Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Category:

Литературные квазиэстеты


После посещенных на неделе светских мероприятий в голову пришло странное сравнение модного фрика, одетого, скажем, во все желтое и в шляпку с вуалеткой (невзирая на принадлежность к мужскому полу) - и некоторых людей, кажущихся нормальными. На первый взгляд кажущихся.

Началось все с того, что в последнее время меня напрягает противостояние реализма и фантастики в литературе. Двое-трое из десяти ознакомившихся с моим творчеством считают нужным извиниться: я, знаешь ли, фантастику не читаю, мне про то, как космические корабли бороздят просторы вселенной, неинтересно и вообще это какое-то детство. Последняя часть фразы неизменно сопровождается умильно-извиняющимся выражением лица или комментом: не подумай чего, я не хочу тебя обидеть... А чего ты хочешь, милаха?

Впрочем, начнем с того, чего хочется МНЕ. В ответ на подобную реплику неизменно хочется объяснить, что:
а) в моих книгах нет никаких кораблей на просторах, но это не суть важно,
б) куда важнее, что фантастика - это не только, блджад, корабли на просторах,
в) жанры, использующие фантастическое допущение, столь многочисленны, что равнять всю фантастику с космооперой - то же, что равнять весь реализм с мелодрамой, а мелодраму путать с любовным чтивом.

Чем литературные квазиэстеты, как правило, и заняты - путаницей. Всё под одну гребенку космооперы гребут - и счастливы ощущением "Я предпочитаю литературу реализма, бессмысленную и беспощадную серьезную и глубокую". Ладно, молчу про Свифта и Кафку, про Дюрренматта и Воннегута, про Зюскинда и Шварца. Но неужели вы предполагаете, будто Швейк и Болконский существовали в реальности? И были перенесены автором в произведение в снятом виде, без изменений в прототипе? Если да, то лебедя из анекдота вам в проводники: "Так. Нахуй". (с) С таким уровнем наивности и говорить не о чем.

Что же касается литературного квазиэстета, у которого, как у жертвы моды, самодемонстрация зашкаливает... Модный фрик готов напялить что угодно, подходящее к обстановке или неподходящее, лишь бы обратить на себя внимание. А любитель поговорить о своих вкусах готов сообщить о них кому угодно, к месту и не к месту. Причем всё, что не к месту, обращает на себя внимание куда основательней, чем то, что к месту. Фрикам пофигу, нужно публике знать про их пристрастия или нет. То есть подсознательно они понимают: нет, ей ненужно. Публике пох и они сами, и их вкус в одежде или в искусстве - поэтому надо как-то протиснуться в поле зрения равнодушной многоголовой твари и задержаться подольше. Подольше - это, как правило, на несколько секунд, но квазиэстетам от моды или от искусства и того хватает.

Пристрастия вкусового характера складываются:
- по принципу отторжения - такое меня затягивает, а вот такое не затягивает,
- по принципу лени - я нашел то, что мне интересно, зачем искать еще что-то?
- по принципу трусости - а вдруг мне будет дискомфортно читать эдакое?

Какое отношение данные принципы имеют к качеству объекта? Да никакого. Это уровень личных пристрастий, который можно - и нужно - юзать молча. Как глубоко субъективный. Не любишь какую-то атмосферу места действия? Я тоже не всеядна. И меня не вдохновляют космооперы-боевки-фэнтезисаги, разрушают столь драгоценный для меня рабочий настрой. Поэтому просьбы не предлагать мне подобную литературу, надеюсь, всем понятны. Не то что поведение некоторых граждан, которые ходят по писательским блогам и объясняют, чего они читают, а чего не читают. Допустим, они просто-напросто рассказывают мне о своих предпочтениях в сфере развлечений. А на черта мне о них знать?

Меня граждане, извиняющиеся, что они тебя не читают, изумляют неимоверно. Придут, пошерстят по территории ЖЖ, наткнутся на пост, посвященный литературе - а я в блоге пишу в основном про фантастику, да и рецензии даю шуточные, серьезные разборы слишком жирный кусок для соцсети - и понеслась. Извини, я фантастику не читаю, мне про такое неинтересно, все-таки эти корабли на просторах так далеки от жизни, что я не в силах проникнуться... Чего вы ждете? Что я примусь объяснять, прачёэта мои книги? Оправдываться за использование фантастического допущения как художественного приема? Сириозли?

Года эдак четыре назад я начала расфренживать взаимных френдов именно оттого, что некоторые прямо в себе удержать не могли свое "это я ем, это я не ем, это читаю, это не читаю". И, разумеется, радостно распространяли на мой блог, мою стряпню, мои посты и мои книги свои личные - повторяю, ЛИЧНЫЕ - пристрастия. Я какое-то время делала вид, что меня описываемые пристрастия не касаются, лежат и лежат, есть не просят. А потом надоело. Взяла и расфрендила пару любителей якать при виде определенных тем в чужом блоге.

И это было прекрасно: не нравится - не ешь. Не интересую - гуляй.

Исчезло ощущение, будто мы с собеседником стоим у прилавка в магазине, я показываю на то, что нравится МНЕ и говорю: купи, это вкусно/интересно/затраченных денег стоит. Собеседник отказывается под любым предлогом, от нейтрального "что-то настроения нет" до неодобрительного "я такое не ем/не ношу/не читаю". И я поневоле оказываюсь заложником его умения деликатно отказывать. Или настроения, в котором он на данный момент находится. Или желания самоутвердиться, продемонстрировав мне себя. Хоть я его ни в качестве консультанта, ни в качестве эксперта не приглашала.

Однако если критикуют то, что ты УПОТРЕБЛЯЕШЬ - это совсем другое, нежели когда критикуют то, что ты ДЕЛАЕШЬ. Да еще из соображений "Ем - не ем". И те, кто себе позволяет подобную критику, попадают на невидимый карандаш. Они еще проявят себя... как полные фрики.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, пытки логикой и орфографией, разорительная роскошь общения, сетеразм, уголок гуманиста, фигак!
Subscribe

  • Чесночная паста

    В доме внезапно образовался гигантский профицит сала и чеснока. И того, и другого, как той хурмы из старого мема, некуда девать. Но если сало можно…

  • Цыпленок с виноградом

    Виноград можно использовать не только в кондитерских изделиях и в соленьях, но и в качестве гарнира. Особенно хорошо он подходит к птице. Если…

  • Испанская тортилья с рыбой и картофелем

    Испанская тортилья, в отличие от мексиканской - не пшеничная или кукурузная лепешка, а омлет из куриных яиц с картофелем и репчатым луком. Есть…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 253 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Чесночная паста

    В доме внезапно образовался гигантский профицит сала и чеснока. И того, и другого, как той хурмы из старого мема, некуда девать. Но если сало можно…

  • Цыпленок с виноградом

    Виноград можно использовать не только в кондитерских изделиях и в соленьях, но и в качестве гарнира. Особенно хорошо он подходит к птице. Если…

  • Испанская тортилья с рыбой и картофелем

    Испанская тортилья, в отличие от мексиканской - не пшеничная или кукурузная лепешка, а омлет из куриных яиц с картофелем и репчатым луком. Есть…