Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Category:

Конъюнктуропитеки

Воздушный шарик и кактус

Френдесса fusamnan, соблазненная моим и Дуглас дурным примером, написала отзыв на одну из тех писательниц, которые не стесняются делать заявления, что не делят литературу на плохую и хорошую. Что само по себе делает любые отзывы на опус Александры Брагинской "Муниципальная ведьма" ненужными, но fusamnan его уже написала.

Аннотация опуса гласит:

Девушка-бухгалтер, потеряв работу, вынуждена за гроши заняться колдовством на благо родного города. Но вскоре пришлось заниматься совсем другим...
Просьба во время чтения изолировать домашних животных, во избежание нанесения оным морального потрясения посредством проявления неадекватных реакций на текст романа в виде неконтролируемых приступов задушенного (и прочих разновидностей) смеха :)


Прочитав это, я едва справилась с неконтролируемым приступом прочих разновидностей смеха и, укрепив свой дух, взялась за саму книгу. Хватило меня, правда, примерно на классические 15%, но целиком книга и не выложена, так как

Концовку высылаю по индивидуальным просьбам. Если, конечно, кому-то интересно...

Поэтому, полагаю, мне не должно быть стыдно. И нет, мне неинтересно.

Итак, от обычных историй про попаданок «Муниципальная ведьма» отличается тем, что главгероиня не попадает в другой мир. В этом и состоит вся художественная новизна произведения, так как прочие составляющие шаблона соблюдены: по жизни ГГ неудачница, но непосредственно после особенно масштабного фэйла получает Дар Волшебства (именно так, с обеих прописных). Сама сцена получения — очевидно, одна из тех, что должны нас насмешить:

А снилось мне, что в комнате материализовался симпатичный парень с длинными серебристыми волосами в серебристой же накидке. Говоря так, я имею в виду, что накидка была его единственной одеждой. Он смотрел на меня, осуждающе покачивая головой, а я, хоть и не открывала глаз, каким-то образом всё-таки его видела. Поскольку он так и продолжал кивать подобно китайскому болванчику, я решила проснуться и поговорить с ним.
- Ты кто такой? - поинтересовалась я.
Я почему-то совсем не боялась, хотя парень стилем своей одежды сильно напоминал эксгибициониста. Впрочем, то, что он выставил на обозрение, было не стыдно показывать.
- Ну, подумай сама, Елена, кем я могу быть? Новый год же на дворе. Я - никто иной, как Дед Мороз, - представился он.
- Какой из тебя дед? - удивилась я. - Не похож! Совсем не похож!
- А на кого похож? На бабу, что ли?
Нет, бабой он точно не был, неопровержимое доказательство этого просто бросалось в глаза.


Ну и так далее. Раз у нас нет другого мира с кучей обнаженных эльфов, притащим хотя бы одного сюда. И волосы серебристые, как же иначе. А гениталии — это ужасно смешно, не правда ли?

Что характерно для героинь подобных опусов, Муниципальная ведьма не задумывается, с чего это ей является какой-то непонятный тип и вручает ценные подарки. Как говорила Аллочка (героиня повести М. Далина "Чертов меч"), «закон жанра», и никакого больше обоснуя не требуется. Последний, правда, требуется читателю, но я его так и не дождалась.

Казалось бы, действие происходит в нашем мире, королей, шаманов и представителей иных рас среди персонажей нет, поэтому автору должно быть легче описывать поведение своих героев — не нужно ничего выдумывать, можно брать из жизни. Но все равно получается черт и что. Как реагирует женщина, подвергшаяся харрасменту:

После этого он взял правой рукой конверт с моей фамилией, а левую неожиданно запустил мне за вырез платья и больно сжал грудь. Его супруга, она же наш главбух, возмущённо зашипела, причём не на своего благоверного, а почему-то на меня. А я так и стояла столбом, соображая, что же делать. Шеф, восприняв моё непротивление как согласие, начал мять мне грудь через бюстгальтер и при этом хрюкал от удовольствия.
Наконец, я немного пришла в себя и оттолкнула старого козла. Лучше бы я этого не делала. Шеф потерял равновесие и завалился на спину. Грудь он отпустил, зато ухватился за платье. Раздался треск, и половина моего платья упала вместе с ним на пол, а я осталась практически в одном нижнем белье. По крайней мере, спереди. Это было моё лучшее платье! А если говорить совсем уж честно, то вообще единственное приличное.
Что происходило дальше, я помню очень плохо. Рассказывали, что я визжала и лупила лежащего шефа ногами по голове, а когда вмешалась его жена, влепила ей такую смачную пощёчину, что синяк на её мерзкой роже был отлично виден и после Рождества, несмотря на дорогую косметику.


То есть сперва она, почувствовав неожиданную боль, стоит столбом и что-то соображает, вместо того чтобы, например, вскрикнуть и шарахнуться, как поступают в подобных случаях нормальные люди. А потом она впадает в состояние аффекта (судя по частичной амнезии) и кидается бить и крушить. Кстати, сразу после этого ее уволили, и с бывшими коллегами она не общалась, так что непонятно, кто ей рассказывал о том, как она визжала и т. д.

Ничем не хуже и ее сожитель:

Увидев порванное платье, Андрей с радостью отложил нож (это он картошку чистит) и поинтересовался, что со мной случилось.

То есть явление подруги домой в таком виде — повод отвлечься от домашней работы, очевидно, а вовсе не для беспокойства.

Он и дальше такой же тормознутый. Например, гг, уже после их расставания, обвиняет его в преступлении:

- Сядь, - предложила я. - Разговор у нас с тобой будет не о сексе или совместной жизни, а о шантаже. Что у тебя есть на Мэрского? Мне нужно знать.
- Ты очень изменилась за те несколько дней, что мы не виделись. Совсем-совсем не хочешь, чтобы я вернулся?


Или ее мама:

Я, между прочим, видела в комнате голого мужика, но решила, что показалось.

Что значит показалось? Почему она решила, что показалось?

Мэр города постоянно высказывается насчет ее внешности:

Да, вы не уродливая, но и не мисс Вселенная, уж простите.
Уж простите, вы красотой не блещете, даже с таким изобилием косметики.
На этом позвольте нашу беседу закончить, вы приятная женщина, хоть и не мисс Вселенная, но у меня, увы, слишком много дел.
Правильно, что вы надели джинсы. Дресс-кода у нас нет, а ваши ноги без брюк смотрятся ужасно.


И так далее. Что это — подростковая попытка привлечь к себе внимание? Так все герои подростками, вроде, в прошлом веке перестали быть. Хамство высокопоставленного любителя плевать на нижестоящих? Так оно иначе выглядит.

Понятно, что движимый такими невменяемыми героями сюжет вызывает сплошное недоумение. Совершенно непонятно, что происходит и к чему, так что я не рискну пытаться изложить его.

Но больше всего меня в этом произведении впечатляет моральный облик главгероини. Например, вы в курсе, что срываться на слабом плохо? А ГГ, будучи в плохом настроении, ищет, на ком оторваться за все безнаказанно. В автобусе:

И шофёр, и немногочисленные пассажиры не производили впечатления людей с тонкой душевной организацией, эти не станут безропотно терпеть и сделают мне только хуже.

Выйдя из него:

По пути от остановки до подъезда тоже никто подходящий не встретился.

И дома:

На маму кричать бесполезно. За всю жизнь мне ни разу не удавалось её перекричать.

Но не переживайте за героиню, у нее есть подходящая кандидатура — ее сожитель. «Андрей сейчас дома и с ним отлично можно поскандалить», - решает она и претворяет свое намерение в жизнь.

То есть, вы понимаете, автор может сделать главным героем человека сколь угодно мелкого и низкого, но это должно работать на художественный замысел, а здесь ничего такого нет, просто автор не видит ничего дурного в поведении гг.

Или вот еще тоже хорошо, даже комментировать не надо:

- А за что мне тебя благодарить?
- Хотя бы за то, что я оплатил вам первый взнос, а он, чтоб ты знала, тридцать процентов. Заметь, квартира не моя, а твоя и твоей мамы. А вместо благодарности - постоянные упрёки, что пришёл на всё готовое.
- Наверно, мне надо извиниться, - предположила я. - За себя и за маму. Но не хочется. Так что обойдёшься.


В общем, очередная книга, в которой плохи язык, сюжет, идейное содержание и вообще все. Но при этом не настолько плохи, чтобы кто-то не смог втянуться в это, прочитать и испортить вкус.

* * *

На сем рецензия френдессы заканчивается и вступаю я со своими тремя грошами. Ибо на рецензии перебранка не закончилась - как оно обычно и бывает с рецензиями, написанными в отместку. Данная рецензия была написана лишь потому, что А. Брагинской вздумалось поучить М. Далина функциям литературы. Например, тому, что литература не в силах испортить вкус или стать наркотиком для слабых умом чейтателей - тем самым, которым "для расслабиться" требуются не писатели, а пейсатели. Пейсатель Брагинская не верит в силу слова. Очевидно, потому, что ее собственное - бессильно.

Рецензенту Брагинская ответила в своем неуникальном духе:

"Первое. Объективно и беспристрастно - вы правы.
В главном:
- "...движимый такими невменяемыми героями сюжет вызывает сплошное недоумение".
- автор сделал главным героем "человека сколь угодно мелкого и низкого"
Да, и ещё раз да! Именно это и хотел показать автор. И, судя по вашим замечаниям, автор добился желаемого)) А значит, на художественный замысел всё это сработало.
Второе. Автор практически ничего не выдумывал - картины взяты из реальной жизни с некоторой обработкой. Основаны на наблюдениях за окружающими автора людьми, коллегами, знакомыми, за собой, любимым, общение в Инете, а также из прочитанных книг и т.п.)). Иногда окружающая реальность правда вызывает сплошное недоумение.
Кому-то все эти события могут показаться нереальными, а поведение героев - бредовым
".

И я в очередной раз поразилась глупости современных, прости меня, отсидевший при Сталине дедушка, инженеров человеческих душ. Отец народов все-таки довольно метко охарактеризовал роль литераторов в культуре. Ну, инженеры тоже разные бывают, нынешние даже хуже тех, кого Сталин на свою премию натягивал, как безупречных представителей вида конъюнктуропитеков.

Конъюнктуропитеки - это и наше новое писательское племя, ищущее не средств выражения, а средств угождения. Кому придется - издателю, публике, тем, кого и чистой публикой считать стыдно, в частности, хомячкам ЖЖ, СИ, форумов и литресурсов, постоянно рыщущих в поисках проды, пожрать, заглонуть еще б чего попаданческого-фэнтезятинки-свежатинки. Они всюду лезут мокрыми носами, ноют в комментах, подгоняют аффтара писева, который и без понуканий торопится, ибо страстно мечтает о фидбэке, о похвалах, о лайках.

Конъюнктуропитеку неинтересно писать. Он не стремится передать тот самый обоснуй, на который Брагинская в пресловутом ответе критику (коммент 318) кладет преогромный прибор: "Пишу, как для себя, а мне на каждый чих героя (в чужих книгах) обоснуй не нужен. Там, где и так можно догадаться))". Упс. Милые аффтары необременительного писева, что ж вы так раздеваетесь-то, а?

Тут-то нас и накрывает инсайтом: Брагинской похуй читатель. Она пишет как для себя, а ей мотивы поступков и прописанность образов не требуется. Ее герои ведут себя то как умалишенные, то как укурки, то как ожившие боди-стенды - и дело не в самих поступках. Дело в героях: в них не чувствуется плоти. Их действия перечислены, причем зачастую с ненужной подробностью, на сем будь доволен, читатель, хавай что аффтар даст и не спрашивай, что это за блюдо. Что это за писево. Пусть здесь нет ни чувств, ни мыслей, ни мотивов - удовлетворись тем, что многие конъюнктуропитеки считают оправданием: пишу, мол, как для себя. А меня такие мелочи, как детали-мотивы-образы не интересуют. Мне нравится похохмить, расслабиться, байку из офиснопланктонного быта рассказать...

Законный вопрос (один на нас с френдом 2old2r0cknroll - орфография его, моя при виде самомнения отдельно взятых пейсателей умерла): "а зачем она их берет из жынзя? Для уебдительности и правдоподобия штоле? А для чего они понадобились тому, кто, по его же собственным словам, не делит литературу на плохую и хорошую? Казалось бы, ему-то какая наплевать, из жынзя, не из жынзя? Загадка. Но загадочность такого поведения им почему-то в голову не приходит. Или не в голову… В общем, никуда не приходит". Впрочем, ответ у меня все-таки нашелся. Байки из "жынзя" (жизнь к существованию такого рода имеет лишь опосредованное отношение) есть заменитель реализма. Недейственный, убогий, но уж какой есть.

У реализма много заменителей: тут тебе и байки (которые обожают ЖЮФоделицы), тут тебе и натурализм (незаменимый у железячников и кровькишкираспидарасцев), тут тебе и лекции по тому и сему (явно перенесенные из вики и лишь слегка облагороженные рерайтером)... Всего не перечислишь. И все они работают кое-как, читатель с опытом легко различает вкус жмыха под глутаматом натрия, зато хомячкам вкус неважен - их гложет неутолимый голод, они и опилки с глутаминовой кислотой сожрут, не поморщившись.

Поэтому аффтар (сам будучи из хомячков) свято верит: вот он перескажет инцидент с харассментом или гадости, которые говорит вышестоящий чиновник нижестоящей тетке, попрекая тетку тем, что она не мисс Мира - и ура, достоверность наличествует! Увы, аффтар, увы. Не надейся, не заработало. Писево остается писевом, пока туда сваливаются действия без обоснуя, слова без мысли и поступки без мотивов. И так и не станет полноценной книгой.

Да и вы, пока стремитесь расслабиться сами и (омойбог!) расслабить хомячиную паству свою, не писатели, а конъюнктуропитеки. Племя, живущее фидбэком из-под хомячков. Затем и разводите, затем и кормите, затем и приручаете. Иначе кому оно нужно, ваше, с позволения сказать, творчество?

Ну и постфактум небольшое поучение для всех, кто лезет ко мне на Самиздат, невзирая на закрытые комменты. Поскольку СИ есть деланное пальцем говно, а не сайт, там ни одну троллиную харю надежно не забанишь, а комменты закрыты весьма относительно. Поэтому я с черными никами не беседую. Комменты для вас закрыты и я удаляю ваше рукоделие, не читая. А потому что гладиолус человек, навязывающий себя, несмотря на закрытые комменты, мне изначально антипатичен. Общаюсь я только с теми, кто мне симпатичен. Да, я такая. Могу себе позволить.

Так же и здесь, в ЖЖ, в вашем распоряжении один коммент. Не три, не пять, не тред. Один. Большего вы не стоите. Поэтому постарайтесь излить максимальное количество соплей дерьма доводов в своей простынке. Удалять я ее не стану, хотя читать тоже вряд ли. Меня не интересует мнение обо мне конъюнктуропитеков и их леммингов. Да, я такая. Могу. Себе. Позволить.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, литературная премия Дарвина, пытки логикой и орфографией, разорительная роскошь общения, сетеразм, уголок гуманиста, фигак!, философское, цирк уродов
Subscribe

  • Цыпленок с виноградом

    Виноград можно использовать не только в кондитерских изделиях и в соленьях, но и в качестве гарнира. Особенно хорошо он подходит к птице. Если…

  • Испанская тортилья с рыбой и картофелем

    Испанская тортилья, в отличие от мексиканской - не пшеничная или кукурузная лепешка, а омлет из куриных яиц с картофелем и репчатым луком. Есть…

  • Зефир на агар-агаре

    Зефир без пектина и без шоколада тоже получается очень симпатичным. Его можно делать практически на любом фруктовом пюре, но оно должно быть либо…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 181 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Цыпленок с виноградом

    Виноград можно использовать не только в кондитерских изделиях и в соленьях, но и в качестве гарнира. Особенно хорошо он подходит к птице. Если…

  • Испанская тортилья с рыбой и картофелем

    Испанская тортилья, в отличие от мексиканской - не пшеничная или кукурузная лепешка, а омлет из куриных яиц с картофелем и репчатым луком. Есть…

  • Зефир на агар-агаре

    Зефир без пектина и без шоколада тоже получается очень симпатичным. Его можно делать практически на любом фруктовом пюре, но оно должно быть либо…