Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Category:

Урок прикладного русского языка

Ежик в Сайлент-хилл

Заговорили с френдессой об искренности без прикрас и подумала я: все-таки на подобное нужно получить допуск. Быть близкими людьми - или делать общий проект, или играть в одну игру, или отвечать за один участок. То есть когда плюшки и оплеухи одному распространяются на всю команду/семью/компанию. Как говорится, один выпил - у всех башка трещит. Тут уж хочешь не хочешь, а расколешься однажды и выложишь свое истинное мнение о человеке, по чьей милости в твою жизнь вошла Ее Величество Мигрень. Или Его Величество Геморрой, смотря с какой стороны посмотреть. И большинство тебя поймет: невозможно молчать, словно рыба об лед, если тебя действительно об лед прикладывают. И к тому же регулярно.

С другой стороны, что я Гекубе и что мне Гекуба, говоря всё о тех же МТА и мечтающих стать МТА фикрайтерах? Фикеры не устают нам с Далиным напоминать: если вы не фанаты фанфикшена, то не заткнулись бы вы на хрен со своими разборами нашей родной субкультуры? До них не доходит, что их родная субкультура засирает нашу родную профессиональную сферу. Точно полк Буденного, где каждый боец одвуконь ездит, как любят выражаться в своих рОманах казаки-патриоты, компенсирующие патриотизмом отсутствие более полезных для писателя качеств. Словом, если у тебя с человеком безответственным и бездарным общая сфера деятельности - считай, эта Гекуба тебе не чужая. И можно высказать ей все, что ты о ней, Гекубе такой, думаешь.

Между тем мы, как правило, не говорим, пока не доведут до белого каления. Почему? Стесняемся. Нам неловко... за собеседника. Он ведет себя, как дурак, а нам за него неловко. В результате он в порядке, а мы в смущении. И молчим, деликатничаем. Бывает, годами молчим, старательно обходя острые углы и острые темы. Ну-ка подняли руки те, кому писучие друзья впаривали свои опусы с требованием непременно указать на ошибки и дать развернутый отзыв! Так я и думала. Подавляющее большинство, включая тех, кто и сам что-то пишет и не прочь получить разбор, отзыв и ободрение. А лучше сразу похвалу. Притом, что большинство предлагаемых к прочтению опусов не то что на похвалу - на вежливое молчание в свой адрес не тянет. Даже ругать это писево бесполезно.

Ругать всерьез можно полноценную вещь. Где есть профессиональные проколы и спекулятивные идеи, но есть и возможность улучшения, работы с текстом. А если вместо здания вас подводят к лужам цемента и кучам строительного мусора, какую архитектуру тут обсуждать? Ее нет! Пока или вообще - не поймешь. Между тем создатели этих луж и куч искренне уверены: критику есть что обсуждать в их трудах и плодах. Обсуждать конструктивно, по-взрослому, с заделом на дальнейший творческий рост автора. На рост луж с кучами, соответственно.

А хотите, я вас, маленькие мои, чохом опишу? В рамках того самого искреннего мнения, о котором говорила Крис. Ибо молчать или блеять нечто похвальное я больше не намерена (был, был и у меня такой период снисходительности к начинающим - пока не поняла я, что не в коня корм). А как вы есть гомогенное нечто, то и разбор будет один на всех. И советую заглянуть в вензеля своей фантазии, пошукать, не найдется ли там нижеперечисленных грехов, грешков и огрехов.

Итак, пойдем с первой цифры.

1. Скольких юных аффтаров читать ни доводилось, а ДО всяческой редактуры приходится поработать корректором. Ну как поработать... Представьте себе труд учительницы, которая должна проверить сочинение эдак в десять авторских листов и не просто почеркать, а объяснить, почему здесь ошибка, а не авторская, блядь, пунктуация с орфографией. Вещать про авторское написание, не умея правильно писать "по-русску" - это у нас обожают. Кстати, френдессу, написавшую пост, не раз и не два обругали за попытку улучшить писево очередного "оригинала". Так вот, милые мои двоечники. Мне похуй, каким еще раком вы извернетесь, утешая себя. Все эти ваши: "Ну ведь вы понели, чё аффтар хотел сказать?" - хомячий корм. Хотите стать писателем, а не хомяководом? Штудируйте учебник. И я даже подскажу, с чего начать.

Префиксы и наречия - ваше больное место. Это даже не ахиллесова пята, это ахиллесова жопа, что у вас в текстах творят префиксы и наречия.

Далее, мать вашу младоавторову, придется цитировать вики, которую вы настолько презираете (именно так, а не "призираете"), что и открывать стыдитесь. Между прочим, там четко сказано, что слитно пишутся:
- наречия, образованные соединением предлогов с наречиями (доныне, извне, навсегда);
- наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными (вдвое, втрое);
- наречия, образованные соединением предлогов с полными прилагательными (вкрутую).
- наречия, образованные соединением предлога и существительного (наверх, сверх, вдали, вследствие);
- наречия, образованные путем соединения предлога с вопросительными и указательными местоимениями (почему, отчего).
Зато наречие, состоящее из предлога в и полного прилагательного, начинающегося на гласную, пишутся раздельно (в открытую).

Правописание дефиса в наречиях:
- в наречиях на -ому, -ему, -ки, -ски, -ьи с приставкой по- (по-другому, по-хорошему, по-немецки, по-английски, по-медвежьи);
- в наречиях на -ых, -ьих с приставкой во-/в-, образованных от порядковых числительных (во-первых);
- в неопределенных наречиях с приставкой кое- и суффиксами -то/-либо/-нибудь/-таки/-ка (где-то, что-то, как-то, все-таки);
- в наречиях, образованных:
повторением слов и основ слов (еле-еле, волей-неволей, как-никак);
сочетанием синонимических слов (нежданно-негаданно).

Приставка по- пишется слитно:
- в наречиях, образованных от прилагательных с помощью этой приставки и суффиксов -у, -еньку, -оньку (попросту);
- с формами сравнительной степени наречий (повыше).

Вызубрите хотя бы эти жалкие три абзаца для существенного улучшения вашей текстухи.

Теперь префиксы.

Выучите вы уже, где пре-, где при-, разберитесь раз и навсегда с без- (бес-), вз- (вс-), воз- (вос-), из- (ис-), низ- (нис-), раз- (рас-), роз- (рос-), через- (черес-). И я скажу, как, пользуйтесь. Перед глухими согласными ставится "с", перед звонкими и гласными - "з". Префиксы всегда пишутся слитно. ВСЕГДА. Это такая же неоспоримая данность, как то, что хорошие книги не пишутся безграмотными бездарями.

Ну а пре- и при- применяются в разных словах, зачастую противоположных по смыслу. "Призреть" и "презреть" настолько не одно и то же, что не дай вам бог ощутить разницу на себе. Поэтому просто выучите значения слов и их правописание, коли уж вам неймется стать писателями.

А тся- и ться-, от которых вы в таком раздрае, элементарно проверяются вопросом "что делать - что делает". И если глагол отвечает на вопрос: "Что делать?", то пишите уже ться-, а не расталдыкивайте его повсюду, будто свои пописульки по Сети.

И харэ уже посыпать запятыми предложение, словно пирожок кунжутом. Все эти "он, сказал, я тебя, люблю" напечатайте в сотне экземпляров, сверните в тугую трубочку и засуньте себе в анус, если другие способы освоения синтаксиса и пунктуации вам недоступен. После чего сядьте на стул и учите раздел о запятых хоть в той же вики наизусть, пока до распечатки не дойдет.

2. Художественный язык - дело сложное, но пока до него доберешься, разгребать и разгребать редактору ваше кривое правописание. На это, кстати, нет терпения ни у кого, в том числе и у профессиональных чтецов той муры, которая вам кажется блистательной самореализацией.

И даже если редактору покажется, что среди рябящих ошибок и опечаток он таки видит главную мысль, он неминуемо наткнется на рогатки. Из текста грибами прут ошибки более высокого порядка - речевые ошибки. Причинами коих служат:
- непонимание значения слова;
- лексическая сочетаемость;
- употребление синонимов;
- употребление омонимов;
- употребление многозначных слов;
- чрезмерное многословие;
- и наоборот, лексическая неполнота высказывания.

Когда вы пишете, что костер распалился, что сапоги одели, что благодаря чуме вымерло пол-Европы, что ваш герой ведет праздничную жизнь, а у трупа было нелицеприятное лицо... Дальше вас можно не читать. Редактор имел счастье убедиться: вы идиот, а не писатель. Ленивый идиот, не желающий осваивать писательский инструментарий - слова, которыми выражается мысль в литературе. Поскольку вы:
- не знаете, что синонимы передают оттенки понятия, а не тождественны друг другу;
- не понимаете, отчего в архаизированном тексте с уныло-тяжеловесными "коий" и "паки" почтенная леди не может околачиваться под дверями;
- не в курсе, что предложение руки и сердца нельзя назвать совещанием;
- не различаете, когда надо писать "показал пример", а когда - "показал образец" - интересно, многие ли из вас сообразили, что последнее выражение относится к торговле и товарам, а не к воспитанию подрастающего поколения?

Вам лень учиться профессии, к которой у вас якобы дар и влеченье, род недуга - зато бегать по форумам и сраться с профессиональными писателями вам не лень. И в блогах не лень, и на разделах СИ, и на прочих литературных ресурсах, и просто где бы то ни было. Потому что срачево есть ваше основное занятие. Не написание книг, не обучение мастерству, а кусание за пятки всех, кто мимо проходил. Только в нем вы и совершенствуетесь: напишете кривую, безграмотную, подражательную книжонку, напечатаете (или не напечатаете) за три копейки пицот экземпляров - и радостно подключаете Google alert: вдруг где ваше имечко упомянут. И если упоминание отнюдь не хвалебное, вы пулей-мухой несетесь разъяснять мерзавцу ошибочность его мнения.

Лучше бы над своими ошибками поработали. Открыли учебник или хоть ту же википедию. А то вы у меня спрашиваете, когда ставить тире, а когда дефис: я, мол, начинающая писательница Киса Кацман, расскажите мне за дефисы и тире. Киса, спрошу вас как писатель писателя: вы грамоте обучены? В гугле не забанены? От троллинга еще не лопнули?

Вот идите и зубрите. Остальное - на следующем уроке. Спецом для выживших.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, пытки логикой и орфографией, сетеразм, уголок гуманиста, цирк уродов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 280 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →