Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Category:

На пути к званию порнографа-оккультиста

benjamin lacombes

Описываю в "Личном демоне" пропасть между "казаться" и "быть" - необъятную, надо сказать. При любом уровне бесстрашия и равнодушия к чужому мнению эту расщелину не закрыть, не заткнуть, не завалить. Ничем, никогда. Нет такого момента, о котором человек вправе сказать: там и тогда я не врал, ни в чем, ни на сколько. Всегда имеет место быть некая йота, на которую ты соврал и соврешь снова. И снова. И снова. Именно на этой нестыковке тебя однажды и подловят. Конечно, сам по себе факт подлавливания свидетельствует о том, что ты кому-то интересен (того, кто никому не интересен, не только не ловят - его и замечают-то с трудом). И чем ты интереснее, тем вкуснее твое мясо для адских гончих в образе человеческом. Впрочем, до первой поимки на "отвратительной, низкой, трусливой лжи" знать не знаешь, насколько ты лживая тварь.

Героиня "Демона" - лгунья, обычная, ничем не примечательная лгунья, какими бываем мы все. И даже вины особой не испытываем. Ведь человек - он настолько разный, что показывать всю шкалу, палитру и радугу себя ему попросту неловко. Если уж где продемонстрировал себя с определенной стороны, то ее и стараешься держаться. "При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна"...

Причем не сказать, что врем мы ради выгоды. Что за выгода была лично мне на протяжении нескольких лет изображать в одной редакции торнадо артистизма и оптимизма, в другой - Снежную королеву, выбирающую себе Кая, в третьей - опасную интеллектуалку на грани нервного срыва, в четвертой - неординарную личность, пришибленную своим IQ, будто пыльным мешком? Не корысти ради, но только волею пославших мя ожиданий. Когда-то пришла я сюда и увидела: вот кого здесь ждут. Вот кого им по жизни надо, хоть сами они об этом не подозревают. А мне было пофиг, кого уважаемой публике скормить. Мне нужна была работа, деньги и поменьше так называемых "сложных противоречивых отношений", в которые одуревшие от безделья творческие натуры регулярно вступают прямо на рабочем месте. Так что речь шла не о выгоде, а скорее об избегании сложностей "прописки".

Именно ради нее, ради беспроблемной адаптации в новой социальной среде, мы и выбираем маску.

Процесс выбора чем-то напоминает прокладку маршрута. Или, если хотите, фарватера. Нудная, повседневная работа, а вовсе не красочное безумство карнавала, как некоторые норовят представить. Может, какой-нибудь авантюрист-адреналинщик навроде Калиостро и испытывал бешеный прилив азарта, придумывая себе новую легенду, но что-то сомневаюсь. Скорее уж он работал - тщательно и дотошно, сверяя детали и сводя риски к минимуму, чтобы не проколоться и не давать драпака впопыхах, словно в фильме "Формула любви": "Очень быстро, Жакоб! - Но, залетные, мамма мия, но!"

Одним словом, ложь и притворство - такой же труд, проклятье рода человеческого, как и все прочие виды деятельности. Экое квипрокво!

Конечно, противоборство с моралью добавляет адреналину, добавляет. Осуждение - оно словно специи, без которых блюдо безвкусно, хоть какую нямотку в него положи. Наверное, поэтому здесь, в вирте, где мы гоняемся за удовольствием, точно собаки за электрическим зайцем, столько разоблачений и скандалов. И те, кого я нещадно выметаю вон из своего блога, долго потом в себя не могут прийти от изумления: шо, тут не ширяются возмущением ширнармасс? не употребляют срачево? не гоняют по трубам холивары? Откуда им знать, что к специям я всегда была равнодушна, а сильно острое обхожу по широкой дуге - наелась в свое время в Средней Азии по самое нуваснахерстакоюедою.

Но тут, в вирте, я со своим пренебрежением к пузырению в сепулькариях - белая ворона. Большинство же предпочитает без конца отстаивать свое драгоценное мнение от всех подряд. Доказывая таким образом, что оно есть, это мнение, что оно чего-то стоит. Чисто человеческий подход. А мне вот понадобился подход НЕчеловеческий.

В общем, попыталась я выстроить этическую систему для своих персонажей (а персонажи у меня все демоны да духи, боги да ангелы - точнее, структуры подсознания) - после чего поняла: для подсознания не существует и не может существовать деления на плохое и хорошее хотя бы потому, что плохое и хорошее в сознании человеческом меняется каждые полвека. Судите сами: еще вчера, казалось, геев травили всем миром - сегодня официально привечают; полвека назад чернокожих линчевали - теперь не моги негра негром назвать; даже я еще помню широкоформатное осуждение мещанина и приобретателя - но в наши дни высокая покупательская способность чуть ли не самое прекрасное человеческое качество...

Подобных примеров несть числа. Душа, конечно, не поспевает за модой. И как бы разум ни старался влиться в требуемое русло и испытать заказанную эмоцию, она - душа - жмется да кряхтит, словно еврей, расплачивающийся на базаре с хохлушкой.

То бишь в подсознании НЕТ табу. Ну а то, что именуется "табу", расположено выше - в сознании. Это кран, перекрывающий отверстия, откуда подсознание может извергнуться в поведение или мышление индивида. Фонтаны раскаленной грязи, которые выдает подсознание, способны загубить человеческую жизнь, не говоря уж о карьере. Зато подсознание воистину есть остров свободы, кромешное "чего изволите?", ориентированное на любого, кто ищет удовлетворения, от тонкого ценителя редких парафилий до жадного зверя, которому тонкости пофиг, ему б чего понажористей. И весь этот мысленный Рипербан надо описать достаточно... целомудренно. Иначе получится не эротика и даже не порнография. Получится медицинский определитель, в котором "начинанья, взнесшиеся мощно, теряют имя действия", как Гамлет народу и обещал.

Задачка не для начинающих, скажу я вам.

И знаете, что смешнее всего? Я доподлинно знаю: большинство читателей не видит разницы между любовным чтивом и психологической прозой. Ну, или между психологическим и оккультным романом, как уже назвала "Демона" одна моя френдесса - просто потому, что психологические структуры у меня названы именами богов и духов, как, собственно, в подсознании и бывает. Бесполезно объяснять разницу. "Бог в мелочах", сказал Гете. "Дьявол в деталях", переиначил Флобер. Ну а полная жопа - в обобщениях. Как бы ты ни шлифовал детали, как бы ни доводил мелочи до ума - полная жопа подкрадется и накроет. Ярлыком порнографа или оккультиста.

Впрочем, я давно пережила тот этап, на котором обижаются за ярлыки или за приписывание тебя к чужой когорте, к неподходящему жанру, за суд по законам чужого жанра и по хрен знает откуда взявшимся "правилам". Сколько можно раздражаться на высказывания типа "Я пришел почитать фэнтези, а это ваще не фэнтези, тут же ни одной нормальной боевки, это ацтой какой-то"? И что можно на ЭТО ответить? Беги, кролик, беги? Иначе мой текст догонит тебя и сожрет твой мозг, если он есть.

Но временами, оглядывая планов громадье, стоящее передо мной армией китайского императора, могу я присвистнуть: еба-а-а-а-а-а-ать...
Tags: авада кедавра сильно изменилась, ловушки психики, пытки логикой и орфографией, сетеразм, фигак!, философское
Subscribe

  • Блестящий критик я

    Презентация сборника, в котором есть мои статьи, на Московской международной книжной выставке-ярмарке прошла довольно гладко. Я сижу в центре и мешаю…

  • Ихневмон, убийца крокодилов

    Небольшая справка, о ком вообще речь в названии. Египетский мангуст, или фараонова крыса, или ихневмон (лат. Herpestes ichneumon) — вид животных…

  • Поле, русское поле и хтонический борщевик

    Вот и снова моя статья в «Камертоне», которую вряд ли поймет та категория творческого населения, для которой она, собственно, и написана. Мои…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 108 comments

  • Блестящий критик я

    Презентация сборника, в котором есть мои статьи, на Московской международной книжной выставке-ярмарке прошла довольно гладко. Я сижу в центре и мешаю…

  • Ихневмон, убийца крокодилов

    Небольшая справка, о ком вообще речь в названии. Египетский мангуст, или фараонова крыса, или ихневмон (лат. Herpestes ichneumon) — вид животных…

  • Поле, русское поле и хтонический борщевик

    Вот и снова моя статья в «Камертоне», которую вряд ли поймет та категория творческого населения, для которой она, собственно, и написана. Мои…