Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Скитания неплавучего глоппера

bean-kenobi

Не помню, ставила я эту рецензию к себе в блог или только на сообщество МОСКа. За три года, прошедших с ее написания, у меня накопились замечания, так я их, пожалуй, изложу, пользуясь случаем.

Признаюсь сразу и откровенно, усмиряя волнение в среде критикуемых: Сергей Бадей - более чем средний представитель категории авторов, коя раздражает меня неимоверно. И нет, это не те, кому удалось напечататься на бумаге - дорогие детки с Самиздата, не приписывайте мне своих раздражителей, мне и моих раздражителей хватает.

Категорию эту я описывала не раз, но итог подвести не помешает.

Во-первых, это писатель, который сосет жует. Мочало. У него нет сюжета, нет главной мысли, нет даже четкого представления о жанре, в котором он пишет (разве что о формате - суррогате жанра, наваренном маркетологами для издательского проекта). Отсюда и унылое, словно график продаж, продвижение по левелу, пока главгерой не покоцает всех монстров и все скиллы не прокачает. Герой у такого автора безнадежно всемогущ, безнадежно непобедим и безнадежно крут. Поэтому приключения ГГ не более чем аттракцион в аквапарке. Да вся жизнь эдакого "героя" - предсказуемый, подконтрольный аттракцион, аж скулы сводит.

Во-вторых, это один из тех, кто верит, будто развлекательная литература для детей и подростков имеет полное право быть плохо написанной, серой, вторичной, бессмысленной... Это же для детей, не стоит хотеть от книг для детей ничего, кроме развлекушечки, подумаешь, вырастут дебилами, я же вырос - и ничего. Разумеется, вокруг подобных авторов всегда вьется множество фанатов, свистящих и чирикающих в унисон: ах, дорогуша, не стоит слушать критиков, мы любим твои светлые и добрые книжки! А критиканы - просто злыдни! Проду! Проду! Чирик! Чиррррик!!!

В-третьих, это люди, которые, судя по их опусам, провели жизнь за шкафом. В книгах у них не бывает ничего похожего на реальные конфликты, проблемы, кризисы. Они этим фактом, естественно, гордятся. Что? Для вас подобная гордость неестественна? Впрочем, для меня тоже. Однако приходящие ко мне авотуменяторы-этонепроменяторы с наслаждением рассказывают о своей беспроблемной жизни и не менее беспроблемном творчестве. Оттого и книжки их поднимают аффтарскую самооценку, упирая на имидж "светлого и доброго писателя". Ну и пусть дети проходят через кризис взросления, через ступени самоидентификации и через терновник социальной адаптации. А мы им расскажем, как наш главгеройчик стал невъебенно крут по щелчку пальцев - у него были магучие покровители. Вот и постарались, намагичили!

В-четвертых, безграмотность, она же МАГИЯ. Незнание законов окружающего мира почему-то вызывает у записных графоманов веру в то, что они могут создавать альтернативные миры. А в тех мирах всё будет держаться на соплях магии - и к черту химию-физику! До них попросту не доходит мысль, что создание вселенной, где у физики другие законы, потребует отменного знания физики экспериментальной и теоретической. И гораздо проще воспользоваться законами существующими, предварительно выучив хотя бы механику, дабы не выглядеть идиотом.

В-пятых, вместо психики у любого персонажа - квесто-хохмаческая функция. Если персонаж второстепенный, то больше всего он напоминает зомби, оснащенного встроенным петросянизатором. Отчего автор не думает над образами? Отчего вместо диалогов без затей копипастит хохмочки из вирта? А зачем ему думать - над детской-то книжкой? Он, чай, не Жюль Верн какой. Не Буссенар, не Твен, не Янссон, не Кэрролл, не Даррелл и не всякие-прочие, на которых он-то вырос, да ума не вынес. Его дети будут не такими! Они будут эдакими. Петросянопоклонниками, умело жмущими на кнопки.

Резюме МТА, пишущего светлые, добрые книжки, окончено. Приступим. Итак, вот вам произведение С. Бадея - Лукоморье. Скитания боевого мага. Маэстро, урежьте, пока я это сама не сделала...

Аннотация: Продолжение цикла Лукоморье, книга третья. Вообще-то я тихий и мирный. И чего этот темный ко мне пристал? Кровушки ему, видите ли, моей захотелось. Ну и что из того, что я дракон? У каждого свои недостатки. Вон моя любимая так вообще из вампиров. Мы уже второй курс окончили, дел у нас много, а он мешает. Ничего! Будущие боевые маги и не такие трудности преодолеть могут. Лишь бы наши преподы нам не помешали.

Рецензия: Жил-был обычный мальчик, который однажды наколдовал файерболл и был за это взят живьем в магическое учебное заведение, где мгновенно забыл прежнюю жизнь, зато обзавелся множеством друзей и магических навыков. И даже сущностью дракона, которую, впрочем, надо было еще познать, освоить и к делу пристроить. И жил бы герой, поживал, уму-разуму наживал, да только привязался к нему ужасный враг, темный маг, проходу не давал, всячески доставал. Тут двум книжечкам конец, а кто слушал, молодец. Про третью книжечку рецензия будет.

Может, все произведения, посвященные школам и академиям магических искусств, следует собрать на отдельном сайте и назвать его "Ой, да на кого ж ты нас покинул!"? Имея в виду, конечно же, шрамомолниеносного Гарри. При этом сайт соберет нехилую выборку роулингоподобного фэнтези. Но! Не забудьте, что в то же время по формальному признаку туда неизбежно попадут и мэтры - такие, как Ле Гуин. Поэтому не будем сетовать на плагиаторов в рядах наших и обратим свой взор к солнцеликой истине в высшей инстанции.

Начнем с того, что Роулинг была далеко не первой и уж тем более не последней в череде авторов, пожелавших через приключения магов-недоучек выразить ощущения взрослеющего индивида. Каждый ребенок (включая и подростков, да простят меня подростки, не считающие себя детьми) немного волшебник. Хотя бы в том, что ум его не властен над чувствами. И потому образ мира в детском сознании время от времени обрушивается, чтобы снова и снова восстать из пепла. Магия+школа могут стать превосходным инструментом, раскрывающим эту особенность детской психики. Оценили потенциал использования магической школы в качестве места действия? Так вот, нифига этот потенциал не используется. А в данной книге - тем более.

К сожалению, основное содержание литературы о магошколах (включая и "Лукоморье" Сергея Бадея) - это приключения, в которые учащиеся влипают в силу своего ученического раздолбайства и таинственного происхождения. Приключения могут быть захватывающе-яркими - а могут просто выкладываться списком, шоб, как говорится, було. Содержимое приключений во втором случае чуть менее чем полностью составляет йумар. Тяжелый и ссохшийся, словно батон, неделю пролежавший на окне. Есть его решительно невозможно, хотя вас упорно стараются накормить именно этим. Вероятней всего потому, что есть больше нечего.

Главный клоун на арене - тролль Тартак, который на протяжении всей книги по поводу и без пытается спеть "марш победы" и задействовать палицу. Он вылезает из каждой щели и веселит читателя, веселит даже против воли увеселяемого. Упорный персонаж.

Пленные, в ожидании следующего куплета, с завистью поглядывали на погибших. А я подумал, что теперь знаю, почему нет наплыва желающих, захватить место обитания племени Тартака. Да племени достаточно выйти к вражескому войску и спеть "марш победы", да еще и многоголосый. Уверен, то, что останется от захватчиков, можно будет смести веником в совок.

Выхватывая свои кривые мечи, разбойники ринулись на нас. Моей главной задачей стало не попасть под палицу Тартака, который с радостным ревом врезался в набегавших разбойников. Я вошел в темп и упоенно начал колоть во все, что подворачивалось по пути и не носило признаков наших ребят. Разборка не заняла много времени.


По этим двум схемам выписаны практически все конфликты в книге.

Назойливость тролля Тартака должна латать дыры в ткани описываемой реальности. Чем-то это напоминает выбрасывание в воздух плакатов "Смех!", "Аплодисменты!", "Овация!" на съемках ток-шоу. Писатель как бы указывает: читатель, тут тебе смешно, а вот тут волнительно.

Хотя нам нисколько не волнительно. Чувства и главных, и второстепенных персонажей в третьей книге "Лукоморья" лишь намечены - пунктиром. Как и описываемые автором миры. Это имитация чувств и имитация миров.

А еще мы увидели океан. Как вы не видели океан? Мда. А море видели? Ну если видели, то представить океан элементарно. Просто увеличиваете море раз в сто, и получаете океан. Правда, ведь просто?

Не обязательно быть моряком, чтобы возразить: а волны? А шторма? А вечно холодная океанская вода? А... Понять разницу между морем и океаном можно, всего-навсего погуляв по берегам того и другого.

Автор всю дорогу радостно несет ахинею, проделывающую изрядные дыры в сеттинге, и без того картонном. Возьмем для примера описание местного судна - глоппера. Представьте себе два больших, двухмачтовых (или даже трехмачтовых) корабля. Представили? Так вот, теперь соедините их здоровенным помостом, и вы получите местный суперпуперкатамаран, или, по местному, глоппер. Грузы, что вполне разумно, крепятся именно на этом помосте - и далеко везти не придется, и искать неглубоко, прямо туточки, в бухте. Интересно, как это судно с двумя парами автономных мачт выполняет синхронный маневр при качке, стараясь не утопить грузы, словно специально вынесенные на совершенно никому не нужный помост? И как нелепую сдвоенную громандину могли тянуть на веревочках дельфины? Впрочем, дельфины - это уже рояль.

Рояли здесь спасают положение с профессионализмом МЧС.

У главгероя проблема - он дракон-оборотень, ничего не умеющий и ничего о себе не знающий? Ничего, рядом (практически каждую минуту рядом) мудрый наставник, который тоже дракон в человеческом обличье. Он все знает, он все умеет, он всему научит, он шагу ступить не даст, не держа своего питомца за помочи.

Девушка главгероя вампир, а сам он - дракон-оборотень и потому у них может не сложиться личная жизнь? Ничего, это как с прыщами: поживи половой жизнью - пройдет. Едва ГГ окончательно преобразится в дракона и, гм, природа возьмет свое, его партнерша, вампирка Аранта тоже станет драконом. Половым путем. Не будет вам сложного вопроса, что важнее, любовь или истинная сущность, обломитесь.

Главгероя схватил демон и потащил к темному магу по имени Салтук (вот интересно, полное имя у него не Салат Латук?), неужто убьет? Ни-че-го, сколько раз вам повторять! Рядом ВНЕЗАПНО оказывается не просто взрослый и могучий дракон, но и дракон на руководящей должности, предок самого ГГ, друг его наставника и вообще ясен перец. Спасает, вразумляет, к себе жить приглашает.

- Как вы оказались здесь и сейчас? - спросил я. - Я уж думал, что ко мне наведался писец. Во всяком случае, впечатление было именно такое.
- Писец? - приподнял правую бровь Хораст.
- Это животное такое, - охотно поделился я, - приходит в последний момент и имеет скверную привычку являться неожиданно.
- Интересно, - хмыкнул Хораст. - А тут я оказался случайно. Пролетал мимо и обнаружил скопление темной силы. Вот и наведался. Как оказалось - не зря.
...
- Так вот ты откуда, - задумчиво сказал Хораст, не отвечая на мой вопрос. - Значит, мое пророчество сбылось. Ну, здравствуй, наследник!


Вам не кажется, что это беседа двух отъявленных аутистов, у которых в ушах бананы беруши, а сверху - наушники? Они не друг с другом разговаривают, а попросту отрабатывают программу: шутка из современного мира - удивление представителя другого мира - разъяснение шутки - а теперь я разъясню тебе, как работает тутошний рояль - давай, удивляйся - идем дальше, к следующему роялю... Вот оно, следствие непонимания, как работают законы физики и психики: автору попросту не о чем писать, он квестит и хохмит.

За его спиной торчал этот маньяк – палач. Он, в отличие от Владыки, смотрел на Гашагу ласково, как влюбленный на предмет своей страсти.
...
Палач радостно сделал шаг вперед. Его пальцы зашевелились в предвкушении незабываемых ощущений. (Тут Гашагу даже передернуло.)
...
Изумление в глазах уступало место гневу. Брови нахмурились. Ноздри носа начали раздуваться. Палач, преданно смотрящий на Владыку, сделал стойку, как отлично вышколенный охотничий пес.
– Ах, негодяй! – взревел Хевлат.
Палач уже вплотную приблизился к нему и шумно сопел ему в темечко. Владыка, не оборачиваясь, отпихнул палача и пробурчал:
– Расслабься! Я секретаря отдал тебе еще третьего дня. Хм, не зря, значит, отдал. Вот видишь, недаром меня называют справедливым! Подсунул, стервец этакий, среди прочих бумаг, я и подписал не глядя. Змею пригрел на груди! Жаль, что раньше не знал.


Отчего-то бадееобразные авторы никогда не замечают несуразиц столь вопиющих, как палач-маньяк или неплавучий глоппер. Может им кажется, будто палач-садист выполнит отданные ему приказы лучше палача, воспринимающего осужденного как рабочий материал? О да, конечно, маньяк влегкую откажется от собственного наслаждения ради профессиональной задачи. С какого дуба рухнувши эти существа пошли в писатели?

– Мстить? За шутку? – Хевлат откинулся на подушки.– Я, знаешь ли, тоже люблю пошутить. Он что, и мне мстить будет? А уж мой новый палач так вообще заядлый шутник. Слышишь, палач? Ты любишь пошутить?
Палач часто закивал головой, поглаживая рукоять своего устрашающего меча.
– Так вот, сейчас тебе доставят двух чудаков, которые шуток не понимают. Ты уж постарайся, научи их разбираться в юморе.


И это правитель. Расходует взятых в плен врагов на то, чтобы его палач кончил позабавился. Словно ручного крокодила кормит, зоотехник.

Так же и остальные персонажи производят впечатление марионеток, которыми вертит, как хочет, некий Повелитель Роялей. У них нет ни воли, ни разума, ни даже элементарной ушлости, при виде которой читатель бы кивнул одобрительно: ловко выкрутился, респект!

Финал "Лурко... Лукоморья", разумеется, скомкан. Впереди, сами понимаете, множество продолжений ("Альфа", "Альфа"...), в которых герою светит множество квестиков, но безопасненьких. Ибо автор как-то обмолвился: он, дескать, боится за детей, которых современная приключенческая литература сует в ужасно страшные места. И в результате породил цикл книг об очень послушном мальчике, он же очень хороший дракончик, не огорчающий ни маму, ни папу, даром что мальчонку забрали в иные миры за магические дары. Он и оттуда родителей утешил, а потом вообще к себе жить забрал, в замок с садиком. В общем, безе, присыпанное сахаром и политое медом.

Даже если цикл "Лукоморье" позиционируется как детский, он оставляет ощущение приторности. Может, родителям такое и кажется годной детской книжкой - но не завидую я детям, которым придется расти на подобной литературке.

UPD. Порывшись на Самиздатике, отыскала эпический срач, устроенный МОСКовцами, по поводу данной рецензии, выложенной мной на МОСКе одной из первых (кстати, она была существенно мягче, чем данный текст - я еще не представляла размаха дебилизации детской литературы, меня не тошнило от бадееобразных). Позволю себе процитировать самую мякотку оправданий: "Вы отличный психолог, но, при всех Ваших регалиях, этого мало. У Вас нет доброты, вот что важно... Мне не понравилось, что все завсегдатаи сайта дружно сделали "одобрям-с". Это не очень хорошо. Вам не кажется? Вы, наверное, не обратили внимания на то, что мои книги проходят по рубрике ЮФ, что уже снимает многие претензии к ним. Но да Бог с ними! Есть целый пласт читателей, которым они нравятся, а это означает, что они имеют право на существование. Прошу Вас не надо говорить мне, что я должен много читать. Список произведений и авторов, если его привести, займет не одну страницу мелкого убористого шрифта. Я знаю, что то, что я написал далеко от высших творений мастеров, да я и не претендую на это". Ну чистый лжекнязь Гореслав Красная Шапочка. Та же жопа, только в профиль.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, дети уже люди, литературная премия Дарвина, пытки логикой и орфографией, сетеразм, уголок гуманиста
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 178 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →