Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

"Давайте строем ходить в боа"


Задумалась над вопросом: отчего МТА (да и не МТА совсем) с таким наслаждением описывают наряды персонажей? Сплошь и рядом, описав цвет волос и глаз (анимешненько так, чтоб никакого отношения к натуральному пигменту не имело), принимаются раздраконивать фасончег. Опишут так, что хоть садись да, как говорят профессионалы, отшивай. В смысле, лабай по написанному: лифчик такой-сякой-разэдакий, кожаные брючата клешеные от колена с низкой талией, каблук гвоздиком, трусики с бантиком. До последней пайетки опишут, что мужское одеяние, что женское. Вот зачем, а? Много ли эта детальность дает - образу, сюжету, атмосфере, наконец?

Поневоле вспоминаются бессмертные стихи, посвященные армейской форме от Юдашкина:

Пока планета еще жива,
Пока на небе сияют звезды,
Пришьем на китель мы кружева,
Пока не поздно, пока не поздно.

Расшитый хлястик, свободный крой,
Шинель из норки - вот наша сила.
Считай, что сразу проигран бой,
Когда ты храбрый, но некрасивый.

Я понимаю, что для фильма, сериала или компьютерной игры наряд персонажа крайне важен. Хорошая бутафория и анимация вообще своего рода показатели качества. Но у литературы другая специфика, дру-га-я. Здесь метафорой можно описать больше, чем перечислением. И детальность описания рассеивает внимание. Это касается всего, описываете ли вы пейзаж неземной красоты, битву небывалой эпичности или прикид немыслимой шикарности. Занудствуя, вы ничего не добьетесь - читатель не станет слушать и слушаться ваших инструкций. Он ждет, что вы настроите его на определенное ощущение от сцены или персонажа, а не дадите указания, что и как он должен ощутить.

Поэтому описывая в подробностях, что в облике героя было расклешенным, а что облегающим, автор сам себя губит, подводя читателя к самой нежелательной реакции - к скуке. И ведь даже не отговоришься тем, что читатель, мол, быдло, оттого и ниасилил сложный, красивый, глубокомысленный текст. Ибо описание фактурки ткани и формы кармашков философской или психологической прозой не является. По определению. Максимум, что может себе позволить писатель - это описание значимых предметов одежды (итонский галстук, свадебное платье, папский перстень), если они что-то добавляют к облику персонажа, придают ему характер, или как-то способствуют восприятию сцены в общем. Есть вещи, которые могут носить только люди с определенным складом ума (души). Внимание следует уделять им, а не давать список шмотья, как по нотам. Или уж описать стиль в целом, создав общее - общее! - впечатление от оного.

Проблема в том, что одежка-хаер-макияж в опусах МТА подается как часть личности персонажа. Не как признак того, что в его личности имеется та или иная черта, а как сама эта черта. Вам расскажут про то, сколько косичек заплели ГГ, когда он в последний раз делал причОску и какого цвета на нем были подштанники - но лишней строки не уделят его переживаниям по поводу дезадаптированности в незнакомом мире. Нет дезадаптированности! А подштанники - вот они, прелесть неодолимая. По ним и определяйте переживания героя.

Иногда создается впечатление, что аффтар не в курсе: одежду люди меняют по мере надобности. И никто не рассекает по жизни в одних и тех же брючатах в облипочку. Поэтому один раз описали костюмчик - и по умолчанию персонаж так все время и ходит. Ну ладно, если он дикий конунг дикой страны, у которого на все времена один плащ из шкур и рагнаровы штаны, во все стороны равны - так нет же, средневековый прынц, у которого полон замок камзолов, как явился в бАрдовом (ох уж этот бАрдовый цвет) с золотыми лампасами и брильянтовыми аксельбантами, так в этом, типа, и фигурирует, что на балах, что на поле битвы.

Мне самой по большей части пофиг, одет мой персонаж или наг. Или отнюдь не наг, на нем надеты шорты. (с) Более того, в некоторых моих книгах герои так в чем мама родила и разгуливают, хотя лично я ни разу не нудистка. Просто представлять себе демонов или грешные души в шортах мне почему-то смешно. И хотя "Страшный суд" Микеланджело мне кажется похожим на день помывки в солдатской бане, я понимаю логику: на последний суд, если таковой состоится, человечество прибудет нудистами в полном составе, поелику к гробу багажник не приделаешь. Так что в сценах в аду превалирует обнаженка, прямо как у Микеланджело. Понимаю, это мало кому подходит, поэтому так или иначе одежку упоминать приходится.

Но делать это следует с умом и с пользой для повествования. Иначе в голове так и вертится...

Планета будет всегда жива,
Пока мы стильны и грациозны.
Давайте строем ходить в боа,
Пока не поздно, пока не поздно.

Запомни сразу и на века:
В любом сражении важны детали.
Когда ты видишь костюм врага,
Он не притален, а наш притален!
Tags: авада кедавра сильно изменилась, пытки логикой и орфографией, сетеразм, уголок гуманиста
Subscribe

  • Цыпленок с виноградом

    Виноград можно использовать не только в кондитерских изделиях и в соленьях, но и в качестве гарнира. Особенно хорошо он подходит к птице. Если…

  • Испанская тортилья с рыбой и картофелем

    Испанская тортилья, в отличие от мексиканской - не пшеничная или кукурузная лепешка, а омлет из куриных яиц с картофелем и репчатым луком. Есть…

  • Зефир на агар-агаре

    Зефир без пектина и без шоколада тоже получается очень симпатичным. Его можно делать практически на любом фруктовом пюре, но оно должно быть либо…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 147 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Цыпленок с виноградом

    Виноград можно использовать не только в кондитерских изделиях и в соленьях, но и в качестве гарнира. Особенно хорошо он подходит к птице. Если…

  • Испанская тортилья с рыбой и картофелем

    Испанская тортилья, в отличие от мексиканской - не пшеничная или кукурузная лепешка, а омлет из куриных яиц с картофелем и репчатым луком. Есть…

  • Зефир на агар-агаре

    Зефир без пектина и без шоколада тоже получается очень симпатичным. Его можно делать практически на любом фруктовом пюре, но оно должно быть либо…