?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая | Следующая

Либидозная силища


Прежде чем перейти к профессиональной литературе для подростковой аудитории, не начати ли, френды, ны бяшеть о корнях той профессиональной литературы? А то, время от времени натыкаясь на гордые заглавия типа "Фанфикшн - отправная точка для писателей", вздрагиваешь, как стеганутая. Что??? - думаешь. Вот это вот - отправная точка для... для меня??? Ах ты ж па-а-акость! Но что бы я себе ни думала, субкультура набирает силу. И литература, написанная не только для подростков, но и подростками же, всерьез считается кузницей литературных кадров. Меня, правда, эта кузница не впечатлила, еще когда я выяснила и изложила базовые параметры этого явления. Тогда я обошлась кратким изложением, не вдаваясь в детали.

А потому что, извините, штормит. Да так, что остается лишь повторять про себя святую моряцкую заповедь: "На форштевень не ссать!" - и держаться, держаться из последних сил. Например, за внушенные в детстве золотом заповеди типа "Не укради" и "Соблюдай гигиену половой жизни".

В свое время мне не захотелось обсуждать с одним из френдов всю эту "литературу", основанную на покраденных героях, стыренных сюжетах и спизженных идеях. Да-да, я помню про Шекспира и Пушкина, про заимствование сюжетов и героев из фольклора и апокрифов. Вот только, на минуточку, самостоятельный писатель, заимствуя из, скажем, рыцарского романа так называемую жесту (плоский, безэмоциональный персонаж, только и годный на то, чтоб махать платочком с крепостной стены), наполняет его живой жизнью. А фанфикописец, воруя готовый и яркий персонаж из шоу, лишает его жизнеподобия и превращает в резиновую куклу для ебли. И неважно, какой рейтинг у фанфика - ебательный или пиздострадательный. Все равно в результате пертурбаций фикописца мы получим жесту, исполняющую анально огороженную изначально заданную роль, без оглядки на характер персонажа.

Но кое-какое обсуждение все-таки назрело. Позавчера, под пироги, с Энни Дуглас. Мы, конечно, всласть посплетничали, умницы - и тут, по живейшей ассоциации, меня перегключило со сплетен на... сплетни же. Потому что фанфик по сути своей не что иное как сплетня - краткое (даже когда растянутое) изложение того, как главные герои дошли до жизни такой сексуальной. Только из жизни тех, о чьей жизни мы ничего не знаем - за пределами того, что нам показал автор или масс-медиа.

И вот о том, в какой форме эти сплетни притворяются литературой, я и рассказывала Энни примерно три часа. Когда ее глаза приобрели красивую квадратную форму, возникла мысль: и почему я не написала подробностей про фанфикшен в своем ЖЖ? Давно бы уже любовалась этим дивным зрелищем - совершенно онемевшая Энн Дуглас. )))

Вы бы видели, что творилось с нашим Чорным Критиком, когда я описывала визуальные формы фантворчества - так называемые арты и манипы, рисунки и коллажи, на которых вполне гетеросексуальные личности предстают героями гей-порно и эро-балета. И тоже, кажись, претендуют на художественную значимость.

В которой любому фантворчеству, увы, придется отказать. От моего имени и от имени Чорного Критика aka Энни Дуглас.

Что поделать, мы обе не способны на серьезный, а тем паче критический подход ни к ориджиналам (фанфикам, в которых персонажи переименованы вордом получили оригинальные имена, хотя общие законы жанра продолжают рулить сюжетом), ни к ретеллингам (пересказам сюжетов известных произведений, вплоть до детских сказок и советских фильмов: например, "Маша и медведи" с парнями, что на фотке, в главных ролях; Маша - в центре), ни вообще к опусам, перед которыми ставится шапка (в шапке четко указано, кто кого ебет и с какой жесткостью, кто сверху, кто снизу, кто по добровольному согласию, а кто сперва битой по башке получил). И дело вовсе не в "аморальности", на которую упирают весельчаки, троллящие фандом. Не в заимствованиях, коими и классики грешили. Не в перевирании биографий нищасных актеров, которые могут и в суд подать за клевету. Теоретически.

Дело в первую очередь в том, что фикрайтерство - не искусство. Как не являются искусством навыки геймера, колющего игру за игрой. Навык - да, но не искусство.

Фанфикшен производит прикладнуху для эротического или порнографического настроя, с планами на последующую дрочку. Вербальный аналог порноролика. Недаром же после большинства фиков в комментах стоят невинные девичьи "Подо мной сгорел стул" и смайлики, смайлики, смайлики. Не очень представляю такого рода высказывания после главы из, скажем, "Мастера и Маргариты" - романа, замечу, чувственного и любимого народом, в особенности юными девушками. И тем не менее, в качестве оценки сцены бала у Воланда ляпнуть "Спасибо, подрочил" - такое придет в голову разве что анацефалу. Или куда ему там может придти, за отсутствием головы.

Человеку старой закалки трудно понять, каким образом прикладнуха, компиляция и плагиат могут получить статус произведения искусства. Даже если фанфик и демонстрирует хоть какую-то (обычно минимальную) самостоятельность сюжета, мотивированность поступков героев и эмоциональное наполнение, а не только наполнение, гм, отверстий на теле. Правда, герои предпочтительны знакомые фандому. Авторы, конечно, щебечут, поясняя, что им просто ну очень нравится внешность, скажем, актеров из "Доктора Хауса" и "Мерлина", из "Сверхъественного" и "Гаррипоттерианы". Неохота им, авторам, придумывать собственных хромых социопатов, хрящеухих магов и зеленоглазых секси. Поэтому, мол, и пользуются тем, что предоставляет сетка вещания телеканала Universal. Подумаешь! И ничего такого. Хотя использование уже готового образа - распространенный прием ролевых игр. Напяливаешь на себя чей-то невзъебенный брендовый образ и освежаешь им собственную сексуальность, как сексолог завещал. И ничего такого, да. Если давать себе отчет, что ролевые игры и театральный спектакль - разные уровни творчества. И преследуют они разные цели.

На этом самом месте всякий фикофил начнет припоминать гениальные произведения, якобы рождавшиеся из-под пера такой и сякой авторессы, которая впоследствии издалась (естественно, в "Армаде") и стала бешено популярной (три рубля и жопа на ночь триста баксов гонорара и три тысячи тиража). А вот на этом моменте стоит остановиться поподробнее.

В прошлом посте я заявила, что проблемы детской литературы распространяются на литературу подростковую. Кое-что из набора я уже упомянула: немотивированность поступков героев, надуманность фабулы - все это мы встречаем и в детских книгах. Но если в книжках для детей персонажи ведут себя, точно под спидами (неконтролируемая моторная активность, практически гипомания), то в подростковой литературе они словно экстази объевшись (гиперчувствительность и гиперсексуальность так и хлещут). Форменный наркотический приход.

И если в этом состоянии герои касаются друг друга, то секас бывает ниипический. В смысле, незабываемый. Притяжение после него непреодолимое. Хотюн с первого раза формируется страшный, многолетний. То есть не просто любовная зависимость, а любовная зависимость в энной степени.

Забыв про работу и семью, про бога и геенну, персонажи утрахивают друг друга и в сортире, и в храме, и под дулом пистолета, и под взглядом ангела смерти. А чтоб хоть как-то обосновать силищу небывалую, либидозную, всякий раз перед нами разворачивают перечень препятствий: родные-гомофобы, косная социальная среда, клановая вражда, взаимная неприязнь или наоборот, пылкая дружба, сопряженная со страхом обидеть якобы гетеросексуального друга. Или вовсе близкородственные отношения. Всё, разумеется, преодолевается на раз. Даже тот факт, что влюбленные - родные братья. Нуачо? У них любовь, которой допрежь того меж людьми не видали - и пусть мир катится нафиг. К тому ж запретный плод сладок. А суперзапретный - суперсладок. До диабета вплоть.

Болезненная, неудержимая страсть, растиражированная тысячами повторов, не может не разнообразить себя маскарадными костюмами. И вот персонаж шоу из себя-доктора-себя-актера-себя-мага превращается в сексуального сантехника, ковбоя, хастлера, Белоснежку и семь гномов. Не становясь ни на йоту живее. Он становится плоской нарисованной жестой, несмотря на то, что в сериале был живой и теплый. Читателю предлагается безоговорочно поверить в то, что эта картонная (или резиновая) кукла чувствует острее, чем нормальный человек, действует решительнее, любит крепче и ебется изобретательнее.

Чтобы писать о людях в их естественном, неманиакальном состоянии, нужно иметь представление о зрелой эмоциональной сфере. Лучше бы, конечно, и самому ее иметь, но не всем так везет в жизни. А если описываешь надуманные страсти с ниипически прекрасными участниками, то бери ты хоть известных персов, хоть оригиджиналы (все тех же чужих героев, но с придуманными тобой "оригинальными" именами) - никакая это не зрелая, самостоятельная литература, а все она же, прикладнуха на подрочить.

Ее все больше. Фикрайтеры, выбившись в писатели, нифига не меняют своих привычек. Тщательно выстраивают модель сексапила, но забывают об элементарной мотивации поступков. Высасывают из пальца психологические и социальные конфликты. Заставляют героев суетиться и шустрить за ради воссоединения влюбленных, подбрасывая противостояние среде и семье, точно сырые дрова в не желающий разгораться камин. Вот этой самой сыростью-холодностью и удручает незрелое чтиво, которое у нас имеет статус литературы для подростков.

Причем зачастую пишут его отнюдь не подростки. Пишут его люди, которым кажется, что подросткам главное, чтоб побольше в книжке было приключений и страстей. "И обнаженные девушки стаями". (с) Чтоб подросток узнал себя, нищаснова-одинокова, которого никто не понимает - а потом раз! - и он уже чудесным образом преобразился, у него отросли крылья, клыки, когти и волшебные артефакты из всех мест. После чего его немедленно полюбили и приняли в самую крутую команду, причем сразу предводителем.

Разве это годная литература для подрастающего поколения, я вас спрашиваю? Это ролевые игры - с бурным секасом или просто с бурным квестом. Ничего в ней нет о взрослении, о самореализации, о становлении личности.

И так же, как современная детская литература не дает ребенку представления об окружающем мире, подростковая литература этого мира избегает, предлагая вместо него войнушку-бродилку-цирк с конями. Извлечь из подобной развлекухи какую-то мысль и пользу так же маловероятно, как и из приключений какашки по весне.

Комментарии

inesacipa
27 мар, 2012 11:43 (UTC)
Да. Это оксюморон, как и ваши этические, а также эстетические представления. Вы мутно мыслите и хотите, чтобы я поддержала ваши мутные ощущения на тему пользы и удовольствия, получаемого от фанфиков. От мастурбации тоже, между прочим, получить удовольствие - легче легкого. Вы уверены, что на за благословением на онанизм ко мне явились? Потому что очень похоже.

И знаете, у вас, фанфикоридеров, один и тот же аргумент ВСЕГДА: нам нет дела, литература это или нет, нам нраацца. Так вот, до вашего удовольствия мне нет дела, как вам нет дела до темы поста. Не знаю, поймете вы или нет, но это ВЫ приходите в МОЙ пост и заявляете, что вам нет дела до того, что в нем обсуждается. После чего предлагаете мне собственные темы для обсуждения и долго-долго их муссируете.

Как по-вашему, это вежливо?

Вас не интересует оценка самостоятельности произведения? А меня интересуют. Вас не интересуют рамки понятия? А меня интересуют. Вас не интересует научный подход к критике? А меня - да.

Спрашиваю еще раз: чего ради вы пришли и развели байду на сорок бочек арестантов? Чтобы сказать мне, что не все фанфики написаны про еблю? Это и так сказано в посте. Доказать, что воровать у других авторов можно? Не докажете - и уже поняли это. Настоять, что бывают талантливые фанфики? Я уже сказала - если герои и миры украдены, талант и стиль без следа растворяются во вторичности.

И я бы на вашем месте извинилась за столь демонстративное пренебрежение к теме поста и к моей сфере интересов. В противном случае нам с вами больше не о чем говорить. Совсем.
tak_the_ape
27 мар, 2012 14:30 (UTC)
Так.
Первое: если этот пост писался для обсуждения мутной груды сексуально-озабоченных фантазий, которую кто-то там пытается выдать за литературу, то я, безусловно, развел здесь жуткий оффтопик. За оффтопик могу принести вполне искренние, нелицемерные извинения. Каюсь.
Второе: если нынче вот такое вот порево называют "творчеством по мотивам" и это правило, то я, видимо, и в этом тоже не разбираюсь. Среди тех фанфиков, которыя я читал, сексуальные сцены - не просто исключение, а исключение исчезающе редкое. Я бы написал "их нет", но одну таки вспомнил. То же относится к пренебрежительному отношению к авторскому видению персонажей и мира - я не читаю глупостей с посылом "Автор все наврал".
У меня такое ощущение, что вместо обсуждения того, чем фанфик является как правило, я читал - и пытался здесь обсуждать - только исключения. Если это повод для бана - прошу. Если Вы полагаете, что исключений не бывает, и несогласие с этим есть повод для бана - опять же, прошу.
Третье. Меня интересуют рамки понятий, самостоятельные произведения и научный подход к критике. Художественные произведения, в которых содержатся отзывы о других художественных произведениях, меня также интересуют. Если это НЕ критика - спасибо, я запомню разницу.
Четвертое. Я не понимаю, где с Вашей точки зрения пролегает граница между "допустимой игрой" и "жутким воровством и плагиатом". Если это непонимание, с Вашей точки зрения, есть плод моего невежества - хорошо, я согласен подумать. Если это непонимание есть повод для бана - опять же, увы мне. Но вот мой читательский отзыв: я не увидел определения-описания этой границы ни в посте, ни в комментариях. Плохо я смотрел или ее там нет - судите сами.
Пятое. Благословение на онанизм мне не нужно. И в подростковом возрасте было не нужно - обходился как-то без благословения. Хотя дрочить на героев любимых книг мне, кажется, даже в голову не приходило. Сношать их попарно - тоже.
У меня закончились пальцы на руке, а просто так я считать не умею, так что я пошел ждать бана работать. Всего доброго.
inesacipa
27 мар, 2012 15:32 (UTC)
Я вас не банила. Я вас расфрендила. Но если будете нарываться на бан и упрашивать - получите, не сомневайтесь. Хотя я вижу поводы для расфренда, а не для бана.

У нас с вами разные представления об очень важной для меня вещи - об интеллектуальной собственности на произведение. Вы считаетесь только с законодательным аспектом. А без сутяжничества, дескать, произведение принадлежит читателю. Ну и фандому, видимо. Мне такой подход крайне не нравится. Это раз.

Также вас не интересует то, что интересует меня. Сколь бы вы ни заявляли, что оно вас интересует - выше вы уже высказались: получаемые вами польза и удовольствие от фанфика важней того, литература это или суррогат, бесспорный (а не "жуткий", как вы изволили мне свое выраженьице приписать) плагиат или ролевая игра. Ну а я развела сыр-бор из-за ерунды. По вашему мнению. А я не люблю, когда темы, выбранные мной для размышления, называют ерундой. Это два.

Вы не увидели обсуждения проблем подростковой литературы, равно как и дефиниций между самостоятельным произведением и несамостоятельным? Ай, бедный. И теперь ждете, что я начну шарить в поисках цитат, в которых вы тоже не увидите требуемого. Потому что делать вид, будто вы не видите очевидного - самый простой контраргумент. И способ развести меня на холивар длиной в вечность. Чего я - об этом даже в топ-посте сказано - допускать не намерена. Это три.

Художественные произведения, где упоминаются другие художественные произведения, вы записываете в критику, отрицаете существование научной критики, ставите профессионалам в пример тусующихся ребят, близких к народу, путаете мифологию и фольклор и приписываете несуществующие намерения Толкиену, который если о чем и писал, так это о желании создать ЭПОС наподобие финской "Калевалы", а не английскую мифологию, которой якобы нет. Делать выводы из несуществующего посыла - это от невежества. Это четыре.

Вы интуитивист, поскольку именно они принимают гуманитарные науки за сферу, в которой можно ничего не знать, но тем не менее всё понимать. Я не просвещаю интуитивистов и не веду с ними научных дискуссий. Это пять.

Я могу считать и без пальцев, но мне и этого хватило. Поймите, наконец: можно вызвать у человека отчуждение и не ругая его последними словами. Просто выказав пренебрежение к его интересам, мыслям, знаниям и представлениям. Вы такое пренебрежение продемонстрировали. Возможно, сами того не желая.

Именно сомнение в том, что вы хотели наговорить мне неприятных вещей, заставило меня обойтись без бана. Вы можете комментить, буде у вас такое желание, благое, непринужденное. Но я все-таки не уверена, что оно у вас появится, поскольку вы уже обнаружили меру моей жесткости и даже округлили ее в своем сознании до полной авторитарности. Подобное восприятие не способствует беседе. А мертвые души мне в списке френдов без надобности.

Вот, собственно, и все.
noldo_ecthelion
29 мар, 2013 17:25 (UTC)
Просто интересно как вы разграничиваете?
Скажите а как вы проводите границу?
Скажеим Н.Д. Перумов( хотя не могу не отметить,что люблю и него больше ГБ и имперский цикл) в Кольце Тьмы и К. Еськов в Последнем кольценосце(кстати рекоминдую его "Историю Земли и жизни на ней) использовали чужой литературный материал в виде названий и некоторых смысловых отсылок т.е. формально по вашему определению, это фанфик.
Однако, де-факто, это совершенно самостоятельные произведения, знакомство с которым не требует знания первоисточника, от слова совсем.
Или скажем другой пример
http://rational-potter.livejournal.com/
Прелестный фанфик,Э. Юдковски формально про Гарри Поттера, а фактически о методах научного мышления, трансгуманизме и рациональности.
Более того, я совершенно уверен, что от заменыглавного героя с Гарри Поттера Джеймса Эванса на Джеймса Оливера , он не потерял бы ни на йоту своей ценности.
Ночь в тоскливом октябре Роджера Желязны , где Мэтр использовал аллюзии на различные миры, вполне могли бы тсегодня назвать кроссовером.
Где граница, за которой начинается фанфик?
inesacipa
29 мар, 2013 18:50 (UTC)
Зато мне неинтересно с вами вязаться
Пяток затасканных примеров рядовой литературной реминисценции, малограмотная простыня, где каждая фраза с новой строки (повышает ценность фразочки - больше-то нечему), немного брезгливого недоумения в тоне - и собеседник ваш на долгие сутки. Усрется, излагая свое видение разницы между воровством и аллюзией, пока вы ему свысока не заявите: ну нет, я это совсем иначе вижу. Учебник неправ! У меня есть моя имхушечка!

Да кто ты такой, чтобы я читала твою хуету с ошибкой в каждой строчке? Чтобы вообще претендовать на мое время, ты, безграмотный холиварщик в чистом виде?

А ну пшел вон - Перумова любить, на гарридраки дрочить и "рекоминдовать" свои уебищные дефиниции тому, кто побежит по твоим ссылочкам. Грамоте бы сначала выучился, диспутант, транс-гуманист фигов.

Календарь

Июль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   



Метки

Краткое содержание




Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner