Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Осознание незнания


Как всегда, постом френда навеяло. Очень интересная тема, очень сложная, неоднозначная. Надо ли непременно получать профессиональное образование, если ваша работа так или иначе перемещает вас в незнакомую область знания? Нужен ли вуз (особенно современный) человеку с опытом работы? И как, наконец, быть тем, кто работает с междисциплинарными тематиками?

Я и есть этот несчастный, кому всю жизнь интересно междисциплинарное. У меня два образования - биология и история искусства. Вроде бы разнос - куда уж дальше-то! Но есть у этих двух сфер смежная область, называемая исторической антропологией. В вузах ей не обучают, хотя этой науке уже лет сто. И занимается она динамикой коллективного сознания, а также отражением этого сознания в культуре. Я писала диссертацию в указанной области, хотя в специальности тему обозвали "теорией истории". Ну нету у исторической антропологии собственного кода.

Саму историческую антропологию временами приписывают то к культурологии, то к социальной психологии. Хотя социопсихология - это именно область психологии, а отнюдь не истории. Между тем многие методы социопсихологии отлично работают при исследовании коллективного сознания. Притом, что множество гуманитариев (в том числе и историков) понятия не имеют, что коллективное сознание существует. В частности, один мышиный жеребчик, заведующий полудохлой кафедрой РГГУ, весело шутил: "Коллективное сознание - это так же отвратительно, как коллективное пищеварение". Хотя сам за всю жизнь ни единой оригинальной мысли не родил, индивидуй.

Такое вот положение дел в смежных дисциплинах - никто не знает, куда их отнести. Хотя за ними, за смежными, будущее.

Лично я, как вы знаете, больше стодесятилетия пишу книги по психологии - не могу сказать, что это был мой сознательный выбор, но начинала я с них. Эта ниша в начале 2000-х была востребована, поэтому свои первые заказы я получила именно в ней. Не знаю, может, если бы я получила первые заказы в нише политологии... Наверное, и тогда бы пришла в психологию. Притянуло бы. Примагнитило.

Книги мои проходили медредактуру, но ничего противоречащего науке психологии в них не обнаружилось. Еще бы. Все, что я делала в своих книгах, это переводила объяснения определенных социальных явлений с медицинского на человеческий. Рассказывала то, что знает о болезни врач, больному. На понятном больному языке. Потому что большинство психологических деформаций имеет обширный социокультурный аспект. И о нем не помешало бы знать человеку, желающему подобных деформаций избежать. Знать адекватную информацию, а не утешительно-лживые сюси-пуси-угугу, которыми частенько грешат психологи. Я уж не говорю о набивших оскомину"советах психолога", полезных всем, а значит, никому.

Разумеется, я не изображаю из себя ни клинициста, ни диагноста, ни психотерапевта. Но постоянно слышу упреки, что не закончила психфак, не имею лицензии, диплома и медицинской практики. Причем зачастую от людей, рекламирующих дичайшие в своей безграмотности ноу-хау. Поэтому человек, держащий свой частный психдиспансер психотренинг и лечащий социофобию анонимным сексом и прыжками с елки (реальный клинический случай, между прочим), даже издателями считается более профессиональным и перспективным, чем ваша покорная слуга. Что поделать, наступило такое время, когда мир, столкнувшись с проблемой, спрашивает: "Чего тут думать? Прыгать надо!"

Прыгайте, конечно. Это структурирует время и придает жизни видимость смысла. А еще недурственно пополняет кошелек психотерапеута. Так что прыгайте, а я вернусь к своим баранам.

Итак, профессионализм. После перестройки стало ясно, что многие обучающие заведения перешли в режим профанации. Я не уверена, что хотя бы половина полученных на данный момент дипломов имеет вес на рынке труда. Еще в застойную эпоху искусствовед из "кулька" был не ровня искусствоведу из МГУ, но достигалось это неравенство не политикой вузов, а наличием дельных преподавателей в МГУ. По мере вымирания профессуры старой школы, думаю, разница сгладится. А может, УЖЕ сгладилась. Что же до "ниверситетов", всплывших, подобно говну в проруби, в 90-е, большую часть оных стоило разогнать сразу, дабы державу не позорили.

И я понятия не имею, каков расклад сегодня. Наверняка все то же, что и в советские времена: откуда-то выходят неплохо подготовленные молодые специалисты, которым не хватает опыта работы, а откуда-то выходят самонадеянные невежды, которых никакой опыт не спасет.

В любом случае, к профессиональному образованию надо какие-никакие навыки прикладывать. Их, навыки, нарабатывают практикой, десятками, сотнями тысяч повторений, а не зубрежкой к сессии. Ну и талант бы не помешал. Или хотя бы чутье. Например, в посте thestepfordwife упомянуты дизайнеры, не разбирающиеся в сочетаемости цветов. Плавали, знаем... Тысячи их. Однако таким вещам, как конфигурация цветов, слов, форм нельзя просто научить, разложив принципы сочетаемости по полочкам. Эти бесчисленные конфигурации приходится пробовать самому, снова и снова, нарабатывая пресловутое профессиональное чутье. Основой, костяком чутья станет теоретический курс, а мясо нарастет в ходе работы.

Между тем на создание костяка учебные заведения норовят потратить столько вашего времени и ваших денег, что взор поневоле останавливается на пособии для чайников. Хочется обойтись без систематического образования (которое, как все мы знаем, дает великое множество никому не нужных побочных дисциплин) и сразу приступить к сути. Мешает, правда, мысль о том, что владение операционной системой и знание кучи фактов (постепенно меняющихся и устаревающих) - совершенно разные вещи. Ну выучишь ты пресловутые два притопа-три прихлопа - и что? Овладеешь технологиями? Да нет. Просто трындеть на эту тему в соцсетях станет намного легче и приятнее. Ты станешь соцсетевым профи - хотя настоящим профи не станешь, скорее всего, никогда.

Но ведь мысль - не стена, ее можно и того-с... И путь свободен! К вызубриванию набора приемчиков (и неважно, касаются ли те приемчики написания книги или лечения психозов), жестко ограниченного программой-минимум.

Таким образом, проштудируй ты пособие вдоль и поперек, а бОльшая часть сложных, многовариантных ситуаций останется для тебя темным лесом. Ни разрулить, ни даже понять проблему не сможешь. Потому что в запасе у тебя - по-солдатски бедный инструментарий: кружка, ложка, ножик и соль в тряпице. А жизнь, сука, требует каких-то буржуйских томографов и клинитронов. Понимай ты, как эта красата действует, может, и соорудил бы подобие клинитрона из подсобных материалов, действуя ложкой-ножиком, но ты не понимаешь. Тебя не научили. Так что ты как был, так и остался чайником. Даже после пособия. А бывает, что и после диплома...
Tags: осознание незнания, философское
Subscribe

  • Vendite ergo sum — продаю, следовательно, существую

    Моя статья в "Камертоне", вышедшая почти три недели назад. * * * Казус, приключившийся некогда на передаче «Вечерний Ургант», когда ведущий…

  • Блестящий критик я

    Презентация сборника, в котором есть мои статьи, на Московской международной книжной выставке-ярмарке прошла довольно гладко. Я сижу в центре и мешаю…

  • Ихневмон, убийца крокодилов

    Небольшая справка, о ком вообще речь в названии. Египетский мангуст, или фараонова крыса, или ихневмон (лат. Herpestes ichneumon) — вид животных…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 88 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Vendite ergo sum — продаю, следовательно, существую

    Моя статья в "Камертоне", вышедшая почти три недели назад. * * * Казус, приключившийся некогда на передаче «Вечерний Ургант», когда ведущий…

  • Блестящий критик я

    Презентация сборника, в котором есть мои статьи, на Московской международной книжной выставке-ярмарке прошла довольно гладко. Я сижу в центре и мешаю…

  • Ихневмон, убийца крокодилов

    Небольшая справка, о ком вообще речь в названии. Египетский мангуст, или фараонова крыса, или ихневмон (лат. Herpestes ichneumon) — вид животных…