Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Критический особизм


Не секрет, что в ЖЖ с законами и правилами критики не особо церемонятся. Да что с ними церемониться, если ни за рецензию, ни за отзыв жежисту не платят и даже "спасибо" не говорят? А если и говорят, то это какое-то зверски модифицированное "спасибо", спасибо-мутант, чреватое (я бы даже сказала, беременное) бесценной инфой, что у критика, между прочим, ноги кривые и недоебит. Поэтому его мнение за полноценное мнение нищитаецца, даже если публика с одних аффтарских цитат угорает.

И вообще, кем надо быть, чтобы не понять: критиковать данное конкретное произведение (серию, автора, жанр) надо НЕ ТАК! А как? А ПО-ОСОБОМУ!

Если на этом самом месте гения, Пегасом в голову лягнутого, не послать вдоль по Питерской, по Тверской-Ямской, то он радостно изложит вам оценочные требования, не учтенные критиком. Сам лично изложит или инструктирующих фанатов нашлет - так насылают мух, саранчу и тьму египетскую. Требования обычно зиждутся на том, что для полного и глубокого понимания какой-либо разновидности литературы необходимо учесть и уважить формат. То есть кагбэ извинить недостатки книги, возникшие оттого, что автор пишет конъюнктурную шнягу. Ведь иначе бы его, бедолагу, не печатали и не засоряли им полки в книжном, от горе-то како! Ну, разумеется, о том, что нам, читателям, предлагается оплатить данную фигню из своего кармана, попавший под Пегаса аффтар благополучно забывает.

Пресловутые критические условия, кои критику-особисту следует зазубрить, будто "Отче наш", постоянно меняются, вместе с тем практически не меняясь. У них имеется четкий алгоритм, который нетрудно проследить. Благо недостатка в советчиках мы, обладатели и выразители собственного мнения, никогда не испытывали.

Например, нам периодически объясняют, что:

1) мечемагическое, истинно мужское, боевое фэнтези должно быть эмоционально неразвитым, а вернее, попросту тупым, ибо пишется из расчета на развитие подростка, усыновленного компьютером и игровой приставкой - и тот, кто этого не понимает, есть жалкий эстрогеновый соплежуй;

2) фэнтези, чей автор вырос из фанфикшена и прихватил с собой на профессиональную стезю все тамошние детские болезни, прямо-таки обязано содержать неуклюже написанную еротику и перечень того, что на персонажах надето в тот или иной судьбоносный момент жизни - без героического прикида нет героя;

3) фэнтези о ролевиках компенсирует отсутствие нормальных психологических реакций и зверя обоснуя астрономическим количеством плюшек, прибамбасов, маскотов и фамилиаров, без которых герой под кустиком присесть не решается - ролевикам положено страдать неизлечимой артефактной зависимостью;

4) ипическое фэнтези не разменивается на глупости вроде полноценной проработки образов, зато богато картами и протоколами межгосударственных, межпланетных и межгалактических заседаний на тему государственных, планетарных и галактических разборок - километровые списки имен и названий обязаны отпечататься в читательском мозгу как нефиг делать;

5) женское юмористическое фэнтези не в силах обойтись без пяти-шести любовных линий, потому как одного ебаря претендента на руку и сердце героини маловато будет, эдак читательницам оргазма не достичь - вера в женскую востребованность героини достигается исключительно количественным методом;

6) псевдоисторическое фэнтези вообще парит в небесах, свободное от законов художественности, на одном только реактивном моменте собственной политической актуальности - и все обязаны прочесть сей опус из одного лишь патриотизма, поскольку никаких других причин для его прочтения нет и нинада.

На вопрос "WTF?" "Почему это?" писатели немеют от возмущения, а фанаты, даже онемев, берут себя в руки и капслоком объясняют, что критик не понимает законов жанра. Которые являются неотъемлемой, априорной и форматно-благословенной данностью, подчеркивающей талант аффтара. Тем, кто пытается подать огрехи, штампы и плагиат в качестве фирменных фишечек жанра (автыря, серии), кажется: вот обзовут они критика снобом и завистливым лузером - и все у них - у нас - наладится. Критик угомонится, воспоет соловьем, а читатели бурным потоком потекут в магазины, припадать к источнику новой художественности.

Опять же, чрезвычайно полезно включать в текст инструкции для читателя, как именно он должен воспринимать образ, сюжетный ход, взаимоотношения между персонажами, эт цетера, эт цетера. Добрый старый способ ненавязчивого подведения аудитории к определенным мыслям и ощущениям устарел. Теперь нами беззастенчиво командуют: любите! восхищайтесь! уважайте! интересуйтесь! "Волнуйтесь, подробности письмом". Не удивлюсь, если скоро в текстах книг появятся смайлики - палочка-выручалочка для писателей, которым не хватает слов. А че? Удобно же!

Словом, чтобы воспринять текст расово верным образом, критику следует отринуть былые параметры литературности, оригинальности и осмысленности текста - как изжившие свой век. На закономерный вопрос "Почему это?" перед вами разыгрывается очередная немая сцена и звучит очередной ответ в стиле "Потому что гладиолус!" - но вы, косная, олдскульная скотина, остаетесь безучастны к столь блистательным, доходчивым аргументам. Вам не кажется, что для жанра фэнтези позволительны какие бы то ни было допущения, кроме допущений, общих для всех фантастических жанров. В частности, вам не верится, что герой-задрот обратит силы зла в бегство, если затарится артефактами и моднючим бронелифчиком, подключится к астральному вай-фаю и познакомится с полудюжиной сексуально озабоченных дроу. Вы не верите ни автору, ни его персонажам, ни описываемой реальности. Вы не хотите в это даже играть, не говоря уж о том, чтобы в этом пожить.

Отчего критики все такие противные? Не говоря уж о читателях.

Наверное, оттого, что устали от гомогенности некоторых поджанров. Нам не нравится спрашивать себя: читал ли я эту книгу раньше или она просто-напросто копирует надоевший формат? Мы не хотим платить за осточертевшую схему, от которой боятся отойти и авторы, и издатели, и байеры. Этот товар, полагаю, у всех уже имеется и потребностей наших не удовлетворяет. Оттого мы и не хотим его - ни в какой якобы новой модификации. Если конвейер, годами производящий одну и ту же муру, заменил развлекательную литературу, мы предпочтем развлекать себя не литературой, а, скажем, компьютерными играми и сериалами - до тех пор, пока их создатели не боятся пробовать новое и отходить от старых схем.

Между тем писатели и издатели, действуя как заправские коммивояжеры, устраивают "Телемагазин на диване". Всегда можно выключить передачу, где парочка ведущих, подпрыгивая и приплясывая, словно говно с моторчиком, впаривают публике витаминный коктейль, который вернет нам стройность, если употреблять его вместо нормальных продуктов. А представьте себе, что в продуктовом опустели полки и лишь проклятый коктейль подмигивает со стенда: меня возьми, возьми меня, я вкусный и полезный! Да уж, выбирая между мерзкой жижей и голодной смертью, особо не попривередничаешь.

Вот только искусство - не еда. Да и замена нормальной жратвы отвратным коктейлем - всего-навсего голубая мечта производителей этой дряни. И сколько продавцы ни зазывай к своим прилавкам наивные потребительские души, продажи падают и будут падать. Единственный путь к повышению продаж - риск. Выпуск нового и, желательно, качественного продукта, от которого не будет с души воротить после первой пробы.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, литературная премия Дарвина, пытки логикой и орфографией, сетеразм, уголок гуманиста
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 279 comments