Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Зри в корень или стреляй в дыру

Заваленный книгами

Не так давно зашел разговор об электронных книгах как о последней разновидности носителя информации. Удобный, компактный, легко меняющий вид по вкусу потребителя, дешевый, легко дублирующийся. Многие мои друзья, привыкшие к старому носителю, предпочитают бумажные издания, а я... честно признаюсь: даже книги, которые стоят у меня на стеллажах - руку протяни - предпочитаю читать в электронном виде. Почему? Да потому что бумага белая. Выражение "черным по белому" лично у меня вызывает ассоциации не с очевидностью, а с конъюнктивитом. И я всегда делаю цветной фон в книгах, которые читаю, пишу, редактирую. Черным по розовому-бежевому-фиолетовому воспринимать легче. А какой издатель выпустит книгу на розовой бумаге? Японский - из тех, что книги на рулонах пипифакса издает? Специфический товар, что и говорить.

Не говоря уж о том, что у современной книги не просто уродливые, а уродливейшие обложки. Они компрометируют читателя еще до прочтения названия. Когда я еду в транспорте и напротив меня сидит девушка с книгой, на кавере которой нарисовано сердечко с целующейся парочкой - что тут можно подумать? Что под обложкой какое-нибудь "он страстно и длинно обнял ее всю". Но тут мой дальнозоркий глаз видит: мелким шрифтом под слившимися в экстазе напечатано "Доводы рассудка". Я-то знаю, что это книга Джейн Остин, значит, девушка хорошую книгу читает. А выглядит, как подсевшая на любовное чтиво глупышка. Какое отношение имеет обложка к тексту? Да никакого. Такова издательская политика: чем более примитивно и убого выглядит оформление, тем, типа, охотней книгу купит молодняк. И не спрашивайте у меня, откуда такое неуважение к молодежи - это нечто мистическое.

Плевать на мнение посторонних теток, конечно, да только несправедливо так читателя подставлять. Зато в ридере можно читать что угодно, не создавая у окружающих неблагоприятного впечатления.

Не спорю, электронные тексты лишают книгу лица. Электронная книга на вид неотличима от собратьев своих (и сосестер): в ридере не поймешь, где том с золотым тиснением, а где легкомысленный покетбук.

Почему-то вспомнилось, как в библиотеке ГМИИ мы с сокурсницами заказали альбом по средневековой живописи. Памятуя, что на нем нет штампа "Вынос из помещения библиотеки запрещен", мы предполагали утащить добычу в отдел и там посмотреть, а если что из иллюстраций сильно вдохновит, то и отксерить. Как выяснилось, штамп не поставили, потому что альбом был размером со столешницу. Но мы его все равно унесли - втроем. Так я впервые увидела инкунабулу.

Читать книги такого вида - это нечто особенное по ощущениям. Становишься на время библиофилом. А для библиофила переплет, обрез, шмуцтитул-авантитул так же важны, как сам текст книги. Электронные тексты для ценителя не книга, а разновидность рукописи. Но чем современней произведение, тем больше у него возможности быть изданным не просто плохо, а очень плохо. И пускай электронная книга не дает привычных, любимых ощущений, уйдет, в частности, возможность опереть ее, раскрытую, на хлебницу или сахарницу, водить глазами по строчкам, запихивая в себя первое, второе и компот - пока кто-нибудь не сотрясет атмосферу надоевшим "Читать во время еды вредно".

Это смотря что читать...

Смена носителя ведет за собой и другой эффект - новое применение источника и новые виды информации. Предположим, книга, воплощение которой (помимо написания текста) требовало многих лет неустанного труда кожевников, писцов, иллюминаторов, попросту не может оказаться продуктом одноразового использования. А дешевая книга может и еще раз может. Она может стать чем-то вроде бумажного тетриса или колес, отключающих сознание на время поездки в общественном транспорте.

Самые большие тиражи именно у "книготетриса". И дебилизация масс, о которой столько говорили большевики интеллигенты, тут ни при чем. Просто каждое утро миллионы людей едут в транспорте на работу. Им нежелательно воспринимать окружающую действительность, да и мозг они включат в офисе, после третьей чашки кофе, не раньше. Читать в подобном состоянии сложную, серьезную книгу не будешь, зато истории про детектива Подушкина прокатят. Книготетриса хватит на несколько поездок, потом придется купить новый опус - и так неделя за неделей.

Так и рождаются легенды: народ не читает хороших книг, зато охотно берет всякое барахло. Притом, что хорошую книгу человек садится читать прицельно, он ее осваивает и покоряет, словно терра инкогнита. На усилия уходит много времени и энергии. Если о твоей книге сказали, что читали ее два дня подряд и прочли, как проглотили - это сомнительный комплимент. Значит, книга оказалась захватывающей, однако была ли она содержательной? Вопрос на миллион баксов. И пусть я не видела в натуре миллион баксов (и вряд ли когда увижу), но кто мешает мне задавать неловкие вопросы?

Например, вопрос: как часто вы покупаете драгоценности? А фрукты? Наверняка фрукты лидируют. Причем я не уверена, что будь гранаты (камни) так же дешевы, как гранаты (фрукты), вы бы закупали колье и серьги килограммами. Сколько побрякушек нужно на одно лицо, то есть уши и шею? Неизмеримо меньше, нежели пищи на весь организм. И никто, будучи в здравом уме, не скажет: вот причина, по которой надо перестать гранить драгоценные камни и переключиться на торговлю продуктами.

Итак, если организму требуется постоянный приток чего-то сладкого и витаминосодержащего, часть бюджета отводится на покупку сладостей. А предметы роскоши приобретаются целево или под настроение. Так же и с книгами, которые не больно-то развлекательны: чтобы их покупать, нужно любить читать, а не глотать тексты. Нужно завести домашнюю библиотеку и ставить на полки то, что впоследствии предполагаешь перечитывать, на чем собираешься детей воспитывать и т.п. Пусть книга - не совсем роскошь, она должна окупать потраченные на нее средства. Таковы установки истинного библиофила.

К книге предъявляются довольно высокие требования - совершенно как к предмету роскоши. Это должно быть хорошее вложение средств.

Между тем человечество давным-давно изобрело целый вид письменных источников, которые ни черта не окупают. В частности, пресса - одноразовое и не особо содержательное чтиво. Прочел-выкинул-купил новое. Хотя глянцевый журнал может стоить как недешевая книга, а читать в нем, в сущности, нечего. Особенно если ты не интересуешься стопицотым способом получения тантрического оргазма во время мытья полов.

Вот и книжный аналог не пищи, а жвачки для мозгов тоже появился. Не перечитывать же, в самом деле, детектив, написанный убогим языком, на сюжет, который не запоминается - кроме одной детали: всех убил садовник. При посредстве дворецкого. На жвачку для мозгов тоже можно выделить статью бюджета. Но с каждой покупкой в душе потребителя будет расти стремление удешевить расходы. Рано или поздно человек купит ридер, понимая, как много книг в инете продается по себестоимости. А поскольку они ничего не дают, в них ничего не вложено, они ничем не богаты - их можно закачать, просмотреть и удалить без-воз-мезд-но, то есть даром. (с)

К сожалению, разница между книготетрисом и литературным шедеврами не столь очевидна, как разница между фруктами и драгоценностями. Конечно, читателей опытных, наделенных вкусом не проведешь, но людей, как выражался Мастер у Булгакова, девственных может смутить сходство названий и средств воплощения. И то книга, и это книга. И то буквами написано, и это. И там борьба добра со злом, и здесь. В чем же разница? Вдобавок демагоги-графоманы лезут на свет личного читательского мнения, точно комары: а как вы отличаете настоящую книгу от ненастоящей? читаете? а поконкретней можно? а списком требований? а тестиком? Изречение "Бог в деталях" их почему-то не удовлетворяет.

Словом, читателю по мере распространения электронных текстов придется приобрести новые навыки - для своего же блага, дабы различать качественную и некачественную книжную продукцию. Чутье, например, развивать: по виду книги, солидному или не очень, ориентироваться не получится. Умение перелопачивать большие объемы текста в поисках хорошего языка - это самый быстрый маркер прилично пишущего автора. Способность игнорировать издательскую "влепту" в книгах - оформление и анонсы, поскольку никакого отношения к тексту они зачастую не имеют, их валяют, как того левая нога маркетолога захочет. А главное, читателю придется приобрести независимость суждения.

Но это уже тема для нового поста об электронных книгах.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, монументы на колесиках, пытки логикой и орфографией, сетеразм, уголок гуманиста, философское
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • «Государь, произведите меня в немцы»

    Вот хрен его знает, который раз я об этом пишу. И все равно каждый раз обнаруживаю, что вокруг до черта прекраснодушных феечек, искренне уверенных,…

  • Салат из курицы с радиккьо

    К итальянскому цикорию радиккьо я пристрастилась в Риме. Он был мне в новинку, но его красные кочаны лежали везде - и на рынках, и в магазинах, на…

  • Внутре у русской интеллигенции

    Забавное существо этот наш современный интеллигент. Недавно на фейсбуке иносказательно описала случай, когда товарищ, читавший здесь мою статью для…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 123 comments

Recent Posts from This Journal

  • «Государь, произведите меня в немцы»

    Вот хрен его знает, который раз я об этом пишу. И все равно каждый раз обнаруживаю, что вокруг до черта прекраснодушных феечек, искренне уверенных,…

  • Салат из курицы с радиккьо

    К итальянскому цикорию радиккьо я пристрастилась в Риме. Он был мне в новинку, но его красные кочаны лежали везде - и на рынках, и в магазинах, на…

  • Внутре у русской интеллигенции

    Забавное существо этот наш современный интеллигент. Недавно на фейсбуке иносказательно описала случай, когда товарищ, читавший здесь мою статью для…