Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

"Ведь это критик и его тошнит"


Все-таки Пегас - самый лучший вид транспорта на свете. С ним все доходит и доезжает мгновенно. Спасибо, друг мой Шандар-Алан, за доставленное удовольствие.

Мы рождены для фанфиков суровых,
Нас не страшит Оккамова пила,
Убейся критик, мы же будем снова
Писать, как Грейнджер Поттеру дала.

Подарено shandar_alan

Правда, подумалось мне, Оккамова пила может пройтись и по живому, отсекая талант лишь за то, что он начинал на фикрайтерском полигоне. А кто из нас без греха? Я вот начинала на том самом полигоне тридцать лет назад, когда и фанфикшена-то не существовало. Поэтому начала сразу с ориджиналов (которых тоже тогда и в помине не было). Припомнив бездны подросткового порока, в которых я в свое время плескалась с повизгиванием, решила перепостить (частично) воспоминание о начале своей творческой карьеры.

Еще в школьные годы чудесные определилось, что гожусь я только для одной работы - писательской. Хотя, окончив школу, каких только образований ни наполучала. И они мне для апгрейда писательских навыков весьма пригодились. Иначе, может, я бы до сих пор писала то же, что и в школе. Думаю, оно бы неплохо продавалось. Зато аффтар ненавидел бы и себя, и свои книжки всей душой.

За дурость девическую, непреходящую.

Первые книжки полуфэнтезийного характера писались мною на физике, химии, математике, географии, русском, английском, истории - да на всех уроках, кроме биологии. На биологии я болтала с биологиней. У нас с ней было полное взаимопонимание и общее впечатление от "Общей биологии" Вилли и Детье. Итак, на биологии я отдыхала от литературных трудофф и плодофф.

Воздействие их на наш класс было ужасно. Публика читала мои опусы на уроках под партами и пыталась выяснить, хто ж таков прообраз спутника жизни главной героини? У меня уже тогда не было главных героев мужескаго полу - одни спутники да напарники героинь. И в юности я была не готова дать мужчине вожжи в руки, чтоб рулить сюжетом. Мне казалось, он непременно в кювет заедет, а выбраться не сможет. Так что максимум, на что в моих литизделиях мог рассчитывать мужчина - это на вращение по орбите вокруг главной героини.

Впрочем, их там три было, главных-то, но спутник был только у САМОЙ главной. Остальные сидели в деффках и на собственный спутник надеяться могли не раньше совершеннолетия. Такая вот "Протосейлормун" (напоминаю - дело было три десятилетия назад, "Сейлормун" ни по одному каналу ТВ не шел и вообще всех анимэ было "Джек в Стране чудес", а это, согласитесь, не совсем анимэ). Словом, две подружки самой главной-преглавной довольствовались не спутниками, а метеорами, прочеркивающими небосклоны их девичьих судеб. Зато главная-преглавная, устроив свою женскую судьбу, совершенствовала профессиональные умения.

Ибо она умела превращаться в разных хищников, а спутник-напарник, видимо, был слехка зоофил. И вот она превращалась, превращалась, стреляла из лука и из арбалета, путешествовала по разным временам, попадала в разные ситуации, которые все как одна характеризовались словом "жопа", напарник только успевал следить за ее безобразиями на экранах разной величины, произносить "Уй-й-й-й!" и закрывать глаза, бледнея лицом. Я бы на его месте уже с четвертого инцидента принялась бесстыдно ржать и делать ставки на любимую зоодевушку, но он был ошень шестный молодой человек.

Мдя. Думаю, писать такое я могла бы лишь в одном случае - если бы так и не выросла.

За полгода прочитав тонну фанфиков самого разного содержания, ответственно заявляю: девочки за четверть века не изменились ни на йоту. Им по-прежнему подавай вот это, у автора эпиграфа схищенное:

Гнев о воспой, МТА монстрородного чрева,
Что породило несчетные сонмы чудовищ.
Как Мэри Сью убивала их справа-налево
И по колено в крови сохранила прическу.
Пой о любови в сердцах ослепительно-нежной
Личный гарем Мэри Сью восхвали непременно,
Ум, красоту и иные достоинства девы
Так опиши, что богам будет дюже завидно.
Сорок томов похождений разборчивой стервы
Кто-то потом назовёт "фанфикородное чрево".

Необузданность юных аппетитов рулит, гормональная буря то над тучами смеется, то от радости рыдает. Это, я бы сказала, простительно, ибо неизбежно. Как ни странно, меня удручают не подростковые бури с альбатросами необузданности в небесах. Меня удручают не-совсем-дети, обретающие себя в фанфикшене. Вернее, в уже-не-совсем-фанфикшене.

Временами в разных Серых горах, где, по словам пана Сапека, золота нет, натыкаешься на вещи, написанные взрослыми людьми. Небесталанными людьми. Явно имеющими что сказать публике. Но при сем при всем отчаянно, по-девичьи влюбленными в чужих персонажей, в чужие миры. Поэтому оторваться от своей любови и написать нечто самостоятельное для них - словно продать первородность даже не за сытную чечевичную похлебку, а за не насыщающую нифига клубничную жвачку. Они лучше похерят превосходный замысел и вложат свой нехило отшлифованный стиль в историю о том, как Грейнджер Поттеру дала, нежели придумают своих собственных персонажей, которые друг другу дали и были счастливы пусть не even, так хоть ever after...

Любители фиков периодически пытаются меня то отругать, то переубедить, объясняя: нет ничего нового под луной. А также под солнцем и под электрическим освещением. Требуют чОтких границ для понятий "плагиат", "заимствование", "знаковая фигура", "архетип", etc. Приводят в качестве контраргументов знакомых талантливых фикрайтеров и свои собственные упражнения в данном подвиде субискусства. Громко и задорно отрекаются от звания литераторов и принадлежности к литературе, втайне желая именно этого звания и принадлежности.

А я отчего-то вспоминаю свое первое грейпфрутовое варенье. Пленившись невероятно вкусным запахом грейпфрутовых корочек, я их вымачивала и вымачивала, потом варила в сиропе и варила, дурея от аромата. И варенье оказалось что надо - рыжее в красноту, будто шпинель, с запахом, способным поднять мертвого, если он сладкоежка. Только жрать его оказалось нельзя - горчило. Слабо, но горчило. И не так, как свежие грейпфруты горчат, а так, словно гнилой фрукт забрался в банку с нормальными и сдох там естественной, но мучительной смертью.

Как литературный критик и искусствовед я не все могу объяснить неспециалисту, не знакомому ни с основами гуманитарных наук, ни даже с тем фактом, что критика - наука и умеет быть объективной. К тому же если человек защищает любимый или вообще единственный способ релаксации...

Я попробую объяснить как ресторанный критик. Есть мелкие дефекты технологии, уничтожающие качество продукта. Причем подчистую. Если переварить яйцо-пашот, оно станет резиновым, а желток свернется. Да, оно останется яйцом, но подавать его гурману не стоит - засмеет или поморщится. А казалось бы, разница в жалкие полминуты! Если не дать запеченному мясу отдохнуть пятнадцать минут после вынимания из духовки, разрезать сразу, весь сок утечет в блюдо, мясо станет сухим. И есть его будет можно только с соусом. Или никак нельзя, если вы опять-таки гребаный гурман.

Разумеется, из голодного края приехамши, вы переваренный пашот и недодержанное мясцо уминать станете за обе щеки. И выпучите глаза на любого, кто при виде испорченных яств поморщится и позовет официанта: унесите!

Так же и с фанфиками. Чем плохо почитать десяток (или сотню) сайд-стори к любимым произведениям хороших авторов? Отчего бы не насладиться приключениями дорогих сердцу героев, до которых их создатель не додумался? Узнать, как все сложилось у Ретта Батлера и Скарлетт О'Хара? Тем и плохо, что желток твердый, а белок резиновый. Автор сказал: это все - и это было действительно все. А там уж можно дофантазировать финал самому или заказать на кинк-фесте (есть в инете места, где можно оставить заявку с четко обозначенными предпочтениями типа "публичный секс, Скарлетт в форме солдата-южанина берет Ретта в плен и продает его в солдатский бордель") - но не обессудьте, если гурмана передернет при одной мысли о подобном.

Кстати, я не люблю открытых финалов. Но и она, нелюбовь моя, не может заставить меня читать продолжение того, у чего, по авторскому замыслу, НЕТ продолжения. Есть в искусствоведении такое понятие как новодел. Вещь, которая более ли менее точно повторяет более раннюю, не дошедшую до нашего времени. И ни один грамотный искусствовед не станет писать про новодел статьи или, не дай бог, монографии.

Потому что новодел - для ознакомления с тем, как выглядел, например, интерьер, когда фрески еще не осыпались. Но не для анализа в качестве произведения искусства. Даже если его написал не худший мастер. Задумка-то не мастера, он здесь не в роли мастера и не в роли подмастерья выступает.

Один из френдов как-то предположил, что я ненавижу фанфикшен. Не-а. Я сетую, когда вижу приличное мастерство, потраченное на новодел. Мастерство - такая ценная вещь, что не надо его вымачивать и вываривать. Надо дать ему раскрыться в его собственном вкусе, цвете и качестве.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, пытки логикой и орфографией, сетеразм, философское, ходите и кадите
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 159 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →