Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Субъективное эссе


Есть талантливые авторы, которые мне не нравятся. Вроде и простая фраза, и не поспоришь, а внутренний протест все равно ощущается: как это - талантливые, а не нравятся? Ну ладно гении - к этим всегда отношение противоречивое, воздействие слишком мощное, идеи слишком яркие, агрессоры они, вечно без кода в программу влезть норовят... Зато талантливые пожиже и в общении поприятнее. Можно глядеть на их идеи из-за стекла: не разделяю, мол, но сделано хорошо. И главное, опасности для моего мироощущения не представляет. Ну не стану же я меняться под влиянием того, чью структуру и принцип действия вижу насквозь.

Впрочем, это так, вступление и отступление в одном флаконе. А вообще-то я хотела рассказать про трилогию "Метаморфозы" Марины и Сергея Дяченко - "Vita nostra", "Цифровой, или Brevis est" и "Мигрант, или Brevi Finietur".

Первые книги трилогии посвящены гениальным деткам Саше (женского пола) и Арсену (мужского). Девочка Саша учится в удивительном учебном заведении, где людей превращают в слова Речи (Истинной Речи, Речи Творения, Первоязыка, Логоса, Фобоса и Деймоса им в печенку), учится на отлично, порывая с любым кавалером, едва лишь тот встанет между нею и зубрежкой. Девушка настолько впертая, что сразу понимаешь - в финале героиня торжественно вылетит в трубу продвинутым сгустком энергии. Зато мальчик Арсен даже в школе не учится, потому что его поймал на крючок плохой-преплохой терминал иномирного разума и использует в своих целях - как геймера, как компьютерный вирус, как агента и как контрагента. При этом разум такой всемогущий-всемогущий, а Арсен такой наивный-наивный, что сразу видать - быть ему компьютерной игрой, крутой и поучительной. Что, собственно, и происходит.

И прежде чем перейти к последней книге, признаюсь: не люблю я панической фантастики в духе "Гадких лебедей" Стругацких. Человек настолько боится себя будущего, что в нем фейерверком взрываются конспирологические идеи - технобожества и пандемы стаями бродят по тучным нивам творческого воображения и щиплют налитую свежими фобиями травку. Хотя приглядишься к иным нервическим антиутопиям - да и плюнешь с досады: подумаешь, один раз детишечки с дядями фантастами откровенно поговорили... А дяди не привыкли, чтобы с ними эдак, вольготненько, без пионерского энтузиазма в голосе. Зато тети привыкли, им, тетям, от детишек всякое выслушивать приходится, даже если они совершенно бездетные тети. Тети в основном начинают нервничать не оттого, что детишки говорят, а оттого, что молчат. А вернее - умалчивают.

Вот и боятся каждый своего: дядя фантаст того, что детки говорят, тетя фантастка того, о чем детки умалчивают. Боятся планомерно, многословно и банально. Панфрейдистски так боятся.

Поводов для страха перед детишечками у взрослых до фигища, но истинный - только один. Эти чертовы дети еще будут жить, когда мы умрем. Не все, конечно, будут, но многие, очень многие. И они будут ходить по нашим могилам, рыться в наших вещах и обсуждать наши биографии, когда мы уже не сможем им помешать. Мы даже объяснить им не сможем, как они ошибаются, толкуя наши слова, мысли и поступки так, сяк и наперекосяк. А может (и это ужаснее всего), их так никогда и не заинтересуют ни наши слова, ни наши мысли, ни тем более наши поступки. Если только мы не станем серийными убийцами или военными полководцами, то есть опять-таки серийными убийцами, только в государственном масштабе.

С точки зрения разума все эти подсознательные страхи выглядят нелепыми и стыдными, словно выскочившая из носа сопля. Разум недолюбливает подсознательные резоны для симпатий и антипатий. Если бы разуму дали волю, он бы выбрал повод получше для радости и для боязни. Но, как говорится, зъисть-то он зъисть, да хто ж ему дасть?

Плюс страх перед Сетью (она же Паутина), помноженный на страх перед детишками. Нет, вы поглядите на них: сидят и жмут с адской скоростью кнопки, к которым мы, взрослые, образованные люди, боимся даже прикоснуться. Кто знает, за каким хреном нужна кнопочка F10 и каким сочетанием клавиш на экран выводится меню - быстро подняли руки! Вольно. Ну что, пожилые? Лес рук. Так и будете в пенсионном возрасте на внуках захребетничать?

Сеть, по мнению авторов, выжимает людей досуха, подсаживает на наркотик сетевых развлекух, отнимает последний шанс наладить отношения с семьей, получить реальную радость реальной жизни и сделать перед физической смертью хоть что-то полезное. И мерзее всех, как всегда, выглядим мы с вами, тупые, болтливые блогеры. Мать Арсена, бесконечно повторяющая "забань эту суку" и "это надо поднять в топ Яндекса" производит удручающее впечатление. Разговоры Арсеновой маменьки, утонувшей в жежизни, с папенькой, смотрящим все новостные каналы подряд, тоже должны, по идее, вызывать у читателя глубокое осуждение: она ему про то, кто кому в комментах насрал, он ей - кто кому насрал на фондовой бирже. Ах, до чего же мелкие, убогие людишки!

Вот умный-умный народ фантасты, а все равно дураки преестественные.

Ну не доходит до них простейшая вещь: за ужином люди всегда говорят о "мищанском" - и неважно, споры ли это физиков с лириками (сгинь, сгинь, рассыпься!) или срач геймеров с блогерами. Вечерняя тема - дайджест пережитого за день, беглый и формальный. Но он есть свидетельство того, что собеседники - не чужие друг другу. Осуждать или хотя бы беспокоиться надо тогда, когда люди перестают пересказывать домашним, что их до ужина взволновало. Нехороший признак, ой нехороший. И не надо быть психологом, чтобы понять данную закономерность.

И вообще немало фобий отвалится, если избавиться от шестидесятнических стереотипов насчет мещанства узколобого. Давайте уже глянем по сторонам: все произошло именно так, как они, дорогие наши истерики, мечтали. Эпоха сменилась. Причем не плавным накатом длиною в четверть века - она сменилась мгновенно, за пятилетку. Просто появилось новое средство разнообразить быт человека, погружая его на часок-другой в чужой быт, незнакомый - в качестве наблюдателя, советчика, хулителя, учителя... Или в чужую реальность - опять-таки в том качестве, в каком он хочет. Ну да, сейчас мы понятия не имеем, как с этим средством обращаться, есть ли у него побочные эффекты и сколько пользы можно из него извлечь.

Но это не повод истериковать и биться многомудрыми головами об пол в пароксизме острого кассандризма. Ни один из фантастов, предрекая человечеству полный капец ввиду чрезмерного прогресса - хоть в 1984, хоть в 2000 - ни на йоту не приблизился к реальному будущему.

А также к реальному прошлому, хай ему грець...

Так, олицетворение Виликой-Магучей Литературы, Речь, действующая тютелька в тютельку так же, как Сеть, явно пользуется одобрямсом авторов. И героиню Сашу, в отличие от обалдона Арсена, они лишним компотом не побалуют, а не то чтобы что: "Хочешь чикс - будут тебе чиксы! Хочешь чипсов - будут тебе чипсы!" И ведь девушка - такой же стихийный гений пансистемы, управляющей человечеством. Только Арсен гений Сети, а Саша - гений Речи. Поэтому он учится манипулировать людьми и тратит по барам тридцать миллионов сребренников, уплоченных за предательство рода человеческого - ну а она круглосуточно воображает себе поток Риччи с хирургией, готовя себя в новые перельманы. И если теряет девственность, то только потому, что наставник сказал: это сделает тебя еще более продвинутой, Саша.

Один мой знакомый гей-модельер говаривал в таких случаях: "Привыкай, женщинам не везет по жизни, детка!" За что неизменно огребал по шеям. Я вот только понять не могу, отчего московский гей-мажор с швейным ПТУ в анамнезе и киевские супруги-фантасты, один из которых психиатр, а вторая - актриса, столь едины в этом мнении: привыкай, женщинам не везет по жизни, детка!

Ладно, ладно, я и так знаю ответ на этот вопрос, мне просто смешно, что меняются времена и прибамбасы, а люди нисколько не меняются. А что в результате? А в результате от некоторых книжек хочется потерять девственность даже тем, у кого ее и не было никогда. Обратный эффект, сплошной обратный эффект!

Пора бы уже и фантастам приглядеться к реальности. Писатель - зеркало эпохи, в каком бы жанре ни творил. Хоть какой-нибудь эпохи. И если он не прилепится ни к будущему, ни к прошлому, ни к настоящему, а будет обсасывать маловысокохудожественные штампы, навеянные чересчур нервными основоположниками и родоначальниками... То из-под его пера перестанет выходить литература. Возможно, это будет коммерчески выгодный продукт. Или рупор психологических комплексов. Или и то, и другое. Но не литература.

Ну а про третью книгу трилогии я напишу в следующей части этого большого-пребольшого поста.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, литературная премия Дарвина, пытки логикой и орфографией, сетеразм, философское
Subscribe

  • Ихневмон, убийца крокодилов

    Небольшая справка, о ком вообще речь в названии. Египетский мангуст, или фараонова крыса, или ихневмон (лат. Herpestes ichneumon) — вид животных…

  • Еще одна помешавшаяся на мне графоманка

    См. скриншот. И это всё — за последние сутки. Мое происхождение, мое умение работать руками, моя единственная вещь — жежешная пародия, которую…

  • Эффект Печорин.нет

    Итак, мой конфликт с порталом "Печорин", разгорается он или тихо тлеет, однако входит в терминальную фазу. Меня ужасно утомили эти обещания вот…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 112 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Ихневмон, убийца крокодилов

    Небольшая справка, о ком вообще речь в названии. Египетский мангуст, или фараонова крыса, или ихневмон (лат. Herpestes ichneumon) — вид животных…

  • Еще одна помешавшаяся на мне графоманка

    См. скриншот. И это всё — за последние сутки. Мое происхождение, мое умение работать руками, моя единственная вещь — жежешная пародия, которую…

  • Эффект Печорин.нет

    Итак, мой конфликт с порталом "Печорин", разгорается он или тихо тлеет, однако входит в терминальную фазу. Меня ужасно утомили эти обещания вот…