Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Category:

ГОСТы графомании

Тебя не первый раз спасают

Давненько я не брал в руки шашек. В том смысле, давно не было разбора произведений, достойных литературной премии Дарвина. Издатых, тем не менее, на бумаге, все честь честью. Меня периодически спрашивают: ну зачем вы это читаете? Вопрошающих почему-то не удовлетворяет ответ, что:
а) фико- и самиздат-писево бурным потоком протекает в литературу, захватывая все новые сферы влияния и вытесняя сколько-нибудь оригинальные идеи,
б) кто-то должен разбирать популярные опусы по гамбургскому счету, без скидок на "это же развлекательная литература для детей и подростков",
в) авось начинающие авторы, читая мои злобные псто, поймут, что это и не развлекательная, и не литература, и отвратят лице свое от подобных образцов,
г) читатели не видят масштабов уничтожения их литературного вкуса, поскольку над ними проводят эксперимент вроде "Третьей волны".
Вопрошающие, очевидно, жаждут более эффектных причин. Чего-нибудь вроде признания, что сызмальства я мечтала печататься в "Вафле", да вот беда - этот бич божий родился куда позже меня. И пришлось, давя свои красивые порывы, читать нудную классику.

Увы, ничем не могу помочь любителям признаний и разоблачений. Самой действенной мотивацией для жестоких разборов вафлепродукции является тот факт, что книгоиздат уже не первое десятилетие ориентируется не на читателей, а на покупателей. И авторов, соответственно, отбирают по виртуальному рейтингу. А поскольку наиболее активные рейтингоделы - существа безмозглые, то и образцом формата давным-давно стала серость и сырость как она есть. На этой почве и растут новые поколения читателей. Мне не нравится подобная тенденция.

Современная фантастика представляет собой штамповку, конвейер лего-сеттингов и лего-образов, на фоне которых даже непрофессиональные попытки самовыражения смотрятся свежо. Однако стоит МТА попасть к издателю в лапы, как с него всю свежесть сдерут, словно пух с персика, и втиснут в рамки валового производства.

Откроем любимое публикой нечто и сыграем в угадайку, которое из фэнтезийных клише, положенных по разнарядке, всплывет первым.

Ткнув пальцем, открываю "Наследница драконов. Тайна принцессы" Надежды Кузьминой. Один эпиграф чего стоит: "Честь дороже золота. Ибо честь не продается. Свобода тоже дороже золота. Ибо не покупается". Пафосно и лживо. Честь запросто продается, если за нее дадут достаточно, да еще прижмут шантажом. И свободу купить нетрудно - заплатил выкуп и свободен. Весь вопрос в количестве золота. Не знать такие вещи писателю - то есть человеку, который так или иначе претендует на звание инженера душ - по крайней мере странно. Аффтар не смотрит новости? Не читает прессу? Не знает о существовании криминалитета? Значит, его произведение - пустые фантазии далекой от жизни графоманки. Что ни разу не тайна.

Ну а критику, начиная с эпиграфа, остается только ставить галочки в списке востребованных штампов. Галочек предвидится много.

История начинается с нежданчика: оказывается, детство принцессы было трудным, но многообещающим. Ой, да что вы говорите! Один из самых распространенных штампов - пацанка, делающая гадости фрейлинам и сбегающая от розог: а) на дерево в саду; б) в конюшню к любимому коню; в) на чердак замка-дворца-поместья; г) в пыточные подвалы - чего далеко бегать, все равно поймают и отхолят плетью.

Во первых же строках нам дают понять: принцесса - пакостница, которая гнобит людей, но любит животных. Желание делать гадости придворному люду просто обязано внушить симпатию к героине. Есть у меня подозрение, что эта симпатия произрастает из детской-народной зависти ко всем, кто занимает видное положение, получает приглашения на балы и отличает устричную вилку от десертной. Как человек, лишенный столь распространенного чувства, я не испытываю ни малейшей приязни к шкодливым королевским особам.

Как-то в детстве, спасаясь от заслуженного наказания за то, что подлила во флакон одеколона любимой дядиной фрейлине синих чернил, а та побрызгалась из него, собираясь на бал, я спряталась в деннике грозы конюшни - злющего вороного Тайфуна.

Я больше сочувствую фрейлине, для которой балы и приемы - главная радость в жизни, а то и способ немного приподняться по иерархической лестнице. Может, потому, что, в отличие от аффтара, я читала о смертельных придворных интригах и быте, который у мелкого дворянства не слишком отличался от быта простых слуг: общие комнаты, ранняя побудка, не слишком обильный стол, муштра и железная дисциплина. За малейшую провинность - в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов. Или замуж за вдовца с семью детьми из того же Саратова. Единственный способ улучшить свое положение - стать чьей-то фавориткой и плясать на балах, пока пляшется. Ну или пока тебя не возненавидит ее (его) высочество.

Исторические реалии могли бы развеять туман невежества, царящий в аффтарской голове. Могли бы, но не развеяли. Н.Кузьмина радостно переходит к следующему штампу - к рассказу о том, сколь тяжела жизнь принцесс.

Я держалась за его гриву, обнимала шею, гладила атласный бок и говорила, говорила... Рассказывала о своей жизни в замке, о том, как скучаю по погибшему на войне отцу и по маме, которая умерла, когда я была совсем маленькой. О том, что меня учат только вышиванию, этикету и танцам. А то, что мне на самом деле интересно - владение оружием, книги и магия - строго запрещено. Так повелел мой дядя-опекун.

Каков подлец! Повелел дать девушке стандартное воспитание, необходимое и достаточное для будущей производительницы наследников трона. Видимо, просек: эмансипированной принцессе неизмеримо сложнее социализироваться в отведенных для нее рамках. Поскольку хорошее образование, достойное мужчины и будущего монарха, а не брачного товара и племенной кобылы, наделило бы девицу ненужными амбициями. И неизвестно, как повела бы себя юная мечтательница, когда политические нужды страны привели бы ее к алтарю и заставили прогнуться под еще более жесткие рамки, нежели молодежная вольница. Чем, собственно, и заканчивает всякая принцесса, став королевой.

Однако Н.Кузьмина предупреждает читателей, что пишет позитив: "в жизни и так много негатива" (с). Поэтому к черту негативные и скучные реалии! За дело берется МАГИЯ - апробированная фэнтези-НЁХ, оправдывающая и скрепляющая собой любой картон и трупы обоснуев. Нам намекают, что мелкая шкода не так проста, как кажется:
- во-первых, в ней рулит и жжет бурлит и крепчает кровь драконов - а раз кровь драконов в наличии, значит, быть ей единовластной королевой, победив всяких там регентов (и не спрашивайте меня, почему);
- во-вторых, главгероине снятся Сны (с большой буквы), от которых юное дево не передать, как похорошевши (чтобы от кошмаров флэшбеков да не похорошеть? такого в фэнтези не бывает!).

Кстати, после того, как мне стали сниться Сны, дворцовые лестницы в сотни ступеней длиной перестали быть для меня проблемой. Я могла ласточкой взлететь на надвратную башню, куда вело триста истертых крутых ступеней. А Лана говорила, что девичество мне на пользу, и что я расцвела, как весенняя роза, такой у меня на щеках нежный румянец. - Девичество ей на пользу? Какой-то странный смысл видится мне в этом заявлении.

После чего аффтар переходит к следующему штампу - к вакханалии описаний. Описание того, как выглядит тот или иной персонаж - наркотик, на котором сидят практически все МТА. Оно врывается в текст на белом слоне, трубя и плюща повествование в блин. Надо вам оно или не надо, а получите не только принцессу со всем ее хаером (естественно, до колен) и гардеробом...

На мне была та же батистовая рубашка, в которой я легла спать. Та самая, из которой я давно выросла, поэтому она и доставала только до колен, а не до пят, как положено по этикету ночному наряду юной леди благородных кровей, и с которой я наотрез отказывалась расстаться, потому что в ней была, когда меня обнял и поцеловал уходивший в свой последний поход отец. Зато расчесанными на ночь волосами гордилась бы любая принцесса - русая грива длиной почти до колен, отливавшая рыжиной в солнечном свете, покрывала меня плащом. Жуткая обуза эти волосы, но ведь так красиво.

...но и какого-то лошака, простите, оборотня-единорога, в человечьем теле неизбывно прекрасного.

В кустах мелькнуло светлое пятно. А потом оттуда вышел парень - длинноволосый высокий блондин в серо-голубой тунике и замшевых бриджах до середины икры. Босой. На вид лет девятнадцать - двадцать. Он был нереально красив - придворные леди млели при виде нашего капитана дворцовой Гвардии, но Алан этому блондину и в подметки не годился. Прекрасный стройный незнакомец подошел к бревну, улыбнулся и устроился рядом со мной. Я вытаращенными глазами смотрела в глаза цвета темных сапфиров, вспоминая, что по этикету воспитанные девушки не ходят с отвисшей челюстью.

Слабину дает не только челюсть, но и мозги. Лошадёборотень сливает информацию, что регент намеревается захватить власть, женив на знатной засоне своего непривлекательного сына. Новость о заговоре не вызывает у девицы никаких стоящих идей и планов, как бы избежать нежеланного брака. Вместо этого она каплет слюной на стати своего, гм, кавалера.

Наивный блондин встал и протянул мне руку. Я помедлила, разглядывая изящную тонкокостную кисть с узким запястьем и длинными пальцами. Знал бы он, о чем я думаю! Во-первых, мне ужасно хотелось посмотреть на него без туники. А что, справедливо! - он каждую ночь пялился на мои коленки, а сам удрал превращаться в кусты и вышел уже одетым.

И это в четырнадцать лет! Ну, почти в пятнадцать. Затем принцесса предлагает своему жеребчику переодеться пастушкой и прийти в опочивальню девушкой и посетить ее дворец уже не в Снах, а в реале. Мда, похоже, с воспитанием и благонравием принцессы дядя-опекун пролетает. Стоило симпатичному малому подойти поближе - и понеслась душа в рай. Тпррру! - говорит аффтар, понимая, что для постельного дерби еще рановато (а то роман закончится, не начавшись). Пусть для начала прекрасный оборотень проведет экспресс-обучение главгероини всяким полезным вещам. Прокачка перса - это уже не просто штамп, это СВЯТОЕ, как и МАГИЯ.

Создатель сеттинга вам в помощь: по его воле малолетка становится гением-самородком, вникавшим в экономику, логистику, военное дело и юриспруденцию лет эдак с десяти.

Тайный ход проходил за стеной зала Заседаний, позволяя отлично слышать и с нескольких точек видеть всё происходящее. Я уже четыре года незримо присутствовала на каждом Совете, вникая в вопросы управления страной, в переговоры о пошлинах и податях, в споры о комплектовании пограничных гарнизонов и назначении городских судей, о сословных привилегиях и дележе доходов, поступающих в казну.

После чего битых три главы мы читаем про МАГИЮ, про многочисленные эльфийские падежи и гласные, про устав дворцовых гвардейцев и прочую выдуманную и незапоминающуюся фигню. То, что в компьютерной игре за счет визуализации сколько-нибудь интересно, в словесном эквиваленте выглядит нудными похвастушками.

Оказалось, драконий щит - потрясающая штука. Точно повторяющий форму тела, он не стеснял движений. И не чувствовался на ощупь - взяв меня за руку, можно было стиснуть пальцы - но только до определенного предела, за которым щит становился непроницаемым. Об меня можно было сломать меч или, даже, гномий топор. Меня можно было повесить за шею, и я бы висела, пока б не померла с голоду или со скуки.

Один из самых муторных штампов фэнтези - раскачка персонажа. МТА не знают меры в изложении деталей, которые, повторяю, не то что запоминать - читать неохота. Аффтары изо всех сил стараются проредить учебный процесс невинными поцелуйчиками и студенческими байками. И так же, как в литературном тексте не работают приемы компьютерной игры, в нем не работают и истории, которые отлично идут в веселой компании под кофе, пирожные и горячительное.

Изучение эльфийской магии пока застопорилось из-за моего неуверенного произношения. Когда я достала Тиану приставаниями, что уже готова, он предложил мне наложить простейшее косметическое заклинание "сияние глаз". Гад как будто знал, что будет! Вместо "сияние" я произнесла "слияние", и мои глазки съехались в кучку к носу, отказавшись разъезжаться на отведенные им природой места. Не знаю, как это выглядело со стороны, но блондинистый поганец пять минут валялся на траве, дрыгал ногами и, косясь на меня, снова и снова начинал жутко хохотать.

Следующий штамп - демонстрация того, сколь избранный персонаж умен, коварен и успешен как социальная единица. Вот и главгероиня помаленьку осваивает технику дворцовых подстав для опасных лиц, попутно губя репутацию лиц доверенных, не щадя друзей детства и юности. Перво-наперво она подкладывает любимую подругу-камеристку под приближенного дядюшки, чтобы тот не вздумал... чего-нибудь.

Я вслушалась - Лана должна была закричать. Ну? Когда? Когда чуть позже, наконец, раздался короткий вскрик, я схватила за руку леди Фрейм и рванула на всех парах в коридор. Дородная леди плыла за мной величественным парусником, вопрошая, что случилось? Я ответила, что слышала крик моей камеристки, и, молясь всем богам об удаче, пинком распахнула дверь в комнату лорда.
Я не ошиблась - лицо леди Фрейм пошло пятнами, когда она увидела лорда Бриака со спущенными штанами и голой попой, навалившимся на кровати на мою Лану. Негодяй душил девушку, не давая кричать. Не раздумывая, я подскочила сзади и с маху въехала по копчику носком остроносой туфли - предвидя возможное развитие событий, я специально надела туфли с жестким металлическим мыском. Бриак взвыл и свалился на пол.


Интрига, реальная, не компьютерная, выглядит нелепой настолько, что вызывает сомнение в адекватности ГГ.

У принцессы только один друг в окружении - та самая камеристка. Остальные либо равнодушны, либо враждебны. Никакой конкретной угрозы со стороны объекта подставы не предвидится, он всего лишь мерзкий тип с порочной ухмылкой. Как, разве этого мало? Особенно если своей честью рискует не сама принцесса, а жалкая камеристка. Затем (спасибо, ваше высочество!) приглашенный лекарь осматривает пострадавшую (хорошо дружить с принцессами!) девицу, сообщает, что та все еще девица... Хотя могла бы оной и не оказаться: одно неосторожное движение - и он отец, а вы мать. Но ведь это позитивная книжка, не правда ли?

Неправда. Как аффтар ни отмазывает служанку справками о рефлорации сохранении девства, в средние века за подобные вещи ссылали. Особы с сомнительной репутацией оставались при дворе, если в приобретении скандальной репутации им помогал правящий монарх. И то не у всех получалось.

И еще один штамп - демонстрация того, какие все вокруг ГГ неудачники. Однако встречные интриги выглядят просто копией принцессиной: они так же безосновательны, нелогичны и, кабы не возможность летального исхода, походят на дебильные розыгрыши. Например, топорные покушения на жизнь принцессы во время охоты, в ее коня стреляют тупой стрелой, конь несет, впереди ловушка...

Я не ошиблась - впереди дорогу перегораживали два поваленных ствола огромных елей с хищно торчащими вверх сучьями. Упади всадник на такое - хоронить будут в закрытом гробу. Ветер карьером подлетел к препятствию, мощно оттолкнулся задними ногами и взлетел над ловушкой... сзади раздался разочарованный возглас кузена.

Позвольте вопрос: зачем? Если только эта самая Бель загораживает дорогу к трону, а дядя может воцариться, не женя сына на дочери короля, почему девчонку не прикончили в младенчестве? Сентиментальные мотивы помешали? Вранье, сентиментальные люди коридорами власти не ходят. А коли узурпатор не содеял племяшкоубийства раньше (как минимум лет на пять раньше), зачем затевать покушение сейчас, да еще в исполнении сынули, о котором известно одно - что по парню диагноз "ЗПР" плачет? Ах, это сынок ссамовольничал и решил угробить немилую невесту, не посоветовавшись с папенькой, потому что, видите ли, у него появилась зазноба при дворе... При виде такого обоснуя-зомби у меня кончились не только слова, но даже фейспалмы. С эдакими родичами-единомышленниками никаких врагов не надо.

Мало этого? Мало! Аффтар для вящего пугалова-чукалова намекает на вероятность промывки принцессиных мозгов, к которой хитрецы-родственники почему-то не прибегли ни год, ни два назад, когда Бель была беззащитной малявкой. Почему ее не опоили в детстве? Выдать замуж тринадцатилетку - для правящего дома нет ничего проще. И помоложе женили, а уж сговаривали так и вовсе с пеленок.

Зря смеешься, Бель. Существуют приворотные зелья и снадобья, подавляющие волю. Чем ярче в тебе будет проявляться драконья кровь, тем устойчивее к ним ты будешь. Уже сейчас у тебя есть небольшой иммунитет. Но именно небольшой. Так что будь очень осторожна и смотри, что берешь, и что кладешь в рот.

И так-таки деве юной подкидывают в спаленку кило абрикосов, накачанных приворотным зельем. Причем не в располагающей обстановке загородной резиденции, а попозже, в главном замке, когда в нем размещается покровительствующее принцессе посольство эльфов. Эльфов, распознающих магию, как люди распознают запах керосина. Несмотря на то, что после покушения правители дивного народа дядю-узурпатора по-хорошему предупредили: если с принцессой что стрясется, от травмы до эротомании - ты крайним будешь!

Ладно, предположим, раньше дядя-регент не задумывался о том, что принцесса тянет в рот и как это использовать. Зато сейчас его на инсайт пробило: йооопти! а девочка созрела! Пора то ли замуж брать, то ли убивать с особой жестокостью, то ли афродизиаками опаивать. Очнулись, дядя. С просветленьицем вас. Запоздалым.

Роман всеми средствами дает нам понять: то, что стырено и слямзено у компьютерной игры, откровенно скучно, ну а то, что имеет хоть какое-то отношение к живой жизни, с этой самой жизнью несовместимо. В силу суицидальной логики персонажей. Первые десять глав проходят на фоне тупости придворных интриганов, несовместимой с жизнью. И весь этот нехилый объем текста посвящен тому, как лошадёборотень просвещает и просвещает свою любушку. Возникает ощущение: аффтар не знает, каким бы еще пресветлым раком вставить в повествование полузабытые азы не только исторических, но и естественных наук.

Тиану рассказал, что с воздухом при дыхании в тело приходит живой газ - кислород. И что есть, хотя и непростая, возможность, обойти необходимость дышать - получать кислород прямо через кожу. Так поступают некоторые животные. Заклинание это сложное, требует высокого уровня владения магией и не спасает окончательно, поскольку поверхность кожи недостаточна. Но оно дает возможность выиграть время: если не двигаться, можно не дышать примерно час на воздухе и почти столько же - под водой.

На этом самом месте мой внутренний биолог приостановил собрата-критика тем, что пошел и немного побился головой о бронированную дверь. Стены жалко стало. Каким, о Вилли-Детье, образом кожное дыхание может заместить легочное у человека? Те, у кого оно единственное - у большинства насекомых - тело и органы опутывает стотыщ трахей, а в органы кислород поставляют трахеолы, трахейные капилляры. И то насекомые перестали быть огромными, как меганевра (размах крыльев 65 см - гигант по сравнению с хомо, ога), потому что содержание кислорода с каменноугольного периода снизилось. Этому сильно большому телу попросту нечем больше дышать. Отключи человеку легкие - и чем он будет дышать целый час? кожей? под водой? не двигаясь? Саламандра хренова. Хотя даже саламандры сохраняют жабры. В качестве сувенира, очевидно.

Таким образом, стоит аффтару вывалиться из мира компьютерных игр в историческую или биологическую реальность, как он немедленно начинает пороть чушь. И в результате мы вместо картины мира получаем упоротую чушь из уст просвещающего персонажа, десять глав упоротой чуши. И море штампов, конца-края которому не видно.

На сем закончим с сеттингом и матчастью. Вторая часть разбора покажет, на что способен штамповщик, живописуя отношения между людьми.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, литературная премия Дарвина, пытки логикой и орфографией, сетеразм, уголок гуманиста, фигак!
Subscribe

  • Слабое место дракона

    Внезапно возникло настроение выложить сюда десятилетней давности сказку про Трехголового и пожар. Видимо, ностальгия по былому драйву от ведения…

  • Смертельная сладость троллинга

    Нередко в голову приходит мысль о форумных инстинктах некоторых граждан, тонко (по их мнению) уязвляющих собеседника и искренне надеющихся, что…

  • Гардманже хрючева

    (Картинка не по теме. И уж тем более не МОЁ! Поставлено просто от ужаса перед чужими представлениями о прекрасном) Время от времени в моем поле…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 300 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Слабое место дракона

    Внезапно возникло настроение выложить сюда десятилетней давности сказку про Трехголового и пожар. Видимо, ностальгия по былому драйву от ведения…

  • Смертельная сладость троллинга

    Нередко в голову приходит мысль о форумных инстинктах некоторых граждан, тонко (по их мнению) уязвляющих собеседника и искренне надеющихся, что…

  • Гардманже хрючева

    (Картинка не по теме. И уж тем более не МОЁ! Поставлено просто от ужаса перед чужими представлениями о прекрасном) Время от времени в моем поле…