Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Гопник Вася и магический реализм


В последнее время для профессиональных надобностей сутки напролет одну и ту же мысль думаю: каково положение древних богов в современном мире? Подобных ситуаций в искусстве (к которому уже можно смело относить и компьютерные игры) только ленивый не использовал. И, как правило, роли, которые играют в искусстве божества, ни на йоту не отличаются от ролей суперменов. То есть боги могут спасать мир, могут губить, но они неизменно одиноки, чужды нехитрым радостям жизни, одновременно тоскуют по прошлому и чураются его, а главное - находятся под властью какого-то вызова, могущего прийти в любой момент: супермен, ты нужен здесь!

В общем, божество нечто вроде топ-менеджера: много силы, много власти, много одиночества и ничего, похожего на свободу.

Была охота описывать бога, похожего на клерка! Можно ведь и клерка описать, я на антураж никогда не западала. Рассказ о том, как Идзанами-но Ками, в девичестве Идзанами-но Микото, японка по происхождению, делает карьеру в турбизнесе и конфликтует с авторитарным мужем, болеет после родов, теряет свою привлекательную внешность и получает психотравму, ненамного отличается от легенд о японской богине творения и смерти. А тем более от легенд, изложенных приемами современного фэнтези. Потому что современное фэнтези не древних богов описывает, а нонешних олигархов и их манагеров в тяжком кризисе попила бабла.

К тому же, набредая на правоверное фэнтези, где на страницу текста приходится стопицот выдуманных слов и непроизносимых имен, приходится делать над собой усилие, чтобы прочесть. Понимаю, таковы же и "Хроники Амбера", и "Забытые Королевства", но именно их-то я и не люблю. А еще больше не люблю те же приемы у эпигонов, в перепевах и подделках. Классика-основоположника прочесть стоит, чего не скажешь о текстах фанатеющих последователей.

Не раз и не два мне прилетало по ушам: вы просто завидуете, будучи не в силах писать ТАК! Ох, ребятки... ТАК, как ваши Эльтеррусы-Белянины, я могу писать, находясь в коме, левой парализованной ногой, гусиным пером и в полной темноте. А что тут сложного?

"Кишкеметы бежали всю ночь. Под ледяным дождем сезона нассату, под пронизывающими ветрами с вершин Какаасу, босые и израненные, продирались сквозь заросли ататайи под ухающий звук барабанов, возвестивших начало Недели Размножения. В эти дни богиня Ахрениойа-доо-Икота покровительствует сильнейшим, даруя им силу, растворенную в лунных лучах, в звездных отблесках на броне из кости птицы Аухихи" - и далее везде, с остановками на озере Ссунивыссу и на вулкане Пфуйкхекхака, по десять авторских листов в месяц, с перерывами на принудительное лечение от алкоголизма. И заметьте, у меня такое фэнтези еще лучче получаецца, потому как содержит в себе мотивы легенд Папуа. И Мамуа, если на то пошло.

Работать с богами из реально существующих пантеонов куда сложнее. Мало того, что их по сто рыл на одну функцию, так они еще в запутанном родстве находятся, в еще более запутанных любовных и дружеских связях, а коли начнешь разбираться с их вражескими, гм, связями (потому как боги очень ценят качественную вражду, холят ее и лелеют) - тут и вовсе трехнуться недолго. Оттого и сложнее с ними, и интереснее.

Если не делать из них топ-манагеров в шкурах, тогах, латах, шлемах.

Иногда я думаю, что божественная мощь видна хоть тому же скальду лишь в тех аспектах, в которых он эту мощь ищет. Предположим, в дохристианском обществе иметь воронов, таскающих тебе дайджесты новостей, ручных волков, покорно служащих твоим наказам, копье, всегда бьющее в цель, и домик в экологически чистом Асгарде - это круто. Круто тырить мед поэзии, трахать великанш и гудеть в Вальгалле. В наши дни, при наличии интернета, бойцовых собак, оружия с лазерным прицелом и личных островов в экологически чистых морях подобная мощь уже не выглядит мощью. Можно тырить новейшие технологии, трахать моделей и не вылезать из ресторанов. Но не быть при этом богом, а быть тупым, ничтожным мажором, который проебывает свою жизнь и папочкины мульоны.

Следовательно, быть богом значит не только демонстрировать мощь.

Увы, но творцы современного магического реализма, похоже, подзадолбались обдумывать то НОВОЕ, что можно привнести в созданные ими миры. Куда проще пришпилить к обычному, на первый взгляд, пацану бейджик с легко узнаваемым именем, сделать его метателем копья на досуге, подарить ему пару больших-пребольших собак, похожих на помесь хаски с овчаркой, да пару ручных говорящих ворон. А еще научить пацана многозначительно усмехаться в лицо собеседнику. Что же до его сознания, то пацан по имени Один вполне может обладать сознанием малолетнего гопника, которого вдруг взяли на работу в клевую фирму, и он не знает, чью бы еще начальственную жопу вылизать, чтоб оправдать доверие.

В результате у магических реалистов получаются боги, чье мышление не только не отличается от человеческого - оно еще и от дебильно-инфантильного не отличается. Конечно, каков поп, таков и приход, каков автор, таков и приход персонаж. Одного не понимаю: зачем бога-то юзать? Возьми не Одина Х. Бельверка, а Василия Н. Небалуйбатько, пусть у него будут и птички, и собачки, и многозначительная лыба, но пусть он будет человеком. Или почти человеком - авось со временем дорастет. Вместе с создателем своим.

Словом, ни при наличии огромного количества выдуманных слов и корявых имен, ни при вливании древних божеств в тела современных гопников не получается воссоздать главное - то, что отличает бога от человека. Божественное мировосприятие.

Ибо поведение современного человека уже вполне сравнялось по крутости с божественным. Чего не скажешь о сознании. В сознании своем мы все еще кроманьонцы, только с айподами. Вот я, как кроманьонка, и сижу, и думаю: как провести средствами искусства грань между божественным сознанием и человеческим подсознанием?

UPD. Только пожалуйста, не стоит мне давать советов, как писать, я их принимаю исключительно от проверенных людей умнее себя. И мнение о том, что "это невозможно, ибо нечеловеческое сознание неотобразимо в человеческом искусстве" я уже заценила как человек и искусствовед, спасибо, не стоит повторять его снова и снова. И вообще, берегите себя, я сегодня не в духе.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, пытки логикой и орфографией, сетеразм, философское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 182 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →