Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Герой-отморозок нашего времени


Мон френд shandar_alan написал замечательный пост о менталитете сурового героя боевой фэнтези - отморозка, все вопросы решающего по схеме "нет человека - нет пролемы". Жесткое определение, но справедливое. Я бы тоже назвала среднестатистического главного героя боевой фэнтези отморозком. Хотя бы судя по тому, с какой легкостью он вписывается в общество, где убийство является одним из самых действенных и ЛЕГИТИМНЫХ способов разрешения конфликта.

С такой легкостью влиться в ряды убийц может только подросток или отморозок. Подросток - потому, что он еще не понимает сути смертельных, непоправимых деяний. Отморозок - потому, что не способен понять этой сути в принципе. Из-за дефекта эмоциональной и/или интеллектуальной сферы. Ну и обеим этим категориям незнакомо такое состояние души, как метанойя, которая чуть больше, чем раскаяние, и чуть меньше, чем покаяние. Они не видят причин для сожаления о содеянном, надежно спрятавшись за утверждениями "Он первый начал" и "Ничего личного, работа такая". Это функционалы, которым важнее вписаться в социальную среду и раствориться в ней, нежели принять на себя ответственность за поступки, а тем паче за преступления.

Таков он, герой нашего времени - безупречный функционал.

Откровенно говоря, открытие удручает. Хотя к подобным выводам люди моего поколения обычно приходят не просто так, а исключительно ради повышения самооценки. Приятно, черт дери, ощущать себя мудрым-премудрым перворожденным. Чем-то вроде ельфа, только молодого еще. Но если задуматься о последствиях внедрения сего идеала в массы...

Выводы неутешительны.

Конечно, нельзя возлагать на литературу весь объем ответственности за формирование идеологии. Хотя литература довольно долгое время была в этом плане впереди прочих искусств. Сейчас, думаю, ее легко обходят на поворотах кино и компьютерные игры. Где пресловутый отморозок показан уж таким привлекательным, я бы даже сказала референтным (в социологии данный термин означает образец для подражания или группу, в которую хочется влиться) объектом, что поневоле начинаешь путаться: где тут достоинства, а где пороки? или это одно и то же? или наш герой весь целиком - большое достоинство?

Я не люблю дидактики в искусстве. Не люблю деления на черное и белое. Не люблю, когда меня, будто овцу, подводят за ухо к определенному мировосприятию. Но. Убивать, не дрогнув ни единым мускулом, ни единой эмоцией своей - не есть признак развитой, глубокой и интересной натуры. Все-таки добро и зло существуют, как бы нас ни раздражали топорные дефиниции и школярская примитивность трактовки.

Поверьте, я не из декларируемого гуманизма такое изрекаю. Жизнь позади длинная, мои знакомые и родственники и своей смертью умирали, и убивали их, убийц потом ловили и судили, а я смотрела в те лица и думала о том, что бы сделала с убийцами, будь у меня такая возможность - но всегда понимала, что руки у меня связаны.

Ведь я гневоголик, с большим трудом научившийся держать себя в руках. И ради себя самой никогда не позволю себе делать то, чего хочется. Даже во время сильнейшего приступа гнева, когда глаза застит и единственное, что слышишь из всего богатства звуков внешнего мира - звук собственного дыхания, даже тогда между "дай ему в морду" и "убей" в сознании стоит стена. Практически непрошибаемая. Убить - совсем, насмерть, окончательно, чтоб не оживить было - и животное трудно, а уж человека-то...

Между тем в современном искусстве максимум, что происходит с неопытным убийцей, как верно заметил shandar_alan - он блюет после первого инцидента. Ко второму-третьему своему покойничку киллер свеж, бодр и жаждет продолжения, словно каннибал какой-то. И публика рада принять его машущим оружием направо-налево, азартно описывающим, каким именно махом ноги он сломал шею неизвестному, встреченному в темном перелеске, не выясняя, разбойник тот или так, мирный пейзанин, мимо проходил. Поразительный уровень толерантности. Ну а будь тот неопознанный в подлеске вашим родичем? Никому в голову не приходило, каково это - обнаружить близкого человека в лесу порванным на тряпочки?

Можно мечтать о том, чтобы твой враг издох смертью гнусных. У меня не раз бывало так: скажешь о ком-то "Чтоб ты сдох!" от всего сердца - и через некоторое время узнаешь, что предмет твоей злобы того. Перекинулся. Внезапно. Кто его знает, стукнуло его, потому что время его пришло или я каким-то неведомым образом... поспособствовала. Я не мистик, чтоб о таком рассуждать. Впрочем, и не настолько материалист, чтобы такое отрицать. В любом случае ни угрызений совести, ни рефлексий особых не испытываю. Да, я хотела, чтобы он умер и он умер. Нет, свечку за упокой ставить не пойду, пусть жарится в аду, если тот существует.

А все же убивать противника собственными руками, втыкая колюще-режущее в подреберье и проворачивая там, чтоб вернее раскромсать... Стрелять в жизненно-важные органы и смотреть, как еще живому телу, которому недолго осталось, глаза заволакивает... Не говоря уж о более ужасающих способах казни типа удушения-утопления-сожжения и эт цетера...

Я. Не. Убийца. Может, я сущая ведьма, злюка и сволочь, но не убийца. И считаю это своей безусловно положительной чертой.

Оттого и не понимаю, почему нам уже которое десятилетие предлагают в качестве крутых, сильных, образцовых героев именно убийц, неспособных решить рядовые проблемы методом более тонким и точным, нежели физическое устранение? Чем отморозок, неспособный придумать более изощренную схему, чем "огреть-проломить-закопать", лучше хоть того же изощренного интригана, умелого манипулятора, не говоря уж о мастере компромисса? Вы нелюбимую тещу саперной лопатой уговаривать намерены? Чтоб из-за этой старой курицы сесть лет на -дцать? Начальника-идиота во время летучки из окна выбросить предполагаете - и опять-таки сесть без вариантов, чтоб после зоны вашу жизнь можно было сдать в утиль?

Мир нормальных людей не дает отморозкам той степени свободы, которая отморозкам необходима. И поэтому бедняжки перманентно пребывают в состоянии бессильной ярости. Знаете, что такое годами жить без разрядки агрессивного аффекта? Это похоже на многолетний стояк или на непрекращающуюся ломку, дорогие мои. Это неконтролируемая тяга к разрушению, включая саморазрушение. Можно сколь угодно долго шутить по поводу хаотик ивил в мировой культуре, но когда хаотик ивил поднимает голову из вашего собственного подсознания, поверьте, оно ни разу не смешно.

Так почему нам подсовывают людей, которые в ситуации столкновения с собственной неконтролируемой агрессией не осваивают базовых правил самодисциплины, а наоборот, отпускают все тормоза - при полном попустительстве окружающей социальной среды? Новые ли это социально-сексуальные фантазии, мечта ли об отмщении всем своим обидчикам, неконтролируемая ли тяга офисного планктона к действию? В любом случае, функционал подавленный обожает функционала распоясавшегося. Человек, встроившийся в окружение, подавив собственные потребности, охотно читает (смотрит, играет) произведения о человеке, которому нифига подавлять не надо было. Пришел, увидел, отомстил - восхитительная программа для того, кто по жизни не имеет возможности и голос возвысить на того, кто его достал.

Вот только безысходная дрочка еще никогда не способствовала нормализации образа жизни - что сексуальной, что социальной. Человек, который никакой другой разрядки не получает и получить не может, способен удариться в то, что психологи называют навязчивым фантазированием. В сексуальной сфере для мужчин это оборачивается комплексом Дон-Кихота, для женщин - комплексом Алисы в стране чудес. И мужчины, и женщины с подобным комплексом склонны к построению воздушных замков, к придумыванию воображаемых партнеров с определенными качествами и поведением. Временами при осознании расхождения между реальным и воображаемым миром герой-любовник доходит до расщепления личности. Уделяя все больше внимания миру воображаемому, часть личности откочевывает туда, в нафантазированное, словно на заливные луга. А потому что реальность - жутко неуютное место: ни потрахаться с кем хочется, ни врага кроваво замочить.

Нет, я не пророчу всем любителям боевой фэнтези и компьютерных игр диссоциативное расстройство психики. Я просто спрашиваю себя: che cazzo vuoi нам от искусства в наши дни? Чтобы оно нам давало пищу для мозгов или предмет для навязчивого фантазирования? Научило, как стать собой или опуститься до животного? Тупо снабжало картинками для разрядки - или?..
Tags: авада кедавра сильно изменилась, искусство для неграмотных, ловушки психики, пытки логикой и орфографией, сетеразм, философское, ходите и кадите
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 208 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →