Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Category:

«Стыд определяет сознание». Станислав Ежи Лец


Кстати, для психолога это высказывание польского юмориста не содержит ни капли юмора, одну только правду и ничего, кроме правды.

Даже такая вроде бы противоположная стыду штука, как бесстыдство, берется... из стыда. Чтобы этого достичь, надо сделать стыд непереносимым и абстрактным. Не связанным с конкретной виной. Точнее, провинностью.

Именно стыд, а еще страх неодобрения есть главные инструменты социализации. Чтобы сделать малолетнего хомо личностью, его бесперечь пугают и ругают. Система поощрений, конечно, тоже работает неплохо. Но человечество традиционно предпочитает пунитивную систему, рассуждая следующим образом: от пятнадцатого куска сахара без сожаления откажется даже попугай, прилежно изучающий достижение философской мысли – фразу "Попка дурак, ибо ничем не отличается от своего хозяина"; зато наказание под аналогичным номером может освежить способности не только попугая - оно чьи угодно способности освежить может.

Процесс лепки индивидуальности огнем и мечом стыдом начинается в раннем детстве. Наказание частенько применяется без меры... А то и без смысла - от раздражения, от бессилия, от невежества, от бытовой скуки...

Не спорю, чертовски трудно сдерживаться, когда рядом изо дня в день месится, источая прессинг, генерируя проблемы и вызывая депрессию, дорогое и любимое чадушко. Информация о том, что ребенок – самый сильный стрессор для нормальных мамы с папой, хорошо известна. А указанный стресс рано или поздно изливается в возмущенном вопле: я что, не человек? Почему я даже дома не имею права расслабиться, побыть собой, порадоваться жизни?! Да имеешь, имеешь! Но все-таки, все-таки, все-таки…

Право родителя на то, чтобы побыть homo gaudeamus (человеком радостным), а не homo moderatus (человеком благоразумным) – право отнюдь не безграничное, а дозированное.

К тому же человек, сам того не замечая, использует методы, которые испытал собственноручно - в детстве золотом, незабвенном. Или отнюдь не золотом, но все равно незабвенном. Притом, что далеко не для всех нынешних пап и мам ИХ родители - хороший пример для подражания...

А настолько велико искушение заполучить в качестве наследника и преемника сущего ангелочка – тихого, кроткого, удобного в обращении! И так непросто совладать с воображаемой картиной прекраснейших (но далеко не партнерских) взаимоотношений детей и родителей.

Единственный аргумент, приводящий в отрезвление замечтавшегося родителя: вам же, мама/папа, выгодно, чтобы ребенок научился самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Только так вы сможете освободиться от роли няньки и стать полноценным близким человеком.

Впрочем, существует еще один аргумент, куда грубее. В чем-то он даже граничит с шантажом – но это не мешает ему быть правдой. Вот он: несамостоятельный человек с большим трудом проходит через пытку взрослением. Он легко ломается и начинает искать отдушину. Многие приходят к традиционному способу «забыться и заснуть» - к алкоголизму. Другие оказываются более продвинутыми и отдают предпочтение наркотикам. Третьи, заботясь о своем здоровье, садятся на антидепрессанты. В общем, "каждый заблуждается в меру своих возможностей", как заметил гость с солнечного юга в фильме "Чародеи".

Но даже если до этого не дойдет...

"Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог" -

Кому из нас эти строки не въелись в мозг? Въелись-то они въелись, но следа не оставили. И мало кто увидел, сколь ценная информация содержится в нехитром пожелании "Когда же черт возьмет тебя!", адресованная тщеславному полутрупу онегинского дяди.

Нет, я не объявляю вендетту какому-то честолюбцу двухвековой давности. Я говорю о тех, кто не выдумал ничего лучше, чем принуждение к уважению.

Это их последний шанс справиться с собственным стыдом. Потому что сильнее всего в похвалах нуждается тот, кто сам себя похвалить не в силах. Кто стыдится себя и своей человеческой, небезупречной личности... Так было задолго до рождения Фрейда и задолго до рождения Пушкина.

Стыд, между прочим, хитрая штука. Умеренный стыд и умеренная вина по мере решения проблем уходят из сознания и подсознания. Если нет проблемы, значит, и дискомфорт исчез, и реакция на дискомфорт – тоже. Но стыд и вина ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ, ГИПЕРТРОФИРОВАННЫЕ - они так просто не сдаются. И даже со смертью своего хозяина, словно неприкаянные призраки, вселяются… в души его наследников.

Стыд и вина похожи и на болезнь, и на деньги. Их можно одолжить, ими можно заразиться, их можно унаследовать и передать потомкам.

Вот куда девается иррациональный стыд и иррациональная вина – в сознание тех, кто, "летя в пыли на почтовых", не испытывал ни малейшего желания "полуживого забавлять". Каким же образом происходит передача (или это все-таки стоит назвать заражением?) непереносимой вины и стыда от одного поколения другому?

Двумя путями: с помощью непосредственного контакта и контакта опосредованного. В качестве непосредственного контакта выступает воспитание себе подобных из всего, что бог послал. Опосредованный контакт, в свою очередь, есть освоение всякого разного культурного наследия и усвоение истин разной степени непреложности. Как известно, полезная информация неизменно подается к столу вместе с неудобоваримой дрянью, также удостоенной звания истины.

Предположим, что иррациональные стыд и вина, передаваясь из поколения в поколение, сформируют некое "избранное общество", куда принимаются только самые издерганные, самые изъеденные, самые закомплексованные.

В этом обществе их называют честью и совестью нации, предлагают им изысканные развлечения специально по вкусу стыдящихся: коллективные радения с последующим катарсисом, публичные покаяния в кругу наиболее виновных, атмосферу полного взаимопонимания из ресторана… неважно, какого ресторана. Лишь бы там не переводилось спиртное, без которого поддерживать стыд и вину весьма затруднительно. Какой была бы судьба этого поколения?

Вероятнее всего, скажете вы, оно сопьется. Проспиртуется насквозь в этой атмосфере взаимопонимания. Непомерно разовьет психологическую защиту, предупреждающую ВСЯКУЮ критику: высокомерие, ярость, бесстыдство. И станет ужасно гордиться своей непреходящей виноватостью. И яриться на тех, кто не готов возложить на себя стыд и вину за ВСЁ (включая глобальное потепление). А также отметать элементарные нормы поведения и догмы морали в рядовом быту и общении - храня НЗ стыда и вины для глобальных причин. Не стыдиться же, действительно, своего свинского поведения по отношению к ближнему и дальнему, когда экология гибнет? Мелко это как-то.

А мы – потомки стыдящихся предков, почивших на своей вине, как почивают на лаврах. И это - один из истоков алкогольной реки, текущей по просторам отечества.

Долгие десятилетия неофициальная (но оттого еще более могущественная) мораль внушала населению, что быть прагматиком с высоким уровнем самоконтроля (как раз тот тип, который наименее подвержен мукам стыда "за все про все") – глупо и самонадеянно. Только уязвленное и уязвимое самосознание способно производить качественный продукт. А уж культурный-то продукт есть исключительно дело глубоко пристыженных творческих натур. Нормальное, адекватное восприятие плюс профессионализм плюс коммерческий заказ равняется халтура!

Образно говоря, без стыда не вытащишь и рыбку из пруда.

Для полноценной самореализации путем создания нетленки необходимо: сформировать у публики комплекс вины, прочесть наставление, намекнуть, что "удивительное рядом", хотя и недосягаемо для непосвященных, после чего пострадать за идею (причем весьма банальную). Как сказал Джордж Бернард Шоу, "мученичество – единственный способ прославиться, не имея для этого никаких данных". У потенциального мученика есть отличная возможность превратиться в культовую фигуру, не предложив публике ничего, кроме травм физических и душевных.

Литература и кинематограф 1960-1980-х годов огромное внимание уделяли "стигматам ищущего гения": муки творчества, лишенный элементарного комфорта быт, сложности в личной жизни, непонимание окружающих, проблемы со здоровьем, падение социального статуса и пьянство, беспробудное самозабвенное пьянство…

Герои этого культурного продукта на соблазны не поддавались, удобства презирали, а от жизни требовали того же, что и нетрезвый фельдкурат Отто Кац: "Он выражал самые разнообразные желания. Хотел, чтобы Швейк вывихнул ему ногу, чтобы немного придушил, чтобы остриг ему ногти, вырвал передние зубы. Проявил страстное стремление к мученичеству, требуя, чтобы ему оторвали голову и в мешке бросили во Влтаву: "Мне бы очень пошли звездочки вокруг головы. Хорошо бы штук десять".

Многие из произведений, будучи созданы уже в постперестроечную эпоху, не только не освободились от мифов застойных лет, но еще более развили и распространили эти образы глубоко эмоциональных деятелей науки и культуры, непрерывно рвущих оковы академизма и традиционализма, плохо воспринимающих в споре контраргументы и просто критику, а вместо понимания взыскующих мученического венца и звездочек вокруг головы.

Стыдящееся поколение выстроило целую Китайскую стену штампов, описывающих неустроенный быт, семейные неурядицы, неширокий, прямо скажем, круг интересов и далеко не новую систему ценностей "истинного творца". История его жизни начинается с того, что космическая тяга высокого искусства заставляет какого-нибудь простого парня бросить привычные занятия – учебу, работу, семью – и заняться творчеством; богемная среда встречает его распростертыми объятьями, а также проблемами бытовыми и финансовыми; творчеству сопутствуют нездоровый образ жизни, борьба амбиций, бредовые идеи и (обязательно!) презрение к более ли менее здравомыслящим коллегам.

Этот стандартный коктейль – смешать, но не взбалтывать - под названием "My life in the art" подавался аудитории в качестве животворящего напитка, составленного по эксклюзивному рецепту.

Эстафету подхватили масс-медиа. С их подачи нам регулярно читают мораль на тему "Ай-яй-яй, как не стыдно быть массовым, кассовым и профессиональным". Те представители поколения стыдящихся и виноватых предков, кто освоил техники высокомерия, ярости и бесстыдства, но еще не окончательно выпал из жизни, ругательски ругают современную коммерциализацию и вообще попытки хорошо устроиться в этой жизни.

Все потом, говорят они нам, не в этой жизни! А пока попробуйте ощутить свою вину за то, что мир не идеален! Возложите бремя ошибок мироздания на свои плечи! Только так вы сможете раздвинуть рамки обыденного и стать полноценными художественными натурами, философами, учеными, деятелями!

Если бы это было так, жизнь была бы беспробудно… легкой. Достаточно следовать своему инфантилизму, подкармливать и лелеять свои страхи, удовлетворять свою лень, взращивать свою алко- и наркозависимость – и считай, самореализация, о которой так долго говорили психологи под предводительством Абрахама Маслоу, свершилась. Позволить спирали стыда и вины - виток за витком - увлечь тебя в темные леса подсознания и остаться в этих лесах на положении одинокого волка – самое простое, что можно сотворить со своей личностью и судьбой.

Соглашайтесь! – убеждают нас предки и протягивают нам вину, стыд и инфантилизм на блюдечке с голубой каемочкой. Ведь большое страдание можно сделать фундаментом большого успеха! Главное, чтобы страдалец подходил на роль пророка новой веры, а не казался тугодумом, исповедующим старую. И второе обязательное условие: маргинальность, в глазах публики имеющее вид не психической болезни, а душевной непреклонности.

Так незаметно, постепенно создаются психологически ущербные идеалы и происходит их внедрение в массовое сознание. Хотя зрелая личность на подобные мормышки не ловится. У нее свои установки, она их за иллюзию душевной тонкости не продаст. Но вдумайтесь: часто вы таких встречали?
Tags: ловушки психики
Subscribe

  • Вслед недавнему посту

    В недавнем посте я описала, как старуха Скади зазывает на "аффтар-тудеи" писателей-"боллитровцев" — то есть людей, которым эгалитарность и…

  • Свободный мир пластиковых кукол

    Время от времени мне носят скриншоты "взлаев с псарни". Псарня Жучки со товарищи у меня вся забанена, но когда приносят цитаты, я в них с интересом…

  • Это откудова к нам такого красивого дяденьку замело?

    Пост сугубо юмористический, написан от бессонницы, предупреждаю сразу. А то последнее время все мои посты на той же Жучкиной псарне усердно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 85 comments

  • Вслед недавнему посту

    В недавнем посте я описала, как старуха Скади зазывает на "аффтар-тудеи" писателей-"боллитровцев" — то есть людей, которым эгалитарность и…

  • Свободный мир пластиковых кукол

    Время от времени мне носят скриншоты "взлаев с псарни". Псарня Жучки со товарищи у меня вся забанена, но когда приносят цитаты, я в них с интересом…

  • Это откудова к нам такого красивого дяденьку замело?

    Пост сугубо юмористический, написан от бессонницы, предупреждаю сразу. А то последнее время все мои посты на той же Жучкиной псарне усердно…