Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Category:

Хорошая книжка про партизан

Питер Пэн

Помню, как ездила в молодости в Крым, останавливалась у местных жителей в летних домиках, устроенных для проживания таких, как я - молодых и непритязательных в плане удобств. Удобства неизменно располагались во дворе, точнее, в огороде. И в качестве туалетной бумаги на гвоздике всегда висел здоровенный том чтива в стиле соцреализма. Производственные романы или шпионские страсти, то Кочетов, то Кетлинская. Одна приятнейшая женщина по имени Панна Павловна даже спросила: "У меня там хорошая книжка висит, про партизан - но, может, поменять?" До сих пор вспоминаю это простое, по-крестьянски практичное отношение к хорошим книжкам, написанным конъюнктурными производителями культурпродукта.

Так вот, хочется мне сказать современным маркетологам, тот, кто печатал книги обласканных режимом бездарей, был маркетологом куда более качественным, нежели вы, дети мои. Почему? Объясню на пальцах, по-другому современный суперпуперспециалист не понимает. Итак, пойдем с первой цифры.

1. Начнем с того, что домаркетологические формы жизни и бизнеса ориентировались на окружающую их реальность, а не на западные технологии двадцатилетней давности. Они попросту не имели доступа к тем технологиям, но даже те, кто читал "на иностранном", не мог позволить себе идеологически чуждой политики - и это шло книгоиздату на пользу, сколь ни удивительно. То, что заменяло советскому книгоиздату маркетологов, работало на реально существующие возрастные и социальные рамки. И постепенно расширяло эти рамки, воспитывая всё новые поколения любителей хороших книжек про партизан, которые разве что на гвоздик в сортире повесить.

Маркетологу всегда лучше работать на существующие ЦА, не выдумывая несуществующих. Однако современный маркетолог убежден, что вершиной его карьеры послужит выдумывание зашибись какой небывалой аудитории. Например, мне регулярно предлагают написать нечто такое в жанре популярной психологии, что бы увлекло публику в возрасте от 10 до 25 лет - причем обоего пола. На заявления, что подобной ЦА не существует, маркетологи бурно протестуют: не скажите, вот программу "Спокойной ночи, малыши" смотрят и дети, и родители! Ага, когда ее ведет Оксана Федорова, у экрана собираются не только дети, но и папы.

Мелкий современный маркетолог убежден, будто сумеет прогнуть под себя многомиллионную ширнармассу, вставив в чтиво для малолеток несколько "взрослых" эротических сцен и кровавых разборок. В результате общий уровень писева так и остается на уровне "Есть мальчик, не читает ничего вообще, посоветуйте что-нибудь легонькое":

Нечитающий мальчик
Нечитающий мальчик-2

После чего малолеткам эту книжку уже не дашь - в ней дядя делает с тетей то, что ты, мальчик, регулярно видишь на порносайтах, куда ходишь тайком от мамочки. А взрослому смешны рассказы о том, как Великий Прыщедавитель сходу покорил голактеку и женился на гареме фэйрических баб.

Чего в результате добивается этот "спсилист"? Того, что несколько случайных потребителей скачают несколько сильно рекомендуемых им литРПГ. Но становиться постоянным потребителем, платить за это литГМО? Помилуйте, зачем? Сперва пускай нечитающий мальчик увлечется чтением, а там, глядишь, мама, озабоченная его духовным ростом, и купит ему несколько новинок. Хотя скорее она купит несколько книг по школьной программе, шоб этот засранец хотя бы ЕГЭ сдал. Своих денег мальчик точно на книжки тратить не станет. Это же пачка сигарет и пачка презервативов, вы чё?

2. У советских издателей было сколько угодно времени для создания новой целевой аудитории и получения с нее башлей. Притом, что башли роли не играли: издательства финансировало государство, прибылей от проданных книг издатель в глаза не видел. Поэтому производители культурного продукта неспешно юзали программу охвата и привлечения к чтению таких и сяких социальных групп, понимая, что на выращивание культурного бренда и его ЦА требуются не годы - десятилетия. Однако учение коммунизма казалось незыблемым, СССР - вечным, "Остановись, солнце, и не движись, луна" (с).

У современного маркетолога имеется год-два (и это еще много), чтобы отбить затраты, иначе его яйца повесят на сук, а ему останется только тихо станцевать вокруг. У него нет ни десятилетия, ни даже пяти-семи лет на формирование бренда и публики к нему. Он, по логике вещей, должен плотно работать с теми, кто давно и прочно сидит на чтении книг, имеет деньги, чтобы платить за новинки, время, чтобы ждать, пока там очередной создатель саги допишет часть три книги восьмой десятого тома - и выхватит это продолжение из рук книготорговца, как горячий пирожок.

Что мы имеем вместо логики вещей? Абсурд мы имеем. Читающую аудиторию издатель забыл, как звать, вообще. Дюжина имен (среди которых больше половины - шнягоделы, просто повыше классом, чем Армада Альфы), открытых в 90-е годы - весь наш золотой запас. Новые "открытия" по большей части не стоят того, чтобы их произведения открывали. И сколько добрых слов ни говори хомячья орда о своем кумире, сколько ни скандаль тот кумир по поводу беззаконно скачанных файлов с его опусами, сколько ни бурли пиратосрач в Рунете - ответ на вопрос: это выгодное вложение для потребителя, формирующего библиотеку? - один: нет.

Книги одноразового потребления в наши дни покупать смешно. Их и в сортире не повесишь, туалетная бумага больше не в дефиците, она мягче и дешевле книг, на которые маркетолог возлагает свои надежды. Хотя на них давно пора возложить кое-что другое.

3. Книги в СССР были предметом роскоши и престижа, за ними писались, стояли в очереди... И положение книгоиздателей можно назвать лучшим из всех возможных, кабы не извечные тёрки с цензурой. Хотя и цензура, как выяснилось (через треть века), заставляла писателей совершенствовать мастерство преподнесения истины читателю. Постепенное подведение читателя к определенной мысли способствовало развитию ума и закреплению идей. Сегодня мы имеем другую цензуру - цензуру рубля. И маркетологи вообразили, будто их новый цензор требует мгновенного, пулеметного расстреляния читателя всем, что в произведении планируется. Прямо с первой страницы - пыщ-пыщ-тыдыдыщ!

Маркетолог книгоиздата идет след в след за компьютерной игрой, полагая, будто читателей на свете не осталось, только геймеры (друзья-геймеры предложили назвать эту категорию любителей РПГ-чтива, в отличие от адекватных любителей игр, сталконавтами). А геймеру, по мнению маркетолога, неинтересно брести час по местности, не встречая ни монстра, ни соперника, ни эльфийки в бронестрингах. Значит, будем все делать быстро, никаких соплей типа образности-атмосферности, цигель-цигель, ай-люлю. В результате книжонки аффтаров, вписавшихся в формат, выглядят так, словно писателю скучно и некогда. "Ну придумай что-нибудь сама, ты же у меня умница!" - как бы говорит он публике. Однако публике... Публике не всегда покласть на зверя Обоснуя.

Конечно, за десятилетие публикации S.T.A.L.K.E.Rнутых книжек, продолжающих геймерские мечты и грезы, подрастет новое поколение книгопотребителей, недолго ждать осталось - аккурат к 2017 году и подрастет. Можно ли надеяться на всплеск интереса к геймерской фонтастеге, на стабилизацию спроса на бумажные носители подобной бни продукции? Не-а. Как оно выросло, это поколение юных игроманов, так оно и перерастет увлечение фигней. Нет, не играми - это свое увлечение геймеры пронесут через всю жизнь. Зато книжонки серии S.T.A.L.K.E.R им станут не нужны даже в сортире на гвоздике. Почему? Да потому, что те пишутся авторами немолодыми, но так и не повзрослевшими, из расчета на подростковые глупость и невежество.

Ну да, я в курсе, что за этим поколением идет следующее и жизнь кончается не завтра. Вот только вы уверены, дорогие мои, хорошие, что следующему поколению будут интересны примочки десятилетней давности? Книжки-то вы издаете сиюминутные, на пару-тройку лет, без желания их перечитывать и открывать в них всё новые и новые идеи. Что там открывать-то? Последовательность событий в квесте, изложенном буквами на бумаге, не меняется, а больше в геймерописеве ничего и нет. Так что открытые в 90-х годах прошлого века "культовые фигуры" постепенно выдыхаются, а поденки, которых вы нам впариваете, столько в искусстве не проживут, чтобы встретить Нибиру 20-х.

Итак, мы имеем очень странную маркетологическую политику, направленную на окучивание случайных потребителей книгопродукта. Подростки-геймеры, у которых нет и не будет привычки к чтению, разве что прочтут пару книжек по любимому сеттингу; молодежь, пробующая на зуб то одного, то другого расхваленного автора, чтобы быть в курсе новинок; люди, которым требуется убить несколько часов в транспорте или на больничной койке - литературой, прицельно убивающей время; поклонники, полюбившие "настоящего писателя", допустившего их в круг общения в соцсети.

Кто из перечисленных готов достать из кармана реальные деньги и заплатить за бумажное издание? Только последняя категория, пожалуй. Остальные бессовестно скачают и прочтут на ридере. И никакие жалобные вопли ограбленных писателей (которые гонорар-то уже получили, так что нечего тут) в нетях не воздействуют на сознание того, кому в лом бумажную книгу искать, заказывать, оплачивать, когда несколько кликов - и ты имеешь возможность пролистать ее в пиратской сокровищнице. А заодно понять: не все то золото, что блестит в ходе пиар-кампании.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, история солжет как всегда, монументы на колесиках, пытки логикой и орфографией, сетеразм, уголок гуманиста, философское
Subscribe

  • Террин с грибами и оливками

    Террин можно готовить в беконе, а можно и без, чтобы лишнего холестерина не набирать и жира не топить. Хотя террины всегда дают очень много сока,…

  • Чесночная паста

    В доме внезапно образовался гигантский профицит сала и чеснока. И того, и другого, как той хурмы из старого мема, некуда девать. Но если сало можно…

  • Цыпленок с виноградом

    Виноград можно использовать не только в кондитерских изделиях и в соленьях, но и в качестве гарнира. Особенно хорошо он подходит к птице. Если…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 162 comments

  • Террин с грибами и оливками

    Террин можно готовить в беконе, а можно и без, чтобы лишнего холестерина не набирать и жира не топить. Хотя террины всегда дают очень много сока,…

  • Чесночная паста

    В доме внезапно образовался гигантский профицит сала и чеснока. И того, и другого, как той хурмы из старого мема, некуда девать. Но если сало можно…

  • Цыпленок с виноградом

    Виноград можно использовать не только в кондитерских изделиях и в соленьях, но и в качестве гарнира. Особенно хорошо он подходит к птице. Если…