Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Category:

Самоотвод беты


Чувствую себя периодически, как герой этой карикатуры: "Послушай! Ты мне нравишься, я бы не хотел задевать твои чувства, но, по правде говоря, я был сильно пьян, когда мы познакомились, поженились, а потом приобрели этот дом..." Особенно, когда приходит мысль о том, что снисхождение себя не оправдывает. Оно попросту не замечается теми, к кому снисходишь. И рано или поздно превращается для того, кого терпят, в иллюзию востребованности. То есть человек, которого ты не выгоняешь из своего окружения (есть вроде не просит... ну и ладно), начинает верить в то, что он тебе НУЖЕН. А еще, что особенно восхищает, в связи с придуманным статусом он сам себя наделяет званием твоего друга, имеющего право учить, давать советы, требовать одолжений - и принимать одолжения со снисхождением.

Таким образом снисхождение переходит из одних рук в другие, словно мячик в баскетболе. И обратно его приходится отбивать. С немалыми усилиями. А на черта мне тратить усилия в таком деле, как ненужное общение? Было бы оно нужное - я бы еще подумала, а так...

Чаще всего снисхождение я оказываю - вы никогда не поверите - начинающим авторам. Да, я вламливаю регулярно этим МТА по самое не балуй, когда они запредельно плохи. Ну а тех, кому удалось меня развести на общение и френдеж, стараюсь изменить к лучшему без сокрушительных рецензий. Потому что работа над текстом и беспощадный негативный отзыв - вещи разные. Для работы ты идешь по тексту строка за строкой, фактически редактируя его - и еще объясняя автору, что, как и зачем ты делаешь. Представляете себе объем работы, м? И что? И нихуя.

Нет, спасибо-то они, конечно, скажут. И даже большое-пребольшое спасибо, со всякими рюшечками и мимимишечками. А потом запрягут по-новой. Или ничего в своих опусах не изменят - потому как была бы честь предложена, а от убытку господь избавил.

Была у меня одна такая френдесса, которая настаивала, чтоб я прочла ее рассказы, настаивала. Дожала - я прочла. Рассказы оказались, как я и предполагала, формата "драббл": кусок неизвестно чего, неизвестно о ком, неизвестно зачем написанный. И слабые, настолько слабые, что пришлось серьезно поворочать мозгами, прежде чем понять, ЧТО здесь надо изменить в первую очередь. А хвалить было и вовсе нечего. Естественно, четкая схема необходимых изменений вместо ожидаемого сюсю-мусю френдессу не порадовала. Она поныла в комментах, что я ее прямо пришибла, пришибла, ей болестно, болестно. После чего надолго исчезла и со временем расфрендилась. Избавились, славатебебоже. Правда, девушка по-прежнему заводит со мной беседы в чужих блогах, считая, вероятно, что мы расстались, но остались друзьями.

Хрен. Я если расстаюсь, то совсем. Без остаточной дружбы и постразводного секаса. В том числе и церебрального.

Зачем просить человека, у которого мозги - как скальпель: искупай меня в овациях, осыпь меня цвиточками? А именно за этим ко мне и обращаются милые, милые феечки, балующиеся творчеством, как некоторые - хэнд-мейдом. Но если вышивание крестиком, вязание и бисероплетение я могу только приветствовать, даже если результат малоэстетичен (мелкая моторика рук есть отличная профилактика инсульта, инфаркта, заболеваний мозга и нервной системы, то есть это практически гимнастика), то ТВОРЧЕСТВО как гимнастику я воспринимать не в силах. Так, наверное, профессиональная вышивальщица с ужасом взирает на кривенькие панно самодеятельных швей.

И вот, запрятав ужас на дне глаз, мы, профессионалы, выжимаем из себя по капле пресловутое "Ка-а-ак ми-и-ило...", мечтая прямо сейчас оказаться где угодно, лишь бы не здесь. Но тот, кому мы это говорим, жалеючи, отродясь не признается себе: да меня просто щадят. Добрый человек из Сезуана в своей женской ипостаси. Но однажды он обернется собственной противоположностью - и выбьет из меня всю дурь. Лучше его не раздражать.

Не-е. МТА ж такая нарциссическая порода... Им некогда оценивать тех, кого они припрягают к "бета-тестингу" в его современном понимании. Нет, это не просто чтение, это непременно еще и правка. Причем в большей степени корректорская, нежели редакторская. Нынче писателей, презирающих орфографию, расплодилось до невозможности. Они всерьез полагают, что если не видят ошибок в собственном тексте, то эту ситуацию надо переломить, пригласив на корректуру грамотного человека со стороны. Нет, учить правила русского языка они не станут, им недосук. Ах, это слово через "г" пишется? Так поправьте сами, а аффтару как было не до сук, так не до сук ныне, и присно, и во веки веков.

Нескольким усердно дожимавшим меня молодым талантам сказала честно: не хочу тратить время впустую. Если я за тебя возьмусь - ты мой раб. Вот что я говорю, то ты и делаешь. И никаких "аятаквижу". Нахуй твое видение и авторскую пунктуацию. Скажу писать упражнения по наречиям - будешь писать. Домашку мне сдавать будешь, епта. Двое согласились. Один бросил писать навсегда, вторая принялась за дело так, что вскорости надобность во мне отпала - человек вышел на новый уровень. Двое. А напрашивалось дюжины две, не меньше.

Нет, я понимаю тех, кто отвалился, получив такое ужасающее предложение поступить в рабство. Кому-то нужно было одобрение и ничего, кроме одобрения. Кому-то стало страшно за свое неебически оригинальное восприятие, воззрение, мироощущение и стиль, которых я, разумеется, не пощажу, аццкая я сотона.

С одной стороны, писатель - существо нервное, как лошадь. Его может крючить от желания редактора поправить фразу, которую сам писатель считает пиздец какой удачной. Когда твой текст мацают равнодушными руками, правят на автомате (а как еще может править человек, у которого семь таких, как ты?) - от него скорее всего останется жалкое подобие. Форматное подобие, чтоб можно было в уже существующую серию впихнуть и под готовую обложку подходило. Но книга, подходящая под лужу крови, ножыг и раскинувшуюся в призывно-дохлой позе блондинку - это даже не трэш, а попросту мусор. Вот и реют авторы над текстом, надеясь спасти хоть что-то.

С другой стороны, видала я редакторов, которые правили даже хуже, чем на автомате. Например, меняли фразу, выбрасывая частицу "не". Мой знакомый, ученый с мировым именем, писал "Эта книга - не учебник", а книга вышла из печати с предисловием "Эта книга - учебник". И ведь убивать редактора или судиться с издателем в подобных случаях уже поздно. Если книга просквозила в типографию с идиотизмами, под ними стоит подпись автора, кто бы их в книгу не внес - хоть корректор.

С третьей стороны, это истинному писателю больно видеть, как его текст терзают. Среди МТА писателей - кот наплакал. Они охотники за славой, а чьи там словеса под их подписью в печать идут, молодых аффтаров по большей части не занимает. Поэтому они снисходительно (sic!) принимают и критику, которую смягчаешь из последних душевных сил, и редактуру, которую делаешь в ущерб своим собственным трудам, и похвалу, которую выдавливаешь из себя, словно пасту из пустого, иссохшего тюбика. А работать над текстом они не станут, потому что им элементарно лень. Всегда проще засесть за новый опус, нежели доводить до ума старый - если ты не писатель. Если тебе скучно писать тщательно, а хочется рассказывать бойко. И получать мимими пачками.

Не знаю, как им это удается, но подобные деятели искренне верят: тебе до усрачки нравится книженция, которую ты не стал читать и даже пролистывать, хоть и прочел несколько страниц, десятками отмечая ошибки - как орфографические, так и прочие - после чего дал несколько общих указаний, сказал несколько расплывчатых комплиментов и съебся. А мне в последнее время стало до ломоты лень придумывать комплименты и пахать на бета-ниве. Так что я, очевидно, самоустраняюсь.

Должна же я хоть немного соответствовать тому устрашающему образу меня, который создается в этих ваших интернетах?
Tags: авада кедавра сильно изменилась, мир за вычетом меня, пытки логикой и орфографией, разорительная роскошь общения, сетеразм, уголок гуманиста, фигак!, философское, цирк уродов
Subscribe

  • Гении одноразового общественного пользования

    Недавно понадобилось мне просмотреть несколько минут из фильма Мела Гибсона «Apocalipto», исключительно чтобы понять, на кой ляд он использовал…

  • Жаждущий крови бог сетей

    Опубликована моя статья в «Камертоне» (скриншот упомянутого в статье поста журналистки О Андреевой там же) - и у меня неожиданно возникла мысль:…

  • "Я была молода, мне нужны были деньги"

    Весна, апрель, день дурака всё не кончается. Наверно, поэтому критикесса Аннушка-чума Жучкова всё лезет и лезет ко мне во френды. И хоть бы декор…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 167 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Гении одноразового общественного пользования

    Недавно понадобилось мне просмотреть несколько минут из фильма Мела Гибсона «Apocalipto», исключительно чтобы понять, на кой ляд он использовал…

  • Жаждущий крови бог сетей

    Опубликована моя статья в «Камертоне» (скриншот упомянутого в статье поста журналистки О Андреевой там же) - и у меня неожиданно возникла мысль:…

  • "Я была молода, мне нужны были деньги"

    Весна, апрель, день дурака всё не кончается. Наверно, поэтому критикесса Аннушка-чума Жучкова всё лезет и лезет ко мне во френды. И хоть бы декор…