Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Египетская ночь в Берлине


Это история о богах, которых вроде бы вначале создавали чересчур абстрактными – но не от духовности и продвинутости, а от коллективно заниженной самооценки (это если верить египтологам с их странно антропоморфным подходом к категоризации богов). И лишь потом их стали делать человекоподобными, буйно-гормональными, кретинически-порывистыми и общественно-значимыми. Все, дескать, от повышения роли человека в социальной среде…

С одной стороны, считается, что любые тотемы рано или поздно очеловечиваются, припрутся в страну, где действуют «абстрактные боги» чужеземцы с их эллинским подходом, или не припрутся.

Уж и пишут на эту тему, уж и пишут...

"Всякая религия является ничем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных.

В начале истории объектами этого отражения являются прежде всего силы природы, которые при дальнейшей эволюции проходят у различных народов через самые разнообразные и пестрые олицетворения... Но вскоре, наряду с силами природы, вступают в действие также и общественные силы, - силы, которые противостоят человеку в качестве столь же чуждых и первоначально столь же необъяснимых для него, как и силы природы, и подобно последним господствуют над ним с той же кажущейся естественной необходимостью.

Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил".

И как только в жизни индивида начнут действовать общественные и исторические силы – тут он (индивид) сразу же и просечет: ага! Оказывается, не только природа, но и фараон, номарх (ба-а-альшой начальник, типа секретарь обкома), а также и полиция умеет много гитик! Особливо налоговая.

Ну да, бог города и нома Бусирис (Нижний Египет), имя которого до сих пор читалось как "Анти" (в действительности следует читать "Немти", что и доказал наш советский египтолог О. Берлев, ура!), изображается как человек с инсигниями фараона, а в "Текстах пирамид" носит исторический титул номарха - "начальник нома своего", или "возглавляющий восточный ном". А ведь начинал просто соколом. И даже не сталинским.

Хотя полностью очеловечилось че-то совсем немного богов - Осирис, Пта, Амон, Хонсу, Мин, Атум, Исида и др. Некоторым из них поклонялись в крупных религиозных центрах. Так что считается, будто бы здесь богословская мысль ушла далеко вперед от тотемистических и фетишистских представлений. А провинциальные религиозные центры отстали нафиг в развитии от Гелиополя, Коптоса, Мемфиса, Фив. И потому сколь богословская мысль здесь ни кочумала, а переродить фетиши и тотемы в человечков на изображениях не удалось. И остался здесь народ законченным фетишистом. И тотемистом.

Египтологи любят брякнуть чего-нибудь эдакого: «жречество всех религиозных центров находилось под мощным влиянием древних религиозных традиций и вопреки всякой земной логике соединяло в одном образе несоединимое - человеческое и животное начала. Антропоморфизация не ослабила, однако, тотемизма и культа животных». Хотя что тут несоединимого с точки зрения биохевиоризма – ума не приложу. Этолог, зоопсихолог и ПСИХОЛОГ Конрад Лоренц от этой фразы вообще бы рыдал и плакал.

Я уж совсем было собралась отправлять пост в ЖЖ, как вдруг подумала: скучно читать про все эти божественные функции без иллюстраций. Дай-кось я поставлю божественные символы перед раздельчиками, что ли... Поставила. И с изумлением обнаружила, что автоматически выбрала практически одни только очеловеченные обличья! Даже богу-Скарабею нашла изображение с мужской фыгурой и ногамы...

Вот и говори после этого, что высшие силы не требуют конкретного обличья, чтобы человек мог с ними дело иметь! Если уж даже я не утерпела...

Но вы вглядитесь в этот образ божественной Девятки-Эннеады! Тайная, скрытая в глубинах причинно-следственных связей силища эннеады раскрывается в могуществе явленных миру триад, каковые обнажают все три корня Божества. Корнями, естественно, служат Отец, Мать и Сын.


НУН. В эннеаде Гелиополя - Хаос и Изначальный Океан, порождающий Изначальные Воды, которые мы встречаем в священных книгах всех религий - Воды, содержащие семена и зародыши всего, что появится впоследствии. Обычно Нун представляется в виде большого существа, по пояс погруженного в Изначальные Воды, которое руками поддерживает всех богов, возникающих из Хаоса-Нуна.


ТУМ (АТУМ). В эннеаде Гелиополя - «Создавший сам себя», он возникает на Красном Холме или обелиске, обозначающем начало времени. Его имя переводится как «He-Вещь»: А-Тум, что интерпретируется как «Суть Всего». Это дух, возникающий в глубинах Нуна и изображающийся в виде красного диска на холме. В этом случае он называется Атум-Ра и символизирует Ра как Солнце-Творца.


РА. Это Созидающее Солнце, порожденное «He-Вещью», связывается также с птицей Бен-Бен, одним из образов птицы Феникс, погибающей после каждого временного цикла и возрождающейся из собственного пепла, как жизнь из смерти.

Атум-Ра породил первую пару богов: Шу (Воздух) и Тефнут (Пространство); от этой пары рождаются Геб (Земля) и Нут (Небо). Нут изображается расположенной над Гебом, они соприкасаются только пальцами ног и рук, таким образом, создавая свод между небом и землей, где действует Ветер Шу. У Геба и Нут родилось четверо детей: Осирис, Исида, Сет и Нефтида, описываемые как создатели людей.

В течение 12 дневных часов Ра обходил все земли Египта.

Предание гласит, что когда Ра состарился, Исида использовала подходящий случай, и, завладев его «Тайным Именем», унаследовала таким образом все его силы.

Лирическое отступление:

Господи, чем они там только не завладевали – именем, семенем, временем и стременем… И кто только с кем не спал – мама с сыном, папа с дочкой, брат с сестрой и брат с братом.

Однажды Сет решил утрахать Осириса, чтобы взять над ним верх. Но Исида приперла Сета к стенке, произвела небольшую манипуляцию с его… ммм… основным орудием производства божественной победы, собрала эманацию победы в ладошку, потом дождалась, пока недобрый бог захрапит – и сунула ему эту эманацию… Да-да, туда как раз и сунула. Туда, где на братца Сета не светит Ра. И когда Сет принялся возбухать насчет своей победы над Осирисом (как он Осириса с Исидой перепутал – и знать не знаю, египтологи тоже затрудняются), «знак семени его проступил» - нет, не на бэксайде, а прямо на челе. Дошло до ума, что называется. Ой, как все смиялис!

Ну можно такое рассказывать о людях? Только в самой что ни на есть желтой прессе и в фильмах Педро Альмодовара. В противном случае поневоле возникает вопрос: что ж за боги-то такие, ведущие себя по-скотски? А египетским тотемам все простительно. У высших сил инцестов и извращений не бывает. И пола не бывает. И крыши тоже. Потому как уносит на раз – при таком-то уровне всемогущества.

Ах, да. Забыла досказать про Исиду, отобравшую у дедули силушку непомерную. Люди, обнаружив, что Ра старенький стал, простатитом занемог, немедленно восстали, дурачки. Кот из дому – мыши в пляс, называется.

Но у богов ВСЕГДА есть запасной арсенал, о чем и позабыла прараса пралюдей (неандертальцы это были, вестимо). Ра и направил против людей свое «Божественное Око» (Хатор-Сехмет), и почти всех покоцал. Спаслись только последние семь человек, от них и пошла новая раса.

Почти биологически достоверный факт. Было же вымирание человечества – 60 тысяч лет назад, когда из-за климатических, что ли, проблем от довольно обширной популяции осталось около 2 тысяч человек. Вот они-то и породили новую расу.

А Исиду наказал не по-божески - отрастил ей пару рогов и заключил в материю, чтоб не пыталась узурпировать дедулину мощь.

У Ра есть и божественный противник - змей Апоп, символизирующий затмение.


АМОН. Хотя его культ был распространен в Фивах, все же это гораздо более древнее божество, подобное таинственному Атуму, и не похожее на проявленного бога Ра. В то время как Ра - это Порождающее Солнце, видимое и активное, Амон является скрытым духом того же самого Солнца, Солнцем Справедливости. Амон-Ра принимает облик крылатого яйца, или крылатого солнца и тогда оно называется «Господином Дверей», напоминая о Солнце, проходящем двери Неба, подобно душе, проходящей через воплощения.

Наряду с Хнумом, древним Богом-Бараном, Амон является астрологическим символом ариев, «бодающимся» солнцем, которое заставляет отступить тьму.

Его тайный, мистический смысл был иногда заключен в размытости, нечеткости изображения его иероглифов.

Как к богу Тайны и Молчания, как к защитнику, к нему обращались с молитвой: «Амон, Господин Тишины, быстро являющийся на зов несчастного! Я взываю к тебе в моей беде, и ты приблизишься, чтобы защитить меня, чтобы дать дыхание слабому, чтобы спасти меня, согнутого нуждой. Ты - Господин Фив, освободитель, истинный спаситель, тот, кто приходит издалека, чтобы помочь взывающим». А другая молитва гласит: «Благословен тот, кто умер в Фивах, месте Тишины и Справедливости, месте пребывания Амона; его душа станет божественной душой».

Его мистическая жена - Мут, одна из форм Мировой Матери, которая изображается с головой кошки. Ее сын Хонсу («Тот, кто пересекает») – «Небесный кормчий», «Путешественник», изображается с головой сокола, увенчанной месяцем. От Амона произошел также дар предсказаний и владения парапсихологическими силами.


ХАТХОР. Символизирует вселенскую Корову, небесную матку, дающую начало Жизни. Ее черты Жертвенной Матери основаны по большей части на женских божествах египетского пантеона. Она имеет сходство с Сехмет, вершительницей судеб, и с Исидой, после того скандала в благородном семействе увенчанной рогами.

Хатхор правила миром мертвых, и поэтому ее также называли Госпожой Запада. Также ее называли Госпожой Сикоморы и «Изумрудом Синая».


ОСИРИС. Одно из наиболее важных божеств египетского пантеона, пришедшее из Абидоса. Возможно, Осирис сменил другое более древнее божество, связанное с Огнем и Изначальным Солнцем.

Осирис - солнечный и небесный бог; его цвет - голубой с красным или ярко-желтым. Его одежда - белые пелены, напоминающие о мумификации, на голове совмещенная корона Верхнего и Нижнего Египта, в руках - плеть и крюк, символы наказания и притяжения, строгости и любви. На лбу у него находится урей, изображающийся в виде кобры, - символ, имеющий индийские корни, означающий власть над жизнью и смертью, внимание или пробужденное сознание.

Этот бог - главный персонаж Мистерий Осириса о том, как Сет добрался-таки до братишки. Убил, расчленил и раскидал где ни попадя, а Исида потом собирала братомуженька своего по частям. И это не просто тягостная история об очередной божественной подставе. Разъятие осирисова тела - символ утраты человеческой природы ради выявления природы божественной; поэтому почти всегда об «осирификации» говорится как о синониме мумификации.

Ранний уход (проще говоря, помер молодым) Осириса связывает его с богами мертвых и с возможностью управлять оккультными мирами. А еще это мужское божество плодородия и посевов, хранящее знание агротехники и церемоний, связанных с пшеницей, вином и пивом. Он покровительствует росту физической и символической пшеницы, до семи локтей высотой, растущей в Аменти.

Как благое божество Осирис дал людям законы, чтобы воспитать их и дать моральные нормы.

Осирис, будучи сыном Геба и Нут, также является загадочным сыном Небесной Птицы, которую римляне впоследствии называли «Гор Старший».

Он управляет Волей, Справедливостью (вместе с Маат); является божеством Мистерий и Солнца, на что указывают перья Амона на его голове. Также один из символов Осириса - Колонна стабильности, или Джед, символ того, что опирается на Землю.


ИСИДА. Исида - сестра и супруга Осириса. Она изображается на темном (обычно темно-красном) фоне, напоминающем животворящую кровь.

Как аспект Космической Матери, Исида является Праматерью, божеством Любви, порождающим Жизнь. Богиня изображается в виде женщины, часто сидящей и кормящей грудью младенца Гора, своего сына. По своей природе она связана с праздниками весны и лета, изобилия, материнства.

На спинке ее трона изображена лестница, символизирующая посредничество между Землей и Небом, также об этом посредничестве свидетельствует факт ассоциации богини с Луной. Ее корона имеет форму лунных рогов. Исида имеет и другие атрибуты, например, узел, или пояс Жизни, и систр, который отгоняет злых духов своими магическими звуками.

Исида покровительствует волшебству, ночной и лунной магии, поэтому ей приносили в дар молоко, сок растений, фрукты, благовония. Иногда богиня изображается закутанной в покрывало - аллегорию вуалей, скрывающих тайны Природы; иногда ее изображают бородатой - указание на импульс плодородия или андрогинное божество (напоминание о первоначальных расах человечества, которые были двуполыми, бррр).

Ее имя Исида (Исис), состоящее из частей Ис-Ис («ступень-ступень») имеет отношение к психическому миру, к внутренней энергии и здоровью. Если Осирис является божеством темноты - Изначальным Светом, то Исида - это Мировые Воды, а их сын Гор - Свет Разума, который люди способны воспринять.


ГОР. Будучи сыном Осириса и Исиды, образует третье лицо самой знаменитой триады Египта. Часто его изображают ребенком, которого кормит мать Исида. Но со временем ребеночек подрос и навалял дяде Сету за папины страдания по первое число.

Как мститель и воскреситель своего папы Осириса, Гор стал символом воскрешения для всех людей - Внутренний Гор, ведущий битву с темными сторонами личности. С подсознанием, надо понимать. Божественный прото-Фрейд. Аллегорически он представляет видимое Солнце разума, которое своим светом разгоняет все тени.

Гора чаще всего изображают в виде человека с головой сокола, короной и атрибутами или без них. Обычно его рисуют на золотисто-желтом фоне; иногда он несет посох Анубиса, чтобы ориентироваться в темноте, и жезл - символ власти и устрашения физических и психических чудовищ.

Будучи солнечным божеством, Гор поддерживает силы Человека, движущегося по Пути. Часто он изображается в виде лодочника (это один из образов путешественника по миру), убивающего копьем крокодила - символ опасности и препятствий на Пути.

Он изображается сидящим на корточках в Солнечной ладье, и прокладывающим дорогу с помощью анха (Ключа Жизни или Молота Гора, представляющего букву тау); этот молот воскрешает мертвых и будит спящих. Очищающую воду из сердаба (погребальной камеры в египетской гробнице - мастабе), извлеченную из Нила, жертвовали папе Гора - Осирису, но взывая к помощи сыночка. Сам Дом Бальзамирования назывался Домом Гора.

Четверо сыновей Гора - хранители четырех кардинальных точек пространства: в мастабах они охраняют ритуальные сосуды, содержащие внутренности мумифицированного тела, в память о Горе, хранившем останки Осириса.

Это АМСЕТ с человеческой головой, который вместе с Исидой охраняет печень; ХЕПИ - павиан, вместе с Нефтидой охраняющий легкие; ДУАМТЕФ с головой шакала, охраняющий желудок вместе с Нейт; КЕБЕХСЕННУФ с головой шакала, вместе с Селкит, богиней-скорпионом, охраняющий кишечник.


СЕТ-ТИФОН. Сет - древнейшее божество, связанное с наиболее глубокой Тайной и Тьмой. Будучи в родстве с Осирисом и его светлым и благим аспектом, Сет символизирует мрак, засуху, бесплодную почву, наконец, эзотерическое как противоположность видимого и экзотерического.

Более поздние греческие версии превратили Сета в Тифона, сотворив «злого брата» Осириса и зло вообще, изображаемое в образе гиппопотама.

Но в Древнем Египте (который якобы был до ужаса примитивен) зло как самостоятельная сущность… не существовало! Оно было лишь тенью добра, искаженного при воплощении. И опять-таки, какой психолог не подпишется под этим восприятием зла? Вот и говорите теперь о примитивности неантропоморфных культов.

Итак, Сет, он же Сет-Тифон есть лишенная сознания материя, темная и слепая. И, добавлю, способная быть как хорошей, так и плохой – смотря к чему приложить!

В додинастические времена Сету поклонялись в форме вертикально стоящего камня, так же как Лингаму Шивы или еврейскому Йоду. Сами понимаете, фаллоцентрическое сознание… Да и что может быть слепее и бессознательнее стоящего, гм, лингама?

Также Сет родственен черному козлу, над головой коего грешники призывали Сет-Тифона и исповедовались. Из-за этого сомнительного родства Сета еще изображали в виде бегемота на козлиных ногах. Прямо Босх какой-то…

Сет, когда расчленил Осириса на 7 или 14 частей, а потом, когда Гор пустился за ним в погоню, убегал, также в течение 7 дней, «верхом на осле». Образ несчастного осла, неделю бегавшего без продыху, используется, чтобы описать душу, упавшую в материю (так же, как в более позднем мифе Апулея, невыразимо неприличном, но оттого не менее скучном). Осел в Египте назывался Лао, «темный производитель» - так же как еврейский Лао, первичная материя, лишенная разума, простой материал для создания форм.


НЕФТИДА. Нефтида - сестра богини Исиды, и вместе они символизируют два аспекта Луны: Исида - видимую, светлую луну, Нефтида - темную и невидимую для людей. Имя Нефтида происходит от Неб Хет, «Госпожа Крепости»; её небесная резиденция - Луна.


ТОТ. Лунное божество, отец мудрости, письменности и культуры в целом, создатель всех наук и покровитель храмов для инициации. Господин Тишины и Тайны, атрибутов знания, полученного при инициации. Он был первым из Великих Магов, и его имя было родовым для неисчислимых династий мудрецов.

Тот изображался в виде человека с головой или лицом ибиса, а иногда в виде самой птицы, которая также могла носить на голове корону или урей. Он эквивалентен греческому Гермесу и римскому Меркурию; выполнял функции писца и посланника богов.

Птица ибис по своей природе представляет опасность для крокодилов: она питается их яйцами. Эта борьба, происходящая в природе, символизировала борьбу между знанием и невежеством.

Белый и черный ибис управляли - как индийский лебедь Калахамса - циклами времени, сменив до-династический символ земляной улитки.

Астрологически Тоту соответствует планета Меркурий, Будхи на Востоке, и египетские предания говорят, что будто бы между этой планетой и Солнцем есть еще одна маленькая планета, о существовании которой было известно посвященным и которая носила название Ибис.

Тота также изображали в виде кинокефала: обезьяны с собачьей головой. Эта ипостась бога отражала знание о прошлом, и, в свою очередь, таинственную необходимость забывать все ужасное, что произошло в истоках человечества (а заодно, наверное, и то, что произошло в истоках младенчества отдельного индивидуя – опять психоанализ полез, ну что ты будешь делать…). Как бог Памяти, он появляется в египетском ритуале взвешивания сердца умершего, актуализируя то, что выносится на суд, и погребая то, что человек уже искупил.


АНУБИС. Также является одним из древнейших божеств; изображается с человеческим телом и головой собаки или шакала, или непосредственно в виде шакала, иногда склоненного над ларцом и стерегущего папирус так называемой «Книги Мертвых».

Этот бог - проводник душ; он руководит душами, покинувшими тела и душами посвященных, закончившими человеческий этап эволюции.

Господин Западной Горы; его царство - ночь физическая и ночь души, как для человека, так и для мира, это и короткий сон, это и смерть, и конец цикла. Поэтому его связывают с пятым часом ночи (11 часов вечера), с черной пирамидой, с входной дверью и со знаком Скорпиона, разрушающим материальные тела. Его небесные обители - звезда Сириус и планета Венера.

Тот изображается также в виде статуэток лучника, разрушителя тела, сообщающего о смерти. Его посох - символ способности идти в темноте, уничтожая злых змей низшей психической жизни.

Его древний культ был глубоко сокровенен; жрецы в масках проводили тайные ритуалы воскрешения Осириса, и святыни Анубиса были скрыты в храмах. Однако в эпоху Рамессидов, в битве с хеттами при Кадеше египетские войска несли его изображение на штандартах, что означало возросшую популярность его культа.

Анубис с Тотом и Нефтидой вместе с Исидой собирали и мумифицировали тело воскрешаемого Осириса в Мифе об Осирисе.

Это все боги общеизвестные, постоянно вылезающие то там, то сям и в декадансе, и страшно сказать, в комиксах... Дальше пойдут боги малоупотребительные, не такие заезженные. Но тоже крайне интересные.
Tags: история солжет как всегда, уголок гуманиста
Subscribe

  • Эффект Печорин.нет

    Итак, мой конфликт с порталом "Печорин", разгорается он или тихо тлеет, однако входит в терминальную фазу. Меня ужасно утомили эти обещания вот…

  • По-моему, на жучкиной псарне чумка

    Чумка, поражающая в первую очередь мозг собачек. А всё моя статья "Новые ихневмоны". Когда количество просмотров подкатило к числу, невиданному для…

  • Ох уж это летнее проветривание шуб!

    Говорят, их надо вывешивать на балкон зимой. А как их вывесишь, если у нас закрытая лоджия, соединенная с жилым пространством? Причем от комнаты…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments

  • Эффект Печорин.нет

    Итак, мой конфликт с порталом "Печорин", разгорается он или тихо тлеет, однако входит в терминальную фазу. Меня ужасно утомили эти обещания вот…

  • По-моему, на жучкиной псарне чумка

    Чумка, поражающая в первую очередь мозг собачек. А всё моя статья "Новые ихневмоны". Когда количество просмотров подкатило к числу, невиданному для…

  • Ох уж это летнее проветривание шуб!

    Говорят, их надо вывешивать на балкон зимой. А как их вывесишь, если у нас закрытая лоджия, соединенная с жилым пространством? Причем от комнаты…