Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Category:

Сирота латиноамериканская


Вчера сразу в двух никак между собой не связанных местах возникла тема разлученных детей и родителей. В ЖЖ и в очередной серии "До смерти красива". Сами понимаете, такие совпадения могут объясняться... только совпадениями. Но показательными.

Видимо, кто-то (или что-то) хочет, чтобы я основательно поразмышляла над вопросом, что есть родственные связи, когда они утеряны напрочь. Не в ходе конфликта между детьми и родителями, а в ходе ужасной трагедии, из-за которой человек остается сиротой, родства не помнящей.

Подсознание, конечно, подсовывает человеку всяческие красивые сказки, связанные с отсутствующими родителями: они меня не бросили, они меня потеряли. Меня вырвали из любящих рук во время мирового катаклизма, антимонархического заговора, военной эвакуации и буржуазной революции. Это средство для подъема самооценки ребенка, чье самоощущение ниже низкого, поскольку мысль "Меня бросили, потому что я плохой" беспощадно и метко бьет в центр идентичности. Итак, всем ясно, ЗАЧЕМ подсознание заставляет сироту сочинять байки. Неясно, почему взрослый человек, хлебнув негативного опыта, продолжает надеяться вместе с родителями обрести и себя. Даже если у него появляется приемная семья и он уже не одинок, а иной раз и любим не меньше, а больше некоторых родных детей.

Сироте всегда мало условной, осознанной любви. Он мечтает о той навеки утраченной кровной связи, которая якобы таит в себе экзистенциальные данные о его собственной сущности. Почему "якобы"? Да потому, что никаких особых новостей о СЕБЕ, выяснив биографию родных, узнать невозможно. Даже то, что относится к генотипу. Родительский ген проявляет себя в отпрысках с вероятностью 30 %. Личность в большей мере обусловлена воспитанием, нежели наследственностью. Так что дети не являются зеркалами родителей. И если тебе хочется узнать о жизни предков - пусть лучше это будет бескорыстный, а не прагматический интерес.

Сколько же я в своей жизни встречала людей, принадлежащих к древним, прославленным фамилиям! И как мало среди них было интересных личностей. А почему? А потому, что структура мышления поменялась.

В стародавние времена принадлежность к роду ощущалась человеком как изрядная личная ответственность. Слова "Фамилию позоришь!" были серьезным укором провинившемуся. Как часть семьи, человек не мог прикрывать фамилией собственную ничтожность - это было стыдно, порочно и подло. Когда-то. Но не в наши дни, когда, совершив неблаговидный поступок, человек нередко заявляет: да я сын такого-то! - мне, дескать, можно... Неможно.

Неможно быть мерзавцем, прикрываясь старинным или прославленным именем. Неправильно это. Человек должен был служить роду опорой, а не прятать за ним, точно за красивым фасадом, собственную неприглядность.

Но и рассчитывать на то, что имя предков определит тебя всего как личность - тоже неправильно. Это остаток подсознательных схем, глубинных структур мышления, рыщущих в поисках того, кто бы любил тебя, как маленького, просто потому что ты существуешь. Однако ты уже не маленький. Ты вырос вдали от тех, кто мог бы тебя полюбить безусловной любовью и прижимать к груди всякий раз, когда ты болен или расстроен. И у тебя нет привычки прижиматься к этой любящей груди, и в груди той остыло желание тебя прижимать. Так что оставь мамкину титьку в покое и учись сам решать свои проблемы.

Если же родители, от которых тебя оторвали обстоятельства или чья-то злая воля, найдутся, то самые серьезные проблемы не закончатся, а начнутся. Нет белокрылых ангелов среди людей. Каждый из нас в чем-то виновен. Женщина, оставившая ребенка в детдоме из-за финансовой несостоятельности или в надежде устроить свою личную жизнь, куда более виновна, чем недотепа, потерявшая ребенка в толпе. Но и недотепе выросшее чадо спуску не даст. Потому что уже нафантазировало себе абсолютно безгрешную родительницу. А она, оказывается, потеряла его, словно ношеную перчатку.

Всегда есть в чем обвинить живого человека: от прошлых "вин" - типа недотепистости и эгоизма - до нынешних - типа неидеальности характера, например. И ведь придется притираться к этому незнакомцу, который каким-то образом влез на место нафантазированного ангела! Придется терпеть его закидоны, его всплески стыда и порожденной стыдом агрессии. Придется оправдываться за то, что ты такой, каким сам себя сделал, а не такой, каким тебя, в свою очередь, намечтали в разлуке.

Словом, прежде чем тратить годы, а то и десятилетия на поиски кровных родственников, подумай о вероятных - нет, о неизбежных последствиях удачи.

Не говоря уж о том, что неудача может затянуть тебя в болото бесконечных и беспочвенных надежд. Поиски, конечно, могут здорово структурировать жизнь. Проще говоря, они отлично убивают время. И избавляют от реальных, сознательных и продуктивных поисков себя. Приторные речи о том, что не надо сдаваться, что жизнь твоя неполна без генеалогического древа - чистой воды идеологическая обманка. Кому нужно, чтобы твоя жизнь была полна? Передаче "Жди меня"? Авторам душещипательных сериалов? И если ты проживешь жизнь по их подсказке, то будет ли это твоя жизнь - или просто удачный сюжет?

Вот и все, что я могла бы сказать сироте, тратящему свои годы на разыскание знакомых пейзажей и родных сердцу трамваев, выезжающих из-за угла в его младенческих воспоминаниях...
Tags: галерея предков, ловушки психики, философское
Subscribe

  • Сто лет переходного возраста

    Вышла моя статья в "Камертоне", на нее наверняка обидится недавно упомянутая критикесса, не желающая иметь со мною "деловых дел" — я ведь даю…

  • Свободный мир пластиковых кукол

    Время от времени мне носят скриншоты "взлаев с псарни". Псарня Жучки со товарищи у меня вся забанена, но когда приносят цитаты, я в них с интересом…

  • Культурный контрафакт

    Временами возникает мысль — скорее теоретическая, нежели какая бы то ни была еще: хочет наш графоман (и неважно, масслитовец или боллитровец)…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments

  • Сто лет переходного возраста

    Вышла моя статья в "Камертоне", на нее наверняка обидится недавно упомянутая критикесса, не желающая иметь со мною "деловых дел" — я ведь даю…

  • Свободный мир пластиковых кукол

    Время от времени мне носят скриншоты "взлаев с псарни". Псарня Жучки со товарищи у меня вся забанена, но когда приносят цитаты, я в них с интересом…

  • Культурный контрафакт

    Временами возникает мысль — скорее теоретическая, нежели какая бы то ни была еще: хочет наш графоман (и неважно, масслитовец или боллитровец)…