Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Я продаюсь - следовательно, я существую


Только что по новостям показали, как машинист-идиот разогнал в Испании поезд на повороте вместо разрешенных 80 км/ч до 220 км/ч. Естественно, не удержал махину, пропахал ею километр тормозного пути, угробил 80 человек, 140 раненых. Съездили на праздник Санто-Яго Компостелла, называется, мир праху. Зачем машинист это сделал? А в твиттере хотел похвастаться. Он и раньше разгонялся, фотографировал спидометр и выкладывал фотки в твиттер: дескать, Шумахер передо мной карлик. И ведь даже в этом крушении - выжил, гаденыш. Выжил и демонстративно рыдал в камеру: он, мол, не хочет, чтобы на его совести были десятки погибших. Поразительное лицемерие.

Но знаете, что поразительнее всего? Тот машинист отнюдь не сопляк-экстремал, он взрослый мужик. Один из представителей категории, которую я не только презираю, но и ненавижу - сорока-пятидесятилетние подростки. Куда бы ни заявились эти Питеры Пэны с вышедшим сроком годности, везде от них одна проруха. Они ухитряются засрать любой доверенный им участок так, что потом его, словно авгиевы конюшни, легче смыть, чем очистить. И неважно, где и кем они работают, насколько ответственно их дело: они и в космическом челноке ухитряются вколотить датчики скорости вверх ногами, презирая такую вещь, как специальные пазы и вероятные последствия.

Потому что они мечтают наебать реальность.

Реальность отчего-то против того, чтобы ее ебал кто попало, да еще в не предназначенные для этого пазы. Она сопротивляется, устраивает неумехам и недоумкам, вообразившим себя экстремалами, то холодный душ из общественного осуждения, то нехилые такие обломы с последующим уголовным делом "Убийство по халатности". Однако Питеры Пэны не успокаиваются. Им мало делать свое дело, им славу подавай. Они ничуть не изменились со своих 14-15 годков, когда их мечты не имели никаких средств для воплощения. То есть никакого доверенного им участка, который можно было бы засрать, надеясь на авось. Мечтатели были просто мечтателями, никто их особо не осекал - нет, их даже поощряли словами матушки Бальзаминова: "Ну мечтай, мечтай". При этом подразумевалось, что через пяток лет детишечки повзрослеют и займутся чем-нибудь стоящим, извлекая из того занятия пользу и удовольствие.

А вот хрен вам в глотку, чтобы голова не болталась.

За треть века, прошедшую с той поры, ноосфера объединилась посредством Сети - и теперь все мы жрем последствия длинной ложкой. Питеры Пэны обнаружили, что могут дристать мечтами по всему вирту, а могут и огрести свой кусок славы, выложив ролик/фотки/постик на ютубе, фейсбуке, ЖЖ и твиттере. Теперь из двух зол мы выбираем то, что чревато меньшим количеством жертв. Между стритрейсерами и машинистами-Шумахерами. Между игроманами-стрелками по людям и растлителями малолетних. Между засирателями мозгов и потенциальными убийцами. А что поделать? Новые масс-медиа обратно в шкатулку Пандоры не запихнешь - уж вырвались так вырвались. Придется учиться с этим жить.

Но всегда почему-то сетуем на молодое поколение - все, и даже я. Молодежь то, молодежь сё, молодежь не понимает, молодежь потом осознает, поколение двухтысячных не то выбирает... А потом ка-ак наткнешься ненароком на графомана-игромана-ролевика лет эдак сорока-пятидесяти-с-изрядным-гаком - и сам осознаешь: вот оно, твое гребаное, изблядовавшееся в мечтах поколение восьмидесятников, выбравшее на старости лет отрыв нипадеццки. Выбравшее долю Питера Пэна, ничего не создавшего, ни на что не годного, просамовыражавшегося всю жизнь, но не подросшего ни на дюйм - ни в интеллектуальном, ни в профессиональном плане.

Взять хоть последних упомянутых у меня "деточек", доживших до седых лысинок, да ума не наживших - Сергея Бадея и Милослава Князева. Бадей был тем автором, на которого я написала одну из первых своих рецензий в вирте, Князев оказался в этой череде последним. И тем не менее они клоны друг друга, причем не только в творческом отношении:
- обоих я приняла за тридцатилетних инфантилов, хотя по интеллектуальному и профессиональному уровню оба тянут на пятнадцатилеток - и оба оказались слегка постарше - одному 55, второму 40;
- оба опровергают высказанные им претензии в невежестве, незнании матчасти и неумении писать, прикрываясь тем, что миллионы мух не могут ошибаться: геймеры и любители мартисьюизма читают, а значит, данное бадейно-милокнязевское творчество имеет право на существование (читай: аффтар имеет право не расти ни на йоту, годами писать ту же бню, с которой начинал в школьные годы, когда писал девчонкам фанфики - ведь девчонкам нравилось);
- оба заявляют, что люди они на диво начитанные, и готовы предъявить список начитанного - старательно игнорируя тот факт, что ляпы бродят по их опусам стадами, будто травоядные по Серенгети, одна глупость сменяет другую, и каждое очередное продолжение саги про мелких всемогущих засранце-попаданцев хреновей предыдущего;
- оба заявляют, что книги, проходящие по категории юмористической фантастики, не обязаны:
а) содержать в себе главную мысль, подлежащую усвоению в ходе прочтения,
б) быть написаны качественно, грамотно, без фактических и прочих ошибок,
в) учить детей (а читают этот жанр в основном дети и молодежь) хоть чему-то полезному,
г) отражать действительность, а не лепить из читателя инфантильного дебила, надеящегося на авось, на чудо, на доброго дядю с бородой, волшебной палочкой и тыщалетним жизненным опытом.

Я, конечно, понимаю: предъявить конкретные претензии в растлении вкуса малолетних одному такому пейсателю никак нельзя. Да что он сделал-то? Написал семь книжек о том, как прыщавое недоразумение оказалось магом, эльфом, оборотнем, хреноборотнем, нахомячило сотню магических плюшек и сумело-таки, наконец, вытрахать утратить заскорузлую девственность свою с парой представителей иной расы? Или как они сами любят пустить слюну дать определеньице, "расы дивных". Кабы не он - другой такой же (буквально, не в переносном смысле такой же) придет в "Альфу", "Эксмо", ныне почившее "АСТ" и напишет за три копейки три саги про совокупляющихся хреноборотней. За что вы к нашим бадьям привязались? Их взяли, а вас не взяли, вы завидуете!

В том-то всё и дело, что взяли (и не раз). На рубеже веков мне предлагали присоединяться к ироническому детективу, и ту же фантастику писать, и любовные романы, и изображать из себя зарубежных звезд развлекательного чтива - однако, померив степень давления формата, мы с моей соавторшей предпочли художественной вакханалии нон-фикшен. В нем, по крайней мере, можно было на любую тему писать разумные вещи. Зато, словно украинский мыслитель Григорий Сковорода, могу поставить себе в плюс: "Мир ловил меня, но не поймал". Каким бы неймингом ни украшал меня издатель, я говорила читателю правду, одну только правду и ничего кроме правды. Сколь бы она ни была неутешительна. Именно поэтому моя популярность не достигла уровня шиловской - я не обещала публике чудес. И премного тем довольна: правдивость скостит мне пару вечностей в аду, если тот существует. Потому что обман доверившихся в количестве семисот тысяч человек - не то портфолио, которое я хочу иметь как писатель.

Вот потому-то я лучше любого из вас, фанатов "легкого, необременительного чтива", понимаю, что происходит в современной литературе. Что происходит С литературой.

Писано в этом блоге не раз: кризис книгоиздательства не есть результат ухудшения "качества читателя", пиратских скачиваний или ухода публики в геймерство. Не надо врать себе, маленькие. Планомерное опускание средней планки - вот что убивает бумажную книгу. Да практически уже убило. По-прежнему где-то кто-то создает шедевры, по ним и будут судить о литературе нашего времени, если те шедевры, конечно, удастся сохранить для потомков. Но как историк искусства, могу разочаровать в грядущей оценке: она выводится из среднего уровня искусства эпохи, а тот год от году всё ближе к центру Земли. Это уже даже не плинтус, дорогие мои. Если писателю, издающему по опусу в сезон, приходится объяснять, что книга должна иметь главную мысль - особенно книга для подрастающих поколений, что настраивать детей на неебически магические способы решения проблем есть подход деструктивный, что подростки весьма внушаемы и мерисьевая литература развивает у них когнитивный диссонанс и эскапизм... А в ответ тупое "Меня покупают - следовательно, я существую!" и, разумеется, "Человек вы недобрый, а я пишу добрые книги!" Знаете, как это называется, добряки вы мои записные? Гордыня и алчность. Два смертных греха, в которых вы увязли по уши.

Не понаслышке мне известно, что такое, пафосно выражаясь, искушение гордыней. Мы хотим оставить след в умах людей - но при этом не задумываемся, какой именно. И когда к таким не задумывающимся придет сам черт в образе продюсера-издателя-главреда и предложит участие в заведомо гнусном проекте - ваши грешные души кидаются на наживку, раззявив хавальник.

Безответственность и бездарность - сочетание, способное угробить и хорошее начинание. А уж когда и начинаньице дерьмо, и исполнитель дерьмо, и цель дерьмо, и средства не лучше - чего на выходе ждать? Современной развлекательной литературы. Скоро это словосочетание станет эвфемизмом названия дерьма. Да, загадить целую сферу человеческого знания - не так эффектно, как угробить без малого сотню человек ради своего мелкого, убогого тщеславия, ради лайков на фейсбуке и "вау" в твиттере. Но поверьте, так же отвратительно. Если учесть, что вам столько же лет, сколько и мне, вы росли на тех же превосходных детских авторах, что и я - а современным детям предлагаете прошивать мозги своей бездарной херью про высокомерных уродцев, нахапавших плюшек и скиллов... Вам не кажется, что на плевок в рожу оно тянет?

Так что не надо упрекать меня в отсутствии доброты. И не надо изгаляться, намекая: коли аффтар не приперся сам - как недоброй памяти Милочка Князев-Красная шапочка - нечего и баллоны на него катить, он вам себя не навязывал. Остыньте, защитнички. Мы еще и не начинали катить баллоны на ваших любимцев. Пока я тут едва ли не одна такая, one man standing.

Мы, люди со вкусом, редко читаем пожилых недотыкомок, вообразивших себя вечно юными сорванцами. Нам одной страницы их бреда хватает, чтобы выкинуть книженцию в ведро или удалить с диска. Поэтому и отзывов наших в сети - раз-два-обчелся. В результате всякий питеропенистый аффтар, ориентируясь на свой хомятник, искренне верит, будто читатель его любит. Развею-ка я этот морок, насколько смогу. Audiatur et altera pars. Да будет выслушана и другая сторона, если кто не понял. На моей стороне, кстати, великое множество молчунов, которым просто неохота связываться с вами и вашими боевыми хомяками. Но я - можете рыдать по всем сетям, что вы светоч позитива, обижаемый жестоким трололо по имени Инесса Ципоркина - не собираюсь переключаться в режим несения бобра.

Вот так, мои пожилые засиратели мозгов, бездарные, бесполезные и беспощадные.

UPD. Ну и, само собой, жуков понесли, родимые. Намба ван от котика, забаненного не только тут, но и в гугле. Намба ту - от дурака, носящегося со своим стеклянным хуем, как дурак.

У Таты - 20 и 24

У Энн - 7 и 9

У Инессы - 24 и 34

У Окташ - 3 и 7
Tags: авада кедавра сильно изменилась, дети уже люди, литературная премия Дарвина, пытки логикой и орфографией, сетеразм, степень прижученности, уголок гуманиста, фигак!, цирк уродов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 385 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →