Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Гении одноразового пользования


Опять начались эти игры с общественным мнением на тему пиратства и авторского права. Недавно так называемая писательница Устинова сетовала в новостях: ах, за последние два года тиражи упали в два раза, ах, это все пираты! Вот же наглое существо - врет и не краснеет. Рынок обвалился лет шесть назад - и не из-за пиратов, а из-за таких вот устиновых, которые гонят валовый продукт откровенно гнусного качества. Следом в тех же новостях какая-то журналистка заквакала: семьсят тыщ скачиваний фильма, да если помножить на триста рублей за билееет в кинооо или на пицот рублей за диииск... Еще одно наглое ебало существо с честными глазками. Как будто не знает: мало кто пойдет в кино на незнакомый фильм, говна в кинотеатрах пускают выше крыши. И на диске никто незнакомое покупать не будет - по той же причине.

Мы больше не готовы выяснять методом финансового тыка, что можно смотреть-читать, а что нет. Ибо понимаем: одно приемлемое приобретение приходится уже не на десять образцов чудовищной фигни, как закон Старджона гласит, а гораздо, гораздо хуже картинка. Прикажете тратить немереные тыщи на фуфло в надежде, что прикупишь, наконец, нечто стоящее? Доверять производителю культурной продукции потребитель этой самой продукции давно разучился. Не один десяток лет обламывали, но научили крепко: не будь лохом, проверяй, что берешь.

Словом, не надо ныть, будто каждое скачивание вытаскивает из кармана производителя цену за билет или бумажное издание. Я большинство скачанных опусов удаляю после того, как посмотрю начало фильма или прочту первую страницу. И даже если по соображениям иного порядка, не для развлечения себя, дойду до конца - ни о каких покупках барахла вроде Устиновой речи нет и быть не может.

Не нужны в домашней библиотеке-видеотеке эти убогие гении одноразового пользования. Шедевры, на которые второй раз не взглянешь, которые ни пропить, ни заложить, ни на досуге раскрыть.

За каким лядом мне по второму разу открывать написанное Устиновой? Что она написала такого, чтобы я ее и один-то раз прочла, да еще и заплатила за право поставить на полку в своем доме кусок криво сшитого - во всех отношениях - бумажного хлама? Про родимых кинематографистов не спрашиваю вовсе, просто не смотрю отечественное кино и сериалы последние двадцать лет, давно решив: рвотный рефлекс не совсем то ощущение, которого я жажду при просмотре фильма.

Да, я отношусь к категории, для которой защита авторских прав - насущный вопрос. И могу даже перечислить обиды от пиратской самодеятельности: неприятно, когда черновик с Самиздата утащат, сольют в сеть - и читай не хочу. Вдобавок приторговывают твоими текстами, не отчисляя автору ни рубля, делая вид, что тот умер лет семьдесят назад, зачем ему деньги? Пардон, но я жива, деньги мне очень и очень пригодятся. Однако прекрасно понимаю: никто не готов покупать в электронном виде или на бумаге совершенно неизвестную книгу. Это не та лотерея, в которую публика готова играть. Поэтому скачивание - снятие пробы, ничего более.

Снять пробу с блюда и решить, хочешь ты это есть или не хочешь - хорошая возможность. Человек не станет от нее отказываться, сколько бы там власти ни шебуршили насчет пиратства, штрафов и законодательного преследования торрентов. Видали мы то преследование. В гробу. Множество людей живут в странах, где государство перекрывает доступ и на ютуб, и в соцсети, и куда только не, увеличивая пользование анонимайзером. Причем государству по хрену, что оно запрещает и за какие прегрешения. А запрещаемым по хрену государственные санкции, на их век новых движков хватит.

Государство, как всегда, делает вид, что борется с пиратством, а пиратство... пиратство даже не делает вид, будто замечает, как с ним борются.

И это особенно гадко нам, чьи авторские права в полной жопе. Потому что те, кто должен заниматься нами, писателями - именно они нас и обкрадывают. Я в жизни своей не встречала издательства, которое не пыталось бы урвать от наших законных гонораров (весьма скромных, если сравнивать с западными расценками) хоть подоходный, хоть штраф, хоть скидку, хоть что-нибудь. Постепенно разучиваясь продавать, снижая качество работы с текстом, ухудшая типографские параметры, издатель старательно переводит стрелки на нас и на читателя: вот, писатель пишет плохо, а читатель его еще и из сети ворует, куда бедному издателю податься! Негде котику издохти.

При этом аккуратно опускается:
а) потогонная система работы с автором - коли получил серию, гони четыре книги в год или соси лапу, да еще неизвестно, как скоро тебе заплатят за пахоту в режиме 24/7/365, не попытаются ли кинуть,
б) безобразно низкий уровень отбираемых "валом" МТА, которым якобы предоставляется шанс пробиться в большую литературу, а на деле просто пройти бесплатными невидимками гоп до кучи в качестве наполнителя конвейера,
в) редактура и корректура на уровне "и так сойдет", поскольку редактор в месяц валяет по семь-восемь книженций, которые не редактировать - их переписывать надо, а корректору еще ЕГЭ сдавать, второгоднику,
г) оформление в стиле "Кривой скан опуса Вальехо "Пиздом на драконе", а также привычка подбирать написанный роман к имеющейся картинке серии или оформлять злосчастный роман перекуроченным кадром фильма/сериала, к коему роман отношения не имеет,
д) дрянная бумага, дрянная краска, дрянная склейка - больше пяти прочтений эта так называемая книга не выдержит, не говоря уж о том, что ее вообще противно в руки брать, а обложку стыдно показывать окружающим,
е) наплевательское отношение к позиционированию книги: психологические драмы оформляются как любовное чтиво, книги о психологии подростков как наборы советов для молодых мам, типа эти категории литературы лучше продаются - хотя молодая мать не купит книгу о подростковом кризисе, а любительница чтива - психодраму, полистают, ткнут обратно на полку и плакала наша целевая аудитория,
ё) растущее количество читателей предпочитает ридер, поэтому будущее явно за электронными текстами, хоть покончи с собой все издатели страны в храме Христа Спасителя под музыку Пусси Райот.

Игнор очевидного вызывает утрату контроля, утрата контроля формирует панику, а паника делает издателя капризником, вором и нищим. Сочетание свойств, из которых как нефиг делать складывается неудачник. Богатый вор и капризник еще мог бы выехать за счет фаворитов, которые все-таки прикормлены и могут поддержать благодетеля. А благодетель, которому даже фаворитам платить нечем, обречен. Нищий честный капризник мог бы сойти за высший суд, грозный суд, к которому не подходи, наперсники разврата! Он неподкупен и его выбору можно верить. Некапризный, хоть и вороватый нищий мог бы грести лопатой всякое дрянцо, авось в мусорной куче обнаружатся перлы. Единичные, но бывают же на свете чудеса. Словом, третий фактор в любом сочетании лишний.

Но когда это существо без средств, чтобы нормально платить за хорошую работу, принимается требовать чудесного попадания в "самую центру" читательских интересов, курочит твой текст так и эдак, делая его то проще (публика-то у нас дура, что ж вы такие сложные слова употребляете, да еще сноски ставите), то полезнее (посоветуйте ей, как удаленно на дому вылечить застарелый алкоголизм), то "красивше" (у вас как-то мрачно, надо светлее писать, позитивнее, дарить людЯм надежду)... Это всё игры на понижение. Писателя надо загнать под плинтус, чтобы он был готов работать по низшей ставке.

А деньги лучше потратить на то, чтобы перекупать друг у друга дюжину осточертевших всем "звезд" типа Устиновой. Ибо издатель давно и старательно экономит на раскрутке. Именно она берет много средств, но увы, не является панацеей. Можно вложиться в пустышку и обнаружить: публике нисколько не интересен очередной победитель лажовых конкурсов молодежного опуса, изваянного на лекциях в академии легкой промышленности (так и не законченной ввиду творческого взлета). И вот ты вбухал полмильона в чудо-школяра, чтобы обнаружить: то был просто школяр. В каждой академии чего-нибудь таких полна коробушка. И нет, ты не готов попробовать еще раз, с более тщательным отбором претендента на раскрутку. Ты оплакиваешь свои бабки, ругаешь публику, ругаешь автора, хотя ругать надо себя. Ты лоханулся, дорогой издатель. Ну и маркетолог твой, куда ж ты без него.

О нет, ты кинешься перекупать тех, кто известен и уже раскручен, в рекламу бренда вкладываться не надо, публика на это клюнет.

Публика на это плюнет. Большинство издательских живых брендов исписалось еще в начале века, потому что не выдержало требуемого темпа. Он даже для автора нон-фикшн чрезмерен, даже для графомана. Писатель не может выдавать по четыре книги в год, это противоестественно. Единственное спасение бизнеса - причем любого - делатели новых звезд. Публике интересно новое, но не в форме слоя бумажной трухи, устилающей горизонтальные поверхности. Публика не дура, и понимает разницу между книгой, написанной со знанием материала, и книгой, написанной в подражание книги, написанной со знанием материала.

Скажем, "Гаррипоттериана" написана о стране, где весьма распространены замкнутые сообщества, где немалая часть населения проходит через частные школы, где таинственные легенды и древние традиции встречаются даже в самой захудалой деревне. Успех саги о магическом мире, существующем рядом с миром обычных людей, родился из того, что фантазии автора не беспочвенны. А вот римейки-стилизации такого рода на российском материале попросту уебищны. Ибо отдают конспирологией и франкмасономанией.

Но мы же только и делаем, что пытаемся передрать успешную задумку у западного образца - чем искать пути создания своего, нового, интересующего публику. Мы себя заклинаем, зомбируем, твердя: публикадура, читательбыдло! - хотя достаточно нашему издателю глянуть на себя в зеркало, дабы понять: рядом с ним, красавцем, никакой кидалт не кажется чересчур тупым и инфантильным. Кидалты, с их синдромом Питера Пэна, боятся взрослеть, а издатели боятся посмотреть действительности в глаза. Очевидно, понимают, что они там увидят. Например, что их бизнес обречен. И не пиратство тому причиной, неча на Либрусек кивать, коли рожа крива.

Гении одноразового пользования не спасут эту гиль. И даже если пираты перестанут тырить опусы устиновых-донцовых-лукьяненко, тиражи обратно не вырастут. Публика знает, чего от этих купленных-перекупленных звездулек ждать. И не испытывает желания голосовать за отжатое из их мозгов вторсырье.

UPD. Князева дерут в следующем посте. Прошу к столу, вскипело.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, мир за вычетом меня, пытки логикой и орфографией, сетеразм, уголок гуманиста, цирк уродов
Subscribe

  • Блестящий критик я

    Презентация сборника, в котором есть мои статьи, на Московской международной книжной выставке-ярмарке прошла довольно гладко. Я сижу в центре и мешаю…

  • Ихневмон, убийца крокодилов

    Небольшая справка, о ком вообще речь в названии. Египетский мангуст, или фараонова крыса, или ихневмон (лат. Herpestes ichneumon) — вид животных…

  • Еще одна помешавшаяся на мне графоманка

    См. скриншот. И это всё — за последние сутки. Мое происхождение, мое умение работать руками, моя единственная вещь — жежешная пародия, которую…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 252 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Блестящий критик я

    Презентация сборника, в котором есть мои статьи, на Московской международной книжной выставке-ярмарке прошла довольно гладко. Я сижу в центре и мешаю…

  • Ихневмон, убийца крокодилов

    Небольшая справка, о ком вообще речь в названии. Египетский мангуст, или фараонова крыса, или ихневмон (лат. Herpestes ichneumon) — вид животных…

  • Еще одна помешавшаяся на мне графоманка

    См. скриншот. И это всё — за последние сутки. Мое происхождение, мое умение работать руками, моя единственная вещь — жежешная пародия, которую…