобиеносца в ад. От чего его страхи только увеличатся и усугубятся.

Ну, а всем прочим просто советую: оставьте вы душеполезные разговоры. Поймите, на место слов "высота", "темнота", "кукла", "вода" и проч. в мозгу вашего собеседника становятся совсем другие образы. Те самые, которые и вас бы напугали на раз. Так что ни чуточки вы не умнее и не смелее. Просто в вашем сознании дырочка для протекания страхов - другой формы.

Ввиду всего вышесказанного, боюсь я за науку психологию. Как бы и ей не раствориться сами понимаете в чем.
Tags: ловушки психики, монументы на колесиках, цирк уродов
Subscribe

  • Pepparkakor — имбирное печенье

    Pepparkakor в переводе с шведского значит "имбирный пряник". Хотя на деле это печенье, хрустящее печенье из тех, что поедается, как семечки.…

  • Меренга с ревенем

    Меренгой называют не только печенье из белка и сахара, но и пирог с джемом или вареньем и меренгой сверху. Итак, пирог-меренгу я делаю самую…

  • Курино-креветочный шашлык в духовке

    С Пасхой всех и с майскими праздниками. Вот-вот пойдут любимые всеми шашлыки (у нас возле пруда и в овражке возле линии метро уже вовсю курятся…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments

  • Pepparkakor — имбирное печенье

    Pepparkakor в переводе с шведского значит "имбирный пряник". Хотя на деле это печенье, хрустящее печенье из тех, что поедается, как семечки.…

  • Меренга с ревенем

    Меренгой называют не только печенье из белка и сахара, но и пирог с джемом или вареньем и меренгой сверху. Итак, пирог-меренгу я делаю самую…

  • Курино-креветочный шашлык в духовке

    С Пасхой всех и с майскими праздниками. Вот-вот пойдут любимые всеми шашлыки (у нас возле пруда и в овражке возле линии метро уже вовсю курятся…