Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Вовка в тридевятом интернете

Блядский цирк

На днях задали мне вопрос о том, как долго длится виртуальная обида. Предположим, кто-то вам наговорил неприятных вещей, обидел вас и/или разозлил - как долго продлится это ваше чувство, а точнее, определенное отношение к автору этих слов? У меня и у самой в памяти надолго застревают совершенно ничтожные инциденты (и личности!). Причем это не тролли, коих я забываю довольно быстро. Это - символы какой-то тенденции среды.

Не секрет, что интернет для меня среда незнакомая. Я опробовала только два его аспекта - литературный форум и ЖЖ, мне хватило. Вот, сижу, осмысливаю открывшиеся мне стороны виртуального общения. И изумляюсь тому, что здесь, где у каждого обширнейшие источники информации, люди категорически не желают к данным источникам даже приближаться. И судят обо всем и обо всех без приближения, не говоря уж о погружении.

Полученные в результате такого суждения характеристики запоминаются надолго - именно как символ воинствующего нежелания заглянуть в дело подсудимого вглубь того, о чем судить собираешься.

Вот, например, помню я какую-то девочку (безымянно помню, только юпик - счастливая такая личность с совой), пришедшую ко мне с требованием а-ля "Вовка в тридевятом царстве" - дать ей наводку (слитно, слитно) на автора типа Панкеевой! Очень ей Панкеева нравится, а я тут хуйней страдаю ругаю каких-то графоманов, не рекомендуя публике новых Панкеевых.

Я вообще не люблю, когда в пост об одном совершенно незнакомые типы приходят с разговором о другом. Оффтопы я извиняю френдам, но не кому попало. А уж если мне довелось сесть, прочесть откровенно слабую книжку и даже написать на нее рецензию, то мне кажется, этого вполне достаточно. И требовать от меня, чтобы я еще и нужды любительниц мелодраматической фэнтези удовлетворяла - лишнее, ей-богу. Словом, пришлось честно объяснить поклоннице Панкеевой, что она неправа. Что подобные авторы мне чужды, я их не читаю, а если беру автора и критикую, то значит, мне так хочется. Никаких эвфемизмов - примерно так я и сказала. Парой сухих и холодных фраз. Ну а что мне было, целовать эту чудо-птичницу взасос?

Разумеется, мой тон посетительнице не потрафил. Она-то ко мне со всей душой и с совой наперевес - а я к ней жестким афедроном в броне невнимания. От обиды девочка немедленно побежала по моим френдам расславлять меня как автора записной мэрисьи. Как выражается одна моя подруга в таких случаях: "Жертвит!"

Уж не знаю, как надо упиться для того, чтобы принять мои книги за мэрисью: героини у меня все женщины пожилые, неухоженные, жизнью битые, силой - а уж тем более Силой - не наделенные, разве что монстры из них регулярно получаются, так это ж результат всякой нелегкой жизни, когда из тебя чуть что - очередной монстр прет... Но не в этом дело. Дело в том, что девочка открыла собой нехилый ряд людей, судящих о моем творчестве по неймингу. То есть если книга называется "Власть над водами пресными и солеными", то она - про мэрисью. Если серия называется "Стерва", то в ней - только советы о том, как блядками добыть себе дом на Рублевке. Хотя достаточно прочесть пару даже не глав, а страниц, чтобы понять - это не совсем так или совсем не так. Но как же лень вглядываться в человека, которого намереваешься обосрать обсудить.

На моих страницах Либрусека, Флибусты и Самиздата, да и здесь, в ЖЖ регулярно появляются люди, судящие о моих книгах, не открывая их. Между тем всякий автор, издавший хоть одну книгу, знает: с неймингом у наших издателей беда. Они ВСЕГДА пытаются втиснуть новые книги в имидж раскрученного течения. А раскрученным на Руси считается все, что нравится быдлу. Так что в названии должна присутствовать быдловатость и скандальность - это обеспечит книге завлекательность. Причем под обложкой может быть хоть научная монография - не суть.

Помню, главред "АСТ-ПРЕСС" Татьяна Деревянко без конца пыталась приписаться то к Акунину, выпуская ужасающие опусы про некоего Фондурина, то к Кастанеде, издав якобы неизвестную книгу этого давно, но не наверняка почившего писателя, то вытаскивая из доисторических времен каких-то заокеанских бестселлероделов и требуя от своих авторов "дайте еще одну такую же"... Еще одна Вовка из Тридевятого царства. Каждый из вышеперечисленных проектов провалился и не окупил даже пиар-акцию. И что? И то, что Деревянко так и не поняла: воровать чужую раскрученность бесполезно. Свою надо иметь.

Увы, но объяснять издателю: неверное позиционирование книги не может повысить продаж, зато сильно испортит имидж и автору, и издательству - бесполезно. Он, как та девочка с совой, знает все, даже не заглядывая в. А мы терпим моральный ущерб за их, имиджесосов, тупость.

Вот почему я с таким отвращением отношусь к людям, компрометирующим жанр. Среди читателей - включая тех, кто книги не покупает, а скачивает - полным-полно судей, произносящих "виновен!" не заглядывая в дело. Судящих о книге по обложке, об авторе - по фотке, о книжном жанре - по нечитабельной "общей массе", о литературной серии - по телевизионному сериалу... И совершенно неясно, что с ними, соколами, взвившимися орлами, делать. Они непрошибаемы, будто тролли, хоть могут и не считать себя таковыми. Кстати, я недавно говорила своему давнему личному троллю fomsnatу: тролли именно тем и лучше людей, применяющих приемы троллинга неосознанно, что хорошо представляют себе последствия подобного поведения. Они могут изображать недоумение и возмущение, когда ты их пошлешь, но реальное недоумение и возмущение испытывать не будут. И это чувствуется даже в комментах.

А вот недотролли - они такие пылкие, такие импульсивные, такие искренние... Все-то у них через жопу спонтанно.

Начинаешь что-то объяснять: ага, оправдывается! Значит, виноват! Советуешь почитать, прежде чем трепаться: ага, упрашивает почитать! Значит, никто его опусы по доброй воле ниасилил! Посылаешь нахуй: ага, грубит! Значит, аргументировать нечем!

После этого наши с Энн Дуглас поигрывания холодным и огнестрельным оружием и уверенность, что мы тут самые жестокие критики, выглядят смешно. И она, и я хотя бы четверть книги, а прочтем, прежде чем на автора наезжать. И даже считаем это нормой. А те, кто ляпает свое быдловатое мненьице к книге на Флибусте или Либрусеке (какое быдловатое мненьице будет светить в глаза каждому новому посетителю страницы), не потратят и пяти минут, чтобы прочесть предисловие обосранной книги. Им, по их собственному признанию, названия достаточно.

Естественно, подобную реакцию запоминаешь надолго. Просто потому, что она повторяется снова и снова, во всех деталях, на всех ресурсах, раз за разом, без каких бы то ни было изменений. Как будто я снова и снова читаю странный, дикий, ни на чем не основанный отзыв безымянной девочки с совой...
Tags: авада кедавра сильно изменилась, пытки логикой и орфографией, разорительная роскошь общения, сетеразм, уголок гуманиста, цирк уродов
Subscribe

  • Vendete ergo sum — "продаюсь, следовательно, существую"

    Вот так задумаешься над условностью в искусстве, а мысль сама раз — и перескакивает на всякую неприличность. И уже не в искусстве, а буквально во…

  • Внутре у русской интеллигенции

    Забавное существо этот наш современный интеллигент. Недавно на фейсбуке иносказательно описала случай, когда товарищ, читавший здесь мою статью для…

  • Этот дрыщ считает себя Ктулху?

    Вот представьте себе, дорогие друзья, графомана, который лет надцать назад "по фантастике пошел". Буратинистый такой понтаст, чьи мозги навек…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 100 comments

  • Vendete ergo sum — "продаюсь, следовательно, существую"

    Вот так задумаешься над условностью в искусстве, а мысль сама раз — и перескакивает на всякую неприличность. И уже не в искусстве, а буквально во…

  • Внутре у русской интеллигенции

    Забавное существо этот наш современный интеллигент. Недавно на фейсбуке иносказательно описала случай, когда товарищ, читавший здесь мою статью для…

  • Этот дрыщ считает себя Ктулху?

    Вот представьте себе, дорогие друзья, графомана, который лет надцать назад "по фантастике пошел". Буратинистый такой понтаст, чьи мозги навек…