Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Юзероведение. Вводная лекция.

Сапиенс

Ровно шесть лет я в Живом Журнале. Ну как ровно... Пришла-то я в начале лета, а не в конце. Завела аккаунт и целое лето размышляла, чем бы его наполнить. Посты того времени... Глаза б мои на них не глядели, столько в них беспомощного, начинательского. Начинающий всегда жалок, где бы и что бы ни затевал. А хочется-то показаться крутым, произвести впечатление! Притом, что первое впечатление можно произвести только один раз. О чем регулярно забывают те, кто приходит в мой уже заматеревший (во всех смыслах) блог и норовит покорить меня с первого, гм, акта.

Несколько лет назад френды наперебой советовали: Инесса, а напиши мануал о поведении в соцсетях! а напиши, как правильно общаться с другим виртуалом! напиши, как сделать, чтобы тебя не забанили и тобой заинтересовалась! На что я, признаюсь, соглашалась, но никакого мануала писать так и не начала. В ответ на энтузиазм окружения хотелось сказать: я могу поведать миру объяснить, как общаться в соцсетях со мной и как сделать, чтобы вас не забанила лично я. Да толку-то... Вон у меня топ-пост, одна машинописная страница текста - и что, многие это асилили, прежде чем лезть в драконье логово? А коли я напишу хрень на десять авторских листов - полагаете, будто означенная хрень удержит говны в юзере? Особенно в том, который пришел сюда, дабы слить свое богатое внутреннее содержание, раскрыть свой, ткскзть, тайный сад?

Таким образом, первое правило ненаписанного мануала было готово. Просто я еще не понимала, что это - правило. А сейчас, глядя на всевозможную хню, которую творят со своими журналами новички (и не только новички), решила: никакого мануала "Как быть полным яда, при этот перестать беспокоиться, нравиться всем и заводить себе друзей, меняя их каждый сезон", я, конечно, писать не стану. Подобных высот каждый достигает сам. Однако почему бы мне не написать небольшой курс лекций по юзероведению? Материалов в тегах "цирк уродов" и "разорительная роскошь общения" более чем достаточно, но это разрозненные материалы. "ЖЖ-бестиарий" - вообще какие-то записки путешественника, зародыш определителя. И что из этого можно извлечь?

В принципе, то же, что и Чарльз Дарвин из путешествия "Бигля" - теорию. Это куда интересней набора советов. Потому что набор советов - самая востребованная, самая потреблядская и просто блядская литературная форма. В нее не стоит верить, она профанирована изначально. А проще говоря, ебет тебе мозги и опустошает кошелек, ничего не давая взамен: ведь многие стратегии состоят из целого набора действий, да и порядок действий необходимо менять, адаптировать к себе и к обстоятельствам. И никакого готового мануала, хоть повесься. Сплошные имитации навыка, вроде имитации командного единства, возникающего при тимбилдинге.

Вспомнилось, как одна моя знакомая страдала из-за того, что ее ребенка гнобят в младшей школе. Учителя лютовали нещадно, усердно делая из ребенка маленького невротика. А мать его, натура глубоко виктимная, за своего птенца бороться не могла, но так мучилась, что в какой-то момент обнаружила себя выпивающей. На ночь, чтобы уснуть. Испугавшись, пошла она на курсы, обещавшие избавление от зажима, стеснительности, виктимности и проч. Прыгали участники тех курсов друг на друга с елок, приставали на улицах к прохожим с предложением обменять что угодно на что угодно, строили хню из туалетной бумаги и ею же плевались. Чудно время провели. А потом пришлось бедной бабе вернуться из лагеря для виктимов-переростков во взрослую жизнь. Здесь, в реальном мире, ее ребенка по-прежнему гнобили, а она, мать-овца, так и не сумела прыгнуть на обидчиков не то что тигром из сугроба - даже манулом из ветвей. И продолжала прикладываться к бутылке.

Это история о том, сколь много на свете способов имитировать прогресс и помощь. Можно их беззастенчиво юзать, набивая себе кубышку и презирая лохов - а можно сказать себе: этот поезд в огне и нам не на что больше жать. Зато бежать мы можем - и не надо делать лицо "Да ты крыса!", господин издатель. Это ты крыса, дружок. Переносчик ментальных инфекций, которыми перезаразил полмира. Я - в другой половине, гуд бай.

Итак, писать мануалы можно и в нон-фикшне, поскольку там ценятся исключительно мануалы, а теорий никому нафиг не надо. Вот я и ушла из столь гостеприимной практической психологии: не хотелось становиться именно тем, что подразумевают, приводя названия типа "Как стать стервой". Кстати, книги с таким названием у меня нет и не было. Однако объяснять юзеру, судящему по обложке, чем отличалась наша с Кабановой "Стервология" от нынешнего дерьмописева из серии "Отсасывай грамотно", есть занятие бесполезное и нерентабельное. И в этом состоит второе правило. Которое я и собираюсь сформулировать вместе с незаслуженно забытым первым.

Но вначале несколько слов о юзероведении, каким я его вижу.

Если кто-то пытается монетизировать свой блог, увеличить ТИЦ, нарастить соцкап, привлечь публику и продать нагретое местечко под джинсу - ему пресловутое юзероведение и открывать не следует. Мое понимание успешного блога нагло, нагло противоречит идеалам оборотистого юзера. К тому же бойкими спамоносцами я брезгую. Как брезгует ими большая часть блогосферы. И спамоносцы это знают. Так что за копейки (а это действительно копейки), которые они выручают заказными комментами, разносом заразы ссылок и попытками изобразить из себя славных малых, им приходится отрабатывать нехилый баттхерт. Будет тут баттхерт, когда на твою попытку тиснуть нечто СЕОшненькое (ну дайте заработать! ну что вам, жалко, что ли?) - а главное, на тебя самого смотрят, как на говно. И смотрят-то люди, которые ничуть не лучше тебя! Просто они тут общаются, а ты тут на них зарабатываешь. Им это почему-то неприятно - такие странные!

Даже когда мне предлагали заниматься раскруткой заказных блогов, я всегда четко определяла: с меня контент и больше ничего. Комменты, сообщества, форумы, кросспосты и прочая хуета - это пусть вам девочка в офисе обеспечит. Мое дело посты писать, а бегать по тредам, сыпля высказываниями типа: "У вас прекрасный блог, я им наслаждаюсь, давайте дружить" - к девочкам, к девочкам. Мое время стоит дорого, никакой заказчик не в силах оплатить трех-пяти часов каждодневного щебетания в Сети от Инессы Ципоркиной. И дело не в том, что она не умеет щебетать - умеет, но за реальные деньги, а не за раковины с дыркой. У заказчиков просто столько нету.

Почему, спрашивается, я оцениваю щебетание в соцсетях в моем исполнении столь дорого? Да вот потому и считаю, что превращение удовольствия в работу есть потеря. Невосполнимая. Ты теряешь возможность расслабиться и начинаешь впахивать. Там, где раньше ты всё пела - нынче дело. И ты если пляшешь, то исключительно за наполнение закромов, а не потому, что мягкими муравами драйв навеяло. Так любители читать, став редакторами, теряют возможность отдыхать душой за хорошей книгой и переключаются на сериалы, которые всегда презирали и презирают по сей день - а что поделать? Так любители вскипятить холивар и довести тред до обрушения страницы натужно скрипят на тему, выбранную не ими и нудную, нудную, нудную. Так любители потрепаться от трепотни переходят к окучиванию ширнармасс, после какового окучивания чувствуют себя жмыхом в баке с надписью "Отходы".

А что взамен? Ты полагаешь, что вот это - деньги? Пойди наймись мыть полы в соседний магазин. Утром и вечером по полчаса. Получишь намного больше. Ах, ты не можешь мыть полы, ты принцесса? Тогда свистите в кулак, ваше высочество, как все виртуальные принцессы. Чрезмерные амбиции виртуала, как правило, сочетают с полной жопой в реале.

Ну а мы перейдем к стандартному зачину блога. Который, невзирая на выбор своего владельца, вначале ничем не отличается от, если так выразиться, блогомассы. Это не блогосфера, это ее сырье. Личинка блога.

Любой начинающий - повторяю, любой - поначалу принимается заполнять журнал копипастой, лытдыбром, селфи, фотоотчетами, комменторезками по мотивам чужих срачей, обсуждением нашумевших постов... С точки зрения рекламного потенциала - мусорит. А с точки зрения нормального журнала, который завели для общения, не для монетизации - пробует себя, ищет темы. Бизнес требует гибких, но четких стратегий и продуманной концепции. Вне бизнеса юзер имеет право делать что угодно. Он и делает.

И, как правило, новоблогер делает то, что, ему кажется, должно понравиться сообществу. Начинающий жежист хочет интересовать, хочет нравиться - и разве его желание предосудительно? Нет. Оно понятно. И оттого не перестает быть наивным, а главное, опасным для своего хозяина.

Этап "Я весь такой на ярмарке невест" лучше пропустить к чертям собачьим и сразу делать то, что нравится лично тебе. Писать то, что интересно тебе. Наплевать на мнимые секреты обаяния, вынесенные тобой из кучи мусора, под названием "Топ ЖЖ". Если ты примеряешь на себя Проститутку Кэт и Станислава Садальского, у тебя скорее всего получится Проститутка Садальский, у каковой (какового?) не будет ни мягкой, интимной доверительности Кэт, ни зажигательно-утробного визга пережившей себя знаменитости. Не будет того, за что юзеры так любят подгнившие плоды блогосферы - скандальность и опытная, за душу берущая фальшь.

Тебе нужна оригинальная концепция - а не перепев всем знакомого и стопицот раз растиражированного.

Сравню с книгоиздатом. Знаешь, дорогой читатель и дорогой писатель, в чем причина нынешнего издательского цумцванга на грани фола? Нет, не пираты. И не ухудшение писательской породы. И не сетература. И даже не сатанинский брак Издателя и Маркетолога, пидорасов чертовых. Причина в том, что маркетологи всегда определяют вероятность успеха по тому, что уже имело успех и обзавелось десятками, а то и сотнями эпигонов. "Сумерки девственности", "Пятьдесят оттенков УГ", "Мегамагошкола", "Конан, ты варвар"... - они надеются, что публика забыла, с чего все начиналось. Они действительно верят, будто новое есть хорошо забытое старое - и даже не дают это старое как следует забыть.

А если такого спросить без экивоков: ты не охуел ли, сынок? - он тебе выдаст священное слово. Нет, Священное Слово.

Постмодернизм.

Это заклятье любой бездарности, норовящей на чужом хую к обедне въехать. Увы, заклятье нерабочее. Как и все их артефакты. На успехе, который себя отработал - не обязательно изжил, но превратился в общее место, в плотно забитую нишу, новичку не подняться.

Так что не трать время впустую, пытаясь привлечь к себе всех. Придут только пустые люди. Люди непустые приходят на искренний интерес. Есть у тебя хобби? Найди сообщество единомышленников, там ты сможешь разжиться первыми френдами. Вот и весь секрет, делов-то.

А средства выражения интереса - в следующих лекциях.
Tags: дети уже люди, монументы на колесиках, разорительная роскошь общения, уголок гуманиста, юзероведение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 90 comments