Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Category:

Расслоение писательских масс

Легко и просто можно получить только пиздюлей

известный вундеркинд культуры
недавно защитил диплом
о хаваньи литературы
пиплом
© B0JI

Меня, похоже, посетил великий Анунах. Писать не хочется и даже готовить лень. Да что там, лень даже обсуждать дальнейшее развитие событий в книге, которую пишу. Чувствую себя как тот герой Пруста, у которого "была привычка зачастить туда, где он чувствовал себя как дома. Но раньше Бергот любил ходить туда, где он мог говорить без умолку и где его не прерывали, а теперь – туда, где он мог подолгу молчать и где с ним не заговаривали". Словом, кризис. Причем творческий. Пришел. Настало время попыток пробить стену лбом. Попыток, от которых меня не раз отговаривали, объясняя, что профессионалу они... не требуются. Профессионал-де пишет легко, добро и набело. Если учесть, от кого исходили те "благие" советы...

Для меня подобные отговорки своего рода маркер: мне кажется, писатели делятся на тех, у кого кризис возможен и у кого невозможен. Первые способны расти, вторые расти неспособны. Без вариантов. Потому как одни думают о результате, а другие - исключительно о так называемой внутренней гармонии. И те, кто эту самую гармонию преследуют, на результат не работают. Впрочем, они ни на что не работают, если разобраться. Кроме, разве что, пускания слюней на самоощущение "Я писатель".

Все трудности, связанные с писательским делом, искатели унутренней гармонии считают недостойными преодоления - это куда удобней, чем считать себя слабаком и лентяем. Поделить препятствия на достойные и недостойные - та еще демагогия, однако вирт и не такому научит. Пусть реал ставит тебя лицом к лицу с результатом: смотри, что выросло из твоих вялых усилий, на что ты сумел натянуться - жалкое зрелище! Зато в вирте всегда можно стать Хейуордом, персонажем "Бремени страстей человеческих" Моэма: "человек, который не видел жизни своими глазами, а постигал ее только через книги и был вдвойне опасен тем, что убедил себя в своей искренности. Он непритворно принимал свою похоть за возвышенные чувства, слабодушие – за непостоянство артистической натуры, лень – за философское спокойствие. Ум его, пошлый в своих потугах на утонченность, воспринимал все в чуть-чуть преувеличенном виде, расплывчато, сквозь позолоченный туман сентиментальности. Он лгал, не зная, что лжет, а когда другие в этом его попрекали, говорил, что ложь прекрасна. Словом, он был идеалист".

О, эти вирто-идеалисты с их подменой говна конфеткой, а пошлостей - духовными исканиями! Чего ради им учиться писать, продираться через немоту, выстраивать текст слово за словом, трудиться над стилем и фабулой? Для них и упоминание творческого кризиса, и само выражение "расти как писатель" дискомфортны.

Одна из липнувших ко мне на Самиздате дев, когда я пожелала ее соавторше вырасти как писателю (сразу скажу, пожелание не исполнилось), возмущенно взвизгнула: "Она уже выросла!" А-ага. До запредельных высот. Дальше, знамо дело, расти некуда. Выше только небо. Остается лишь рвать тальянку с назойливой искренностью пьяного гармониста. В нехитрое мнение, что кризис работает как точка роста, "гармонисты" впиявливаются насмерть, доказывая, будто кризис - (цитата) "на мой взгляд, тоже не такой уж обязательный атрибут творчества. Скорее это конфликт между ощущением, что тебе нечего сказать и амбициями, чувством собственного величия, которые не позволяют это признать. Лекарство простое – перестать пыжиться и хвататься за неподъёмный вес. Отойти в сторону, оглядеться вокруг, почитать других. А жизнь всё расставит по местам сама".

Итак, феечки с тальянками учат нас: вместо работы над идеей, над текстом автору следует прилечь перед теликом и подождать... чего? Цель подобных ожиданий одно ДБД мне еще три года назад разъяснило. Чтобы жить без творческих кризисов, надо ваять боброе-светлое-армадовское. Также желательно жить в лесу, пням молиться. "Я стараюсь писать добрые книги, поэтому сажусь писать только когда у меня хорошее настроение. А мотивация одна - хорошая идея и желание писать. Про усталость знаю, а вот желание бросить не возникало никогда. Достаточно отдохнуть неделю - две, и новые идеи сами лезут в голову...". Словом, музы должны слететься и дань тебе, паразиту диванному, принести. А коли за две недели не принесли, значит запили не так уж твоя книга светла и добра!

И каждый раз одна и та же байда. Нет, две байды: "я пишу легко и набело" и "я пишу легко и дОбро". Честно говоря, на фоне таких пейсателей даже фанфикшен выглядит... неплохо. Там, по крайней мере, признают и существование неписуна кризиса, и моральную неоднозначность написанного, и что произведения бывают не только бобрые, светлые и набело написанные, но и темные, грязные, требующие беты. Спрашивается, до какого еще падения надо нам дойти, дорогие мои собратья по перу, чтобы фанфикшен выглядел честнее и умнее нас, писателей? В какое еще вранье на грани мифомании погрузиться? Какой профессиональной слепотой к реальности и глухотой к тексту заболеть, чтобы окончательно деградировать? Или, как вы там врете с елейным видом, обрести гармонию. Внутреннюю. Благо извне смотрится это... Мдя.

Есть гармония, построенная на понимании того, кто ты есть и что ты есть. Приняв тот факт, что ты бездарен в творческом отношении, зато прекрасный, скажем, рыболов-спортсмен, отец и муж, человек может выстроить себе весьма гармоничную жизнь. Но есть и другой вариант гармонии, чрезвычайно в наши дни популярный - вранье, вранье и вранье а-ля Хейуорд с его прекрасно работающим защитным механизмом вытеснения и сгинувшей под грузом вранья критикой собственного поведения.

Почему эти гармонисты так боятся кризисов, роста, работы? Да потому что у их так называемого творчества есть более чем определенная цель - бегство от действительности. Теплое одеялко, в которое можно забиться, словно клопу, и тихо вонять, поджидая, когда добыча с теплой кровушкой сама придет. На ночной дожор. Вот почему и творчество у них так называемое, и произведения так называемые, и любимый вопрос у них: "Чем вам помешали графоманы?" Да всем. И в первую очередь подменой цели литературы на кучу лживых отписок, неспособных прикрыть реальной задницы мотивации. Хорошая идея и желание писать, говорите? На деле все гораздо проще и вместе с тем интереснее.

Начнем с того, что армадообразное писево как средство самовыражения используется существами специфическими, я бы сказала, специфическими в географическом отношении. Мне, как человеку, живущему в столице, но росшему в жопе мира, эта особенность видна, как на ладони.

Я не раз и не два писала о специфике мышления провинциалов - ну так и тема-то немаленькая. Когда-то существовало такое понятие, как "деревенщик". То есть человек, пишущий стихи или прозу о жизни в деревне. "Городские" писатели посмеивались над определенной тягой деревенщиков к развесистой клюкве, но зоркость подобных авторов, их наблюдательность и любовь к родным местам никто не отменял и не оспаривал. Они видели, как и чем живут люди вне городов. А книги этого направления могли развеять типичное для населения мегаполиса ощущение "За МКАДом жизни нет". У провинциального писателя была своя роль в искусстве - большая, крепкая роль, требующая умелого исполнителя и немалого таланта.

И что мы имеем сегодня в лице провинциального писателя? Хейуорда в квадрате, в кубе, в вакууме. Малограмотного и тщеславного враля, пишущего лютую эскапистскую херню. Ко мне такие ходят ордами и хирдами, хоть я и помню лишь особо назойливых, лезущих ко мне после бана (даже после трех банов), ползущих через три ресурса, дабы сообщить, как я им безразлична. И что характерно, сплошные гармонисты: то зауральская пиздооркострадалица Скади с ее Хаусом в зеленом пальто, то неудавшийся прибалтийский мудельер Князев с махровотоварищи, то липучее дерьмо Кулагин со своим еще более липучим подпевалой Волынцем, подарившие мне бесценный термин "олежки", то и вовсе Ольга Громыко с пьяной истерикой под закат своего небольшого писательского таланта...

Подобные писаки, в отличие от старшего поколения авторов из провинции, наблюдательностью не отличаются, местных красот и горестей не видят в упор, в их опусах нет живых наблюдений, живых людей, живой природы. Дело-то не в том, где писатель проживает, а в том, чтобы он сумел извлечь из окружающей действительности нечто стоящее, приметы времени и места. Может автор заинтересовать будущие поколения читателей отработкой детских комплексов, бородатыми анекдотами с башорга и глупыми сплетнями об интимной жизни эльфов? Между тем фэнтези, да и вся фантастика в целом становится прибежищем именно такой муйни. И вот уже публика радостно объясняет, что развлекательная литература-де помогает ей расслабиться, не перегружает мозг. Забывая, что не загруженный работой мозг со временем просто отключится за ненадобностью.

И кабы только публика и только графоманы причастились этой "мудрости". А то ведь и маститые писатели эдак вальяжно рассуждают, что существует литература для эмоциоголиков и для зануд, больше писать не для кого. Некоторым проще свою собственную сферу деятельности угробить, выдавая на-гора подмену понятий типа "простое"="пустопорожнее и гиперэмоциональное", "сложное"="сухое и безэмоциональное", "издатель"="глубокий знаток читательских нужд", чем выпрямиться и сказать правду: читатель, твой издатель не уважает ни тебя, ни нас. Готовься к грязевой лавине унылого говна, чувствительного или "вумственного", она тебя утопит.

Понятно, что закрома и закоулки нашей Родины развлечениями небогаты. И даже столицы бывших братских республик во многом подпадают под это определение, не говоря уж о маленьких городках. Чего там делать, как не постигать дзэн? Послушайте, дзэн дзэном, но надо же и совесть иметь. Если для вас, графоманов, процесс написания букв сам по себе успокоительно-медитативен, а оценку результата вы проводите тиражами и чмафками, то какого черта вы пытаетесь вхреначить свою систему ценностей настоящему писателю, пишущему настоящие книги?

Вы боитесь подняться на новую ступень? Оно и неудивительно - подняться можно только на ту ступень, которую ты сам слепил. Сам ее слепил, укрепил, заровнял, весь материал своего опыта на нее потратил, взошел на нее - и стоишь, опустошенный. И чувство такое, что нет у тебя ничего. Хотя на деле всё оно тут, под ногами. Убери это - и полетишь ты вверх тормашками, да не на прежнюю ступеньку, а вниз, куда докатишься. Рискованно. Болезненно. Страшно. Так что же, надо пытаться заразить своими страхами тех, кто не боится? Это и есть ваша истинная мотивация - наделать как можно больше трусов и лентяев из коллег и читателей?

Как говорила героиня "Формулы любви", "странный Вы человек, Алексей Алексеевич. Так сложно изъясняетесь. И вроде живете на природе среди простых, нормальных людей" - которые, добавим, беглецу от реала абсолютно неинтересны. Вот он и норовит увильнуть от правды жизни через дымоход графоманию, грезя "о каких-то идеалах бестелесных". Притом, что среди пейсателей и чейтателей немало пожилых людей, разменявших пятый-шестой десяток - пора бы и о душе подумать. О своей погрязшей в эскапизме душе, которой не дали ни единого шанса самореализоваться. У которой реальность попросту отняли, сказав "выплюнь каку". Видимо, этой приметой потомки и обозначат эпоху, в которой мы живем.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, пытки логикой и орфографией, разорительная роскошь общения, сетеразм, уголок гуманиста, цирк уродов
Subscribe

  • Свободный мир пластиковых кукол

    Время от времени мне носят скриншоты "взлаев с псарни". Псарня Жучки со товарищи у меня вся забанена, но когда приносят цитаты, я в них с интересом…

  • Это откудова к нам такого красивого дяденьку замело?

    Пост сугубо юмористический, написан от бессонницы, предупреждаю сразу. А то последнее время все мои посты на той же Жучкиной псарне усердно…

  • Культурный контрафакт

    Временами возникает мысль — скорее теоретическая, нежели какая бы то ни была еще: хочет наш графоман (и неважно, масслитовец или боллитровец)…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 91 comments

  • Свободный мир пластиковых кукол

    Время от времени мне носят скриншоты "взлаев с псарни". Псарня Жучки со товарищи у меня вся забанена, но когда приносят цитаты, я в них с интересом…

  • Это откудова к нам такого красивого дяденьку замело?

    Пост сугубо юмористический, написан от бессонницы, предупреждаю сразу. А то последнее время все мои посты на той же Жучкиной псарне усердно…

  • Культурный контрафакт

    Временами возникает мысль — скорее теоретическая, нежели какая бы то ни была еще: хочет наш графоман (и неважно, масслитовец или боллитровец)…