Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Юмор как форма доминирования

Индийский танец

Все-таки поразительная штука - исследования всем известных фактов и преподнесение их в форме откровений в науке. Особенно в науке психологии. Это я наткнулась (уже не в первый раз, кстати) на цитату из работ Хельги Коттофф из университета Фрейбурга. Которая утверждает, что способность индивида заставить окружающих смеяться есть проявление доминирования: "Те люди, которые находятся выше на социальной лестнице, обладают возможностью заставить других смеяться (ну да, кто из нас не натягивал губы на зубах - "да-да, я улыбаюсь, заткнись уже" - в ответ на шутки начальства? - И.Ц.). Такие люди нередко проявляют не очень-то завуалированную агрессию, отпуская шутки за чей-то счет. Проявление чувства юмора может сыграть против человека, если шутить в обществе, где он ниже окружающих по социальному статусу". Затем Х.Коттофф углубилась в историю: "В 1960, например, считалось дурным тоном, если шутит женщина. Представительницы слабого пола не воспринимались в качестве равных в любой компании. И сегодня если шутит женщина, то она шутит про себя, а мужчины предпочитают смеяться над другими. Если женщина шутит в присутствии кого-то с более высоким статусом, юмор попросту игнорируется". По ее словам, вплоть до сексуальной революции 1960-х женщины редко шутили, так как чаще всего юмор несет в себе агрессию. Исследование в конце 80-х показало, что мужчины используют шутки с сексуальным оттенком в отношении женщин, которые не отвечают на ухаживания. Подобные шутки не что иное, как акт агрессии и насилия.

Интересно, Коттофф учитывала такое явление, как ритуальная шутливость? Это вполне распространенный в традиционных обществах обычай. Благодаря ему между некоторыми социальными категориями принята особая модель поведения, состоящая из сочетания антагонизма и подчеркнутого дружелюбия. Странное сочетание, но лишь на первый взгляд. На деле оно выражается во взаимном или одностороннем подшучивании, подтрунивании, подколках - вплоть до ритуализированного неуважения.

Психологи считают, что отношения равенства, не требующие подчеркнутого взаимного уважения, являются источником потенциальных конфликтов. А главная функция ритуальной шутливости (она же "шутливые отношения") - это нейтрализация возможных конфликтов в форме ритуала. В который можно вкладывать всё накопившееся: непристойности, заигрывание, притязания и акты неуважения - но именно ритуальные, а не спонтанные. У индейских племен, у жителей Африки в порядке вещей проявления амбивалентного поведения в отношениях между зятем и тещей, а, например, в Австралии в ходу шутливые сексуальные притязания внуков на жен своих дедов. Такой юмор способствует поддержанию дистанции между людьми, принадлежащими к потенциально конфликтным социальным группам.

А некоторые исследователи вывели два типа шутливых отношений: симметричные и асимметричные (и таки да, это был психолог по имени Гуди, а не политик по имени Путин). Симметричные шутливые отношения имеют место быть между людьми равного социального статуса, асимметричные - между людьми, занимающими разное положение в обществе. Первые характеризуются взаимностью, вторые - односторонностью. Гуди также полагал, что это нужно для социального контроля над возможными проявлениями конфликтов.

Таким образом, у юмора изначально имеется ритуальная сторона, направленная именно на снятие конфликта между потенциально конфликтными группами. И если воспринимать те шутки, которые отпускает в ваш адрес некий хрен с горы (причем вы его видите первый и скорее всего последний раз в жизни, в блоге, в офисе, в пабе, в гостях), как ритуальные, сами можете выбирать, шутливые ли это притязания на собственную бабушку или вальяжный юмор насяльника, позволяющего себе легонький харассмент. То есть вы можете выбирать, сверху вы или снизу в этом ритуальном... э-э-э... грязном танце.

Хотя лично мне никогда не нравилось ритуальное поведение, как и другие стереотипы-шаблоны-стандарты, поскольку за ними ничего не стоит. Психологические ритуалы, как и психологические игры, не являются полноценным общением, они лишь средство выдоить из собеседника так называемое вознаграждение - похвалу или сочувствие (а то и унижение с истерикой - мало ли кто что в собеседнике любит). Буквально по первой фразе можно понять, какую именно игру/ритуал затевает оппонент, чего запросит в качестве вознаграждения - и заодно оценить, насколько трудно будет сбить "танцора" с очередной фигуры и повернуть в сторону искреннего, неигрового общения.

Однако не всякий человек в неигровом общении интересен, а игр-танцев я не люблю, все эти па и фуэте рано или поздно приедаются. Я предпочитаю, чтобы человек думал, что говорит (по крайней мере прежде чем говорить, что думает). Я не люблю шутки, направленные против социальных категорий, и шутки, направленные на то, чтобы влиться в коллектив, показать "Я свой". Не люблю ахинеи, произносимой людьми "позитивными" (то есть глупыми, но очень-очень бодрыми - уж бодрячества мое поколение глотнуло столько, что до сих пор икается).

Ну а пресловутые шутки "между полами"... Конечно, всякий юмор может свернуть в сферу сексуальных притязаний внука на бабушку, но я бы на месте мужчин не верила психологине по фамилии Коттофф, когда она пишет насчет возможности лихо проигнорировать женский юмор. Женщины в наши дни смеются над мужчинами так, что от их юмора хоть в петлю, хоть на смену пола - всё едино. Все эти "Уже светает - ты хотя бы спой" и "Ты что, ко мне пришел на медосмотр?" способны сильно понизить самооценку даже мужику с изрядным самомнением. А что в ответ? Критика чьих-то сисек и задницы? Как будто самые жестокие слова про свои сиськи и задницу женщины не выслушивают в кругу своих же - от родной мамы и близких подруг. Мужчина в жизни не угадает, что именно женщине в себе не нравится - а подруга (не говоря уж о маме) просекает такие вещи на раз.

Закаленные в боях с сослуживицами и родичами, вооруженные кучей грязных приемчиков и несокрушимым желанием победить, женщины опасны. Никогда не знаешь, наткнешься ли на клумбу, где говорящие цветы жизни радостно хихикают в ответ на любой боян - или на шабаш, где отъявленные ведьмы понесут тебя по кочкам, а что останется кинут в общий котел. "Жарко, жарко, пламя ярко! Хороша в котле заварка!" (с) Кстати, ведьмачьи посиделки с посмешками - далеко не худший вариант. Куда хуже, если тебя примут как своего, допустят в круг, раскроют объятья, а потом разочаруются. Вот тут ты получишь сполна, за всё про всё. И чем ближе ты подошел, тем кошмарней возмездие. Все, кто в эту минуту припомнил, как я вламываю зарвавшимся френдам - поверьте: это лишь малая толика воспитательных мер, так сказать, на дорожку. Не больше, чем этот дурак способен вынести. Ритуал прощания, если хотите.

Словом, у юмора столько ритуальных функций, сколько Хельге Коттофф и не снилось. Практически столько же, сколько у слова. А слово, как я не раз говорила, орудие и оружие. Так же и юмор: им можно и сохранить дистанцию, и сократить, и пристроиться снизу, и одержать верх, и умилить, и разозлить. Причем без всякой жесткой привязки к полу, возрасту и месту в иерархии, одной лишь силой ума и обаяния.

"Но боже упаси плевать в бассейн,
В котором ты когда-нибудь утонешь" (с)
Tags: декоративный пол, ловушки психики, разорительная роскошь общения, уголок гуманиста
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 243 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →