Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

От чего зависит зависимость? Часть вторая.

00k39r1s

Еще немного базовой информации, прежде чем заговорить о такой сложной теме, как аддикция или неконтролируемая тяга.

Нет, не стоит подозревать собственную психику в серьезных отклонениях из-за такой малости, как плохое настроение или тревожные предчувствия. Я не призываю читателей стройными рядами записываться в ипохондрики. А вот разобраться с тем, насколько развиты и разнообразны ваши высшие потребности, стоит обязательно. Психологи отмечают: разносторонние натуры меньше подвержены психологической зависимости. У них имеется отвлекающий фактор: возможность переключиться с одного занятия на другое, с одного интереса на другой, если где-то случился затор или, по-научному, фрустрация.

Фрустрация – отказ в удовлетворении потребности - есть неизбежная составляющая любой, даже самой счастливой жизни. И уверенность в том, что окружающий мир просто обязан дать нам то-то и се-то если не по первому, то по второму требованию, сильно портит характер. Надо учиться переносить отказы и обломы, избавляясь от капризного ребенка, сидящего в каждом из нас. Конечно, такое легче посоветовать, чем сделать. Самый верный способ (который, кстати, хорошо срабатывает и при воспитании детей) – переключение интересов.

Этому простому в изложении, но отнюдь не простому в исполнении правилу в наше время очень трудно следовать. Потому что оно – объект сложного психологического конфликта. Современная массовая психология выдвигает по отношению к личности определенные требования. Их множество, поэтому не будем перечислять. Упомянем только пару: «Стань классным специалистом» и «Всегда добивайся своего». На вопрос: и что в этих требованиях плохого? – ответим: посыл, который улавливает подсознание, отличается от прямого смысла высказывания. Эта особенность восприятия непосредственно связана со структурой личности человека.

Каждая личность – это не монолитное однородное образование, а гибкая система очень разных схем поведения, согласованных между собой.

Американский психолог Эрик Берн, создатель теории трансакционного анализа, вычленил три основных схемы и назвал их по способам реагирования - Ребенок, Родитель и Взрослый. В структуре личности Ребенок отвечает за сферу чувств, желаний и переживаний, прямолинейных и неконтролируемых. Проще говоря, он капризник, шалун и жадина. Состояние второго типа, называемое Родитель, пытается обуздать Ребенка, копируя поведение старших. Личность, пребывая в статусе Родителя, старается поступать по образу и подобию собственных родителей. И, разумеется, часто ведет себя как паникер и зануда. Третье состояние - Взрослый, наиболее объективное и рациональное, видит вещи такими, какие они есть и прогнозирует развитие событий, не балансируя на сфере эмоций, как девочка на шаре. Кому-то он покажется циником и скептиком.

И если Взрослый упомянутые выше советы примет такими, как они есть, то Ребенок все понимает по-своему, как выразился Э. Берн, по-марсиански. То есть не с привычной, стандартной точки зрения, а со своей собственной, с точки зрения новичка, недавно пришедшего в этот мир и еще не разобравшегося, что к чему. Поэтому предложение вроде «Стань классным специалистом» Ребенок трактует как «Ограничь себя одним-единственным занятием и наплюй на все остальные сферы деятельности – вот это и есть специализация!» - и как вам такая интерпретация? Прямой путь к трудоголизму или к зависимости от компьютерных игр. То же происходит и с воззванием «Всегда добивайся своего»: его подспудный смысл расшифровывается как «Прояви агрессивность, иди по трупам, нарушай закон, но возьми приз – только так ты добьешься уважения окружающих!» – хотя подобная манера поведения многим людям попросту несвойственна. И, оказавшись в эпицентре конфликта, они могут сильно пострадать. А чтобы успокоиться и залечить полученную психотравму, большинство прибегнет к своему фирменному утешителю – тому самому, который не «Негрустин».

Столкновение индивидуального сознания с массовым вообще очень травматично. К сожалению, в каждой стране, в каждую эпоху, в каждой социальной группе давление со стороны общества на психику отдельной личности носит особый, оригинальный характер. Поэтому можно говорить лишь о некоторых социально-психологических конфликтах, выходящих за «групповые» рамки. В частности, о конфликте возможностей и потребностей, весьма актуального для нашей страны.

Западное общество относится к категории вполне традиционных, устоявшихся: здесь известно кто есть кто и кому на что рассчитывать. Да, для традиционного общества возможен внезапный прорыв криминального авторитета в министры или в олигархи. Но как исключение. Каждая подобная история превращается в легенду. А у нас? Да в России таких «харизматичных», ракетой взлетевших в небеса, на сегодняшний день десятки тысяч. Буквально вся современная элита, финансовая, политическая и информационная.

Этот массовый успех «случайных людей» вызывает определенную реакцию у тех, кто еще себя не нашел. Или нашел, но не там, где хотелось бы. Для молодежи пример «харизматичных» везунков – серьезное испытание. Нетерпеливость, завышенные требования, инфантилизм – все это всплески подсознания, которым неокрепшее сознание еще не в силах противостоять. В юности психологический конфликт между потребностями и возможностями их удовлетворения особенно остро выражен: хочется всего, а доступна самая малость; все твои претензии либо вызывают иронию, либо переносятся на неопределенный срок – вот вырастешь, тогда… А когда? Родители! Призываем вас: прежде чем демонстрировать всю полноту власти над подросшим чадом и фрустрировать его желания и намерения, помните: молодежь легко подвержена депрессии и плохо переносит добродушную, но такую незатейливую иронию по отношению к своим планам на жизнь. В личности молодого человека доминирует Ребенок, а у него проблемы не только с фрустрацией, но и с ориентацией, социализацией и с разными другими «-ациями». Со временем он, возможно, станет самостоятельным, ответственным и сметливым, но при одном условии: если личность сдвинется с этой мертвой точки, не зацикливаясь на детских ошибках, обидах, обломах…

Реагируя на психологический дискомфорт, подросток может «возжаждать мести» – для всех, кто его обижал, не верил в него, проявлял враждебность и т.п. Или, наоборот, он/она может стать сверхпослушным, кротким и пассивным в надежде вернуть утраченную любовь и одобрение. Добиваясь «недоданной» в детстве любви, человек может всю жизнь платить за те давние обиды, пользуясь стратегиями, сформированными в ранней юности: угрожать, манипулировать, канючить, упиваться жалостью к себе… И не надо надеяться на то, что все перемелется – мука будет. Из такой муки ничего приличного не состряпаешь. Психолог Гордон Оллпорт подметил: не все взрослые достигают полной зрелости. Они – выросшие индивиды, чья мотивация все еще пахнет детской комнатой. Чтобы стать полноценным взрослым, надо научиться избегать бессознательной мотивации, которую нам подсовывает неугомонный Ребенок. Значит, его следует перерасти и обуздать. А как это сделать, если в мозгу по-прежнему бушует детский страх, обида, боль, тревога?

Психолог Карен Хорни обозначила это душевное состояние термином «базисная тревога», раскрывая его содержание следующим образом: «чувство изоляции и беспомощности ребенка в потенциально враждебном мире. Это чувство небезопасности может быть порождением многих вредных факторов среды: прямого и непрямого доминирования (давления со стороны старших – Е.К., И.Ц.), безразличия, нестабильного поведения, недостатка уважения к индивидуальным потребностям ребенка, недостатка реального руководства, слишком большого восхищения или полного его отсутствия, недостатка теплоты, понуждения принимать чью-то сторону в родительских ссорах, слишком большая или слишком малая ответственность, сверхпротекция (чрезмерная родительская опека – Е.К., И.Ц.), изоляция от других детей, несправедливость, дискриминация, невыполнение обещаний, враждебная атмосфера и т.д.» – каково? Мало перечисленного, так еще и «и т.д.»! У некоторых родителей после всех этих высказываний может возникнуть что-то вроде внутреннего протеста по отношению к собственному ребенку: подумаешь, какая цаца! Выходит, мы вокруг него/нее лет двадцать на цырлах танцевать будем, а он/она еще поглядит, быть или не быть полноценной личностью!

Ну, что тут возразишь? Именно так и получается. Дети, растущие «самосейкой», не всегда оказываются чем-то вроде укропа - полезные и необременительные. Чаще всего из них вырастает крапива – опасная и неукротимая. Поэтому не стоит играть в «родительскую рулетку»: предоставить дело случаю и смиренно ждать от судьбы подарка. Такого можно дождаться – потом век не расхлебаешь. В общем, во избежание формирования базисной тревоги в сознании ребенка, создайте вокруг него крепость внимания, уважения, ответственности и любви. Пусть порадуется, а заодно удостоверится в том, что жизнь хороша и в ней есть что ценить. Это и есть первейшее средство от деформации личности. Хотя, повторяем, это тоже не панацея.

Но, по крайней мере, понимание и поддержка со стороны близких людей уменьшают уровень сопротивления окружающей среды. С этим сопротивлением сталкивается любой из нас. И, как видите, не всегда победа на стороне личности. Помните, что сказал Ганс Селье? «Два способа выживания: борьба и аддикция»! Постарайтесь сделать так, чтобы ваш ребенок предпочитал борьбу и не терял надежды на победу. Второй путь – тупиковый.

Создание индивидуальности есть процесс двусторонний: стремясь к удовольствию и избегая проблем, человек строит свое мироощущение, отсекая все лишнее, мешающее и беспокоящее; а реальность оказывает ему всяческое сопротивление и, в свою очередь, переделывает человеческую личность сообразно своим планам и потребностям – действуя, так сказать, на благо общественности. Если бы оба этих фактора – внешний и внутренний - бездействовали, незачем было бы вылезать из колыбели. Мы бы проводили жизнь в духе персонажей фильма «Матрица»: почивали в розовом желе и смотрели сны про захватывающие приключения своего виртуального «Я».

Конечно, самоактуализация – намного более достойный и плодотворный путь, нежели игры в прятки с реальностью или имитация дискомфорта ради появления хоть какой-нибудь мотивации к действию, хоть какого-нибудь интереса к жизни. Не говоря уже о психологической зависимости. Что же такое самоактуализация? На эту тему психологи писали неоднократно – и все еще продолжают писать. Американский ученый Абрахам Маслоу, один из первых, кто поднял этот вопрос, считал, что «самоактуализация – это не отсутствие проблем, а движение от преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным». В его теории первым шагом к самоактуализации было познание себя и строительство личной, а не стандартизированный системы ценностей, где все цели и средства были бы тщательно отобраны и глубоко осмыслены.

Он же отмечал, что самоактуализирующие люди, которых ему довелось изучать в качестве «образца» (среди них были и его современники, и исторические фигуры - президенты США Авраам Линкольн и Томас Джефферсон, жена президента США Элеонора Рузвельт, ученые Альберт Эйнштейн и Альберт Швейцер, композитор Людвиг ван Бетховен, писатель Олдос Хаксли, философ Барух Спиноза и др.), не были совершенны, и даже не были свободны от крупных ошибок. Сильная приверженность избранной работе и своим ценностям подчас делала их безжалостными в стремлении к своей цели. Но всем были свойственны следующие черты:

1) более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней;
2) принятие себя, других, природы;
3) спонтанность, простота, естественность;
4) центрированность (сосредоточенность) на задаче (в отличие от центрированности на себе);
5) некоторая отстраненность и потребность в уединении;
6) автономия, независимость от культуры и среды;
7) не стереотипность, а свежесть оценки;
8) опыт мистических и духовных переживаний, и не обязательно религиозных;
9) чувство сопричастности, единения с человечеством;
10) более глубокие межличностные отношения;
11) демократичность ценностей и отношений;
12) привычка не смешивать цели и средства, добро и зло;
13) философское, неагрессивное чувство юмора;
14) большие творческие ресурсы;
15) сопротивление аккультурации (поглощению какой-нибудь культурной традицией);
16) трансцендирование (способность выйти за рамки) любой частной культуры и среды.

Приходится признать: все эти замечательные качества, данные списком, выглядят несколько абстрактно и как-то не воспринимаются в качестве инструкции к действию. И как его достичь, этого «просветленного состояния»? Маслоу полагал, что главный принцип самоактуализации – всегда делать выбор в пользу роста индивидуальности. Ведь личность постоянно выбирает между ростом и безопасностью. И зачастую не в пользу роста. Мало кому охота терпеть неприятные или даже болезненные ситуации, связанные с взрослением, с независимой точкой зрения, с автономностью и самодостаточностью. Все эти свойства заставляют принять на себя немалый объем ответственности – за каждый свой поступок, за каждое слово, за каждое решение… В общем, как гласит английская поговорка: «Делай что хочешь и плати за это».

Нужно учесть и то, что один из наших национальных неолимпийских видов спорта – это халява. Мы традиционно высоко ценим безопасность и возможность спрятаться в минуту жизни трудную за чью-нибудь широкую спину. Тяжело с подобными задатками воспринимать независимость как сверхценность и целиком отдаваться личностному росту. Так и тянет снова стать маленьким и беспомощным, просить защиты и покровительства у тех, кто сильнее, а самому и в ус не дуть. К этому поведению нас побуждает не только, научно выражаясь, социокультурная обстановка, но и наше собственное подсознание. К сожалению (или к счастью), подсознание не обладает той полнотой власти над человеком, которую оно имеет над животными. А значит, нам есть что противопоставить нашему стремлению спрятаться от того, что Карлсон легкомысленно называл «пустяками» и «делом житейским». Разумеется, главное сопротивление подсознательным влечениям оказывает индивидуальность.

Маслоу так описывал человеческую индивидуальность: «Эта внутренняя природа не столь сильна, сверхвлиятельна и безошибочна, как инстинкты животных. Она слаба, хрупка, тонка, легко одолевается привычкой, давлением культуры, неправильным к ней отношением. Но, даже будучи слабой, она вряд ли исчезает у здорового человека – а быть может и у больного. Даже отвергаясь, она продолжает подпольное существование, вечно стремясь к актуализации». Вот только почему эти, в общем-то, одинаково необходимые психологические структуры – сознание и подсознание - периодически сталкиваются и переходят к необъявленной войне, терзая своего «хозяина», словно грешную душу в аду? Видимо, потому, что потребность в защите берет верх и начинает запихивать личность в своего рода «психологический бункер», искажая и отвергая бесценный опыт, благодаря которому человек мог бы познать себя и сделать правильный выбор. Чем выше уровень искажений, тем больше неверных выборов.

А уж если защита станет главной целью в жизни человека – все, появляется невротик или психотик, неспособный принять информацию, приносимую опытом. Или аддикт, принимающий только то, что дает ему «волшебный помощник» и теряющий чувствительность ко всякой истине, данной нам в ощущениях, как сказал классик.
Tags: ловушки психики
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 65 comments