Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Вы женщина? Как скажете, фельдмаршал!

Книга Е.Картур

С подачи Сами-Знаете-Кого взялась недавно за книгу книгу Елены Картур "Эльф и вампир". Причем решила разбить своеобычный шаблон, крепко-накрепко запретила себе рыть перловку, анализировать матчасть, искать литературный стиль - словом, быть предвзятой в том смысле, какой вкладывают в это обвинение невинно обиженные (как им кажется) МТА. В конце концов, может, я хочу стать мудрой и толерантной! А то сейчас я мудрая и злая.

Хотя, конечно, было ОЧЕНЬ соблазнительно все про означенную книгу решить по одной только обложке. А обложечка, как всегда в этом издательстве, отменное фууу: какой-то пацан в нелепой позе (типа "Ну я вам удивляюсь, что вы вообще меня с полки сняли!"), за его спиной какой-то маг с кухонным полотенцем на голове (почему кухонным? а у меня точно такое же под хлебницей лежит), пара арбалетчиков и недовольная блондинка - стандартнейший из стандартных наборов. Открыть книженцию, оформленную таким образом, можно только зная: ЭТО издательство лепит сканы от балды, наплевав на содержание. И не стесняется сообщать, что сей корявый ужас в качестве оформления редактировал некто Сергей Анатольевич Григорьев. На месте коего я бы убивала за утечку подобной информации.

Тако же и анонс прекрасен: "Что делать, если тебя убило гигантской сосулькой? Ничего, ответит любой здравомыслящий человек, это конец. Но молодая художница Анастасия была с этим категорически не согласна. Она очень хотела жить, желательно долго, почти вечно.
Желание исполнилось, но весьма странным образом. И не беда, что при этом Настя оказалась в чужом мире и… в чужом теле. Не беда, что новое тело лет на десять моложе и не того пола, а уши весьма подозрительной эльфийской конфигурации.
То, что в этом мире водятся злобные некроманты и сумасшедший бог смерти, – тоже не беда. Всех побьем, чтобы жить не мешали! А вот что делать, если ты с первого взгляда влюбилась в вампира, который тебя иначе как «ушастиком» не называет? Не унывать, дурачиться от всей души и искать способ вернуть себе женское тело. Ибо нельзя же, в самом деле, терпеть такую несправедливость!"


Если учесть обещание "дурачиться от всей души" и наличие пары продолжений, то это практически гарантия унылого говна в препорции. Но знаете что? Я беру уроки толерантности, вотъ. И постараюсь увидеть нечто хорошее в том, что за основу сюжет взят прием, который в фанфиках (да, опять фанфики! я что, зря полгода их читала? теперь узнаю эти фишечки и приемчики ВЕЗДЕ, мать мою в Миктлан по девятому кругу) именуется гендерсвап (когда один или более персонажей меняют пол), отчего намек на яой возникает уже в анонсе.

Итак, гендерсвап и яой светят нам путеводною звездою - в основном тем, кому нравится фанфикшен. А тем, кто предпочитает взрослую литературу, что делать? И не надо произносить слово "развлекательная". "Развлекательная" не значит "самодеятельная". Даже развлекая публику, можно было как-то по-человечески раскрыть проблему девушки, которую проткнуло сосулькой (КАК это вообще возможно? тяжесть, упавшая с высоты, легко ломает кости черепа, но проткнуть тело округлый конец даже очень тяжелой сосульки не мо... все, молчу, молчу) - и после смерти девушка очнулась эльфом-подростком в подвалах некроманта. Вот она полетала над окровавленным мертвым телом себя, еще недавно полным жизни - и опа! - она уже мальчик. Привлекательный, но не в том смысле и не для тех, кого главгероиня хотела бы привлечь.

А привлечь она хотела бы молодого вампира, которому должна была (вернее, должен был - она же теперь мальчик) послужить пищей.

Восторги ГГ должны донести до нас тот факт, что такому красавцу прямо хочется дать себя укусить... за что-нибудь чувствительное:

На вид чуть-чуть за двадцать. Гибкий, стройный, но под тонкой рубашкой просматриваются вполне рельефные мышцы. Однако не выпирающие, как если бы он их специально качал, а как бы немного сглаженные. Сразу видно, что все это образовалось от занятий каким-то боевым искусством, а не тренажерами, впечатление производит. Кожа у него бледная, мерцающая матовая, даже на взгляд холеная и шелковистая. По плечам спадает волна густых, запредельно черных волос, длиной чуть ниже талии. Потрясающая шевелюра, аж зависть берет. Лицо очень правильное, почти идеально красивое. Утонченные черты, изумительной формы, четко очерченные губы, не пухлые, но и не тонкая ниточка. Как раз то, что надо. Чернющие чуть раскосые глаза под пушистым веером ресниц. Прямой нос с тонкими чуткими ноздрями.
С ума сойти, я не предполагала, что человек может быть настолько красив! Впрочем, он и не человек вовсе.


Это если вы земная девица (небольшого ума) в теле эльфа (небольшого размера возраста) и легко подпадаете под вампирское обаяние, магическое и неодолимое.

Ну а если вы посторонний человек, находящийся в своем теле и в своем уме, то сия изрядных размеров цитата доносит до вас:
а) язык книги настолько беден, что искать в нем литературный стиль - примерно то же, что искать осетров в Москве-реке;
б) любимый мужчина главгероини есть мерисей, срисованный с аниме, а это с большой вероятностью значит: данный опус зарождался как фанфик;
в) у аффтара имеются необоснованные надежды на перехода количества в качество: то есть если написать очень большой фанфик, тот сойдет за полноценное литературное произведение.

Увы, эти надежды не оправдываются никогда. Диалектика Гегеля отдыхает на графоманах и фикрайтерах. Чтобы текст большого объема трансформировался в литературное произведение, в нем все должно встать на свои места. И должно служить каким-то целям, а не валяться, потому что накидали. Здесь же главная проблема аффтара - беспомощность. Она сквозит во всем, что привносится в книгу в качестве обоснуя, отчего перед нами предстает не писатель, а рассказчик. И рассказ вместо текста в книге Е.Картур - не отточенный художественный прием, как, например, у Зощенко, у Аверченко, у Тэффи, а попросту груда слов, вываленных поспешно и небрежно, в надежде на то, что читатель еще здесь, с аффтаром. Напоминает захлебывающуюся трескотню одноклассника, повествующего про черную-черную руку где-нибудь в турпоходе, и без его рассказов весьма унылом.

С пафосом МТА перебарщивают нередко. Иное произведение читаешь и за напыщенностью изложения теряешь нить повествования. Но и противоположный полюс не радует: кому оно нужно, незамысловатое повествование от первого лица, практически целиком состоящее из всяческих "прикинь", "блин", "ну ваще"? Одно дело - молодежный слэнг в виде добавки к атмосфере места действия. Другое - как главная, если не единственная составляющая той самой атмосферы. Дышать таким заменителем совершенно невозможно.

К тому же есть у рассказа одна особенность: рассказчик либо тянет и мнется, потеряв мысль, либо вываливает все, что вспомнил, пока не позабыл, че сказать-то хотел.

Примерно по той же причине откровения и обоснуи бурным потоком заливают пресловутые страницы "Эльфа и вампира": то история о возникновении эльфийской расы...

Тогда провидец нашел себе единомышленников, которые ему таки поверили, и объявил, что знает, как спастись. Не обманул, что характерно.
Человек шестьсот с ним тогда пошли, включая и семьи, и одиночек. И все поголовно – маги. Причем из тех, кто предпочитал именно чистую магию, без всякой технологии. Они-то как раз считали, что вся проблема в этой технике и заключается. Такие своеобразные зеленые.
Забралась эта компания в какой-то реликтовый лес, в самую его чащу, и установила там магический купол. Такие у них в космических колониях ставили. Но они, с перепугу, что-то совсем уж странное намудрили. Купол встал на два тысячелетия намертво: ни туда, ни оттуда. Пришлось новым лесным жителям приспосабливаться к изменившимся условиям. Если кто и передумал спасаться таким образом, то уже поздно было трепыхаться.
Поскольку новые поселенцы были уверены, что предстоящая катастрофа случится из-за сплава магии и технологии, они решили пойти иным путем. То есть не изменять природу под себя, а стать к ней намного ближе. И начали себя целенаправленно менять. Благо среди них было много специалистов по магическим мутациям.


...то признание недоэльфа своему спутнику в гендерном самоощущении...

У нас и не такие казусы случаются. И переселение в чужое тело… было, да. Мне рассказывали.
Отворачивается, молча трагически сопит. Потом неохотно:
– Сосулькой убило.
Я хрюкнул, пытаясь не заржать.
– Что смешного? – сердито спросил Тэйли, а мордашка такая торжественно-трагичная! – Ты еще главного не знаешь. Я на самом деле девушка.
Я все-таки заржал. Уткнулся лицом в лошадиную гриву и хохотал, чуть из седла не вывалился. Хорошо, что это не чужой конь, а мой Светлячок, он к дурным выходкам хозяина привык.
Я, конечно, все понимаю, в смерти нет ничего хорошего, как бы нелепо она ни выглядела. Но до чего же дурацкая ситуация! Девчонку убило сосулькой, и она очутилась в теле эльфа. Даже в этом дурном мире такого, по-моему, еще не случалось.


...то откровения, как вампир беспризорничал после смерти маменьки рОдной на Земле, пока наставник не отбил его у гопников. Диалог, особенно богатый странными эмоциональными реакциями.

В то время как раз начали просыпаться мои вампирьи способности, и по ночам я начал чувствовать себя почти всемогущим. Очень опасное на самом деле заблуждение. Ведь со всем остальным набирало силу и обаяние. Я даже начал учиться им пользоваться...
До зимы я в любом случае не дотянул. Вообще, ночные прогулки рано или поздно должны были кончиться плохо. Однажды я нарвался на гопников. Компания подростков не намного старше. Пьяные и жаждущие приключений. Встретив в темном переулке одинокого мальчишку, они решили, что смогут безнаказанно поразвлечься.
– Тебе было страшно? – Я впервые решилась заговорить. Наверное, от переизбытка чувств. Антон рассказывал так, что картины его детства как живые вставали перед глазами. А может, это мое воображение.


Вообще-то на словах "и попался я, такой невзъебенно обаятельный, компании, желающей поразвлечься" нормальный человек если и откроет рот, то спросит: "И как, сильно они тебя порвали?" - да, бестактно, но не более бестактно, чем ржать при известии, что твой спутник - земная девушка, перенесшаяся в мальчишечье тело после нелепой и страшной смерти. Впрочем, как я писала не раз, аффтарам в наши дни не терпится дать читателю инструкцию насчет восприятия тех или иных моментов: это должно быть трогательно, это должно быть драматично, это должно быть завораживающе... Вы сделайте так, чтобы читатель почувствовал вышеперечисленное, а не инструктируйте. Слабо? Не пишите, коли слабо.

Задача писателя - навести читателя на ощущение или на мысль, а не впиндюрить им эту мысль или ощущение прямым посылом. Читатель не обязан осваивать предложенный объем знаний. Он даже не обязан дочитывать предложенный объем малохудожественной прозы. А когда в тексте одна за другой лекции да инструкции, закрыть этот недоучебник на третьей, максимум на пятой странице - святое дело. Аффтар, по ходу дела, видимо, отличник, привык сдавать зачеты автоматом и восхищать преподов своими познаниями. Какая бы странность ни возникла в поведении персонажей, писатель немедленно разъясняет, что да почему, не дожидаясь, пока читатель хоть немного заинтересуется. Усвоили, детишечки? И-и-и... переходим к следующему этапу изучения местной флоры, фауны, истории и географии!

Нет, это не создание мира воображением творца, и не описание знатного натуралиста, высадившегося на неизведанные острова, и не путеводитель, написанный профессионалом. Это отчет об отпуске, проведенном в отпадном месте с отпадным парнем. Написанный школьницей для школьниц же.

И когда главгероиня заявляет о себе: Блондинко я, а не эльф, причем натуральное. И ведь всю жизнь – прошлую – мечтала брюнеткой стать, даже перекрашивалась несколько раз - хочется рявкнуть: мы уже поняли! Давай умней срочно, пока мы не захлопнули твой блондинковый опус! Да только припозднился наш совет. Аффтар уже написал нечто, требующее недюжинных усилий для прочтения. И все его попытки сделать сюжет увлекательным разбиваются о манеру повествования.

Сменяя друг друга, ГГ рассказывают нам нехитрым школярским лытдыбром, как они добывали артефакты из гробницы мертвого мага, как путешествовали с караваном через пустыню, полную нечисти и нежити, как отбивались от этой нежити...

Невидимой тенью подкрадываюсь к монстрику, затем молниеносно прыгаю на спину, ломая хребет, и двумя руками просто отрываю крокодилью башку. Монстрик немного побился в агонии и сдох. Нет, так неинтересно!

Это НАМ так неинтересно, аффтар. Нам, читателям, неинтересны идиотически-детсадовские шутки, которыми персонажи регулярно доводят друг друга и окружающих до смеховой истерики (весьма похоже на закадровый смех во время невозможно унылых шоу). Нам неинтересны впопыхах описанные сцены битв с нечистью, смертельных ранений и обращения главгероини в эльфо-вампира. Нам неинтересны взаимоотношения главгероев с эльфийским кланом, к которому принадлежало тело главгероини до того, как она в него вселилась. А более всего нам неинтересен обоснуй в виде торопливых лекций по местной истории и биологии. Но ничего другого нам не предлагают.

Все эти бесконечные махалова Самого Главного Вомпера...

Сейчас кто-то в лоб получит. Это хорошо, что они первыми в драку лезут, потом даже оправдываться не придется.
Приставил Тэя к ближайшей стеночке, велел Фикусу придерживать, чтобы не упал, и с превеликим удовольствием отметелил обоих эльфов. И даже третьего, выскочившего на шум драки и с энтузиазмом ринувшегося в бой. Ну, и кто ему злобный дурак? Правильно, сам себе! За что и будет теперь ходить с распухшим носом. Эльф с распухшим сливой носом – это непередаваемое зрелище!


...не говоря уж о его манере разговаривать, думать и действовать - все вкупе напоминает менталитет трудного подростка, коим ГГ, собственно, и является. Но дело не в этом, произведения из жизни подростков имеют полное право на существование. А дело в том, что опять не только центральные персонажи, но и создавший их аффтар - лишь глупые подростки, не более того. Тупая школота, если отбросить все потуги на толерантность. Разговаривающая отвратительным примитивным языком. Неспособная сосредоточиться на проблеме. Уныло зубрящая какие-то данные, потому как экзамен на носу. Готовая в любой момент самозабвенно предаться ржачке над абсолютно несмешной ситуацией - надо же как-то отдыхать от зубрежки.

...покрутил пальцем у виска и на всей скорости рванул к выходу. Зря он это сделал. Эльфийских леди вежливости, наверное, не учат. Вот эта конкретная постучаться не удосужилась, так вошла. За что и получила с разбегу – цветочным горшком. А потом еще и головой, когда Мэй судорожно ловил уроненный горшок. В результате согнулись оба. Фикус за горшком, еще раз, эльфийка от боли. Как и следовало ожидать, стукнулись головами.
Я поняла, что рискую скончаться от смеха прямо сейчас.


Все это меня уже когда-то отвратило от ЖЮФ. А в некоторых пейсателях вроде Мяхар, достигших самого дна, так просто ужаснуло. И что характерно, все эти попытки написать словами репризы коверных не делают книгу ни на йоту смешнее. Они не делают ее даже читабельной. Потому что маятник между коряво пересказанными гэгами и лекциями по местной магической физике действует на мозги усыпляюще. Плюс аффтар забывает: это главгероиню главгерой учит всему, что знает. Это ему она вторая половинка-леат, птенец, ученица и подопытная мышка. Читатель - совсем другое дело. Ему не нужны ни уроки, ни ржака на переменах. Ему нужна картина происходящего, которую аффтар нарисовать не в силах. Поэтому пытается то смешить, то учить - впрочем, и то, и другое безуспешно.

Во второй половине опуса (которую я читала исключительно потому, что пообещала себе: это будет не стеб над питнадцатью прОцентами текстухи, а разбор прочитанной книги) учеба наконец-то сменяется взрослыми целями - ура-а-а-а!!! Местные божества решили избавиться от одного из своих - от того, кто регулярно пытается убить окружающий мир, насылая волны нечисти. И осуществить это на практике, разумеется, должен наш вампирически-гламурный мерисей. Если найдет в себе силы оторваться от дебильных клоунад в качестве невинного студенческого флирта. Если кто-нибудь донесет до сознания писательницы: то, что ты считаешь юмором, не является таковым. Бросай ты это дело, Картур, не позорься.

Буквально прорываясь через полчища гэгов и скетчей, я прочитала про пару покушений на красавчика-вампира, про то, как главгероине удалось освоить трюк с возвращением себе женского пола, соответствующего гендерному самоощущению, про то, как жила-была себе в лесу эльфийская раса... облядь, нет! Опять лекция о геополитике?

Будь я хотя бы на один процент уверена, что меня услышат, дала бы я совет молодым писателям: истребляйте этот гребаный студенческий дух. Он топит любую книгу, превращая вас в идиота, рассказывающего, как прошла последняя сессия, кого из преподов удалось развести на халявную пятерку, кому пришлось пересдавать, у кого удалось воспользоваться шпаргалкой или бомбой. Как человек, побывавший, гм, несколько раз на встрече сокурсников аж по нескольким ниверситетам, скажу: нет ничего тошнотворнее этих историй. Даже если ты и сам принимал в них участие. Все эти "а помнишь, как по твоим шпорам мы сдавали философию?" через пять, десять, двадцать лет и от друзей-то слышать не хочется, а вы норовите вот эту фигню незнакомым людям продать? За деньги? Вы в своем уме, МТА?

Ближе к концу книги обучение сменилось-таки приключениями: героическая команда во главе с главгероями села на корабль и отправилась на другой материк, а в открытом море их, разумеется, нагнали пираты. Я никогда не против пиратов, поэтому жду от схватки бурной экспрессии и неконтролируемых эмоций.

А вот хрен вам, тетенька, и всеобуч в каждую боевую сцену.

Я наконец смог почуять кровь мага и установить с ней контакт, теперь следует ее только заговорить. Что удалось достаточно быстро, ведь самое сложное – это установить контакт. Всего лишь пара мгновений после его последней атаки. Простой и четкий приказ умереть, и нет времени защититься.
Он и не смог, он просто… сбежал! Открыл индивидуальный портал и исчез, может быть, даже умерев в процессе, потому что отменить приказ было уже невозможно. И уж наверняка утонул где-то в море. После гонки двух кораблей почти до самого вечера и магической дуэли ему хватило бы силы на портал протяженностью не больше километра.


Это наш лорд-хранитель всея магия, черныя и белыя, малыя и великия, побеждает мага пиратов.

...с последствиями вампирьих боевых инстинктов я столкнулся впервые, хотя раньше меня о них предупреждали. Мой народ создавали как оружие, а оружие не должно покидать поле боя до того, как победит, не должно испытывать страха. Вот создатели и позаботились о правильных инстинктах, которые, кстати, на кровь срабатывают. Разум в такие моменты работает совершенно иначе, приоритеты меняются едва ли не на противоположные.

А это его и его эльфо-половинку похитили убийцы, которым надо укокошить прежнего лорда, чтобы новый мог занять трон.

Один-единственный вопрос: какого лешего они не убивают опаснейшего из вампиров, когда тот оказывается у них в руках, связанный, парализованный, не жертва, а нака? Причем за несколько минут (и за несколько глав) до того они уже пытались убить того вомпера выстрелом в спину - а тут отчего-то разводят цирлих-манирлих. Но именно этот момент, требующий обоснуя, такового не получает. Вместо него на судне возобновляется клоунада с прыжками-падениями-переворотами-шютками йумара и лекциями, лекциями, лекциями.

ГГ вовсю демонстрирует матросам (а точнее, нам, читателям): веселое созданье я, живое!

Так, например, мы с Шреком «случайно» спихнули Антона за борт, откуда он вернулся мокрый и злой, но поймать меня не смог. Потом я утащила у Дилы ее меч, и вот тут мне пришлось пострадать за правду. Княжна меня отловила и, перекинув через коленку, банально выпорола, хоть и не особо больно, но обидно. Ну, я ей это припомнила и насыпала в сапоги Шрековых колючек, благо они уже не ядовитые. За это она на пару с Антоном меня все-таки отловила, и мне тоже пришлось побывать за бортом. А еще мы с Мэем как-то ночью поколдовали над фок-мачтой, а утром она зацвела васильками. Чуть не надорвались от такой магии, но зато было смешно наблюдать потом за матросами.

Но читателя уже непреодолимо клонит в сон. Определенно, перед нами не книга, а снотворное, несмотря на передоз шуток в тексте. Как будто писал ее шварцевский шут, ищущий короля с подходящим чувством юмора: "Что мне нравится в нем — это чистый юмор. Безо всяких там намеков, шпилек... Купец толстяка укусил!" Видимо, все представители ЖЮФ - шуты как раз такого непряного посола.

В финале вся честная-развеселая компания прибывает в конечный промежуточный пункт назначения - в замок наставника главгероя. Каковой наставник, хоть и может мановением руки прекратить свары между своим питомцем, нынешним лордом вампирьего племени, и его братцем, претендентом на титул, этого не делает, а тянет резину и мямлит про "сами разберитесь". В результате чего гнусный узурпатор насылает и на главгероя с главгероиней, и на наставника, и на остальных участников сего мутного квеста могучую-премогучую нежить. От которой персонажи убегают через портал... правильно, на Землю. После сего читателя радуют фразой: Это только начало…

Да шоб я здох!!! - отвечает читатель.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, литературная премия Дарвина, пытки логикой и орфографией, сетеразм, уголок гуманиста, цирк уродов
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Послепраздничное

    Снимать салют очень трудно. Наводишь, ждешь, нажимаешь, а снимает твоя мыльница уже что-то другое. И видоискатель без штатива держать тяжело. Если…

  • О розовых кошках и женогеях

    Пока писала "Цирк уродов", задумалась об упоительной (в смысле возможности философских рассуждений) теме — про ханжескую суть современных…

  • Pepparkakor — имбирное печенье

    Pepparkakor в переводе с шведского значит "имбирный пряник". Хотя на деле это печенье, хрустящее печенье из тех, что поедается, как семечки.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 119 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Послепраздничное

    Снимать салют очень трудно. Наводишь, ждешь, нажимаешь, а снимает твоя мыльница уже что-то другое. И видоискатель без штатива держать тяжело. Если…

  • О розовых кошках и женогеях

    Пока писала "Цирк уродов", задумалась об упоительной (в смысле возможности философских рассуждений) теме — про ханжескую суть современных…

  • Pepparkakor — имбирное печенье

    Pepparkakor в переводе с шведского значит "имбирный пряник". Хотя на деле это печенье, хрустящее печенье из тех, что поедается, как семечки.…