Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Category:

Дифракционная решетка стыда

Диван-кактус

Этот пост надо начать с пояснения, без которого мы с вами запутаемся нафиг. Пост я собиралась писать о стыде, который не менее разнообразен, чем любовь, понятие которой включает в себя и похоть, и преклонение, и еще стопицот разновидностей чувства, расположенных между этими полюсами шкалы. Так же и со стыдом: на одном полюсе шкалы расположен стыд, о котором еще Карл Маркс писал, что "стыд – это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь". Роланд Поттер-Эфрон назвал это состояние спиралью стыда.

Человек, осознавший собственную "дефектность", втягивается в спираль стыда, как в торнадо:
1) первичное осознание дефекта;
2) чувство стыда;
3) желание избежать стыда;
4) алкоголь/наркотики/зависимости для избежания;
5) первичные последствия зависимости, так называемые смущающие инциденты;
6) дискомфорт от потери контроля;
7) осознание больших дефектов;
8) усиливающийся стыд;
9) усиливающаяся потребность его избежать;
10) толерантность к спиртному/наркотикам/зависимостям растет, привыкание усиливается;
11) более серьезные последствия, серьезные инциденты;
12) позор полной потери контроля;
13) осознание еще больших дефектов –
и далее в том же духе.

В эту спираль можно войти на любом витке судьбы. А дальше она вас поведет или, вернее, потащит. В норме при встрече с чувством стыда личность не поддается панике, а осознает: это состояние временное. Зрелая индивидуальность может использовать свой стыд, чтобы продвинуться к мастерству, к автономии, к силе и уверенности. Но если это чувство слишком мощное, если индивид чрезмерно уязвим перед стыдом из-за ранних детских переживаний, он прибегнет к защите. Психологи выделяют по крайней мере шесть видов такой защиты: отрицание, уход, перфекционизм, высокомерие, бесстыдство и ярость.

Так что слишком сильный стыд приводит к бесстыдству, хотя, согласно многим вероучениям, должен бы приводить к метанойе, высшей форме стыда, лежащей по другую сторону шкалы. Метанойя (греч. μετάνοια, букв. "после ума", "переосмысление") - сожаление о чем-то свершившемся, раскаяние. Это и христианское покаяние, и сатори дхармических религий, и японский дзэн, и дхьяна в йоге, одна из ступеней самадхи. А в мезоамериканских шаманских традициях метанойя соответствует состоянию остановки мира и отказа от личности.

Якобы метанойя дает устойчивость, уверенность, счастье, абсолютное спокойствие, избавляет от страданий, но дарит понимание боли других людей.

Почему я говорю "якобы"? Видимо, потому, что встречалась с этим явлением исключительно в форме елейности. То есть абсолютного бесстыдства и запущенного садизма, когда получают огромное удовольствие от зрелища собеседника, медленно хренеющего от произносимой просветленным хуйни. Или не замечают, как портят собеседнику жизнь не словами, а самим фактом своего существования.

Помню, как моя несостоявшаяся крестная (посмотрев на нее в юности, я решила остаться атеисткой до гробовой доски), работая в ВОХРе, на смену приходила, нажравшись постной каши с чесноком. Ну, каша сама по себе - невкусная, вот она ее чесночком и сдабривала. И так до самого вечера. А когда тетки-охранницы ночью между дежурствами урывали часок-другой сна, все знали, что Серафимовна (это не кличка, это отчество), где бы ни оказалась, похерит возможность поспать для всех, кто в ее смене - так она ВОНЯЛА, постница наша. С теми же ясными глазками, с которыми она отравляла ВОХРе дни и ночи, эта милая женщина, садясь в автобус, проезжала всем тележкой по ногам, влезала в любой разговор, чтобы, пуская слюни, словесно пофапать на боженьку, давала советы, как жить - притом, что ее собственные дети росли, точно сорная трава, и явно вполне созрели для своей первой ходки на зону.

Словом, вместо просветления я встречала в душах мнимо просветленных состояние а-ля Серафимовна, когда без зазрения совести несут дикую чушь и изумляются ответной антипатии. В которой, как ни странно, содержится немалая толика стыда.

За Серафимовну мне постоянно было стыдно. Хоть мне она была никто и даже не родственница. Как будто я отвечаю за несовершенство мира и за людей, из которых прет вот такая вот сомнительная просветленность.

С тех пор, когда при мне начинают нести хуйню, пафосную и/или елейную, ощущение стыда возвращается. Я чувствую нечто вроде приступа гневоголизма: кислород вдруг кончается, к голове приливает кровь, уши горят и хочется засунуть собеседнику в рот кулак, после чего резко повернуть и протолкнуть поглубже. Чтобы избавить мир от очередного мудозвона адепта вечных ценностей. В мозгу только одна мысль: почему я? почему я должна ВСЁ ЭТО терпеть? - и ответа на этот вопрос, сами понимаете, нет. Дабы не провоцировать у себя подобных приступов, я тщательно очищаю свое личное пространство от любителей пафосной и елейной хуйни, от игроков в жизнь и веру, от имитаторов смирения и адекватности.

Хотя их не сразу признаешь. Особенно тех, кто вцепляется в тебя мертвой хваткой (видимо, их внутренний вакуум требует заполнения, ну а я же такая щедрая натура) и облизывает с ног до головы, будто восторженная псина. Я не люблю собачьих слюней, но бить собаку за то, что она тебя любовью полюбила? Да я и человека за это побить не могу, даже зная цену той "любви"...

Но если к приступам стыда в процессе непосредственного общения я привыкла, то как быть с приступами стыда БЕЗ общения? Как выяснилось, бывает и такое. Причем не только у меня. ann_duglas давеча призналась мне, что у нее это чувство возникает при чтении некоторых книг, которые она, героический Чорный Критик, прорабатывает по просьбам трудящихся масс.

Однако! - подумала я. Нашего полку, похоже, прибыло. Да, это не метанойя. Наверное. Но поскольку в метанойю я не верю, то чувство стыда за дурака и бездельника, словно ты принимаешь на себя ответственность за весь род людской - это состояние, максимально близкое к тому, чего нет. К просветлению, от которого ни хера не легче на душе и не светлее.

Продолжение напишу попозже, дабы не перегружать.
Tags: ловушки психики, мир за вычетом меня, монументы на колесиках, разорительная роскошь общения, уголок гуманиста, цирк уродов
Subscribe

  • Зразы с сыром и зеленью, проше пана

    Поляки гордятся своими зразами не меньше, чем итальянцы – пиццей. А вот я никогда не понимала смысла запекания начинки в фарше. В конце концов,…

  • Люля-кебабы в духовке

    "Люляки-бабы", как писали в меню советских столовок, насколько мне помнится, были серыми водянистыми тефтелями, от которых почему-то исходил запах…

  • Морковно-имбирные оладьи без яиц

    Очередная постная выпечка. Проблема постных блинов и оладий - отсутствие "румянца", а его обуславливает наличие в тесте меланжа, то есть сдобы -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 184 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Зразы с сыром и зеленью, проше пана

    Поляки гордятся своими зразами не меньше, чем итальянцы – пиццей. А вот я никогда не понимала смысла запекания начинки в фарше. В конце концов,…

  • Люля-кебабы в духовке

    "Люляки-бабы", как писали в меню советских столовок, насколько мне помнится, были серыми водянистыми тефтелями, от которых почему-то исходил запах…

  • Морковно-имбирные оладьи без яиц

    Очередная постная выпечка. Проблема постных блинов и оладий - отсутствие "румянца", а его обуславливает наличие в тесте меланжа, то есть сдобы -…