Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Ядовитые яблочки недоискусства


На картинах Терри Роджерса персонажи, широко гуляющие на шикарных вечеринках, не смотрят, а косятся - на чужое, недоступное, принадлежащее другому. Эдакое воплощение идеи про сладость запретного плода. Казалось бы - у тебя все ничуть не хуже, а многое вообще то же самое, чего тебе еще надо-то? Держись, вошь, своего тулупа!

Но верно говорят, что в чужой руке кус толще. Это так странно - сводить вместе поговорки (которые я с детства терпеть ненавижу как вербализацию коллективного дебилизма) и людское поведение (как проявление всё того же коллективного дебилизма, отчего-то именующегося конформизмом). Главное, красиво назвать самые неблаговидные движения человеческой души и тела. Зависть - амбициями, кретинизм - непосредственностью, быдлизм - плюрализмом, воровство - финансовой политикой. Тем более, что принципиального отличия нет, есть только нормальное содержание или акцентуация, когда полезное качество превращается в адов пиздец в душе человеческой.

Откровенно говоря, я не ожидала, что в интернете люди НАСТОЛЬКО отпустят себя, что акцентуируются по всем своим, гм, доселе скрытым расстройствам. Интернет в этом плане работает как катализатор и для обладателей такого расстройства может быть опасен: они отпускают себя на волю, в то время как лучше бы держать акцентуацию в узде. Некоторые формы свободы неизменно перетекают в распущенность.

И самая плодоносная почва, чтоб распуститься - это, конечно, искусство. Вернее, то, что любят назвать искусством, хотя на деле оно то ли самодеятельность, то ли сублимация. Поскольку целиком и полностью построено на излиянии личности автора в произведение, без осмысления и переработки осмысленного.

Мне не раз доводилось слышать от людей, мягко говоря, далеких от искусствоведения, что искусство есть отрыжка подсознания, что это нормально, когда в произведении не наличествует ничего и никого, кроме автора, что автор-автор-автор пишет-пишет-пишет, рисует-рисует-рисует, чувствует-чувствует-чувствует - поэтому выдуманный мир сфокусирован на его миро- и самоощущении, на его потребностях и амбициях. Нормально это и замечательно, жуй-жуй, глотай.

Один вопрос: почему я, взрослый и неглупый человек, должна жевать и глотать картонку, которую предлагает мне миро- и самоощущение подростка лет пятнадцати? С его обидой на взрослых, вяжущих по рукам и ногам его сексуальные позывы и бойцовские качества, с его ожесточением против сверстников, не принимающих дико (вот уж поистине дико) оригинальные паттерны мышления и поведения, напоминающие брачные танцы обезьян бонобо? И неважно, что "подростку" по паспорту может быть больше, чем мне. Мало ли какие в этом мире подростки попадаются. Миро-самоощущение-то у них пубертатное (а то и допубертатное), круто замешанное на зависти.

На зависти, которой никто уже не считает нужным стесняться.

Зависти к красоте, силе, власти и богатству, которые, вообще-то, никому не даются даром. Рожу кремом протирать и ходить в качалку приходится даже золотой молодежи. А не золотой - еще и работать по двадцать часов в день семь дней в неделю лет -дцать подряд, пока это самое богатство с властью не заработаешь. Скучно. И долго.

И вот тогда на помощь лентяям и завистникам приходит недоискусство, описывающее приятные неожиданности навроде перемены дислокации и связанной с этим перемены статуса. Ты меняешь мирок на более подходящий - и там становишься прекрасен и расколбасен. Ты маг, воин, богач, повелитель, бу-бу-бу и ля-ля-ля. Как-то ненароком погружается в небытие прежняя личность робкого, неумелого, туповатого подростка, стреноженного собственными комплексами и завистью к тем, кто этих комплексов не знал - а может, успешно преодолел. Зато невесть откуда всплывает сила, решительность, властность - и красота, целые Атлантиды красоты. Всё это как бы находилось внутри - и вот, поднялось на поверхность ввиду благоприятных условий.

Притом, что в личности ничего ниоткуда не всплывает. Растет - да. Выстраивается - да. Закрепляется - да. Но не всплывает, точно Ктулху кверху брюхом. На то, чтобы вырастить, выстроить и закрепить в себе новые качества, уходят силы и время. А всплытие, сами понимаете, есть процесс другого порядка: освободите ему дорогу, оно идет, мое новое и удивительное эго! Ну и уберите старое с глаз долой, чтоб свет не заслоняло. И не жалко себя прежнего, все-таки тот, отвергнутый, был живой и настоящий, в отличие от своего дутого, картонного сменщика. У прежней личности имелось ядро, а у новой - ничего, кроме неуемной жадности, рожденной завистью того, былого неудачника.

Зависть насытить нельзя. Сколько ни осыпай ее титулами, золотом и артефактами, ей всё мало. Она ничего не ценит, потому что ничего не заработала. И получается, что новый, весь из себя крутой индивид, словно персонаж из мультика "Падал прошлогодний снег" лупит в небо пудовым кулаком и орет: "Маловато будет!"

Оттого и продолжений у подобных недопроизведений не счесть: персонаж попросту не знает, что ему делать с полученной от судьбы халявой. Не может не сорваться в очередной квест, потому что автор чувствует: ни на что его герой не годится, каким был недотепой, таким и остался. И если погрузить его в нормальную, без приключений, жизнь, то он запорет управление своим герцогством-королевством-империей так же, как запорол последнее собеседование перед тем, как его закрутило и потащило - анператорским титулом наделять и магическими способностями апгрейдить. Характер-то у новообретенного Избранного всё тот же - полудетский, несформировавшийся. Так что на троне и в короне этот "повелитель" ждет, чтобы им управляли.

Нет, Избранный, конечно, может припомнить, что им в школе Марьиванна втолковывала и даже, напрягшись, может перевести местное крестьянство на троеполье, а транспорт - на паровую тягу. И рабство отменит! Забывая о том, что отмена - это полдела. Менталитет рабовладельческого общества никуда не исчезнет, а рынки рабов просто станут подпольными. Так уж устроен человек, что декретом его не изменить. И сменой окружающей действительности - тоже. По крайней мере, не в один присест.

Недоискусство вовсю пользуется тем, что называется допущением: допустим, то, что не может получиться, все-таки получилось. Раз, другой, третий, сотый... И потребитель недоискусства привыкает верить в допущение, как в чудо: если звезды сойдутся в нужной комбинации и магическое заклинание произнесет ПРАВИЛЬНЫЙ человек, сработает даже то, что никогда не срабатывало. Ладно бы он верил в чудеса на строго отведенной территории - так нет же. Он тащит эту нелепую веру в свою жизнь и тем самым портит ее, даже не начав.

И окончательно увязает в зависти к тем, кому удалось поймать чудо за хвост.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, дети уже люди, искусство для неграмотных, пытки логикой и орфографией, сетеразм, уголок гуманиста, философское, ходите и кадите
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 117 comments