Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Category:

Персона и Тень, аверс и реверс


Итак, продолжая тему персонажей, двухмерных и плоских, как бумажный лист, на котором они выведены: зачастую эту плоскую личность принимают за цельную натуру. Потому что нет никаких противоречивых устремлений - значит, цельность детектед. Хотя скорее всего мы наткнулись на Персону, она же имидж, которая должна помочь личности (или герою) адаптироваться в ситуации. Грубо говоря, врет ваш герой, как сивый мерин. Пока мы играем в светлую, ясную, невъебенную Персону, Тень остается... в тени. Она клубится средоточием недифференцированной тьмы, опасной и непредсказуемой, заставляя Персону становиться все прочнее, покрываться броней лжи и выдумок, обзаводиться армией масок и разворачивать если не Столетнюю, то как минимум Тридцатилетнюю войну. Словом, чем дольше человек (или, повторяю, персонаж) не показывает второго дна, тем вероятней, что вместо дна там омут. С чертями.

Конечно, маска может использоваться ровно настолько, насколько ее требуется использовать. Например, в определенной ситуации мы отрабатываем манипуляторские роли, обозначенные еще Э.Шостромом:
- Диктатор: преувеличивает свою силу, доминирует, приказывает, цитирует авторитеты - короче, делает все, чтобы управлять своими жертвами. Разновидности Диктатора: Настоятельница, Начальник, Босс, Младшие Боги.
- Тряпка: жертва Диктатора и его прямая противоположность. Тряпка развивает большое мастерство во взаимодействии с Диктатором, преувеличивает свою чувствительность, ее характерные приемы: забывать, не слышать, пассивно молчать. Разновидности Тряпки: Мнительный, Глупый, Хамелеон, Конформист, Смущающийся, Отступающий.
- Калькулятор: преувеличивает необходимость все и всех контролировать, обманывает, увиливает, лжет, старается, с одной стороны, перехитрить, с другой - перепроверить других. Разновидности: Делец, Аферист, Игрок в покер, Делатель рекламы, Шантажист.
- Прилипала: противоположность Калькулятору. Изо всех сил преувеличивает свою зависимость. Это личность, которая жаждет быть предметом забот. Позволяет и исподволь заставляет других делать за него его работу. Разновидности: Паразит, Нытик, Вечный Ребенок, Ипохондрик, Иждивенец, Беспомощный, Человек с девизом "Ах, жизнь не удалась, и поэтому..."

Когда нужда в манипуляторских личинах проходит, мы сбрасываем их, словно рабочую форму, и становимся собой. Однако рабочая форма может превратиться во вторую кожу, если индивид решит, будто она лучше истинной сущности. Я встречала людей, напрочь забывших о том, что у них имеется сущность. Кстати, больше всего среди них было Прилипал. Потому что забвение себя срабатывает как ампутация: человек становится беспомощен и несамостоятелен, ему постоянно нужна подпитка и кто-то на подхвате. Кто-то заботливый, пусть и Диктатор. И знаете, что забавней всего? Забавней всего то, что распространению модели Прилипалы немало способствовал интернет (таких липучек, как здесь, в вирте, в реале нечасто встретишь) - и, как следствие, на искусство тоже. От многих гордых, независимых маргиналов, эдаких лермонтовских Демонов так и фонит Прилипалой. Они все еще живут в эпохе романтизма, основной идеей которой была установка на ценность эмоций. Их принцип: "Если нельзя, но очень хочется, то можно" - вполне сочетается с принципами романтизма. Если чувство ведет, ему сопротивляются только зануды, отдайся драйву, позволь себе быть счастливым, бла-бла-бла. Рррромантика!

Если учесть, что в предшествующую романтизму эпоху Просвещения в качестве социального инструментария использовались не эмоции, а рациональный подход, то люди темпераментные и чувствительные загоняли в Тень большую часть себя, дабы соответствовать образам Диктатора и Калькулятора, столь популярным пару веков назад. В таком состоянии, будто в клетке компрачикоса, натуры тонкие и нервные переживали гормональные бури детства и подросткового периода, подавляли чувства в зрелые годы и только в старости могли, наконец, расслабиться и впасть в маразм. Представьте себе целую жизнь, прожитую с ощущением, что твои чувства не просто никому не нужны - они тебя компрометируют. И даже если ты собираешься удариться в разврат и сойти с ума, будь любезен (любезна) делать это хладнокровно.

Полагаю, нервная система в XVIII столетии работала на износ, подавляя и гася всё подряд, пока Тень не проламывала дамбу и нервный срыв не переходил в истерическое или в асоциальное расстройство личности. Недаром же авантюрные романы были так популярны: они наверняка служили некоторой отдушиной в мире рацио.

И вдруг - о радость, о счастье! - в XIX веке пирамида ценностей переворачивается. После чего, расталкивая благодати, приносимые разумным и нравственным житием, как черт из табакерки, в списке ценностей возникает безумная страсть - причем не в качестве болезни, отравы и наваждения, а в качестве способа получить психологическое вознаграждение. До самой эпохи модерна человечество убеждает себя: страсть имеет право на существование и осуществление, иначе Грозовой перевал нам всем! А на рубеже веков приходит декаданс и окончательно ставит всё с ног на голову. "Добросовестный ребяческий разврат", знакомый каждому викторианцу, который приходилось тщательно скрывать от соседей, вдруг оказывается в центре публичного поведения, чистые господа прожигают жизнь в притонах и рассказывают об этом не только в скандальных газетенках, но и в произведениях искусства!

XX столетие, как вы знаете, прошло под штандартом "Больше чувства!" - и дошло в своих потугах сыскать новых извращений до бюрократизма. Развратные двенадцатилетние девочки (каковую, кстати, редактор Набокова предлагал сделать мальчиком, фермерским сыном - так, дескать, будет пристойнее) и дивной красоты матки во вскрытой брюшной полости привели к начетничеству фикрайтеров, планомерно обшаривающих пространство мирового искусства в поисках небывалых фетишей, член флаг им в руки, барабан на шею. Запретные плоды консервируются и экспортируются, а то вдруг кому личных перверзий не хватает. Надо же подкармливать яблочками с древа познания Персону, бывшую Тень! Ну а способность себя контролировать и чистота помыслов, соответственно, ухнули в яму, разверзшуюся под престолом морали и нравственности. Рокировка ценностей, покер богов.

По ходу очередного круга покерной торговли любители безумств переквалифицировались... правильно, в Прилипалы. И в Тряпки. Которые, как я уже говорила, маскируются под гордых мачо и народных кумиров. Хотя гордец и кумир, которого ты не в силах от себя отклеить даже с помощью растворителя бана - это неправильный кумир-гордец. "Что-то у них здесь недоработано!" (с)

Впрочем, будет неправильно, если я не упомяну оставшиеся манипуляторские маски (по Шострому):
- Хулиган: преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Управляет с помощью угроз разного рода. Разновидности: Оскорбитель, Ненавистник, Гангстер, Угрожающий. Женская вариация Хулигана - Сварливая Баба ("Пила").
- Славный Парень: преувеличивает свою заботливость, любовь, внимательность. Он убивает добротой. В некотором смысле столкновение с ним куда труднее, чем с Хулиганом. Вы не сможете бороться со Славным Парнем. Разновидности: Угодливый, Добродетельный Моралист, Человек организации. Удивительно, но в любом конфликте Хулигана со Славным Парнем Хулиган проигрывает.
- Судья: преувеличивает свою критичность. Он никому не верит, полон обвинений, негодования, с трудом прощает. Разновидности: Всезнающий, Обвинитель, Обличитель, Собиратель улик, Позорящий, Оценщик, Мститель, Заставляющий признать вину.
- Защитник: противоположность Судье, чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке. Он портит других, сочувствуя сверх всякой меры, и отказывается позволить тем, кого защищает, встать на собственные ноги и вырасти самостоятельным. Вместо того, чтобы заняться собственными делами, он заботится о нуждах других. Разновидности: Наседка с цыплятами, Утешитель, Покровитель, Мученик, Помощник, Самоотверженный.

Кстати, относительно сражений со Славным Парнем, как заслуженный Хулиган (поскольку Пилы из меня в силу отсутствия мужа не вышло) подтверждаю. Чтобы выиграть в битве со Славным Парнем, надо переквалифицироваться из Хулигана в Судью или в Диктатора - ибо тупого агрессора этот добрый малый под себя подомнет как нефиг делать.

Повторю: все эти образы разрушительны только в одном случае: если их напялить против воли, под давлением обстоятельств и носить не снимая. Маска не в силах прикрыть всю личность, тем более навсегда. Попытки угобзиться целиком внутри придуманной Персоны чреваты прорывом Тени - причем не в старости, как оно бывало два столетия назад, когда психологические установки изначально были настроены на контроль, а много раз в течение жизни, поскольку нынешние психологические установки во главу угла ставят комфорт. И, разумеется, высокую самооценку. Притом, что конфликт комфорта и самооценки - весьма распространенная ситуация. Человек хочет быть собой, ему нужно, чтобы его приняли таким, какой он есть, - для достижения комфорта. И в то же время он не может быть собой, потому что он себя не любит, не уважает и знает: окружающие тоже не кинутся его любить и уважать таким, какой он есть. А какой выход из подобного конфликта? Врать. Не пущать себя реального к людям, притворяясь тем, кто достоин любви и уважения. Например, мачо и кумиром.

Ничего не напоминает, м? Та же жопа эпоха Просвещения, только в профиль. Какая разница, притворяешься ли ты Калькулятором или Хулиганом, чтобы добиться более высокого положения в социальной иерархии? Вот почему от современной литературы у меня такое впечатление, что она совершила круг и уткнулась в доромантические времена, когда реальные чувства требовалось прикрыть престижной личиной во имя получения любви и уважения со стороны хуйпоймикого, проживающего за соседним забором. Как будто и не было у нас целого столетия свободы, чтобы найти себя и научиться быть собой...
Tags: авада кедавра сильно изменилась, история солжет как всегда, ловушки психики, пытки логикой и орфографией, сетеразм, уголок гуманиста, философское
Subscribe

  • Vendete ergo sum — "продаюсь, следовательно, существую"

    Вот так задумаешься над условностью в искусстве, а мысль сама раз — и перескакивает на всякую неприличность. И уже не в искусстве, а буквально во…

  • Внутре у русской интеллигенции

    Забавное существо этот наш современный интеллигент. Недавно на фейсбуке иносказательно описала случай, когда товарищ, читавший здесь мою статью для…

  • Этот дрыщ считает себя Ктулху?

    Вот представьте себе, дорогие друзья, графомана, который лет надцать назад "по фантастике пошел". Буратинистый такой понтаст, чьи мозги навек…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 86 comments

  • Vendete ergo sum — "продаюсь, следовательно, существую"

    Вот так задумаешься над условностью в искусстве, а мысль сама раз — и перескакивает на всякую неприличность. И уже не в искусстве, а буквально во…

  • Внутре у русской интеллигенции

    Забавное существо этот наш современный интеллигент. Недавно на фейсбуке иносказательно описала случай, когда товарищ, читавший здесь мою статью для…

  • Этот дрыщ считает себя Ктулху?

    Вот представьте себе, дорогие друзья, графомана, который лет надцать назад "по фантастике пошел". Буратинистый такой понтаст, чьи мозги навек…