Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Category:

Святая простота фанфикшена


Регресс прогрессирует. Поняв, что прозу Керуака я сейчас ниасилю, хоть бы он и писал со всеми знаками препинания, я метнулась в другую крайность - села и просмотрела 7 сезонов "Супернатуралов". После чего пошла в эти ваши интернеты и прочла эдак с тыщу фанфиков. Из самой морально сомнительной категории - так называемой РПС (фанфики о реально существующих людях). Зачем? А затем же, зачем я писала диссертацию - ради понимания очередного пласта масс-культуры.

Мы ведь любим попрезирать новые пласты этой самой масс-культуры. Особенно те, которых в нашей собственной юности не наблюдалось - так что мы ими для облегчения полового созревания воспользоваться не смогли. А эти, нынешние - смогли! Ну как их не попрезирать? Таков механизм выставления оценки тому или иному культурному явлению - но лично меня он удручает. Я предпочитаю оценивать явления не по тому, могу я ими воспользоваться или не могу. Ну и не по нижней планке, разумеется. Поскольку 90 % чего бы то ни было - полная чушь. Это правило работает в любой сфере, жанре и системе, проверено на личном опыте.

Словом, я отправилась в Фанфикляндию, посмотреть, каковы те 10 %, на которые посмотреть стоит. Хотя изначально у меня сформировался вполне научно-сексологический вопрос: che cazzo volete, ragazze? То есть: какого хуя надо, девочки?

Вопрос этот возникает буквально сразу после прочтения статьи в википедии: зачем лицам женского пола приписывать гомосексуальную ориентацию персонажам и актерам, вполне себе гетеросексуальным и женолюбивым? В реальной-то жизни только и слышишь хоровые женские вздохи насчет массового исхода перспективных мужских задниц в противоположную команду. Что, народное творчество извращает потребность масс до того, что они превращаются в собственную противоположность? Да уж, самодеятельность - это страшная сила. Но все-таки не настолько страшная. Иначе ее бы уже использовали в военных целях.

Слэш (он же яой, он же гомоебля) составляет немалую долю фиков. Конечно, поверху может быть накручен некий сюжет (в большинстве случаев топорно сделанный или откуда-то спертый), хотя ядро повествования, как правило, включает в себя подробно описанный секс между двумя персонажами или актерами, играющими эти самые персонажи. История, словно река к океану, стремится к сцене секса, после которой, в принципе, уже несущественно: рассорятся ли герои по пустякам типа "А у тебя прыщи! - А тебе никогда не дадут Оскара! - Ну и пошел в жопу! - Приглашаешь?", чтобы потом лет 5-7 страдать друг по другу; или они красиво поженятся, после чего начнут конфликтовать уже всерьез, коррелируя количество детей, собак и любовниц, дозволенное каждому из геесупругов для полного геесчастья.

Фанфик можно считать небезнадежным, если сексуальные сцены эмоциональны, а не техничны. Иначе описание секса ничем не отличается от описания боя в родимой фэнтези. Читателю вручают протокол техосмотра: кто в кого чем входил, кто на кого напрыгнул и какую группу мышц при этом задействовал. И жидкостей, жидкостей побольше. Чтоб текло, размазывалось, липло и высыхало на разгоряченной коже. Правда, обстоятельное изложение эмоций делает из мужских персонажей девачек с ПМС. Не представляю себе мужчину, который, едва познакомившись с будущим партнером по бизнесу, сидит и, сглатывая, оборзевает от:
- могучих загорелых бицепсов,
- запотевшей (sic!) ключичной ямки,
- выступающих тазовых косточек,
- охренительной задницы,
- джинсов на бедрах,
- взъерошенных волос,
- покрытого щетиной (тщательно выбритого) кадыка,
- неспадающего стояка.
Всё это добро перечисляется процентах в 80 фиков. А персонажи тем временем смотрят друг на друга и сглатывают, сглатывают. Пока читатель не надро... не натешится.

Схема несложная, вся сложность - в мотивации автора. Есть, конечно, такая вещь, как желание средней руки сетератора пристроиться в разработанную щель, то есть нишу. Работа на публику, широкая известность в узком кругу, похвалы от специфической - ах, пардон, целевой - аудитории... Но конъюнктурные соображения никогда не бывают единственным мотиватором. Всегда есть что-то еще, влияющее на окончательный выбор области приложения себя. А то ведь спросом пользуются и трэш-угар-но не содомия-хоррор-муви. Выбор есть всегда, хотя бы частичный. Так что же влияет на выбор автором жанра под названием слэш?

Ке кацо, я вас спрашиваю, рагацци? Если вам хочется оттрахать этого красавчика - вообразите его в своей постели! Шо ж вы его куда ни попадя суете, не щадя красавчикова живота? Вы гляньте на фотку - на нем же, болезном, лица нет.

Впрочем, в мотивации слэшеров я вскоре разобралась. Чай, не в первый раз.

Согласитесь, не у всякой женщины настолько высокая самооценка, чтобы верить в возможность подложить предложить себя знаменитости - да так, чтобы знаменитость не сбежала с выражением "Задолбали фанатки!" на красивом искаженном лице. Следовательно, сознание и подсознание в кои-то веки согласно кивают: тебе с ним не светит, смирись, детка. На вопросы: с кем не светит - с выдуманным персонажем? с актером, его воплотившим? с нарисованным анимешным монстриком? - ответ один: ни с кем из них. Никогда, ни при каких обстоятельствах, аминь. От этого еще обиднее наблюдать, как недоступные тебе сексуальные поганцы влюбляются, ибуццо, женятся, заводят детей, собак и говорящих коней радикально-черного окраса.

Так не доставайся же ты никому! Разве что партнеру по сериалу, думает слэшер. Все ж не так обидно, если ты, изменщик, будешь сношаться не с бабой покрасивше меня, а с кем-то, кого я и сама бы... того-с при случае.

Вот аффтар и пишет трогательную историю о том, что на самом деле, в кулуарах, за дымовой завесой из жен, детей, собак и лошадей, прекрасный принц (поправочка - два прекрасных принца) испытывают запретную страсть. Зачастую годами, без надежды на взаимность, но обоюдно. А все потому, что при первой встрече не заметили жаркого огня желания, опаляющего бездны самых красивых глаз, тусующихся аккурат напротив. Видимо, из-за самых пушистых ресниц, прикрывающих пресловутые бездны. Ну или там отвлеклись на подсчет веснушек и родинок. И не спрашивайте меня, кто и при каких обстоятельствах способен считать веснушки на горячо любимом носу. Как обладатель веснушек, ни разу никем не подсчитанных, подозреваю: подобные проявления страсти - плохой знак. Небось, пылкий бухгалтер по жизни маньяк-калькулятор, только того и ждет, чтоб насмерть возлюбленного посчитать.

А еще не вем, как можно испытывать запретную страсть ГОДАМИ. Отчего-то мне кажется: за годы вулканическая страсть остывает до умеренного бульканья и превращается либо в грязноватую рутину, либо в разбавленную желанием дружбу, либо в привычную тянущую боль в груди. А вот полыхать и извергаться годами - на это взрослые люди пойтить не могут. Гормональный фон не позволяет.

Чем, собственно, и плох фанфикшен: он не просто грешит против реалий - да фиг бы с ними, с реалиями, для того они и нужны, чтоб искусство против них грешило. Нет, он огрубляет и оглупляет образ, сюжет, атмосферу, он берет за основу голимую схему, не обращая внимания на тонкости. Для фикописца не существуют ни развитие взаимоотношений, ни усталость металла тела, ни гормональные рамки, ни эмоциональные стопоры. Его герои всегда горят, жаждут и хочут. Включая и тех несчастных, кто вполне жив и телесен - хоть и на другой планете под названием Тиливизер. Пусть они жгут свою, гм, свечу даже не с двух, а с четырех концов - лишь бы ты не скучал, читатель! Будут тебе и неопалимые бездны, и негасимые страсти, и неспадающие стояки, описанные колико возможно подробно.

Постепенно читатель привыкает к тому, что его не до себя подтягивают, заставляя думать и чувствовать, а опускаются до самых его низменных потребностей, применяясь к эмоциональной и интеллектуальной неразвитости инфантила. При таком подходе даже те, кто мог бы вырасти из инфантила в разностороннюю личность, останутся на пубертатном уровне - зачем рваться за горизонт, когда "нас и здесь неплохо кормят"? (с)

Между прочим, детальные гиперэмоциональные описания - распространенный прием не только в фанфикшене, но и в ЖЖ-контенте. Литературном и окололитературном. Посты, посты и посты с изложением переживаний по поводу... чего угодно. От загаженного общественного туалета до смерти любимого телефона. И в каждом втором посте - удачные фразы, интересные метафоры, находки, находки. По одной, по половинке, по четвертинке на произведение. Хочешь что-нибудь извлечь из этих отвалов? Садись и додумывай, рихтуй, шлифуй, пересоздавай. Просеивая фанфиковую и жежешную литруду, со временем можно намыть небольшую кучку золотишка. Правда, для получения такого же количества литературного драгметалла достаточно внимательно прочесть хорошую книгу умного автора и включить мозги. Если они есть и если они работают, конечно.

Но поскольку на данный момент их нет у меня, я читаю фанфикшен. И словно Ян Гус на костре, могу лишь горько ухмыляться: о sancta simplicitas, верящая, что это - тоже литература...
Tags: авада кедавра сильно изменилась, литературная премия Дарвина, подкаблучник - поза камасутры, пытки логикой и орфографией, сетеразм, уголок гуманиста, цирк уродов
Subscribe

  • Гении одноразового общественного пользования

    Недавно понадобилось мне просмотреть несколько минут из фильма Мела Гибсона «Apocalipto», исключительно чтобы понять, на кой ляд он использовал…

  • Жаждущий крови бог сетей

    Опубликована моя статья в «Камертоне» (скриншот упомянутого в статье поста журналистки О Андреевой там же) - и у меня неожиданно возникла мысль:…

  • "Я была молода, мне нужны были деньги"

    Весна, апрель, день дурака всё не кончается. Наверно, поэтому критикесса Аннушка-чума Жучкова всё лезет и лезет ко мне во френды. И хоть бы декор…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 169 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Гении одноразового общественного пользования

    Недавно понадобилось мне просмотреть несколько минут из фильма Мела Гибсона «Apocalipto», исключительно чтобы понять, на кой ляд он использовал…

  • Жаждущий крови бог сетей

    Опубликована моя статья в «Камертоне» (скриншот упомянутого в статье поста журналистки О Андреевой там же) - и у меня неожиданно возникла мысль:…

  • "Я была молода, мне нужны были деньги"

    Весна, апрель, день дурака всё не кончается. Наверно, поэтому критикесса Аннушка-чума Жучкова всё лезет и лезет ко мне во френды. И хоть бы декор…