Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Серендипити - мое второе имя


Написала за два дня половину авторского листа книги. Вроде немного - применительно к заказному тексту, к нон-фикшн какой-нибудь, про счастье быть собой в бесприютном мире Большого Капитала. А вот если художественное писать, свое, выношенное - ужасно много. И ужасно выматывает. И вдобавок затягивает. Такое чувство, будто сама три дни сидела в бывшем боулинге, силой бога Инти превращенном в амазонскую сельву, и наблюдала, как тот Инти соблазняет сначала девочку, потом мальчика, а затем опять девочку - пыталась понять, на хрена оно надо, да еще богу, которому даже гормональный фон диктовать не в силах...

Поняла. Не дожидаясь, пока остынет, перенесла в текст, на что задору хватило, остальное, как выяснилось, составило смысл всей книги, и этого тома, и остальных, буде таковые появятся. Вот так, аккурат на середине первого тома, становится ясно, О ЧЕМ эта книга. Интересно, сколько мэтров отечественной и неотечественной беллетристики убило бы меня за подобную серендипность?

Кстати о серендипности. Цитируя вики, так называется инстинктивная (интуитивная) прозорливость (от англ. serendipity). Термин обозначает способность находить то, чего не искал намеренно, делая глубокие выводы из случайных наблюдений. Восходит к притче «Три принца из Серендипа», входившей в состав древнеперсидского эпоса. В ней герои, прошедшие глубокое обучение, сумели дедуктивно описать по одним лишь следам внешние признаки потерянного верблюда («хромого, слепого на один глаз, потерявшего зуб, везущего беременную женщину и на одном боку груз меда, на другом - масла»), которого они никогда не видели. Похожие сюжеты имеются в литературе и фольклоре многих народов.

Не знаю, насколько совпадает дедукция с серендипностью, потому что дедукцией отродясь не увлекалась. И не очень в нее верю. Как прием для поражения воображения она прекрасна, респект ее создателю, но дрожание чьей-либо левой икры не всегда есть великий признак. Равно как и определить профессию человека по состоянию сосудов склеры в наши дни не представляется возможным - склера у нас у всех одинаковая, компом порченая. Зато интуитивная прозорливость, о-о-о-о... Сколько благодаря ей совершить и познать можно!

Если она у вас, конечно, есть.

Потому что нет ничего ужасней человека, уверенного в том, что он прозорлив, в то время как он... э-э-э-э... мягко говоря, недальновиден. И слушать про посещающие его инсайты бывает нестерпимо скучно. Поскольку по большей части это бред полночный коня бледного. Невоплощенные озарения все таковы. Ибо инсайты должны пахать, должны носить в клювиках идеи. А иначе не хрен тут летать порожняком.

Коли никаких идей на крылах озарения к вам не прилетело, попробуйте добыть их традиционным способом дварфов: нарыть и отшлифовать. Это несколько более утомительно, но ненамного: ждать и догонять, тоже, как известно, то еще удовольствие. Ждать и догонять мысль светлую, которая придет и все разъяснит в процессе, вместо того, чтоб подготовить концепцию ДО процесса - тактика рискованная. Риск оправдан лишь для тех, кому боженька действительно отсыпал серендипности, причем человек это заметил и оную серендипность к делу пристроил, не побоялся.

Хотя страшно доверять себе, признаюсь, страшно: мало ли что там, на дне подсознания, дремлет в режиме "Ктулху" - глядишь, всплывет, так никому мало не покажется. Или наоборот, не всплывет ничего, кроме донного мусора, будешь потом жалеть времени, потраченного на книгу или статью - и канувшего в пустоту. Словом, работая в ожидании ответа на вопрос: мать твою, что ж я делаю? - изведешься от мысли: а ну как не придет ответ-то? Поэтому каждый раз, едва решишься свернуть с торного пути черновиков и набросков на кривые дорожки серендипности, сердце ёкает. Даже если ты это делал не раз, не два и не пять.

И не могу сказать, что тут есть особый повод для гордости: ах, я могу писать, только если боженька меня в лобик поцелует! вот он сидит рядом, пока я пишу, нога на ногу, и анекдоты с бородой рассказывает - веселый такой! Бррр... Аффтар, ты опять таблетки не выпил?

А главные недостатки творчества с применением серендипности - непредсказуемость и энергозатратность. Потому как после прихода идеи надобно все бросить и перевести смутные домыслы в тезисы или наброски, в противном случае идея испарится и фиг вы ее потом достанете из пучин бессознательного, в которые она немедля погрузится.

Представьте себе, как идея застает вас во время свидания, выпекания печенек, деловых переговоров, посещения театра... Или не дай бог, во время секса. И вы, кусая губы, пытаетесь запомнить хоть что-то - не доставать же диктофон (да, мы, психи серендипнутые, частенько носим с собой диктофоны, потому что в блокнот фиг что запишешь в большинстве случаев), не надевать же гарнитуру, шуруя одной рукой в миске с тестом, другой в ширинке договоре с издательством. Ты словно джинн, которого отдали во владение ну очень капризному Аладдину - или даже Аладдиновой теще: никогда не знаешь, в какой момент господину и повелителю приспичит.

Между тем только и слышишь от разных авторов (особенно от малоизвестных и малоинтересных): вот посмотрите на меня! Я вам сейчас преподам урок - ах, миль пардон, мастер-класс, как никогда не испытывать трудностей с написанием книг: лично я сажусь писать, помолясь на образа (вариант: подрочив на портрет Толстого, перецеловав все тома "Хроник Амбера", побрившись, подмывшись, постреляв по детишкам во дворе) - и все идет само собой, как по любриканту маслу! А можно еще одеялом накрыться и шест с собой взять - вдруг поможет?

Все ждут от творчества чуда - внезапного и чудесного прозрения, самореализации, успеха, богатства и гениальности. Хрен там. Одно скажу любителям идей по-легкому срубить: никакое озарение не заменит работы над текстом и не отменит размышлений над фабулой. Серендипити, может, и муза, но отнюдь не господь бог. И то, чего она в подоле туники творческой личности не принесет, придется доделывать самой... творческой личности.

И никакое целование портрета Толстого и пишмашинки Сэлинджера не вложит в вашу голову гениальных произведений в готовом виде.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, ловушки психики, пытки логикой и орфографией, сетеразм, уголок гуманиста, философское
Subscribe

  • Внутре у русской интеллигенции

    Забавное существо этот наш современный интеллигент. Недавно на фейсбуке иносказательно описала случай, когда товарищ, читавший здесь мою статью для…

  • Убить нельзя воспитывать

    Еще одна моя статья на «Альтерлите» — на сей раз о положительных и отрицательных подкреплениях в критических статьях наших назначенных критиков,…

  • Этот дрыщ считает себя Ктулху?

    Вот представьте себе, дорогие друзья, графомана, который лет надцать назад "по фантастике пошел". Буратинистый такой понтаст, чьи мозги навек…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 100 comments

  • Внутре у русской интеллигенции

    Забавное существо этот наш современный интеллигент. Недавно на фейсбуке иносказательно описала случай, когда товарищ, читавший здесь мою статью для…

  • Убить нельзя воспитывать

    Еще одна моя статья на «Альтерлите» — на сей раз о положительных и отрицательных подкреплениях в критических статьях наших назначенных критиков,…

  • Этот дрыщ считает себя Ктулху?

    Вот представьте себе, дорогие друзья, графомана, который лет надцать назад "по фантастике пошел". Буратинистый такой понтаст, чьи мозги навек…