Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Почитание и глумление - близнецы-братья



В связи с недавним флешмобом, на волне которого от меня вынесло сразу несколько некроильичефилов, феномен Баадера-Майнхоф и майонеза-нах подарили видео каннибальской трапезы. Целая толпа народу закусывала Ильичем в шоколаде. И я лишний раз убедилась: почитание и глумление могут давать сходные плоды. Помните сцену из фильма "Город Зеро", где повар готовит торт в виде головы посетителя и на глазах испуганного клиента его черепушку режут большим и страшным ножом? Это был эталонный черный юмор. А на видео - ни разу не юмор, но вполне себе постмодернистская акция художников Юрия Шабельникова и Юрия Фесенко. Проходила она в московской галерее "Дар" 30 марта 1998 года и называлась "Ленин в тебе и во мне" или "Мавзолей. Ритуальная модель". Что об этом известно нам, непочтительным наследникам вольницы 90-х?

Отчет о мероприятии: "Торт Ленин" обыгрывал текущие политические реалии: президент РФ Борис Ельцин в это время был настроен на вынос тела Ленина из мавзолея и предание его земле. Решение вопроса готовилось на всех уровнях власти. Коммунисты протестовали.
В центре выставочного зала, декорированного под ритуальный (по стенам были развешаны красные ковровые дорожки), на высоком задрапированном подиуме лежал торт весом 80 кг в виде фигуры Ленина в гробу в натуральную величину (1 м 64 см).
Играла траурная музыка. Милиционер выстраивал посетителей в очередь, как перед настоящим Мавзолеем. Зрители подходили к телу и получали от официантов свой кусок торта на бумажной тарелке.
В обширном, шестистраничном, "теоретическом обосновании" акции, написанном известным арт-критиком Александром Якимовичем, говорилось: "Заканчивается XX век и вместе с ним Ленин, переходящий в разряд универсальных культурных знаков, которыми оперируют независимо от политической или нравственной позиции. К Ленину больше не применим эпитет "выдающийся" (злодей, гений, политик, учитель и т.д.). Это и составляет основу внутреннего конфликта большинства из нас на пороге III тысячелетия: самая актуальная на протяжении нашей жизни фигура окончательно уходит в сферу истории, искусства и культуры".
Упреждая возможные обвинения, Якимович писал, что данную акцию нельзя воспринимать как акт каннибализма. Напротив, то, что Ленин преподносится, как десерт, он заявлял признаком цивилизованности - чем-то вроде причащения к телу Христову.
В подготовке акции также принимали участие художник Борис Прудников, Светлана Малышева и Юрий Хоровский.
На выставку были приглашены, кроме художников, кураторов и прочих, так же депутаты госдумы и члены правительства; некоторые из них пришли. Всего в акции приняли участие около 200 человек.
Сюжет об поедании Ленина в тот же день показали по НТВ и другим каналам
".

После торжества, как предвидел сказочник Евгений Шварц, начались аресты, разбирательства и наказание авторов. Но самое смешное и ужасное сказано в конце: "Сегодня в Москве Торт "Ленин в гробу" в натуральную величину можно заказать в некоторых кондитерских за 1500 у.е".

Так акт почитания (или глумления: как тут отличить, где что?) превратился в коммерческое предприятие. Кстати, сценарий, очень типичный для вирта. Здесь обыкновенного, ничем не примечательного уважения ни днем с огнем, ни ночью с вампиром не сыщешь. Здесь не уважают ни людей, ни науки, ни собеседника, ни друга, ни врага, ни хозяина территории, ни правила, на данной территории принятые. Зато почитания и глума - сколько хочешь. Тебе постоянно норовят то отсосать, то присунуть, а тебе остается только топать ногами и отмахиваться банхаммером. Или, если хочешь, можешь подождать, пока помрешь. Вот тогда тебя обольют фимиамом с елеем, правда, тебе уже будет до фени.

В основе обоих проявлений - почитания и глума - как свидетельствует история и психология, лежат сходные чувства. Племя чинчорро делало из своих усопших мумии, а мясо варило и съедало. Причем мумии повсюду таскало с собой и даже за стол сажало, имитируя активную гражданскую позицию общественную жизнь покойных. После изменения ритуального поведения это выглядит как осквернение могил. Но что бы сказало кочевое племя чинчорро, узнав, что мы зарываем наших мертвых в землю и, уезжая, оставляем там, где прикопали? И даже не пытаемся спасти тела от разложения, ободрать с них все съедобное, растрощить кости и достать костный мозг, самую суть покойного? Это ли не скверна, это ли не равнодушие к предкам?

А если вспомнить, что и современные старые кладбища сносят регулярно... Города разрастаются, захватывая пригороды, и "освященная земля" требуется для строительства городской инфраструктуры. Я помню место недалеко от дома Боевой Мыши, которое все называли косогором: треть его была укатана в пустырь, на котором впоследствии воздвигли рынок и торговый центр, треть занимала стоянка, а между ними - железные джунгли, некогда бывшие кладбищем.

Бытовал такой обычай в прошлом веке - сажать у могилы близкого человека дерево. Ну и, разумеется, окружать участок оградкой в половину человеческого роста с пиками поверху. За полста-сто лет деревья разрослись так, что корни перекособочили и оградки, и всё, что внутри оградок и под ними. Расстояние между деревьями маленькое, метр-два, конкуренция крон большая, поэтому выжили только самые активные, Ктулху, а не деревья, корни в обхват толщиной, змеятся, душат соседей. Памятники не уцелели, как и могилки с дорожками: всюду скрученное, словно от взрыва, ржавое железо, вымахавшие в подлеске кусты-лианы, вспученная корнями почва, кое-где и кости на поверхность повыкидывало... Хорроры в таких местах снимать, а не уважение предкам оказывать.

Но удивительней всего тот факт, что весь косогор некогда был кладбищем. Его снесли, но почему-то на две трети, а не целиком. Кто был жив и помнил - пришел, получил отеческие гробы и перезахоронил. Останки осиротевших покойников выгребали экскаваторами. Отчего не убрали оставшиеся могилы? А кто ж их знает, эти извивы административной логики. Однажды снесут и мертвый лес со всей его страшной атмосферой.

На фоне таких историй оссуарий со стенами, сложенными из безымянных костей, не так уж плохо смотрится. Да, это не место почитания пращуров, а всего лишь любопытный артефакт, туристов от костниц приходится пинками гонять, чтобы не пытались выковырять "косточку на память" (сама при посещении оссуария такую просьбу слышала - и вроде бы от приличных людей, на вид ни разу не некрофилов).

Если попутно вспомнить, как в Египте активно грабили захоронения, а мумии шли на продажу - вывод один: нет у человека возможности спокойно лежать в земле вечно. Либо археологи тебя отыщут, либо диггеры. Первое, конечно, предпочтительней - станешь ты после смерти своего рода Моной Лизой исторической науки, выставят тебя в музее и станут поддерживать вокруг твоих останков оптимальную температуру. Ну или послужишь развитию туризма, поскольку интерес человечества к мумиям не угасает.

Тот, кто предпочел, чтобы его сожгли, а прах развеяли над морем-горами-пустыней, конечно, свой вклад в историческую науку уже не внесет, но хотя бы не превратится в склад безымянных костей, выбеленных временем. При семимиллиардном населении захоронение в земле или в склепе неизбежно превратится в роскошь не меньшую, чем собственная фазенда при жизни. Глядишь, появятся услуги вроде "Проплати двести лет мирного лежания в гробу - и спи спокойно, дорогой товарищ!" Уже сейчас за пребывание в земле престижного кладбища нужно платить и потомки усопшего платят, пока денег хватает. Так что пышные похороны и упокоение на каком-нибудь Пер-Лашез, среди миллиона шикарно упокоившихся, из одноразового акта превращаются в долгосрочную аренду. Только те могилы, которые делают свой собственный туристский бизнес, не будут потревожены. Бизнес есть бизнес.

Вне коммерческого использования остается лишь три варианта: уважение, почитание и глум. Уважение, как наиболее стабильное и наименее обременительное, казалось бы, должно превалировать. Ан нет, уважение - это слишком скучно, никакого тебе драйва на волне идолопоклонства и вандализма, никаких американских/русских эмоциональных горок. Неудивительно, что Сеть никого не уважает, но почитает и глумится исправно. Это называется рейтинг.

Порно бывает про все, рейтинг бывает про все.

Если учесть, как быстро меняется информационная и социальная среда... Прямо на глазах становится агрессивней. За семь лет в соцсетях я заметила, что люди изрядно разучились уважать не только каких-то абстрактных, порой не знакомых им ни единым свершением "авторитетов", но даже тех, кто это заслужил - у них на глазах, а не в идеологически-картонной шелухе "в стародавние времена". Современный мир предлагает на выбор почитание и глум. И куда ни приди, везде эти два режима сменяют друг друга по синусоиде.

Наверное, потому рано или поздно даже очень успешные блогеры закрывают свои журналы, машут ручкой премногим тысячам своих читателей и почитателей - и уходят в реал, даже не оставляя за собой ресурс в режиме "ноу комментс". Мы сами их вынуждаем, катая на горках почитания-глума-обожания-обсирания. Это похоже на скачок давления, на контрастный душ и штормовую качку: несколько секунд бодрит, потом хочется спать, через некоторое время начинает тошнить, а по прошествии долгого срока хочется умереть, лишь бы это прекратить. И тот, у кого блог - полная чаша, вдруг выпиливается во цвете лет, утомленный неуважительным почитанием.

А где его взять, уважение-то, когда вполне рядовое понятие "достоинство" старательно замазывают граффити "ЧСВ", грамотность величают чрезмерно серьезным отношением к "просто развлечению", нормой общения считают дебильное щебетание или обещание вынести косточку? И все это делают не какие-то злые орки, а мы с вами - кто в активе, кто в пассиве.
Tags: искусство для неграмотных, история солжет как всегда, мир за вычетом меня, уголок гуманиста, философское
Subscribe

  • Блестящий критик я

    Презентация сборника, в котором есть мои статьи, на Московской международной книжной выставке-ярмарке прошла довольно гладко. Я сижу в центре и мешаю…

  • Ихневмон, убийца крокодилов

    Небольшая справка, о ком вообще речь в названии. Египетский мангуст, или фараонова крыса, или ихневмон (лат. Herpestes ichneumon) — вид животных…

  • Поле, русское поле и хтонический борщевик

    Вот и снова моя статья в «Камертоне», которую вряд ли поймет та категория творческого населения, для которой она, собственно, и написана. Мои…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 82 comments

  • Блестящий критик я

    Презентация сборника, в котором есть мои статьи, на Московской международной книжной выставке-ярмарке прошла довольно гладко. Я сижу в центре и мешаю…

  • Ихневмон, убийца крокодилов

    Небольшая справка, о ком вообще речь в названии. Египетский мангуст, или фараонова крыса, или ихневмон (лат. Herpestes ichneumon) — вид животных…

  • Поле, русское поле и хтонический борщевик

    Вот и снова моя статья в «Камертоне», которую вряд ли поймет та категория творческого населения, для которой она, собственно, и написана. Мои…